"ВЫСОК И СВЯТ ИХ ПОДВИГ НЕЗАБВЕННЫЙ"
материал (9 класс) на тему

Молчанова Ирина Анатольевна

Наша жизнь - звон цепей, идущих из прошлого в будущее. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка. 
Сто девяносто лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. Бескорыстие, отвага и благородство людей прекрасных и достойных - все это рисует наше воображение. Почти все они принадлежали к высшему свету. Имели высокие военные награды, блестящее образование, были богаты. Всех их ожидало прекрасное будущее, но они избрали иной путь. Своим подвигом они приблизили день освобождения крестьян, но при этом изменили свою жизнь и жизнь любящих их женщин. Это и заинтересовало меня в выборе темы. Что могло заставить этих изнеженных красавиц, привыкших жить в роскоши и богатстве, бросить все и ехать в далекую, злую Сибирь за мужьями? Только любовь, только высокий долг.
В наше время женщины тоже совершают подвиг. Все они матери, жены, и на них лежит высокая ответственность за благополучие семейного очага. Как бы ни было тяжело, женщина готова выдержать все испытания, которые ей предназначены судьбой.
Жизненные обстоятельства диктуют человеку линию поведения, провоцируя на различные действия, но у нас всегда есть выбор - уйти или остаться (по отношению к любимому человеку), и только любовь помогает сделать правильный выбор. Любовь сегодня для многих пустой звук. Хочется донести до зрителя, что были и есть женщины, которые через страдания и препятствия обретают силу, берегут свою любовь и остаются верным другу, мужу на всю оставшуюся жизнь. И сохраняют такие духовные качества, как доброта, жертвенность, любовь и сострадание к ближнему.
Ведь женщина и создана для того, чтобы любить, оберегать семью. Прошло два века, два столетия, но связь времен не оборвалась. И если до недавнего времени многое было потеряно, то сейчас Россия набирает темпы, и мы уверены, что проблема может решиться. Недаром огромное внимание уделяют патриотическому воспитанию, обращают внимание на Российскую Армию. Россия становится державой.
Этот сценарий  о судьбах женщин, которые перекликаются между собой и дают нам возможность поразмышлять о связи прошлого, настоящего и будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysok_i_svyat_ih_podvig_nezabvennyy.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

"ВЫСОК И СВЯТ ИХ ПОДВИГ НЕЗАБВЕННЫЙ"

Сценарий театрализованного представления, посвященного женам декабристов 
(к 185 годовщине восстания декабристов)

 

Обоснование

Наша жизнь - звон цепей, идущих из прошлого в будущее. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка. 
Сто восемьдесят пять лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. Бескорыстие, отвага и благородство людей прекрасных и достойных - все это рисует гаше воображение. Почти все они принадлежали к высшему свету. Имели высокие военные награды, блестящее образование, были богаты. Всех их ожидало прекрасное будущее, но они избрали иной путь. Своим подвигом они приблизили день освобождения крестьян, но при этом изменили свою жизнь и жизнь любящих их женщин. Это и заинтересовало меня в выборе темы. Что могло заставить этих изнеженных красавиц, привыкших жить в роскоши и богатстве, бросить все и ехать в далекую, злую Сибирь за мужьями? Только любовь, только высокий долг.
В наше время женщины тоже совершают подвиг. Все они матери, жены, и на них лежит высокая ответственность за благополучие семейного очага. Как бы ни было тяжело, женщина готова выдержать все испытания, которые ей предназначены судьбой.
Жизненные обстоятельства диктуют человеку линию поведения, провоцируя на различные действия, но у нас всегда есть выбор - уйти или остаться (по отношению к любимому человеку), и только любовь помогает сделать правильный выбор. Любовь сегодня для многих пустой звук. Хочется донести до зрителя, что были и есть женщины, которые через страдания и препятствия обретают силу, берегут свою любовь и остаются верным другу, мужу на всю оставшуюся жизнь. И сохраняют такие духовные качества, как доброта, жертвенность, любовь и сострадание к ближнему.
Ведь женщина и создана для того, чтобы любить, оберегать семью. Прошло два века, два столетия, но связь времен не оборвалась. И если до недавнего времени многое было потеряно, то сейчас Россия набирает темпы, и мы уверены, что проблема может решиться. Недаром огромное внимание уделяют патриотическому воспитанию, обращают внимание на Российскую Армию. Россия становится державой.
Этот сценарий  о судьбах женщин, которые перекликаются между собой и дают нам возможность поразмышлять о связи прошлого, настоящего и будущего.


