"Эхо войны"
методическая разработка (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
«Мы чувствуем эхо войны»
(для постановки в литературном салоне «Пока горит свеча»)
Автор - составитель: Букреева Т.А.
Использованы материалы творческих работ
участников литературно-творческой мастерской «СЮЖЕТ»
7 б класса ш/и № 49
СПб, 2015 год
Фонограмма: группа «Любэ»: «Отчего так берёзы в России шумят…»,
слайды: «Пейзаж России с берёзами»
Николаева Валерия:
«Берёзонька»
- Кудри распушила
Русская красавица –
Может ли берёзонька
Кому-то не понравиться?
Берёзка улыбается,
Дождями умывается.
Она идол всех славян,
Она гордость россиян.
Но в 1941 году пришли в берёзовый край варвары, гордо называвшие себя арийцами, самой культурной нацией. Пришли завоевателями, уничтожающими красоту, культуру, жизни миллионов людей.
В ответ на это люди - и дети, и взрослые - встали на защиту своей Родины, на защиту мира – во имя жизни на земле.
Прохоренко Фёдор:
«Мы выстояли»
Мы воевали на войне
За города, дома свои.
Под пулями и бомбами мы шли,
И были верными стране.
Фашист хотел страну стереть,
Но выстояли мы!
Пришлось нам многим умереть,
Но мы в Берлин вошли!
Маркевич Антон:
Но как долог был путь к этой победе, сколько пришлось пережить…
Особенно моему городу – Ленинграду, на долю которого выпало 900 дней и ночей блокады.
Одним посчастливилось выжить, другим…вечная память.
Среди жителей блокадного Ленинграда были мои дедушка и бабушка.
Рассказ из семейного архива семьи Маркевич:
Первую и самую тяжёлую блокадную зиму моя бабушка Ольга Викторовна провела в Ленинграде, ей было 12 лет.
Она рассказывала, как помогала старшим ребятам дежурить на крышах во время авиабомбёжек - нужно было успевать гасить зажигательные бомбы.
Ещё рассказывала, как падала зимой в голодные обмороки, возвращаясь из школы. И, если бы не забота прохожих, она бы умерла тогда.
Люди же, сами истощённые голодом, понимая, что тратят свой жизненный потенциал, помогали друг другу.
А моему дедушке Владимиру Петровичу к началу блокады было 15 лет. Он был учеником ФЗУ, забрично-заводского училища, поэтому с начала блокады работал на заводе – изготавливал детали для миномётов.
В конце войны он был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
На всю жизнь они сохранили память о том страшном военном блокадном времени.
Прошло много лет, и однажды мне захотелось написать письмо моему сверстнику в блокадный Ленинград. Наверное, далёкое эхо войны не давало мне покоя; наверное, мне нужно было прочувствовать прошлое, чтобы больше ценить настоящее. А может – я устанавливал ниточку с бабушкой и дедушкой, которые ушли в вечность, но там, в блокадном Ленинграде они, мои ровесники, и они живы.
«Письмо в блокадный Ленинград»
- Дорогой сверстник, житель блокадного Ленинграда!
Я пишу тебе из 2015 года. Как ты? Хотя, зачем я спрашиваю? Знаю, всё плохо – война, блокада!
Возможно, ты сейчас, чуть живой от недоедания, стоишь у станка – работаешь на оборону Ленинграда. Или сеешь семена моркови на площади декабристов, надеясь собрать урожай, если к тому времени не умрёшь от голода или не погибнешь под бомбёжкой. А может, ты спасаешь свой дом – гасишь на крыше зажигательные бомбы. Или, со слезами обнимая холодеющие руки матери, сидишь в подвале, спасаясь от вражеского авиационного налёта. Быть может, еле передвигая ноги, идёшь за водой на Неву.
И думаешь, думаешь о том, как хорошо было в той далёкой (всего год назад!), другой жизни!
И мечтаешь о жизни, которая будет после освобождения от блокады. А что блокада будет снята, вы не сомневались, иначе город не выстоял бы.
Мне повезло – я живу в мирном городе. Наш город, твой город, теперь называется Санкт-Петербург – ему вернули его историческое имя. Правда, в День Победы 9 мая и в День снятия блокады его все называют Ленинградом, городом-героем. И вас, жителей блокадного города, мы считаем героями, спасшими свой город.
В нашей школе есть музей, в котором есть экспонаты – молчаливые свидетели, рассказывающие о подвигах жителей блокадного Ленинграда. Для нас - это эхо войны, которое будит наши чувства, заставляет ценить нынешнюю мирную жизнь и уважать тех, кто этот мир нам обеспечил.
