Применение инновационных методов экологического образования и воспитания.
проект (5, 6, 7 класс) на тему

Тайшина Наталья Сергеевна

 

Приобщение  детей  к  экологической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_trening.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационных методов экологического образования и воспитания.

Тайшина Наталья Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Куйтунского МКОУ ДДТ

(Дом детского творчества) Иркутской области.

Приобщение  детей  к  экологической культуре, способствует формированию  человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу,  жить в гармонии с окружающим миром. Экологические традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирование патриотических чувств и духовно – нравственных качеств. Вводя детей в экологическую культуру,  мы помогаем войти в мир чистого и прекрасного.

Экологическая деятельность, учреждения в 2014-2015году включила в себя: Участие коллектива детей в открытии акции «Домик для птиц».

  1. Метод эмоционально – художественного воздействия.

В дополнительном образовании, где я работаю, создана система работы по организации театральных постановок современных и  русских народных сказок, с использованием фольклора и русских народных костюмов,  в изготовлении которых применяется  экологически чистый материал.  В   основе    работы над подготовкой театрализации сказок на материале фольклора стоит воспитания красоты в природе, созданных  человеком в творениях и в самом человеке его внутреннем мире и созидательных поступках. Эта система работы нацелена на     культурно-экологическое  образование детей, развития в них начал духовности, богатой творческой саморазвивающей   личности.

Реализуется в следующих формах «Фольклорного представления, театрализация русский народных сказок, игры, спектакли, функционирование ансамбля – ложкарей «».

Экологическое образование и воспитание нацелено на приобщение детей школьного возраста к истокам  экологической культуры, через использование предметов русского народного быта и русского костюма.

2. Оптимизация эффективности образовательного процесса в частности реализации модели «Дети и природа»

В рамках годового  планирования систематически проводиться тематический самоконтроль по экологии, который открыл новые эффективные формы  работы с детьми и родителями по систематизации и  углублению знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии         окружающей среды. Педагогом были представлены   непосредственная образовательная деятельность «Рыбки речные, морские и океанические », «Как правильно пересаживать растения»,  «Мы любим природу».

Цель: Формирование целостности картины мира, приобретение первоначальных навыков туризма.

3 .Метод тройственного сотрудничества (Ребёнок, педагог, родитель) Реализуется посредством экологических акций: «Домик для птиц»

Цель акции:  Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах. Установить связь между изменениями условий и прилётам птиц. Воспитывать интерес к жизни птиц и заботливое отношение к ним.

 «Снежная сказка»

.

Цель акции: Организация экологического пространства участка в дополнительном образовании. Формировать  знания детей о свойстве воды и снега, значении воды в жизни человека и всего живого на земле. Воспитывать бережное, экономное отношение к воде.

4.Метод экспериментирования.

Познавательная активность детей, реализуется в процессе экспериментирования.  Главное достоинство применения метода:

-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

-Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает    необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения и классификации, и обобщения и экстраполяции;

-Развивать речь ребёнка, т.к.. ему необходимо давать отчет об увиденном в окружающем мире,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

-Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целепомогания,  способности преобразовывать какие либо предметы и явления, для достижения определённого результата.

Реализация исследовательской деятельности предполагает в дальнейшем более успешное усвоение школьных программ в соответствии с ФГОС.

5.Использование трудовой  деятельности в экологии.

Благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всем своём многообразии  удивительный мир окружающей действительности,  благодаря игре, трудовой деятельности школьник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир  в действительности.

 Именно в этот период закладываются основы характера человека.

У каждого здорового школьника появляется потребность в деятельности.

Познавая окружающий мир,  он стремиться действовать в этом мире.

Естественная потребность  ребёнка в деятельности является прекрасной предпосылкой для воспитания личности, формирование у него высоконравственных качеств.

Все виды деятельности в которые вступает ребёнок (бытовая, игровая), учебная и трудовая, эмоциональное общение), выполняет важную функцию в формировании личности.

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение к детей к природе- одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды..

Понимая всю значимость всестороннего развития, формирование личности ребёнка,  мы серьёзное внимание уделяем организации работы всех возрастных категорий детей в уголке природы.

 Цель: Привитие всем детям интереса к труду, воспитание ответственного отношения  к своим обязанностям.

Любовь к природе достигается не словами, а тем как человек знает её, как умеет и любит трудиться, стремиться к её улучшению, к бережному отношению.

Ребёнок от природы склонен к подражательности, его интересует и привлекает. Он видит как трудятся взрослые,  вначале его главным образом привлекают  чисто внешние  образные стороны, и он их (затем и свои наблюдения, интерес к труду взрослых)переносит в игру,  изобразительную деятельность, в повседневную жизнь. Эти проявления детей используем в педагогических целях

6.Метод реализации долгосрочного проекта.

Проект «Экологическая тропа» нацелена на развитие вариативных форм работы с детьми дополнительного образования в летний период. Новизна проекта заключается в содержании и в форме экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Во время экологических экскурсий у детей развивается: Наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребёнка оборачивается увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении, познании природы.

Работу на экологической тропе мы строим интересно и содержательно  чтобы решать все  практически экологического образования. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь новых организма в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.

Учитывая особенности возраста детей при организации работы на экологической тропе, используем разнообразные виды и формы организации детской деятельности: Экскурсии,  опыты, наблюдения, экологические   игры, конкурсы, эковикторины  и праздники.

С   помощью экологической тропинки используем  земельный участок(дома творчества, клуба,  школы)  в экологическом образовании детей, наша территория – это зона максимальной экологической безопасности, которая обеспечивает функции:

-Оздоровительные;

-Развивающие;

-Социальные.

При выборе маршрута и объектов экологической тропы мы руководствуемся  критериями:

-Включаем в неё как можно большего количества разнообразных и привлекательных внимание ребёнка объектов;

-Естественный ланшафт;

-организацию разнообразной эколого-ориентированной деятельности детей; поисково-познавательной, трудовой, художественной в интегрированных формах.

Экологическая тропа создаётся нами последовательно:

-Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных  объектов;

-Выбор вместе с детьми « «хозяина»тропинки-  сказочного персонажа, который детям будет давать задания, и приглашать их в гости.;

-фотографирование объектов и описание всех точек по схеме.

7.Метод организации культурно-экологического пространства

  В самые холодные зимние дни дети много времени проводят в помещениях.

Мы сознали  «Зелёную дорожку» внутри клуба. С её помощью проводятся наблюдения, эксперименты, простые опыты, узнают новое  в обычном окружении.

«Зелёная дорожка» позволяет воспитывать детей через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивает эстетические чувства побуждению к участию посильной деятельности по уходу за растениями, охране и защите природы.

Список литературы:

Александрова Г.В., Лободин В.Т., Федоренко А.Д., В  стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дополнительного воспитания. - М; Методическое пособие –М Рыжова Н.А., Н.А., Я и природа:  учебный – метод комплект по эколог образования в дополнительном образовании.-МЛИНКА_ПРЕСС;1996-С5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

Применение инновационных технологий в развитии патриотического воспитания школьников

Данный материал поможет педагогу в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся....

Применение инновационных методов для обучения подростков говорению

В статье обосновано применение кейсовой технологии обучения подростков говорению. Методическая организация комплекса кейсовых заданий-упражнений в виде циклично-селективной модели обучения, при которо...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...