Цель: развить и укрепить в сознании молодежи исконное значение понятий - любовь, долг, верность и честь.

Тема: о любви, долге и чести.

Идея: Истинная любовь разделяет и радость, и горе.


ПРОЛОГ. ЕСТЬ ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ

Сцена затемнена. Начинает звучать спокойная музыка. Постепенно набирается свет. Портал украшен ламбрекенами, это часть декорации современной квартиры. Сцена перекрыта экраном- занавесом, на котором графически отображены декорации квартиры: часть комнаты с окном. За окном ночной современный Петербург. Световая пушка высвечивает на авансцене две женские фигуры. Это Мать и Дочь-подросток, которые сидят за круглым столом и рассматривают книги. На столе стоит подсвечник с незажженными свечами. Дочь читает вслух.

Дочь:

Есть вечная любовь. Мне жаль вас, кто не верит,
Кто крылья обломал и не взовьется вновь.
Вы проглядели жизнь, не вам ее измерить!
Есть - солнце!
Есть - гроза!
Есть - вечная любовь!
Мама, а что такое любовь? Дана ли она всем? И все ли она может?

 

Звучит вступление романса "Гори, гори, моя звезда" на сл. В. Чуевского, муз. Б. Булахова. Мать берет гитару и начинает петь.

 

Гори, гори, моя звезда.
Гори, звезда приветная!
Ты у меня одна заветная,
Других не будет хоть никогда.

 

Когда она поет, поднимается занавес - экран, работает задник - экран. Начинают демонстрироваться видеокадры: вид старинного Петербурга; виды старых церквей, соборов, виды дворянских домов.

 

Сойдет ли ночь на землю ясная,
Звезд много блещет в небесах.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

 

Звучит проигрыш песни. Мать и Дочь поворачиваются спиной к зрителю - их внимание на экран. На экране - фотографии женщин- декабристок (презентация для показа). Мать говорит.

Мать:

Вот те женщины, которые сознательно разделили судьбы своих мужей. Их было одиннадцать. Им пришлось преодолеть 
сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество. Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все испытания и до конца остаться горячо любящей женой и преданным другом?! Они смело последовали в край каторги и ссылки. Самой младшей из них был двадцать один год.

 

Остановка на портрете Трубецкой - он увеличивается во весь экран, звучит последний куплет песни.

 

Звезда надежды благодатная,
Звезда любви волшебных дней.
Ты будешь вечно незакатная
В душе тоскующей моей.

Мать:

Чтобы ответить, что такое любовь, надо оглянуться назад и подумать, что ожидает нас в будущем. Любовь объяснить, к сожалению, нельзя, полюбишь, тогда и поймешь (подходит к столу, зажигает свечу). Любовь можно уподобить свече... А как ты думаешь, легко пронести эту свечу сквозь бури, ветры, преграды?

 

Они встают, подходят к экрану - это окно. ( презентация для показа). Одна звезда падает.

Дочь:

Смотри, звезда упала. Я хочу загадать желание. Я тоже хочу полюбить навеки, и думаю, - это легко.

 

Дочь берет свечу, начинает кружиться и в танце уходит за кулисы, мать уходит за ней. Затемнение. На экране надпись: "Женщинам России посвящается".
Свет гаснет.

 

 

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ. БАЛЫ, БАЛЫ И… ПРОГРАММА БОРЬБЫ

 

Поднимается занавес - экран. На сцене стоит конструкция: рама довольно больших размеров. Она расположена по центру ближе к задней части сцены, перед экраном. Рама - это двери алтаря на сцене полумрак. Свет от свечей. Звучит свадебный перезвон колоколов. На сцене у врат алтаря священник, перед алтарем - молодая пара, которая стоит спиной к зрителю. Она в белом платье, он во фраке. Это княгиня Екатерина Трубецкая и князь Сергей Трубецкой.

Священник:

Согласен ли ты, раб Божий, Сергей, любить и уважать эту женщину в горе и в радости, пока смерть не разлучит вас?

Сергей:

Согласен.

Священник:

Согласна ли ты, раба Божия, Екатерина, любить и уважать этого мужчину, пока смерть не разлучит вас?

Екатерина:

Согласна!

Священник:

Объявляю вас мужем и женой. Прошу священные узы брака закрепить поцелуем.

 

Молодожены целуются, свет только на них, священник уходит через врата алтаря. Конструкция отъезжает назад, ближе к экрану Сверху на штанкете опускается арка для двери, шесть колонн около каждой кулисы и две парадные лестницы около задних кулис. Звучит вальс (фонограмма). Из разных кулис по парадным лестницам появляются вальсирующие пары - это известные люди того времени. Среди них мы узнаем А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Карамзина и других. Пары вальсируют. Загорается много света.

Мать

(голос в записи): 
Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы.
Обита лестница ковром, 
Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит.
Мы видим: перед ней
Стоит красавец молодой,
Он что-то шепчет ей...
Потом опять балы, балы...
Она хозяйка их.
У них сановники, послы,
Весь модный свет у них.

Екатерина:

О, милый! Что ты так угрюм?
Что на сердце твоем?

Сергей:

Мне скучен светский шум.
Уйдем, скорей, уйдем!
В танце уходят за кулисы.

Мать:

(голос в записи): Жизнь высшего света текла своим чередом, но и здесь любили поговорить о "запретном".

Пары расходятся по сцене, встают в шахматном порядке, танцуют на месте. Луч прожектора высвечивает каждую пару, когда она произносит текст.

Первая пара.

Он:

Государь спокойно наслаждается жизнью и не догадывается, что есть люди, которые хотят его свергнуть!

Она:

Ах, какой ужас!

 

Вторая пара.

Он:

Мне доподлинно известно, что они уже выбрали нового царя, одного штабс-капитана!

Она:

Я точно знаю, что он одноглазый.

 

Третья пара.

Он:

А я слышал, что они хотят назначить царем турка.

 

Первая пара.

Он:

Чушь! Они вообще не хотят царя, а хотят республику на Парижский манер!

Мать

(выходит на авансцену): Эта сцена не более, чем шутка, но ее участники были недалеки от истины.
Княгине памятны те дни
Прогулок и бесед.
В душе оставили они
Неизгладимый след.
Но не вернуть ей дней былых,
Тех дней надежд и грез,
Как не вернуть потом о них
Пролитых ею слез.

 

Музыка громче, свет уменьшается, танцующие пары двигаются по кругу и в танце уходят за кулисы.

Мать:

Время шло. Промчался год. Балы продолжались, но делами высшего света были не только танцы и развлечения…

 

На словах Матери - смена мизансцены (муз. фон). Место действия - квартира Кондратия Рылеева. Рама - алтарь движется вперед к авансцене, это окно 19 века. Опускается экран - занавес, на котором проецируется огонь. В темноте второй план колонн поднимается.

Мать:

Вечером тринадцатого декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года на квартире Рылеева был подготовлен окончательный план восстания.
Из разных кулис появляются мужчины-декабристы. Луч света поочередно высвечивает каждого, кто произносит текст.

1-й:

Господа! Наступил час пробуждения спящих россиян! Можно, наконец, свершить то, к чему мы так долго готовились! При таких условиях престол должен перейти к следующему брату - Николаю. Тот рвется к власти, но боится объявить себя императором.

2-й:

(достает из пиджака листок бумаги) : У меня не очень хорошая новость - нас предали. Вот здесь исповедь предателя. Недавно принятый в члены тайного общества Ростовцев изложил содержание своего разговора с Николаем: он сообщил царю о "таящемся возмущении".