Мы помним…
Прохоренко Фёдор:
- Однажды мы посетили выставку блокадных вещей в библиотеке имени Юрия Инге.
Люди не пережили блокадное время, а вещи – живут!
И это так горько и обидно.
«Блокадные вещи»- (дети читают по ролям)
- Библиотечный стол собрал ребят,
Но нет сегодня на нём книг.
Всё, что на нём,
Перенесёт на миг
Детей в блокадный Ленинград.
- Молочник:
Семьёю чай по воскресеньям
любили пить, наверное, с вареньем.
А кто-то - обожал и с молочком...
Но кто расскажет нам о том?
Воскресный чай в июне 41-ого остыл,
Семью блокадный город поглотил.
- Железные щипцы для рафинада.
Но это никому уже не надо -
В небытии тепло и сила рук,
И сахара расколотого звук.
Вы в памяти храните свято
Образ того, кому служили вы когда-то.
- Вот рюмочка, стакан, бокал.
Скажите, кто из вас пивал?
И до войны какою жизнь была?
Молчат. Они ведь из стекла.
Смогли хозяев пережить,
Но некому из них попить.
- Глаза закрою - юный силуэт.
Неуловимый, чувственный портрет:
Смешался аромат и пудры, и духов.
Так хороша - мечта всех женихов:
Парчовый кляч, кокетливый жакет…
Глаза открою - и виденья нет.
Собрание вещей хозяйку ждёт:
« Ну что ж хозяйка не идёт!»
Вот потемневший ученический пенал.
Ты до войны кому принадлежал?
Тот мальчик жив? Иль девочка жива?
"В морщинах лица их и голова седа:
Блокаду трудно было пережить...
Да и потом несладко было жить…"
Чернильница.
Макали пёрышко в тебя когда-то -
Письмо писала мать солдата.
Она, дыханьем руки согревая,
Кусок последний хлеба доедая,
На фронт сыночку слала свой привет.
Не опоздало ли письмо?
Успел ли к ней ответ?
А здесь фонарь железный под свечу,
как будто говорит:
"Я больше не свечу!"
Закончилась его работа,
Но им светил когда-то кто-то.
Сейчас все там, где Млечный путь,
И светят нам оттуда:
" Не забудь!"
Ты наша боль, военная блокада.
Ты память горькая героя – Ленинграда
Алексеева Анастасия:
В блокадное время многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
«Блокадная ласточка»
Я вхожу незримо
В блокадный Ленинград:
Холодом окутаны
Исакий, Летний сад…
На улицах пустынных
Не люди – тени их -
В душе хранят картины
О временах иных:
Не пустота, не голод,
Не этот жуткий ад –
ЖИВЫЕ рядом мама,
Бабушка и брат;
Радостно сверкают
Златые купола …
Как бурно и неистово
Жизнь тогда цвела!
Теперь в петле блокадной,
Ждёте вы вестей.
Ласточка, родная,
Лети с письмом скорей:
«Потерпите! Ждите
Блокадного конца –
Будет цепь разорвана
Смертельного кольца!»
Милые, родные,
Горько нам за вас.
Вам поклон за город,
Что спасли для нас!
Прохоренко Фёдор:
- А защитникам часто было только 18, прямо со школьной скамьи.
«Мы Родину не сдали»
- Мы шли на фронт,
Когда нам было 18,
Надеялись - вернёмся,
И верили в себя.
Но война сурова,
И война кровава –
И выстелен был смертью
Наш к победе путь.
Хотя мы погибали,
Духом мы не пали,
И Родину не сдали -
Вот в чём победы суть!
Берова Анастасия:
- Моему прадедушке, Эрглису Владимиру Рудольфовичу, было 20.
Он был одним из тех, кто участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Родился прадедушка в Пскове. Там же учился в школе. Проявил незаурядные способности по всем дисциплинам, и окончил школу с золотым аттестатом в 1937 году.
Учился в Ленинградском университете, в апреле 1941 года был призван в армию.
А в июне началась война. Часть, в которой служил Владимир Эрглис, отступила к Ленинграду.
Как сапёр-разведчик, он взрывал землю для рвов Пискарёвского кладбища, в которых хоронили ленинградцев.
Как все, оказавшиеся в блокадном кольце, страдал от голода, болел цингой.
Владимир Рудольфович участвовал в прорыве блокады в районе пятой ГЭС Шлиссельбургской крепости.
