Классный час " Дорогие мои старики"
методическая разработка (8 класс) на тему

Воспитание толерантного отношения к людям пожилого возраста. 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит музыка « Дорогие мои старики»

Заставка.

«Дорогие мои старики»

Эпиграф «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»

(А.С.Пушкин)

Учитель

Говорят о зрелости общества можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Возможно, так оно и есть, ибо старики - наше прошлое, а дети - будущее, и мы, не можем существовать полноценно без этого извечного родства, без этой неразрывной связующей нити.

Основная тема нашей встречи - старость. Сегодня мы попытаемся определить свою жизненную позицию, выяснить, что значит это понятие для каждого из нас.  О толерантном отношении к людям пожилого возраста.

Водеоролик  «Как мы стареем»

Задание 1.

 Какие ассоциации возникают у вас при слове старость?

Мудрость, беззащитность, рассудительность, опытность, доверчивость, терпимость, ворчливость, ранимость, немощность, смерть.

 Что же такое старость?

Геронтолог:

На сегодняшний день геронтология - наука о старении и ювентология -наука о молодости, оказались искусственно разделёнными. На самом деле они - одно, потому что едины претензии, предъявляемые к ним человеком. Ведь по точному замечанию Свифта: «Каждый хочет жить долго, но никто не хочет быть старым». Древние греки сочинили на эту же тему очаровательный миф об Эндимионе. Эндимионом звался прекрасный юноша, в которого влюбилась богиня Луны Селена. Она выпросила у Зевса для юноши вечную жизнь, но забыла попросить вечную молодость. Эндимион жил, всё более и более усыхая, пока не превратился в кузнечика. Думаю, разделить судьбу Эндимиона и сейчас нашлось не много желающих, поэтому проблема длительности жизни и её полноценности остаётся, по существу, единой проблемой.

Сегодня пожилым считают человека достигшего 60- ти летнего возраста.

Историк:

История знает несколько легендарных фигур, поражающих воображение своим долгим веком Мафусаил - 969 лет, китайский мудрец  Пэн-цзу - 800 лет, основатель йоги Патанджали - 300 лет, греческий мудрец и жрец Эпименид - 299 лет. Однако, чем ближе к нам по времени оказывается такого рода информация, тем короче делается век долгожителей. По сведениям « Книги рекордов Гиннеса» рекордсменом долгожителем является японец Сингийо Идзуми, умерший в 1986 году 120 лет от роду. Эта единственная цифра на сегодняшний день, в достоверности которой нет оснований сомневаться.

Эколог:

Около 50 тыс. лет назад на земле появился Homo sapiens. Положительную роль в этот период сыграло развитие важного человеческого качества - альтруизма, т.е. бескорыстной заботы о других людях. Благосклонное отношение даже к физически немощным, но умудрённым опытом старикам позволило создавать и передавать потомкам «банки устной информации», накопленные ими знания и навыки, что способствовало формированию простейшей системы образования детей и подростков.

Задание 2. Почему учёные считают, что забота о стариках в древнем обществе привела человечество к прогрессу?

Слово группам.  Выступление одного участника.

Учитель:

У вас, конечно же, есть какая-то заветная вещица: марка, монета, вырезка из газет, фотографии или письма, ордена, а может быть игрушка, которая досталась вам от бабушки или дедушки.

Задание 3. Расскажите о том, что вы храните для себя, на память о своих предках, как заветную вещь.

Рассказываем и показываем вещи.

Нет! Никогда не умирает тот,

Чья жизнь прошла светло и беспорочно,

Чья память незабвенная живёт,

В сердцах людей, укоренившись прочно.

(Лопе де Вега)

Учитель

Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

Будь прост, как ветер, Неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Задание 4. Прослушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

Учащийся

Безродный дятел

В одной весёлой радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы, и родители учили их находить жучков под корой деревьев.

Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. летал он себе летом, песни пел, Жучков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и спрашивают:

-        Откуда ты прилетел дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где
твои детки?

Беззаботный дятел в ответ заключал клювом по дубу и запел:

-        Я певун, я летун, беззаботный говорун.
Где хочу - бываю. Куда хочу - летаю.
Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят.

Лучше жить без забот, вот так

!Дятлам стало ясно. Они сказали: «Если у тебя нет ни дятлихи, ни детлят, значит, нету тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!» с тех пор беззаботного дятла так и называли -безродный.

Учитель

У каждого дятла есть свое гнездо, своя роща.

Что есть у человека?

 Для чего человеку нужна семья, нужна    родина?

У каждого дятла есть свое гнездо, своя роща

. Что есть у человека?

 Для чего человеку нужна семья, нужна родина?

Историк:

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды.

Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу

-        тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже
будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и
смысл человеческой жизни».

