Милосердие и благотворительность Елизаветы Федоровны Романовой – основа духовной зрелости и способности к жертвенности
проект (9, 11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Её великий вклад в развитие ИППО.
Благотворительность и милосердие княгини.
Автор: Швец Сергей, ученик 11 класса
МБОУ «Ильинская СОШ»
Городецкого района Нижегородской области
Осень, 1864 год Дармштадт, в семье великого герцога Гессен - Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории рождается вторая дочь Елизавета Гессен – Дармштадская. Будущая русская княгиня, которая примет православие и получит при крещении новое имя - Елизавета Фёдоровна. Она станет женой Великого Князя Сергея Александровича Романова и будет полноправным членом царской семьи дома Романовых. Ей предназначена тяжёлая судьба, большие испытания и потери, но и великие деяния. Её деятельность даст плоды на многие десятилетия вперёд, а память о ней будет храниться века. Эта красивая, хрупкая женщина переживет своего мужа, у неё не будет потомства, и её по-зверски мучительно убьют. И сделают все, чтобы память о ней была стёрта, искажена, исковеркана, но память о великой княгине живет и сейчас. Потомки уважают, ценят и с трепетом относятся к её личности. Молятся когда трудно, прося помощи, и она обязательно помогает страждущим и нуждающимся, как при жизни.
Когда ей было девять лет, на её глазах разбился её младший братик, и это так повлияло на её неокрепшую детскую психику, что она дала обещание не иметь детей. Боялась, что и её детей может постигнуть такая участь. Когда ей исполнилось четырнадцать лет, то в её семье разбушевалась ужасная болезнь, вся семья, кроме неё, заболела дифтерией. Великое горе пришлось пережить юной принцессе. Страшная болезнь унесла жизни её матери и четырёхлетней сестры Марии. Юная Элла, так её называли в кругу семьи, осталась без мамы. В скором времени после смерти жены отец Эллы заключил морганатический брак с Александриной Гуттен–Чапской. Элла и её сестра Аликс теперь будут в большей степени жить и воспитываться у своей бабушки Виктории в Британии. Бабушка Виктория прививала им с самого детства все самые лучшие качества, которыми должны обладать представители голубых кровей. Но это не значило, что она их баловала и позволяла им все. На то время воспитание особ аристократического происхождения было очень строгое. Их воспитывали в лучших традициях протестантской старой Англии, они изучали иностранные языки, осваивали разные науки, получали отличное образование. Также с малых лет их учили милосердию и благотворительности.
Исповедовали они протестантизм, но после приезда сестёр в Россию они обе приняли православную веру и крестились, получая новые православные имена. Еще в детстве она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Александровичем Романовым, сыном Александра II Освободителя, когда тот приезжал с матерью императрицей Марией Александровной в Германию. Елизавета в юности дала обед, что будет хранить девственность до конца своих дней. Впоследствии, в душевной беседе Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, он признался ей, что тайно дал такой же обед. И по взаимному согласию их брак был духовным. Обряд венчания прошёл в церкви Большого дворца в Санкт–Петербурге. Они жили как брат и сестра. Всегда помогали друг другу, их брак можно считать идеалом, ведь у них была настоящая любовь, любовь, душевная. Она всегда следовала за своим мужем, а сам Сергей Александрович был очень религиозным и набожным человеком. Он соблюдал все церковные каноны, ездил в монастыри, ходил на службы. Елизавета тоже очень увлеклась новой для себя религией. Она стала глубоко и тщательно изучать веру, культуру и особенно язык своей новой родины. В церкви ей было очень спокойной и хорошо, православие стало для неё важной частью жизни. Но пока она не хотела креститься, поскольку боялась обидеть своих родных, которые остались в Германии и Англии.
В 1891 году Александр III назначил Сергея Александровича, своего брата, генерал – губернатором Москвы. И на самого Сергея Александровича и на его супругу Елизавету Фёдорову возлагались огромные обязанности. У великой княгини каждый день были приёмы, балы, благотворительные концерты. С этих пор её благотворительная миссия приобрела еще больший размах. Она посещала множество приютов, детских домов, приходских и воскресных школ. Устраивала благотворительные аукционы и балы, немало усилий было потрачено в развитие больниц в Москве. Раздавала одежду, еду, деньги, как только могла, улучшала жизнь несчастных и бедных людей. Огромное количество сил, средств и личных переживаний она вкладывала в свою работу. Жители Москвы вскоре оценили её милосердное сердце и её труды.
