Программа работы с одаренными детьми «Путь к успеху»
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zastrozhnova_programma_put_k_uspehu_2015.docx | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одаренными детьми
«Путь к успеху»
(для 7-8 классов)
Застрожнова Евгения Юрьевна
учитель физической культуры
высшей категории
БОУ города Омска «Гимназия № 140»
Омск – 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели БОУ г. Омска «Гимназии № 140» . При разработке данной программы использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержке Федеральной Программы «Дети России». Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка», но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
Нормативно-правовая база программы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
Цель программы:
Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе знакомства с основами исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для развития исследовательских навыков и коммуникативных умений обучающихся;
- Внедрять в образовательное пространство гимназии вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников во всероссийских, международных конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах;
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
| Мероприятие | Сроки | Исполнители |
1 | Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | 2011-2016 | Методсовет, кураторы НОУ |
2 | Развитие творческих способностей учащихся гимназии. Выявление одаренных детей. | Ежегодно | ГМО гимназии, психолог |
3 | Совершенствование деятельности работы с одаренными детьми. Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях по работе с одаренными детьми. | 2011-2016 ежегодно | Кураторы НОУ |
4 | Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Олимпийские игры», «Муравей», «Орленок» и других. | ежегодно | Учебная часть, учителя-предметники |
5 | Участие школьников в городских, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. Создание детьми своего «Портфолио» | ежегодно | Методсовет, учебная часть |
6 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | ежегодно | Психолог гимназии, методсовет |
7 | Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения:
| 2011-2016 | Психолог гимназии Учителя –предметники |
8 | Анализ результатов реализации программы работы с одаренными детьми | 2016 | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кураторы НОУ |
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Работа ведется по трем направлениям:
1. Работа с учащимися через:
- Конференции, олимпиады, творческие конкурсы.
- Кружки по интересам.
- Элективные курсы по выбору.
- Углубленные программы по предметам.
- Профильное обучение.
- Работа профильных смен лагеря дневного пребывания.
- Консультации по предметам.
- Работа по индивидуальным планам развития.
2. Работа с педагогами через:
- Творческие группы.
- Педагогические чтения.
- Совещания при директоре.
3. Работа с родителями через:
- Родительские собрания.
- Анкетирования.
- Подбор рекомендаций.
- Индивидуальные беседы.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3. Признание коллективом педагогов и руководством гимназии того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.
Формы работы с одаренными учащимися:
- работа по индивидуальным планам;
- дистанционное обучение;
- практическая работа;
- организационная дискуссия;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала программы работы с одаренными детьми
«Путь к успеху»
Универсальными компетенциями обучающихся в процессе усвоения программы являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать модель исследовательской деятельности;
— различать цели, задачи, методы исследования, приводить примеры основных и вспомогательных методов;
— различать гипотезу, предмет и объект исследования;
— различать формы представления результатов (реферат, презентация, публикация);
— собирать материал по теме с использованием выбранных методик;
— формулировать конкретные выводы исследования;
— приводить примеры библиографического описания источников;
— анализировать полученные результаты;
— оформлять проведенное исследование и определять перспективы дальнейшей работы;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации;
— искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в источниках информации;
— публично представлять результаты собственной деятельности;
— использовать в работе мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧНСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 7- 8 КЛАССОВ
№ | Тема | Дата | Дата по факту | Общее количество часов | Планируемые результаты | |
теория | практика | |||||
1 | Введение. Вводная лекция. Анкетирование и тестирование | 1 | 1 | Обучающие должны знать: особенности 1 этапа исследования; уметь: различать гипотезу, предмет и объект исследования; Владеть: алгоритмом исследовательской деятельности | ||
2 | Проблематика исследования | |||||
2.1 | Формулировка проблемы исследования | 1 | 1 | |||
2.2 | Определение темы исследования | 1 | 1 | |||
2.3 | Определение объекта и предмета исследования | 1 | 1 | |||
2.4 | Выдвижение гипотезы исследования. Поиск путей решения проблемы | 1 | 1 | |||
3 | Целеполагание в исследовании | Обучающие должны знать: особенности 2 этапа исследования; уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности, различать цели, задачи, методы исследования, приводить примеры основных и вспомогательных методов; Владеть: алгоритмом исследовательской деятельности, первичным анализом и интерпретацией информации. | ||||
3.1 | Постановка цели исследования | 1 | 1 | |||
3.2 | Реализация целей через фиксирование задач | 1 | 1 | |||
3.3 | Отбор методов и выстраивание алгоритма исследования | 1 | 1 | |||
4 | Реализация цели исследования | |||||
4.1 | Сбор материала по теме исследования с использованием выбранных методик | 1 | 1 | Обучающие должны знать: особенности 3 этапа исследовательской деятельности; уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности, различать формы представления результатов (реферат, презентация, публикация). Владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (собирать материал по теме с использованием выбранных методик, формулировать конкретные выводы исследования) | ||
4.2 | Проверка гипотезы | 1 | 1 | |||
4.3 | Определение результатов исследования в виде конкретных выводов | 1 | 1 | |||
5 | Оценка полученного результата в ходе исследования | Обучающие должны знать: особенности завершающего этапа исследовательской деятельности; уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности, приводить примеры библиографического описания источников. Владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (анализировать полученные результаты, оформлять проведенное исследование и определять перспективы дальнейшей работы), мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе. | ||||
5.1 | Анализ результатов исследования | 1 | 1 | |||
5.2 | Оформление научной работы проведенного исследования | 1 | 1 | |||
5.3 | Определение перспективы дальнейшей работы | 1 | 1 | |||
6 | Заключение. Защита работы в рамках городской конференции «Шаги в науку», областной конференции НОУ «Поиск», Всероссийских конференциях «Шаги в науку» и «Интеллектуальное возрождение». Анкетирование. | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 34 | 15 | 19 |
Список литературы:
1. Азаров Ю. А. Ускоренное выявление и развитие детских дарований // Воспитание школьников. 2009. № 1.
2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. – М. : И. Ч. П.
« Издательство магистр», 1998
3. Еремкин А. И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. М, 2003
4. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
5. Лебедева В. В. Учителю об одаренных детях. М, 1990
6. Лосева А. Л. Работа практического психолога с одаренными детьми. М, 1998
7. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьника. М, 1991
8. Поляков В. В. Технология развития индивидуальности личности. М, 1998 9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М. : НИИ,
2006.
10. Юркевич В. С. Инновационные стратегии работы с одаренными детьми. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
План работы кабинета физики. Направление работы с одаренными детьми «Путь к успеху».
В стратегии развития российского образования до 2020 года одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»...
Путь к успеху. Программа работы с одаренными детьми.
Программа работы с одаренными детьми в условиях сельской школы. Сформулированы основные цели и задачи программы, предложены основные мероприятия по реализации проекта....
Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"
Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...
Программа по организации работы с одаренными детьми "Путь к успеху"
Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения...
Программа по организации работы с одаренными детьми "Путь к успеху"
Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения...