Проект "Клуб "Солнышко" собирает друзей"
проект по теме

Алексеева Лариса Александровна

В данном материале описывается деятельность клуба для детей надомного обучения Ратисловской коррекционной школы VIII вида и их родителей  как одно из средств социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими особые образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klub_solnyshko_sobiraet_druzey.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Солнышко собирает друзей»

Направление:    Организация деятельности по преодолению социальной изолированности детей с тяжёлой формой нарушения интеллекта, обучающихся на дому.   Проект   освещает  работу клуба «Солнышко для детей с особыми образовательными потребностями, получающими образование в форме надомного обучения,  учащихся ГК СОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», и их родителей.

Краткая информация об исполнителях проекта.

Сведения о руководителе проекта:

Алексеева Лариса Александровна – учитель-дефектолог  надомного обучения детей со сложной структурой дефекта ГК СОУ ВО «Ратисловская СКОШИ VIII вида.»  Высшая квалификационная категория. Образование высшее, педагогическое специальное. Опыт работы с данной категорией детей – 5лет. Общий педагогический стаж работы – 32года.

Рабочий телефон: (49246) 508-11.

Мобильный телефон: 8-915-772-85-98.

Электронная почта: alexeeva.la@mail.ru

Домашний адрес: 601800, Владимирская область, г.Юрьев-Польский, ул.Свободы, д.129-а, кв.11.

Описание конкурсного проекта.

Актуальность темы.

За последние десятилетия в России  произошло значительное изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями психического и физического здоровья, к оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Общество всё чаще приходит к выводу, что психофизические нарушения не лишают индивидуума способности чувствовать, переживать, приобретать социальный  опыт. Пришло понимание того, что для каждого ребёнка необходимо создать оптимальные условия для развития, которые учитывают его индивидуальные способности и образовательные потребности, невзирая на имеющиеся нарушения  и  силу  дефекта развития.  Принятие потенциала людей с ОВЗ инициировало  появление различных моделей включения их в  жизнь общества и созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни.              

В соответствии с Законом  РФ «Об образовании»  обучение каждого ребёнка должно быть организовано в соответствии  с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжёлыми нарушениями развития  могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Возникли новые как государственные, так и негосударственные  организационные формы обучения.  Домашнее (надомное) обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватель образовательного учреждения  посещает ребёнка и проводит с ним занятия по месту его проживания. В 2012-2013 учебном году в Ратисловской коррекционной школе получают образование в форме надомного обучения 14 ребят с особыми образовательными потребностями в возрасте от 8 до 14лет.    Цель надомного обучения предполагает создание максимально щадящих условий обучения для детей с болезненно ослабленной нервной системой. За основу при этом берется та программа, которая рекомендована ребенку специалистами (общеобразовательная, коррекционно-развивающая или вспомогательная). Такое обучение позволяет оптимально использовать возможности ослабленного ребенка к обучению.

Однако с другой стороны, вынужденная изоляция ребенка от детского коллектива имеет свои отрицательные стороны, препятствует приобретению навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Смена приоритетов и  задач коррекционной школы VIII вида на первое место выводит  вопрос  социальной адаптации умственно отсталого выпускника, его активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в  общении, познании, творчестве. Для их успешной социализации и интеграции в общество нами было решено создать клуб – объединение  детей надомного обучения и их родителей.

Само существование таких объединений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения ссебе подобными «коллегами по несчастью».

В сентябре прошлого 2012-2013 учебного года была начата подготовительная работа по организации нашего клуба. Неоценимыми помощниками  здесь оказались родители  «особенных» детей.      Именно они наиболее заинтересованы в  образовании и развитии своих детей, именно они лучше всех знают уровень развития своего ребёнка, именно они помогают  учителю лучше понять  особенности поведения  и подобрать эффективные стратегии обучения и социальной реабилитации.Традиционно учитель свою работу  начинает со знакомства со всей семьёй. В работе с родителями используются индивидуальные и коллективные формы  сотрудничества. К ним относятся: беседы, консультации, посещение семьи, посещение родителями занятий.Используются и коллективные формы. Такие как родительские собрания, проведение праздников, разнообразные выставки, анкетирование, тестирование. Считаю, что родительские собрания не должны представлять собой монолог специалиста, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Ведь родители не  должны быть просто  пассивными слушателями, а  очень актуально видеть их  активными участниками диалога, важно, чтобы они обменивались информацией, строили общение между собой, педагогами, детьми.