Вскоре помощь мирному населению отошла на второй план, началась русско-японская война 1905 года. Елизавета Фёдоровна немедля начала организовывать помощь солдатам на фронте. Одним из замечательных её начинаний было организация мастерских для помощи солдатам. Под эти помещения она выделила все залы Кремлёвского дворца, кроме Тронного. Целая армия рабочих, женщин трудились в царских залах над рабочими столами, колоссальное количество пожертвований поступало со всей Москвы и провинций. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, медикаментами, формой и подарками для солдат. Так же великая княжна отправляла на фронт походные церкви, иконы и все, что нужно для церковных обрядов. Лично от себя она посылала иконы, Евангелия, Библии и молитвенники. Усердно молилась за защитников родины. В первопрестольной она так же организовывала благотворительные фонды, комитеты, которые занимались обеспечением родных и близких погибших, семьям, оставшимся без мужчин. Создала несколько специальных госпиталей для раненых солдат. Но, увы, сводки с фронтов были очень не утешительны: поражение за поражением. Россия показала неподготовленность и не эффективность армии. Гибли солдаты, а общественность вместо того, чтобы собраться моральным духом, помочь своей стране, начала активно раскачивать обстановку в самой России. Произошёл запуск революционной машины, «мирные» митинги перерастали в кровопролитные столкновения. Активизировались подпольщики–террористы. Сергей Александрович выступал за более жесткое воздействие на террористические организации, и в целом к бунтовщикам и особам, которые раскачивали внутриполитическую и общественную жизнь государства. О своих убеждениях и намерениях он рассказал императору Николаю II, сказав, что более не может занимать должность генерал – губернатора в связи с такими событиями, и изволит просить об отставке в должности. Царь, конечно же, с уважением принял прошение своего дяди, супруги покинули губернаторский дом, переехав временно в Нескучное.
Тем временем эсеры уже подготовили план теракта и убийства великого князя. Агенты этой террористической организации следили за ним и выжидали удобный момент. Елизавета Федоровна получала ужасающие анонимки с угрозами в адрес супруга, жила все время в страхе за него, и старалась везде его сопровождать. Но, к сожалению 5 февраля того года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Елизавета Фёдоровна поспешила к месту расправы, где уже собралась толпа. Её пытались остановить и не пустить к останкам мужа, но она все равно пошла и в буквальном смысле собирала его тело по кусочкам на всей улице. Сложно представить, что чувствует человек в таком состоянии... Но она не поникла духом, не билась в истериках и не устраивала сцен. Елизавета Федоровна, как человек высшей духовной принадлежности, поехала к убийце Каляеву и просила его покаяться. Она простила его и всего лишь хотела помилования его души. Но он не согласился, и даже не стал с ней говорить, так небрежно отвергнув её. И несмотря на её хлопоты перед Государем– императором, Ивана Каляева казнили.
Проходит время, и душевные раны затягиваются... Княгиня теперь стала много молиться, держала строгий пост, её спальня во дворце стала напоминать монашескую келью. Стала избегать всякую светскую жизнь. После ухода её мужа в мир иной, она возглавила Императорское Православное Палестинское Общество. С этого момента её жизнь наполнилась смыслом большего значения, она поняла насколько важно помогать простым православным не только на территории России и за её границами. Часть своих драгоценностей она отдала в казну, остальную часть она потратила на строительство обители милосердия в Москве. На Большой Ордынке она выкупила усадьбу с садом, оборудовала её под целый комплекс, в который входили: церковь, госпиталь, столовая, аптека, амбулатория для больных, школа для девочек, комнаты для священников и библиотека: основала в 1909 году знаменитую Марфо-Мариинскую обитель. Работали там сестры милосердия, монахини, и наравне с ними работала и сама основательница Марфо- Мариинской обители - Елизавета Федоровна. Это был отдельный удивительный мир, который она создала сама. Вся жизнь в этой обители опиралось на православие, милосердие и благотворительность, тут с 6 часов утра и до 9 вечера кипела жизнь. Вся работа послушниц, начинались с молитвы, и с Богом они делали абсолютно все свои деяния, и поэтому у них все получалось. Уже при жизни Елизавету Федоровну называли Белым ангелом России.