Затем их часть была направлена на переформирование, и он продолжил свой боевой путь в составе 25-ого танкового корпуса Первого Украинского фронта. С тяжёлыми боями продвигались освободители к логову фашизма – Берлину.
О некоторых событиях он пишет в письмах к родным.
«Письмо моего прадедушки с фронта»:
« …В самом начале операции меня постигло большое (для меня, во всяком случае) несчастье.
Уже в глубоком тылу, когда казалось, что основная немецкая оборона уже прорвана и сильного сопротивления не будет, налетела немецкая авиация. Жаркий был день. Зенитки огрызались, как бешеные, но нашей авиации не было, и немцы бомбили весь день: по 18 – 30 самолётов сразу.
Наша машина была подбита, а потом сожжена. В огне погибли все мои бумаги – дневники, письма, клочки воспоминаний – всё сгорело. Сгорела и ленинградская медаль вместе с удостоверением.
Сам я три дня ходил совершенно глухой – бомба разорвалась в трёх метрах, спасла только щель. Остался в чём был: маскхалат, пилотка, автомат, наган в кармане. Даже шинели нет. Одеться же не во что – склады наши тянутся где-то сзади, а вражеское не наденешь – свои же ухлопают. Всё-таки, взял фрицевское одеяло – хоть по ночам укрываться. А ночи здесь холодные – горки и туманы. Днём же солнце шпарит, как лошадь.
Потерю писем и записок переживаю очень тяжело. Потерявший дом, родной город, родителей и товарищей, сейчас потерял последнее – воспоминания. Многого уже, особенно мелочей, не восстановишь. Чувствую себя чем-то вроде новорождённого младенца – надо всё начинать снова…
Гольцовка »
Прадедушка закончил войну в Праге.
Награждён орденом Красной звезды как разведчик-сапёр и медалями.
Букреева Т.А.
Нет, не забыть нам никогда ужасов войны, не забыть потерь и не предать забвению память о солдатах, спасших мир от фашизма. К сожалению, часто приходили с фронтов в семьи извещения с пометкой «Пропал без вести».
Это стихотворение – в память о солдатах, пропавших без вести и как благодарность поисковым отрядам, которые возвращают имена
солдатам в безвестных могилах.
Вам свечей не зажгли погребальных,
Не прочли и молитв отпевальных -
Вы горели в огне,
Умирали в петле -
Где ваш прах, никому не известно.
Вы вернулись в туман мироздания,
Образ ваш сохранит лишь сознание.
Поклониться прийти -
Нам могил не найти:
Вы исчезли, пропали безвестно.
Долго матери ваши молились,
Им ночами живыми вы снились.
Ждали чуда они -
Вот вернётесь вдруг вы -
От страданий в груди было тесно.
След отыщет отряд поисковый,
Приподняв с вас земные покровы:
И фамилии есть,
И салют в вашу честь -
И судьба ваша стала известна!
Вам не всем суждено нам открыться,
Но за всех будем тихо молиться.
Алексеева Анастасия:
- Эхо войны рядом. Мы не всегда это осознаём, но оно рядом.
И пусть оно всегда остаётся только эхом... Потому что мы знаем, что такое фашизм.
Берова Анастасия:
- Поэтому 9 мая, проявляя свою гражданскую позицию и движимые чувством безмерной благодарности и уважения к людям, отстоявшим мир на земле - к живым и павшим – мы придём на митинги к мемориалам.
Маркевич Антон:
- Мы придём, чтобы возложить цветы в честь 70-летия Великой Победы и прочитать стихи в честь победителей над фашизмом.
Николаева Валерия: (качает ребёнка, поёт колыбельную песню)
«Колыбельная»
- Уже поздняя ночь,
Появилась луна…
Ночи бледная дочь –
Ярко светит она.
Потом солнце придёт
Разбудить малыша:
Молочка он попьёт,
Кашку съест не спеша.
И пойдём мы в лесок
Вдоль по роще гулять,
Подрастай, мой сынок,
Будем жить-поживать.
Пусть берёзы шумят
Над твоей головой,
А разрывы гранат
Не нарушат покой.
Фонограмма: ВИА «Сябры»: «Вы шумите, шумите, надо мною берёзы…»
Берова Анастасия:
«Жить в России - счастье»
- Как хороша природа
Деревья и цветы –
В любое время года
Нас радуют они.
Моя страна прекрасна,
В погоду и ненастье.
Моя страна – свободна,
И жить в России - счастье!
Фонограмма: «Гимн России», рок-версия, гр. «Любэ»
(слайды: «Россия»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...
Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.
В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....