Все эти размышления и  стали основанием появления клуба для  общения детей-надомников и их родителей. Как сказал классик: «Самая большая роскошь  на Земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сант-Экзюпери).Анкетирование среди семей,имеющих «особенных» детей, показало необходимость и актуальность создания такого объединения. Клубная  деятельность – одна из эффективных форм развития общения.Полтора года назад в октябре 2012года   мы собрались на первое заседание нашего клуба. Встреча  оказала действенную помощь во взаимодействии детей и взрослых. Дети смотрели друг на друга заинтересовано, но пока ещё было много стеснения. Взрослые поделились проблемами в развитии своих деток, рассказали об особенностях их поведения, об их слабых и сильных сторонах – словом, обо всём, что вызывает их беспокойство. В процессе общения сложились добрые доверительные отношения и среди детей и среди родителей. Мы все вместе  выбрали название  клуба «Солнышко», так как ребёнок является сосредоточением  любви,  своеобразным «центром вселенной» каждой семьи. На основании анкетирования, результатам обследования и запросов родителей  был сформирован примерный план работы, который мы в процессе деятельности  корректируем.

Цель проекта.

Проект направлен на оказание помощи учащимся ГК СОУ ВО «Ратисловская СКОШИ VIIIвида» Юрьев-Польского района с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, и их родителям в виде психологической, педагогической, социальной поддержки через организацию клубной деятельности. Проект предусматривает дополнительное образование детей, вооружает их знаниями об окружающем мире, прививает навыки укрепления здоровья.

Основополагающей  целью клуба «Солнышко» для общения детей надомного обучения и их родителей является создание педагогических условий для успешной интеграции семей, детей и родителей в общество единомышленников, оказание социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей  с особыми образовательными потребностями.

Задачи проекта.

Цель позволила определить следующие задачи клубной деятельности:

*формирование активной жизненной позиции, как у детей, так и у родителей;

*  развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;

*создание ситуации успеха и позитива;

* развитие толерантности у здоровых детей по отношению к детям с ОВЗ;

*расширение границ общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями и с неограниченными возможностями;

*     юридическое  консультирование родителей.

*     организация совместного досуга родителей и детей с ОВ.

*  обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

Целевая группа.

Учащиеся ГК СОУ ВО «Ратисловская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Юрьев-Польского района Владимирской области со сложной структурой дефекта с особыми образовательными потребностями, получаюшие образование в форме надомного обучения.

Информационная карта проекта.

Сроки реализации: 2012-2013, 2013-2014 учебные года.

Участники клуба «Солнышко»:

* учащиеся надомного обучения ГК СУО ВО «Ратисловкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» VIIIвида»:

* родители названных учащихся как сопровождающие и как самостоятельные участники деятельности клуба;

*  учащиеся  надомного обучения общеобразовательных школ города, имеющие статус ребёнка-инвалида;

*    педагоги Ратисловской коррекционной школы;

*организатор и руководитель клуба учитель надомного обучения Алексеева Лариса Александровна.

Возраст детей: 7-14 лет.

Количество детей: 14 человек.

Продолжительность одного мероприятия: 40-50 минут.

Организация деятельности клуба

* мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц в среднем;

* формы работы клуба: образовательно – развивающие программы,  досуговые мероприятия, творческая мастерская  и т.д.

*  встречи проходят в читальном зале городской детской библиотеки, в учреждениях дополнительного образования и досуга города Юрьев-Польского.      

Для осуществления  деятельности клуба «Солнышко» разработана структура  прохождения заседаний, где учитываются психофизиологические особенности протекания высших психических функций у  учащихся, определена тематика  наших встреч, формы проведения.