Великой княгине была присуща, исконно русская любовь к путешествиям, Елизавета Федоровна много паломничала, ездила, посещала очень много святых мест в России, начиная от самых известных святынь и заканчивая обычными, захолустными, глухими закуточками нашей необъятной Родины. Она посещала множество святых мест, таких как Опта пустынь, Зосимова пустынь, Саратов, Псков. К мощам великих святых и мучеников России. Её по праву считали покровительницей всех паломников, которые держали путь на Святую Землю. Через организации и комитеты создание ею, покрывались абсолютно все затраты, верующих, на билеты в Иерусалим. Также её великая заслуга в том, что в Иерусалиме была построена гостиница для русских паломников. Под ее покровительством был построен русский православный храм в Италии, в городе Бари. Её деяния в сфере помощи паломникам и православным на территории ближнего востока и в частности на Святой Земле и в целом за границей были колоссальными.
Но вот на Россию обрушилась очередная буря, первая мировая война 1914 года. Тогда Елизавета Федоровна отпустила половину своих послушниц в полевые госпитали, не- далеко от фронта. Сама принимала много раненых солдат у себя в обители. Война на первых её стадиях давалась очень нелегко русской армии, очень сложно руководить и командовать такой огромной армией. Но после больших поражений начались и победы, отчаянные командиры и генералы царской армии делали все, чтобы не ударить лицом в грязь и с наименьшими потерями одолеть врага. Но, к великому ужасу, раненых и убитых было очень много. Елизавета Федоровна не покладая рук делала все возможное для помощи армии продовольствие, медикаменты и молитвенники. Она горячо молилась о спасении России. Но никто и предположить не мог, что гибель великой царской России будет спровоцирована не из-за внешнего врага, а из-за внутреннего. Для княгини эта война была очень тяжёлой, поскольку родом она была из Германии. К ней и особам такого происхождения упало доверие и любовь, благодаря злым языкам, по России пошли слухи, о якобы немецких шпионках в царской семье. Люди стали говорить о немецких шпионках. Елизавета Фёдоровна и Александра Федоровна, императрица, стали подвергаться общественной критике. Вскоре, благодаря распоясавшимся идеологам революции, царский авторитет упал. В то время, как царь Николай II был в ставке и лично руководил армией, а члены семьи дома Романовых делали все возможное для помощи фронту, в России начался необратимый отсчет революции. Произошёл роковой февральский переворот. В обитель к “великой матушке” приходили десятки человек. Кто за помощью медицинской, кто просто за тарелкой супа, кто приходил за советом и для утешения своей души. Время было очень тяжёлое, люди поникли, но Елизавета Федоровна никому никогда не отказывала в помощи, будь то моральная или материальная. Несмотря на все её добрые деяния, к ней часто наведывались группы вооруженных людей, которые искали у неё то шпионов немецких, то оружие. Но каждый раз уходили с пустыми руками. Вскоре после этих самых посещений и проверок произошла Октябрьская революция. Поначалу Марфо-Мариинская обитель получала помощь от новой власти в виде продовольствия, медикаментов и прочих вещей, в которых нуждались монахини обители. Саму настоятельницу княгиню немецкие дипломаты уговаривали покинуть Россию в связи очень тяжёлой обстановкой, на что она им отвечала: ”Я ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!”. Она так полюбила Россию, так уверовала в веру православную, что желала принять любую судьбу лишь бы только на этой земле.
После поблажек и помощи новая большевистская власть принялась за уничтожение и истребление. Сначала в обитель наведывались комиссары с проверками, после чего пару послушников из больницы были арестованы. Потом всех детей из приюта перевели в детский дом. Ну, а на третий день после Пасхи, по окончанию божественной литургии, которую отслужил патриарх Тихон, к обители подъехала машина, и из неё вышел комиссар с красноармейцами. Елизавете Фёдоровне дали полчаса на сборы, она успела собрать всех послушниц и проститься с ними, так как все понимали, что они видят её последний раз. Потом её быстро вывезли из Москвы в Алапаевск. Великая княгиня пробыла там последние месяцы своей жизни, на окраине города в школе с Сергеем Михайловичем, младшим сыном Михаила Николаевича брата Александра II. Увы, все члены царской семьи были обречены на смерть. Княгиня все время молилась, молилась, молилась… И в конце концов подошел ужасный момент. В ночь на 5 июля 1918 года её вместе с остальными большевики бросили в шахту, под Алапаевском. Мучеников избили, бросили в шахту, а за тем бросили ручные гранаты. При этом Елизавета Федоровна обращалась к Богу со словами: “Господи, прости им, не ведают, что творят!!!”. Скончались все от тяжёлых ран, голода и жажды. Мучительно и страшно их по-зверски уничтожили, как и всех остальных членов семьи дома Романовых и их спутников. Так жестоко и не благодарно закончился земной путь Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.