(В. Песков)

Учитель

Мы внуки своих дедов и прадедов, мы их продолжение. Во многих семьях бережно хранят боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры. Не будьте равнодушными к этим святым вещам. Пусть они войдут в вашу жизнь, ваше сердце! Перелистывая семейные альбомы, вглядитесь в глаза молодых ещё бабушки и дедушки, прабабушки и прадеда. Всё, что есть в вас - от них! Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите и вы их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость.

Давайте послушаем небольшие сочинения, подготовленные в группах.

Читаем и смотрим презентации.

На экране портреты стариков

Отрывок из сочинения Новиковой Альбины «Портрет прадеда».( если нет своих)

«...Передо мной фотография, которая вызывает особые чувства. На ней мой прадедушка, которого, к сожалению, уже нет в живых. Взгляд измученный, больной, усталый, овальное лицо изрезано глубокими морщинами. Я вижу его большие серо-голубые глаза, которые излучают добрый свет, у него длинный прямой нос, тонкие губы. На голове залысина. На коленях лежит большая морщинистая рука, а вместо другой

-        протез. Во время войны прадедушка был ранен, и руку спасти не удалось.
Но я знаю, что это необыкновенно сильный человек, который никогда не
сдавался перед жизненными трудностями.

...Я с восхищением смотрю на фотографию. Передо мной человек-легенда, необыкновенно выносливый, сильный, смелый, очень трудолюбивый, а также добрый и заботливый».

Задание 5. Знаете ли вы своих предков?

Перечислите их, составив родословное древо.

Ребята представляют свои работы, рассказывая о родословных  ( 3 выступления по 2 минуты)

Учитель

Есть классическая бессмертная фраза Вильяма Шекспира:

 «Порвалась связь времён».

Что она означает применительно к нашей эпохе?

Ребята размышляют.

Учитель

В рассказе В.Померанцева «Нет, нет по дороге таможенники...» есть очень точное определение старости «...старость плоха не нуждой. Она плоха тем, что не кому гостеприимство оказывать... Дело не в том, что у меня обломки зубов. С пустым ртом можно смериться. Старость - когда почтовый ящик пуст».

Видеоролик об одиночестве (читает старушка письмо)

Ученик

Приезжайте к родителям в гости, Чтобы совесть не мучила после, Не везите ни денег, ни славы -Будьте ласковы с ними всегда. Мать, отец... Их предел недалече... Завтра может не быть уже встречи. Чтобы совесть не мучила после, Приезжайте к родителям в гости.

Ученик

Ещё страшнее и больнее, когда старые люди, имеющие детей, проживают последние годы в домах престарелых. Сколько горечи и скорби в словах отца-старика, составившего необычный документ под названием «Приговор сыну»:

 «За нелюдское отношение к матери и ко мне я отрекаюсь от тебя, ты мне больше не сын! Таким, как ты и твоя жена, чёрствым, жадным людям, нет у меня прощения. Предав мать, ты можешь предать всё самое святое, даже и Родину»

Ученик

Для весёлых весенних ветвей

Корни более чем родня...

Берегите старых людей

От обид,

холодов,

огня.

За спиной у них -

Гул  атак,

Годы тяжких трудов и битв...

Но у старости -

Ломок  шаг

И неровен дыханья ритм,

Но у старости -

Силы не те.

дней не прожитых

мал запас...

Берегите старых людей,

Видео ВОРОБЕЙ

Задание.

Каким ты видишь себя в старости?

Как бы ты хотел чтоб к тебе относились в старости?

Выступление по группам.

Учитель

Известно, что относиться к окружающим надо так, как  ты бы  хотел чтоб относились к тебе.

Видео  Дорогие мои старики

Учитель

Большое спасибо всем.

Прошу еще раз подумать об отношении к людям пожилого возраста и не только к своим близким, но и людям окружающим нас на улице, в транспорте, в магазине…

«Дорогие мои старики»  Песня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дорога в никуда"

Материал посвящён пропаганде здорового образа жизни. Алкоголь, никотин, наркотики – известные и коварные враги человечества. Очень многие находятся в рабстве у этих веществ, называемых дурманом, ...

Классный час "Дорогие мои старики"

Это разработка классного часа, посвященного Дню пожилого человека. 2 класс...

Классный час " Дорогие мои старики" Материалы.

Материалы к классному часу "Дорогие мои старики"...

Голубой огонек "Дорогие мои старики"

Цель:* воспитание у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению, дружбы и единства;* содействие в развитии нравственного, познавательного потенциала ребенка;* развити...

Презентация к классному час Дорогами войны, дорогами памяти...

1. Великая Отечественная война 1941-1945гг. 2. Война в Афганистане 1979 -1989 гг. 3. Горячая точка – Чечня  1994- …...