Социальные  партнёры

*   дети из общеобразовательных школ – члены добровольческого  отряда волонтёров;

*    сотрудники  детской библиотеки города Юрьев-Польского;

*    сотрудники учреждений дополнительного образования;

*  студенты  Юрьев-Польского гуманитарно-педагогического колледжа– будущие педагоги,

*    сотрудники учреждений культуры;

*    реабилитационный центр Юрьев-Польского района;

*  особую  благодарность мы выражаем  специалисту по работе с молодёжью МКУ «Центра по учебно-методической работе и материально-техническому обеспечению в сфере образования»Чекашкиной Елене Владимировне;

*    мы говорим огромное спасибо жителям  и предпринимателям нашего города, оказывающим нашему клубу помощь и поддержку;

* практически каждую нашу встречу  в районной газете «Вестник ополья» освещает  корреспондент Юлия Лунёва.(приложение  5 )

Инновационные подходы к деятельности клуба «Солнышко».

*разработана структура прохождения наших встречс максимальным учётом особенностей детей;

*всегда участие родителей; приглашение гостей – как правило, все заряжаются нашим позитивным настроением и становятся активными участниками;

*    уже не один раз фрагменты занятий проводят наши мамы, что вызывает особый интерес со стороны детей;

*    дети из нашего клуба всегда рады гостям, и  сами тоже любят  бывать в гостях, т.е. мы стараемся,  чтобы наши встречи проходили  в разной  обстановке;

* мы стараемся привлекать к занятиям в клубе детей из общеобразовательных школ;

*     посещение  особенными детьми  занятий в  школе искусств,  Центре внешкольной работы (своеобразный вид инклюзии), учреждений культуры города и т.д.;

*   на наших встречах мы фотографируем детей, часто снимаем видеосюжеты  и впоследствии  смотрим вместе с ребятами и родителями. Это нравится ребятам, они узнают себя и друг друга, взрослые могут проанализировать занятие и лучше подготовиться к следующему (приложение 1, 2, 3, 4);   *   через районную газету «Вестник ополья»  мы заявили о себе, что привело к тому, что жители города теперь знают о наших детях;(приложение  5)

Да, ребятам на надомном обучении очень тяжело даётся учёба, но и у нас есть свои сильные стороны. Например, успехи в творческой деятельности. У Саши В., Полины М. довольно много авторских работ.  Мы устраиваем персональные выставки: в детской библиотеке города картины из пайеток  члена клуба «Солнышко» Полины Малышевой настолько  привлекли внимание читателей,  что мы оставили картины на выставке на дополнительное время. ( приложение 7)Второй год наши поделки представляются на районную выставку в Центре внешкольной работы.

Работа в клубе даёт импульс к развитию и детей, и взрослых, формированию их активной жизненной позиции. У ребят, посещающих наш клуб, наблюдается рост коммуникативной открытости и качества общения, появляются навыки социального взаимодействия. Это способствует социализации ребёнка. Даёт возможность семье выйти за рамки  домашней жизни, расширить свои возможности  взаимодействия  с  другими семьями .Две  семьи даже даже дали согласие на рассказ о себе в газетной статье, а это показатель социальной активности – трудно громко признать, что «мой ребёнок «не такой», но я не стесняюсь его, я им горжусь. Мой ребёнок не обидит слабого, не кинет камнем в кошку, он добрый и замечательный.»(приложение 6)  У родителей «обычных» детей меняется отношение к своему окружению – они начинают больше ценить простые человеческие отношения, становятся внимательнее и заботливее к своим детям и к окружающим.  

Направления деятельности клуба «Солнышко».

*формирование единого  образовательного пространства , привлечение специалистов и общественности к проблемам детей с ОВЗ и их семей;

*работа с семьёй по созданию условий для  адекватного развития ребёнка;

* содействие в организации досуга ребёнка с ОВЗ;

*     привлечение волонтёров  из числа студентов педагогического колледжа;

*    применение своеобразного вида инклюзии при организации  совместных мероприятий  для детей-надомников и детей  из обычных классов, выработке толерантного отношения между ребятами;

*   информирование родительской и профессиональной общественности о работе нашего клуба, её целях и задачах;

*      сотрудничество со средствами массовой информации  по освещению деятельности клуба «Солнышко», о семьях наших ребятишек, их проблемах и путях их решения;

 *  становление связей для обмена опытом и сотрудничества с  общественными родительскими организациями Владимирской области и других регионов.

Формы работы.