3-й:

Никому ничего не говорить о том, что Николаю все известно. Лучше быть пойманным на площади, чем дома в постели.

4-й:

Пусть лучше узнают, за что мы погибли, нежели будут удивляться, куда мы тайком исчезли из общества, и никто не будет знать, где мы и за что пропали.

5-й:

Я уверен, что погибнем, но пример наш будет жить.

6-й:

Полковник, князь, Сергей Трубецкой, отныне вы - диктатор восстания. На площади вы должны быть одним из первых. Командование войсками при взятии Зимнего дворца поручаю Якубовичу. Вы смелый и решительный, вас знает весь Петербург. Полковник Булатов, Вам, как старому школьному товарищу и приятелю с детских лет моих, поручаю захватить Петропавловскую крепость. Ты, Петр Каховский, товарищ многих по Московскому пансиону, завтра утром "откроешь путь" к восстанию…

7-й:

Я согласен завтра проникнуть в Зимний и … убить Николая. 
На сцене яркая вспышка света. Мужчины- декабристы собираются в центре авансцены, произносят текст, двигаясь вперед.

Все:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о, Злодей!
Коль нас деспотизм угнетает, 
То свергнем мы трон и царей.
Свобода! Свобода!
Ты царствуй над нами.
Ах, лучше смерть, чем жить рабами, - 
Вот клятва каждого из нас!

1-й:

Пора расходиться, завтра выступаем.

 

На сцене полностью гаснет свет. Звучит фонограмма выстрелов пушек, барабанная дробь, переходящая в музыкальный фон. На сцене звучат живые голоса: команды, оглашение приказа, крик из толпы. В это время конструкция рама-окно отъезжает за кулисы вправо, а с левой кулисы палач вывозит раму-эшафот и устанавливает к пьедесталу. На заднике экране демонстрируется видеопроекция картины К. Кольмана "Восстание на Сенатсткой площади…" (презентация для показа). Рама-эшафот - увеличена на экране. Синий свет заливает экран, лучи света высвечивают пять декабристов, на руках и ногах у них цепи. Они выходят ближе к авансцене. Каждый произносит свой текст, поднимается на эшафот и встает спиной к зрителю.

1-й:

Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно любил свое отечество, я желал ему счастья с энтузиазмом.

 

Поднимается на эшафот.
Прожектор над ним гаснет.

2-й:

Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа - 
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Тюрьма мне в честь, не в укоризну.
За дело правое я ней.
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за отчизну?

 

Прожектор гаснет над ним.

3-й:

Жертвовать всем, даже жизнью, для блага 
Отечества, было влечение каждого из нас.

 

Прожектор гаснет над ним.

4-й:

Мы имели слово, потрясающее сердца равно всех сословий в народе, - свобода.

 

Прожектор гаснет над ним.

5-й:

Все эти благородные люди, мои друзья, забывая почести и богатство, готовы умереть за благо Отечества. Господство деспотизма будет суровым и очень длительным. Мне предназначена позорная смерть. Грустно это, но грядущее поколение за нас отомстит.

 

На сцене полностью гаснет свет, и в темноте слышен голос Матери.

Голос матери:

Всего по делу декабристов было привлечено пятьсот семьдесят девять человек. Пять казнено, сто двадцать один сосланы в Сибирь на каторгу. Всего наказано по делу декабристов одна тысяча семьсот человек.

 

 

 

ЭПИЗОД ВТОРОЙ. САМООТВЕРЖЕННЫЕ ЖЕНЫ

 

Поднимается экран - занавес. В темноте опускается крыша сторожевой будки. Теперь рама- это сторожевая будка. На переднем плане два фонарных столба и шлагбаум. Звучит музыка, на фоне которой слышен голос Матери.

Мать:

Россия скована зимой,
В полях метель свистит неистово, 
Дорогой многоверстовой
Увозят в ссылку декабристов.
И вслед за ними сквозь снега
На лошаденках замороженных
Плетутся к черту на рога
Самоотверженные жены.