После октябрьской революции и смерти Елизаветы Федоровны, Императорское Православное Палестинское Общество разделилось на две независимые структуры: российскую и зарубежную. Российская часть в 1918 году была переименована в Российское Палестинское Общество при Академии наук. Но идея и деятельность теперь имели совершенно иной смысл, такой формат существовал вплоть до развала СССР. Во время советского периода общество в основном занималось исследованиями в сфере Ближнего востока, это обычные научные исследования и ничего более. Но после возрождения ИППО в его первоначальный формат, а это произошло только в 1992 году, общество при поддержке МИД РФ стало опять, как и когда-то, помогать русским православным людям за границей, точнее на Ближнем востоке в частности на Святой Земле.
Вообще возрождение данной организации - это знак того, что мы возвращаемся к тому хорошему и светлому, что у нас было. И это замечательно, ведь сейчас очень важна поддержка большой России. На Ближнем востоке сейчас очень напряженная ситуация, и, чтобы защищать права наших братьев, нужна эта организация. Мы должны равняться на таких людей, как Елизавета Федоровна и Сергей Александрович, и в плане семейного благополучия, и в плане их общественной деятельности. Учиться у них жертвенности, смирению, гуманизму и благотворительности. Должны помогать друг другу в любой ситуации, как делали они. И не забывать про наших братьев за границей нашей необъятной Родины, ведь их очень много на чужбине. Эмигранты 1917 года, сколько великих умов, сколько православных русских людей было вынуждено покинуть свой край, свою отчизну и ехать прочь. А сколько русских осталось вдруг за границей Родины в 1991 году, когда развалился Союз. Мы должны, мы обязаны помнить их и не бросать в беде! Помогать им в это тяжелое время, быть с ними морально и духовно ближе. В этом и заключается великая наша миссия, помощь братьям, ведь Русские своих не бросают!!!
Источники:
- Всемирная история. Энциклопедия. Издательство «Олма» Москва 2008г.
- Вера Маерова. Елизавета Федоровна. Биография. Москва 2008г.
- Правители России. Москва ЗАО «Фирма СТД» ЗАО «Славянский дом книги»
- Русская история. Часть II. Москва, Мысль 1992г.
- Расцвет и падение дома Романовых «Олма» Москва 2007г.
Интернет-ресурсы
http://www.pravmir.ru/redkie-fotografii-elizavetyi-fedorovnyi/
http://forum.srk.su/index.php?topic=692.525
http://www.interfax-religion.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: узнать больше о духовном подвиге Елизаветы Федоровны Задачи исследования: 1) Собрать материал о жизни и кончине Елизаветы Федоровны; 2) Обобщить и систематизировать собранный материал; 3) Подготовить компьютерную презентацию по теме исследования; 4) Рассказать о духовном подвиге Елизаветы Федоровны своим одноклассникам.
Осень, 1864 год Дармштадт, в семье великого герцога Гессен - Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории рождается вторая дочь Елизавета Гессен – Дармштадская, будущая русская княгиня. Имя Елизавета означает «Божья помощь», «почитающая Бога» в переводе с древнего еврейского языка. Ребенок, названный таким образом, будет отличаться преданностью, снисходительностью, умением сдерживать свои эмоции, интуитивностью и женственностью .
Она станет женой Великого Князя Сергея Александровича Романова, и будет полноправным членом царской семьи дома Романовых. Ей предназначена тяжёлая судьба, большие испытания и потери, но и великие деяния.
Герцогиня Алиса С детских лет Елизавета была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой, умершей в 1878. Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.
Великое горе пришлось пережить юной принцессе. Страшная болезнь унесла жизни её матери и четырёх летней сестры Марии. Юная Элла, так её называли в кругу семьи, осталась без мамы.
Элла и её сестра Аликс теперь будут в большей степени жить и воспитываться у своей бабушки Виктории в Британии. Бабушка Виктория прививала им с самого детства все самые лучшие качества, которыми должны обладать представители голубых кровей.
