"Академия любящих родителей"
материал на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Лекторий для родителей по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Лекторий для родителей по духовно – нравственному воспитанию.

(лекторий из цикла устного журнала  «Академия любящих родителей»  по книге академика Д.С.Лихачева  «Письма о добром»)

Цель: убедить родителей пересмотреть свои взгляды  по духовно- нравственному воспитанию.

Примечание.

На доске высказывания о нравственном воспитании.

 «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

                                                                                                      К. Д. Ушинский

 «Если человека учат добру - …в результате будет добро».

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

На экране демонстрируются фотографии из жизни школы. Звучит приятная музыка.

Социальный педагог. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей, поэтому откроем ещё одну страничку устного журнала «Академия любящих родителей». Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать  такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Далее зачитывается письмо  тринадцатое  из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром» где автор делится своими мыслями о воспитанности.

Вопросы для обсуждения:

1.Каковы  «рецепты» хороших  манер  по мнению академика Д.С.Лихачева вам близки?

2.В чем вы не согласны с автором ?

3.Киким ценностям придерживаетесь вы в воспитание детей?

Высказывания родителей. Ценности предлагается выписать на листок бумаги лично каждому родителю.

Социальный педагог.  Все вы совершенно правы. Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. 
Я зачитаю ответы детей (без фамилий) на вопрос : «Какими качествами должен обладать воспитанный человек?».

Ваши дети писали о том, что уже удалось сформировать в современных условиях. Хочется верить , что духовно-нравственные ценности  встанут в ряд главных. Для этого рассмотрим вопрос о влиянии семьи на становление личности. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

     Большое значение в  воспитании  имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

     3 стиля семейного воспитания:

o     демократический

o     авторитарный

o     попустический

     При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

     При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка  Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к не Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей.

Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория  детей  дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

                  Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни ребёнка;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • Воспитывать личным примером. 

   В.А. Сухомлинский писал: «Без нравственной чистоты теряет смысл все – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство»

В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .

Наш разговор подходит к концу. Дома вы вернётесь к  тем ценностям, которые написали на листочке  в начале нашего разговора и мы надеемся, что вы их пересмотрите ещё раз.

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста (Заповеди для родителей, любящих своих детей)

В журнале "Школьный психолог" нашла практические советы о взаимоотношениях  родителей с детьми старшего школьного возраста. Материал показался любопытным, несмотря на какую-то простоту. Эти реком...

Памятки для любящих родителей

Памятки для любящих родителей...

Молитва любящего родителя.

Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: "Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть....

План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017- 2018 г.

План работы семейного   клуба «Клуб любящих родителей» 2017-2018 г....

Сценарий "Академия родителей"

Сценарий  работы с родителями и детьми.Участвуют дети и родители....

Презентация программы "Академия родителей"

Отчёт классного руководителя на МО классных руководителей.Отчёт о проделанной работе по программе "Академия родителей"...

Тренинг "Школа любящих родителей"

Нарисуй солнышко, такая задача была у наших родителей, с чем они справились....