 

Музыкальный фон. В это время на фоне текста, на заднике-экране демонстрируются зимние пейзажи Сибири, зимняя дорога, занесенные снегом поля, кибитка со звоном колокольчиков, уходящая вдаль. Звук завывания ветра. Световой эффект - "снег". Выходят женщины - декабристки и начинают читать "Далекий путь" А. И. Одоевского.

Все женщины:

По дороге столбовой
Колокольчик заливается,
Что, не парень удалой
Белым снегом опутается?
Нет, то ласточкой летит
По дороге красна девица,
Мчатся кони… от копыт
Вьется легкая метелица.

1-я:

Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу, плечом к плечу с каторжниками.

 

На экране портрет Екатерины Трубецкой 

Все женщины:

Кроясь в пухе соболей,
Всей душой в даль уносится,
Из задумчивых очей
Капля слез за каплей просится:
Грустно ей… Родная мать
Тужит тугою, сердечною;
Больно душу оторвать
От души разлукою вечною.

2-я:

Вся семья, все родные отговаривали меня от опасного шага. Но меня не остановило даже то, что невозможно было взять с собой маленького сына.

 

На экране портрет Марии Волконской 

Все женщины:

Сердцу горе суждено!
Сердце надвое не делится,- 
Разрывается оно…
Дальнейший путь перед нею стелется. 
Но зачем в степную даль
Свет-душа стремится взорами?
Ждет и там ее печаль
За железными затворами.

3-я:

Мой добрый друг! Мой ангел! Не предавайся отчаянию, эта слабость, не достойная тебя, не бойся за меня, я все вынесла. Я самая счастливая из женщин.

 

На экране портрет Александры

Все женщины:

С другом любо и в тюрьме!-
В думе молвит красна девица,-
Свет он мне в могильной тьме…
Встань, неси меня метелица.

4-я:

Я встретилась с царем на военных учениях в Вязьме и добилась аудиенции. Я, французская поданная Жанетта Поль, московская модистка 
Полина Гебль получила разрешение приехать в Читу, чтобы стать Прасковьей Анненковой, женой государственного преступника.

 

На экране портрет Полины Гебль

Все женщины:

Занеси его в тюрьму.
Пусть, как птичка домовитая,
Прилечу я к нему
Притаюсь, людьми забытая.

5-я:

Оставив двух малюток-сыновей на попечение матери, я последовала за мужем.

 

На экране портрет Натальи Фонвизиной 

Все женщины:

Прилечу и я к нему
Притаюсь, людьми забытая.

 

Женщины-декабристки встают около шлагбаума, спиной к зрителю. Свет над ними гаснет.

Голос матери

(выходит на авансцену): Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.

 

Звучит музыкальный фон. На экране - кадры Сибири, шлагбаум, дорога, киномонтаж из к/ф "Звезда пленительного счастья" -отправление декабристок в Сибирь.

 

Зло скрипели шлагбаумы
На дорогах Сибири,
И луна закружилась 
Под метель, как юла.


Уезжали Волконские
И Трубецкие.
А кругом только мгла,
Только мгла, только мгла.


Вы путями какими?
Вы судьбами какими
Пролетели полмира
За один только дых.


И по-русски по-бабьи
Обнимали княгини
Лейб-гвардейских полковников,
Рудокопов седых.

Мать:

Они были согласны на все, лишь бы оказаться рядом со своими мужьями.

 

Свет включается. Через пьедестал выходят мужчины - декабристы. Декабристки поднимают шлагбаум. Мужчины и женщины поочередно двигаются друг к другу.

1-я девушка:

Я твое повторяю имя…

1-й мужчина:

По ночам во сне молчаливой.

2-я девушка:

Когда собираются звезды,

2-й мужчина:

К лунному водопою…

3-я девушка:

И листья о чем - то шепчут,..

3-й мужчина:

Свесившись над тропою…

4-я девушка:

И кажусь я себе в эту пору

4-й мужчина:

Пустотою из звуков и боли…

5-я девушка:

Обезумевшими часами,..