В своей деятельности клуб использует самые различные формы работы, такие как тематические встречи, праздники, мастер-классы и другие.Взрослые стараются поддерживать атмосферу доброжелательности, сплочённости. Мы стремимся создать  условиядля вовлечения детей в активную творческую деятельность, раскрытия их творческого потенциала, поддержания познавательной активности.Максимально используем любую возможность  коррекции отклонений в развитии ребёнка. Во время наших встреч  проводятся коррекционно-развивающие занятия  по повышению мотивации  к развитию своихспособностей, познанию своих личностных возможностей.Даются упражнения на тренировку памяти, внимания, мышления, воображения. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный вывод.

Условия реализации проекта.

1. Кадровые условия:

Руководитель проекта: Алексеева Л.А.

Исполнители –педагоги, родители, волонтёры.

 2. Материально – технические условия:

- оборудование для организации мероприятий;

- аудиоаппаратура,

- фотоаппарат,

-канцелярские принадлежности,

-наборы для творческой деятельности.

3. Педагогические и психологические условия:

 Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье.

Проведение консультаций для родителей в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих психическое здоровье детей.

Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

4. Методические условия:

подбор специальной методической литературы;

проведение консультаций для родителей;

методические консультации для студентов-волонтёров;

подготовка методических материалов;

знакомство с принципами реализации проекта;

культурно-досуговая деятельность;

сбор отчетного материала;

оформление фоторепортажей:

анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

выпуск видеодневника, издание альбома и презентации.

Освещение нашей деятельности в районной газете «Вестник  Ополья».

Ожидаемые  результаты.

*    повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;

* расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;

*   преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;

* формирование в обществе  адекватного  отношения к детям с особенностями развития;

*  овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;

*   формирование и организация здорового образа жизни семьи;

*  организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;

* привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей.

Наши достижения

Клуб «Солнышко» заявил о себе и на областном уровне.Мы принимали участие в весенней  неделе добра ( «Я рисую добро»)  и в осенней неделе добра  ( «Мир вокруг меня»).  В результате - стали лауреатом  областного добровольческого марафона  2013года.5декабря в Доме дружбы города Владимира в рамках празднования Всемирного дня волонтёров на церемонии награждения заместитель губернатора по социальной политике М.Ю.Колков  поздравил присутствующих от имени губернатора С.Ю.Орловой и от себя лично, особо выделив наш клуб как первое объединение для детей надомного обучения среди коррекционных школ области.  Деятельность клуба «Солнышко»  отмечена  Благодарностью от администрации Владимирской области. (приложение  8 )

С опытом работы по организации встреч  в нашем клубе его руководитель Алексеева Лариса Александровна  выступала на областном  форуме  добровольцев «Марафон добра. Включайся!»(приложение 9)

Проанализировав деятельность клуба «Солнышко» для детей с особыми образовательными  потребностями, получающими образование в форме надомного обучения, и их родителей,  позволим себе сделать некоторые выводы:

*  дети  учатся общению – равные среди равных: дети встречаются, узнавая друг друга, разговаривают между собой, учатся задавать вопросы, а кто-то пока ещё не готов к общению, но заинтересованно прислушивается к разговорам;

*    практически  достигнута одна из основных задач: родители наших детей поняли и осознали, что они не одиноки, что рядом есть единомышленники;

Значительно повысилась самооценка взрослых;  наши мамы все перезнакомились друг с другом, стали общаться как лично, так и через социальные сети, обмениваются информацией, решают проблемы.  

*   у нас сложился актив наиболее заинтересованных родителей, значительно помогающий готовится к нашим встречам; (приложение 10 )

* на данном этапе работы уделено много внимания творческому развитию учащихся надомного обучения – наши работы участвуют в выставках разного уровня, размещены в интернете;            

*благодаря заметкам в газете  мы обозначили проблему постройки пандуса в подъезде жилого дома для Никиты Бодрякова. Более двух лет тянулась волокита со стороны чиновников. И сейчас мы рады поделиться  новостью о решении  вопроса;

*  значительно меняется отношение окружающих  к  детям  с ограниченными возможностями;

*   расширились границы  просветительской  деятельности.