После приезда сестёр в Россию они обе приняли православную веру и крестились, получая новые православные имена .
3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III, о чём возвещалось Высочайшим манифестом . Православное бракосочетание совершил придворный протопресвитер Иоанн Янышев; венцы держали Цесаревич Николай Александрович, Наследный Великий Герцог Гессенский, Великие Князья Алексей и Павел Александровичи, Дмитрий Константинович, Пётр Николаевич, Михаил и Георгий Михайловичи; затем в Александровской зале пастором церкви Св. Анны также было совершено богослужение по лютеранскому обряд.
Елизавета Федоровна и Сергей Александрович
Они жили как брат и сестра. Всегда помогали друг другу, их брак можно считать идеалом, ведь у них была настоящая любовь, любовь, душевная. Она всегда следовала за своим мужем, а сам Сергей Александрович был очень религиозным и набожным человеком .
Елизавета тоже очень увлеклась новой для себя религией. Она стала глубоко и тщательно изучать веру, культуру, и особенно язык своей новой родины. В совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую Землю. В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».
Она посещала множество приютов, детских домов, приходских и воскресных школ. Устраивала благотворительные аукционы и балы, немало усилий было потрачено в развитие больниц в Москве. Раздавала одежду, еду, деньги, как только могла, улучшала жизнь несчастных и бедных людей. Огромное количество сил, средств и личных переживаний она вкладывала в свою работу. Жители Москвы вскоре оценили её милосердное сердце и её труды.
В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии.
С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.
Создала несколько специальных госпиталей для раненых солдат
Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста .
4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала эту драму. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина— она видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!». Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено. После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту Председателя Императорского Православного Палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 годы.
Марфо-Мариинская Обитель Милосердия Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).
При жизни Елизавету Федоровну называли Белым ангелом России.
Марфо-Мариинская Обитель Милосердия
Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес— перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Федоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растет яблоня, по преданию посаженная Великой княгиней
На месте убийства мужа Елизавета Федоровна воздвигла крест с надписью «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» После кончины мужа Великая княгиня не снимала с себя траур, держала строгий пост и усилила молитву.
Ново- Тихвинский монастырь, где накануне гибели содержалась Елизавета Фёдоровна
В ночь на 5(18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18км от Алапаевска. Вместе с ней погибли: великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший); князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Потомки уважают, ценят и с трепетом относятся к её личности. Молятся когда трудно, прося помощи, и она обязательно помогает страждущим и нуждающимся, как при жизни.
Церковное прославление Канонизация В 1922 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомученников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью за границей).
Рака с мощами святой Елизаветы в церкви Марии Магдалины . Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Так было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле выраженное ею во время паломничества в 1888.
«Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив»
« Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас» Елизавета Фёдоровна Романова
Восхищаюсь этой сильной духом женщиной! Всю жизнь она посвятила служению Богу и ближним. Она была истинным патриотом России.
Литература Всемирная история. Энциклопедия. Издательство «Олма» Москва 2008г. Вера Маерова. Елизавета Федоровна. Биография. Москва 2008г. Правители России. Москва ЗАО «Фирма СТД» ЗАО «Славянский дом книги» Русская история. Часть II. Москва, Мысль 1992г. Расцвет и падение дома Романовых «Олма» Москва 2007г. Интернет-ресурсы .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
Внеклассное занятие «Святые русской земли. Милосердная княгиня Елизавета Федоровна Романова»
Внеклассное занятие «Святые русской земли. Милосердная княгиня Елизавета Федоровна Романова» Цель занятия: обобщение и систематизация знаний о жизни преподобномученицы великой княгини Елизаветы; духов...
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
Литвинова Елизавета Федоровна
Литвинова Елизавета Федоровна - женщина математик. Материал для внеклассной работы по теме "Великие математики-женщины"...
Живительная сила женского сердца в судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны
В работе рассмотрена судьба Елизаветы Федоровны: ее детские годы, семейная жизнь, благотворительная деятельность, трагический финал ее земного пути. Уделено внимание анализу историко-культурного значе...
Любовь никогда не перестаёт (великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович Романовы)
Литературно-музыкальная композиция, посвященная любви и судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича Романовых...
Занятие по духовно – нравственному воспитанию «Что такое жертвенность?»
Занятие по духовно – нравственному воспитанию«Что такое жертвенность?»...