5-й мужчина:

Что о прошлом поют поневоле…

 

Пары соединяются и выходят на середину сцены. Все двигаются вперед, произнося свой текст.

Все

(по строчке): 
Был край, слезам и скорби посвященный, 
Восточный край, где розовых зарей
Луч радостный, на небе том рожденный, 
Не услаждал страдальческих очей; 
Где душен был и воздух, вечно ясный, 
И узникам кров светлый докучал, 
И весь обзор, унылый и прекрасный, 
Мучительно на волю вызывал.
Вдруг ангелы с лазури низлетели
С отрадою к страдальцам той страны,
Но прежде свой небесный дух одели
В прозрачные земные пелены.
И вестники благие Провиденья
Явилися, как дочери земли,
И узникам с улыбкой утешенья
Любовь и мир душевный принесли.

 

Сцена темнеет. Мужчины уходят со сцены. Женщины остаются.

Фонвизина:

В долгие зимние вечера при свечах, конечно, возникали мысли о покинутых родных, уходящей молодости.

Трубецкая:

Ни на секунду мы не позволяли себе показать свою слабость при мужьях.

Гебль:

Надо сознаться, что много было поэзии в нашей жизни. Правда, много было лишений, труда и всякого горя, зато много было и отрадного.

Муравьева:

Все было общее: печали, радости, все делилось, во всем мы друг другу сочувствовали. Всех нас связывала дружба.

Волконская:

А дружба помогла нам переносить лишения и заставляла много забывать.

Трубецкая:

Мы покупали ткани и шили одежду заключенным.

Муравьева:

Организовывали обеды для декабристов.

Волконская:

И писали письма, где сообщали родным о жизни на руднике, о каждом заключенном.

Гебль:

А помните… Свадьба в остроге. Это было событием для всей Читы и праздником для декабристов.

 

Начинает звучать музыка.

Трубецкая:

Мы старались принарядиться, кроили, шили, как могли.

Фонвизина:

Церковь была очень темной.

Волконская:

Мы собрали все свечи ради торжественного случая.

Трубецкая:

Белые галстуки для шаферов я сшила из батистовых платков.

Муравьева:

У всех поднялось настроение. И вдруг…

Гебль:

Казалось, замерли, упали на землю, осыпались, как охваченный морозом лист, все слова, все звуки, кроме одного… звона кандалов.

Трубецкая:

Под конвоем привели жениха и шаферов.

Волконская:

У самой церкви сняли оковы.

 

На экране - отрывок из к/ф (свадьба Анненкова и Полины Гебль).

Гебль:

Церемония продолжалась недолго.

Волконская:

После венчания оковы снова одели и отвезли в острог.

 

На экране - острог, декабристов увозят в острог, все женщины у острога. Отрывок из кинофильма "Звезда пленительного счастья".Фоновая музыка.

Мать:

Первого августа одна тысяча восемьсот двадцать девятого года пришла великая новость: фельдъегерь привез повеление снять с заключенных кандалы.

 

Женщины спиной отходят назад. Свет на сцене гаснет. Прожектор высвечивает Мать и Дочь на авансцене.

Дочь:

Но если женщина может все это перенести, откуда она берет силы?

Мать:

Вся мудрость в этом огоньке. Кто бы ни пытался его задуть, ты должна беречь его. Знаешь, в жизни не все так легко, как кажется. И от нас, женщин, зависит многое. Но главное - сохранить огонек любви (зажигает спичкой свечу). Сила этого огонька настолько велика, что способна подарить тепло и свет многим сердцам (зажигает свою свечу от ее свечи). Кто жертвует собой ради любви, тот непременно получит награду. И как бы ни было тяжело, женщина готова отдать все и совершить подвиг.

 

Свет гаснет.

 

 

 

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ. "МЫ ЕДИНЫ ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ"

 

На сцену опускается три зеркала из отдельных (фольгированных) вертикальных полос, создающих эффект зеркала. Звучит классическая музыка. На авансцене прожектор высвечивает с разных сторон Мать и Дочь.

