Деятельность воспитателя в связи с современными требованиями.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Лукьянчикова Любовь Ивановна

При обновлении содержания и организации педагогического процесса в современных условиях главным вопросом становится воспитание. Методологической основой федерального стандарта является духовно-нравственное воспитание - воспитать нравственного, ответственного, инициативного гражданина. Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_vospitatelya_v_usloviyah.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность воспитателя в связи с современными требованиями.

При обновлении содержания и организации педагогического процесса в современных условиях главным вопросом становится воспитание. Методологической основой федерального стандарта является духовно-нравственное воспитание - воспитать нравственного, ответственного, инициативного гражданина. Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. В нем зафиксированы требования к уровню подготовки  обучающихся. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, на формирование личности школьников, овладение ими  универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Поэтому деятельность воспитателя предполагает владение профессионально-значимыми теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Новый социальный заказ выражается в виде требований к самостоятельному развитию воспитателей в инновационной сфере образования.  Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться  в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой;

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.; умение взаимодействовать с ними.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.

На заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей мы  уже рассматривали вопрос о работе при переходе на федеральный государственный стандарт и пришли к выводу, что одним из способов реализации является использование современных воспитательных технологий. Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими, упростить  процесс общения с учениками и их родителями.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребёнку

Современные воспитательные технологии

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

Мы разбирали подробно каждую из них. Новые педагогические технологии позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Ключевой характеристикой такого подхода становится формирование творческой компетентности, готовности  к переобучению, умению обучаться в течение всей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Совместная деятельность воспитателя и учителя-предметника»

Доклад на методическом объединении воспитателей«Совместная деятельность воспитателя и учителя-предметника»...