Встретились на пути определённые трудности, требующие  решения ряда проблем:  сама школа расположена за 25км от города, наши особенные дети проживают кто в городе, кто в ближайших населённых пунктах разной удалённости. Возникает проблема транспорта для подвоза детей. В городе у школы нет своего помещения. На помощь пришли работники детской библиотеки, предоставив для наших встреч читательский зал.Нехватка соответствующего оборудования тоже осложняет работу.

Уровень маленького районного провинциального  городка  не даёт таких широких возможностей для реабилитации детей  какие есть в крупных городах. Но и на этом уровне мы стараемся максимально полно использовать наши возможности. Осложняет работу малочисленность педагогических кадров со специальным дефектологическим образованием.

Проблема готовности родителей  заявить о себе и дефекте своего ребёнка: семьям, где дети постарше, есть с чем сравнить – что было раньше (практически не выходили из дома и не общались с другими детьми);  и  полное или частичное  отрицание проблем своего ребёнка и , соответственно, неумение ему помочь. Общий вывод: ведь раньше на нас вообще никто внимания не обращал.

Планы и перспективы.

       Продолжать заявлять о себе: такие дети есть и имеют право на полноценную жизнь!  Привлекать внимание общественности к проблемам детей с особыми потребностями.

     Мы уверены в необходимости наших встреч. Рассматриваем возможность собираться чаще.

       Планируем  организовать «Уроки доброты» для учащихся младших классов  с циклом занятий о людях, имеющих инвалидность.

       Разнообразить деятельность «Школы волонтёров» студентов педагогического колледжа.

       Расширить направления работы клуба, больше обратить внимания на спортивно-оздоровительную деятельность.

Разнообразить формы работы с родителями: организовать ряд встреч  в «родительском клубе»  взрослых для решения задач личностного и социального развития родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения. В родительском клубе можно использовать разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные:• консультации по вопросам развития ребенка;• организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;• образовательные семинары и др..

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители: понять, что реально могут для своих детей сделать. Но как же часто  им не хватает поддержки, доброго слова участия. Родители – это союзники в развитии детей,нам  надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка

Заключение.

Мы видим перспективу. Работу в данном направлении будем продолжать и расширять. И пусть впереди много препятствий, барьеров, но мы уверены, что их можно преодолеть, и мир становится богаче, а жизнь – интереснее, если мы неравнодушны и все вместе.   Считаю, что наш  подход  к организации занятий позволяет максимально приблизиться к главной цели клуба – интеграция детей и родителей, и как следствие - успешная социализация в обществе. Все приглашённые являются не только опорой для наших детей, помощниками во время занятий, но и развиваются сами, так как одновременно становясь участниками процесса общения, учатся проявлять, переживать чувства, и как результат – изменять своё отношение к людям с дефектами развития, формируется толерантность и уважение к детям-инвалидам. Таким образом, происходит оздоровление пусть небольшой, но части общества.

Мы  живём  как  можем,

Они  живут как мы им поможем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный час "Друзья мыла и воды"

Данная разработка занятия должна способствовать овладению практических и теоретических навыков, необходимых для повседневной жизни. Научиться взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.Вспомним прав...

"Круг друзей" Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревожными детьми (4-й класс)

Целью психологического занятия является снятие эмоциональной напряженности, изучение личностного ресурса ребенка, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, изучение соц...

Урок по теме "«Компьютеры: Друзья или недруги» 10 класс

Урок разработан с применением Смарт доскиУМК“New Millennium English 10” О.Л. Гроза и др. ...

Занятие из авторской программы "В кругу друзей"

Предлагаю вашему вниманию фрагмент развивающей программы для детей с повышенным уровнем тревожности "В кругу друзей", реализуемой на базе пятых классов МОУ лицея №67 г.о. Тольятти....

Одноклассники, сверстники, друзья.

Презентация к уроку по учебнику Боголюбова, Ивановой....

КВН «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»

развитие коммуникативных качеств подростков;развитие общеразвивающих компетенций обучающихся, смекалки, чувства юмора и сообразительности; воспитание чувства ответственности и сплочение классного колл...

Занятие "Я люблю своих друзей - мои друзья любят меня"

Занятие направлено на формирование умения принимать самого себя и других людей, при  этом адекватно воспринимая сви и чужие достоинства и недостатки;  развитие ЭВС....