Мать:

В наше время женщины тоже совершают подвиг. Все они матери, жены, и на них лежит высокая ответственность за благополучие семейного очага, за своих близких, продолжение рода человеческого.

Дочь:

Кто жертвует собой ради любви, но не романтической, а настоящей, тот непременно получит награду.

Мать:

На Руси это издавна чтимо,
Это в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Дочь:

Чтоб его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь напоминала:
Мы не просто вдвоем, мы семья.

 

Прожектор высвечивает женскую фигуру, которая стоит около первой рамы - зеркала.

Девушка:

Меня зовут Ирина. Недавно я вышла замуж за лейтенанта. И нас по распределению направили служить в Сибирь. Я знаю, что мне придется многое преодолеть, что будет сложно, но я выдержу. Я согласна пройти вместе с мужем, рука об руку, все испытания, которые нам предоставит судьба!

Мать:

Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь в конец:
"Обними-ка отца, слышишь, дочка"?
Что-то нынче устал наш отец.

Дочь:

И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят.

 

Прожектор высвечивает еще одну женскую фигуру, которая стоит в центре.

Женщина:

Иногда меня одолевают печальные мысли. Вот уже полгода мой муж находится в Чечне, в командировке. А я не могу найти себе место. Иногда мне кажется, что я не переживу, не выдержу всего этого. Что же делать?.. Надо жить, надо ждать и надеяться… он получил награду. Нужна ли она ему? Я думаю, нужна, потому что служба для него - жизнь.

Мать:

Мы - семья.
Это значит, мы вместе.
Кто напросится к нам во враги?!
Дети вырастут. Сложатся песни.
Только ты себя побереги.

Дочь:

Мы - семья.
По-отечески строги
К нам бывают родные края,
И Отечество тоже в итоге -
Нет, не просто народ, а семья.

 

Свет над Матерью и Дочерью гаснет. Прожектор высвечивает третью женскую фигуру.

Женщина:

Я Любовь Васильевна Радионова. Я была совсем еще молода, когда вышла замуж за молодого лейтенанта. И вот уже 30 лет мы вместе. У нас 5 детей, 2 из них уже взрослые и пошли по стопам отца, стали военными. Другие подрастают. А самое главное - я счастлива. У меня есть прекрасные дети и любимый муж.

 

Женщины выстраиваются в линию, прожекторы высвечивают каждую.

Первая:

Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.

Вторая:

И распахнуты дружеству двери
В наш добротный устойчивый дом.

Третья:

В дом, где робкую нежность не пряча,
Я твои повторяю шаги.
Ты любим, ты добьешься удачи.
Только ты себя побереги.

 

Женщины отражаются во множестве зеркал, и мы видим, что все пространство в глубине сцены заполнено фигурами женщин.
Слева, из-за кулис, выходит 3 женщины-декабристки со свечами в руках. Прожектора высвечивают поочередно декабристок.

1-я декабристка:

Любовь обладает огромной силой (протягивает свечу вперед, у современницы загорается свеча, у декабристки гаснет).

2-я декабристка:

Любовь настолько велика, что способна подарить тепло и свет многим сердцам (протягивает свечу вперед, у современницы загорается свеча, у декабристки гаснет).

3-я декабристка:

И как бы ни было тяжело, женщина готова совершить подвиг (протягивает свечу вперед, у современницы загорается свеча, у декабристки гаснет).

 

Звучит музыка. Современные женщины двигаются со свечами к авансцене. Музыка становится тише. Над женщинами декабристками гаснут прожектора.

Первая:

Только любовь раскрывает сердца.

Вторая:

Лишь перед ней отступает горе.

Третья:

Мне нужно много любви.
Ты - женщина.
Ты - понимаешь.

 

На заднике-экране затемнение. Пока говорят женщины-декабристки, сверху на штанкете опускается мемориальная доска (из картона), посвященная воинам, погибшим в Чечне. Звучит вступление к песне "Зажгите свечи". Включается свет, мы видим у мемориальной доски женщину и главных героинь, Мать и Дочь.

Мать:

Эта женщина одна из немногих, кто отправился за мужем в Чечню… это (Ф.И.О.). Преклоняемся перед ней. Она прошла через все трудности, которые ей уготовила судьба и сумела сохранить любовь к жизни.

 

Женщина делает шаг вперед, обращается к зрителям.

Женщина:

(примерное выступление) Дорогие женщины! Я обращаюсь к вам, а именно, к поколению будущего. На мою долю выпало немало испытаний, но я выдержала, не испугалась. Будьте умны и человеколюбивы! Терпите, любите и не забывайте, что от нас, женщин, зависит многое!
Звучит песня "Зажгите свечи". Свет гаснет. Женщины- современницы подходят к пьедесталу и ставят на него свечи. Мать и дочь тоже зажигают свечи и ставят их на пьедестал.

Когда в осенних небесах
Над полем и над лесом
Играет на органе Бах
Торжественную мессу,
Когда читает приговор
Всевышний палачу -
Над прахом братьев и сестер
Зажги свечу.

Не надо ворошить их прах, но в этот вечер,
Чтобы развеять в мире мрак, зажгите свечи.
Пускай умолкнет гул вражды и злые речи,
На свете нет чужой беды - зажгите свечи.
Ничто не вечно под луной, никто не вечен,
Над сумасшедшей тишиной зажгите свечи.
И станьте чуточку добрей и человечней.
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи.
Зажгите свечи!
Свет гаснет.

 

 

 

ФИНАЛ. НЕ КАЖДОЙ ЭТО ЖЕНЩИНЕ ДАНО

 

Опускается занавес-экран. На передний план сцены выходят Мать и Дочь.

 

 

Дочь:

Когда говорю 
О думах чистых,
Когда хочу понять любовь и суть,
Я слышу голос женщин-декабристок,
Я вижу их сибирский тяжкий путь.

Мать:

Когда сверяю горечи людские,
И преданность,
И верность в трудный час,
Волконские и рядом - Трубецкие
Стоят передо мною всякий раз.

Дочь:

Они страдали, плакали, как дети,
Они такую силу обрели!
Все потеряв
На этом грешном свете,
Они лишь верность милым сберегли.

Мать:

Их обжигала северная стужа,
Тоска и смерть
Стучала в их окно.
Чтоб умереть за честь и дело мужа,

Вместе:

Не каждой это женщине дано.
(
А. Мишин)

 

Звучит музыка. На сцену выходят молодые люди в военной форме (возможно, разных исторических эпох), произносят текст.

1-й

Женщина - с нами, когда мы рождаемся.

2-й

Женщина - с нами в последний наш час.

3-й

Женщина - знамя, когда мы сражаемся.

4-й

Женщина - радость раскрывшихся глаз.

5-й

Первая наша влюбленность и счастье,

1-й

В лучшем стремлении - первый привет.

2-й

В битве за право - огонь соучастия.

3-й

Женщина - музыка.

4-й

Женщина - свет.

 

Звучит муз. фон, занавес закрывается

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно –музыкальная композиция « Высок их подвиг незабвенный « ( посвящение женам декабристов )

В литературно-музыкальной композиции освящается жизнь и деятельность жён декабристов, отправившихся за мужьями в ссылку в Сибирь,  какие трудности им пришлось преодолеть на этом пути....

Исторический вечер "И подвиг воинов высокий...", посвященный Дню Героя Отечества

Методическая разработка внеклассного мероприятия "И подвиг воинов высокий...". Данная разработка посвященна Дню Героя Отечества и предназначена для 9-х классов. Она включает в себя: конспект, дополнит...

"Каким высоким словом мне подвиг твой назвать"

Мероприятие, посвященное вручению медалей труженикм тыла, февраль 2015 год...

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...

Высок и свят их подвиг незабвенный

Конспект внеклассного мероприятия, посвященного подвигу декабристов....

"Незабвенны подвиги Героев-земляков"

Данное внеклассное мероприятие посвящено землякам - Героям Великой Отечественной войны.Предназначено для учащихся 5-6 классов.Материал данного мероприятия можно использовать на уроках литературного и ...

«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».

laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...