Записки натуралиста
методическая разработка по теме

Мухаммадиева Ильсия Ильдусовна

 

  1. Развивать у детей познавательный интерес к  необычным и удивительным явлениям  в окружающем  мире.
  2. Коррекция речи детей на основе связного выражения своих мыслей.

Воспитывать  в детях стремление  к знаниям, желание повышать свой кругозор и наблюдательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delaem_skazochnogo_geroya.docx18.43 КБ
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx30.72 КБ
Файл kaz_omse.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ново-Кинерская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VІІІ вида»

ДЕЛАЕМ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ

- Добрый день ребята, гости!

- Ребята, давайте споем песню «Если добрый ты…» (караоке)

- Молодцы! Сразу на душе стало легко и весело, даже доброе дело сделать захотелось. А вы любите загадки? Слушайте внимательно! Загадки:

  1. Вот семейный наш портрет,

      Самый старший, в центре, - …      (дед)

  1. Вкусные оладушки

Мы едим у ….                                  (бабушки)

  1. Утром бабушка за ручку

В первый класс приводит…         (внучку)

  1. Машет хвостом верный служака,

Друг человека – это…                    (собака)

  1. Помурлыкала немножко

И в клубок свернулась…               (кошка)

  1. Длиннохвостая малышка

В серой шубке – это…                   (мышка)

По ходу отгадывания на стол выставляются герои отгадок.

- Ребята, посмотрите на стол. Из какой сказки наши отгадки?  (Репка.) правильно. Но чего здесь еще не хватает? (репки нет)

- Ребята, кто знает загадку про репку?

1. Ох в земле засела крепко

    Наша сказочная….           (репка)

2. Кругла, а не месяц.

    Желта, а не масло,

    С хвостиком, а не мышь.   (репка)

Детям показывается репка.

- Молодцы, ребята!

- Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Делаем сказочного героя». Будем сегодня делать с вами героев сказки «Репка». Мальчики будут делать бабку, девочки – деда.

- Сказки любят взрослые и дети. Ребята, давайте, покажем нашим гостям сказку «Репка».    

Инсценировка сказки.

Автор – Королев А., дед – Хамадеев М., бабка – Игнатьев Ю., внучка – Платонова Н., Жучка – Ляхов Л., кошка – Алексеев А., мышка – Рачков А.

- Молодцы! А как вы думаете, почему дед один не смог вытянуть репку? (ответы детей) Почему семья пришла к нему на помощь? Какая это семья? (дружная) Мы с вами тоже семья.  Почему, как вы думаете? (ответы детей) Да, правильно – вы дети, а у вас здесь есть родители: мамы и папы. Вы самые счастливые дети на свете. У вас столько много пап и мам! А вот какая  у нас с вами семья, как вы думаете? (предположения детей) Что нужно сделать, чтобы семья была крепкой, дружной? (ответы детей)

- Хорошо, а теперь давайте примемся за работу. Работать будем с шаблонами. На столе у каждого есть цветная бумага, шаблоны, карандаш, клей и ножницы.

- Кто быстренько скажет, какой опасный инструмент лежит у вас на столах? (ножницы)

- Что можно и что нельзя делать с ножницами? (ответ детей)

Этап работы:

  1. Изготовление туловища.

- Накладываем шаблон на обратную сторону цветного картона и обводим карандашом. Затем вырезаем получившуюся деталь и склеиваем так, чтобы получилось туловище.

Физкультминутка.

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Вырезание и склеивание платка и лица.

- Платок вырезаем из цветного картона, а лицо из белого. Сначала лицо приклеиваем на платок, а потом рисуем глаза, рот, нос. Теперь получившуюся деталь наклеиваем на туловище.

Физкультминутка.

Громко тикают часы

Тик-так, тик-так.

В школу нам пора идти

Тик-так, тик-так.

Мы учебники собрали

Тик-так, тик-так.

В школу дружно зашагали

Тик-так, тик-так.

  1. Вырезание и приклеивание рук.

- Покажите свои работы гостям.

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, молодцы!

- Давайте, вспомним, что мы сегодня делали? (ответы детей)

- Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие? (ответы детей)

- Прежде чем попрощаться, споем песню «Настоящий друг» (караоке)



Предварительный просмотр:

           Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной, нравственной стороной жизни общества.  С одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой – дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Источник возникновения противоречивых тенденций следует искать не столько в специфике социально-экономического устройства, Но и в недостатках эмоционально-нравственного развития учащихся.

У нас есть извечная, проверенная веками, вошедшая в число наших незыблемых нравственных ценностей идеология – воспитание порядочного, нравственного человека. И основой его всегда было, есть и будет – бесконечный  труд души и разума, неугасимое стремление к идеалу. Именно оно, столь гармоничное для российского менталитета, помогает человеку противостоять соблазнам жизни, всяческим отклонениям, экспансии насилия и распущенности.

Именно поэтому школа-интернат и мы – педагоги стараемся всеми силами противостоять этим негативным воздействиям.

В воспитании детей самой актуальной проблемой для педагогов становится духовно-нравственное направление. Замечается преувеличенная потребность во внимании и доброжелательности взрослых, острая нужда в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой стороны характерна полная неудовлетворенность этой потребности. Не развиты родственные связи, общение сестер и братьев, нет  дружбы  между детьми. В поведении детей преобладает не произвольность, а защитный способ, главное – ловко приспособиться к ситуации. Ограниченное, преимущественное групповое общение, не способствует развитию самостоятельности. В группах не наблюдается зачастую, задатков детского коллектива.

В более старшем возрасте наряду с этим проблемами возникает и ряд других. Имеются случаи безнравственного поведения воспитанников, неумение отстаивать свои взгляды убеждения. Особо острой проблемой является формирование детского коллектива, в данном случае нашей задачей является воспитание в детях терпимости к людям, умение понять и простить, прислушаться  к мнению другого человека, услышать его.

Особое внимание уделяется осознанию воспитанниками, нравственной ценности причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему, знакомство с государственными символами, традициями своего народа и страны. Как гражданин своей страны ребенок должен знать, уважать и бережно относиться к истории своего народа, духовно-нравственным ценностям в жизни человека и общества.

            Воспитанники школы–интерната –  социальные сироты, дети из малообеспеченных семей. Дети, отверженные  своими родителями, лишенные стабильной  уверенной привязанности к взрослому,  не имеющие личного опыта, безусловной любви, имеющие, к тому же,  отклонения в развитии. Как правило, эти дети недостаточно ориентируются в современной жизни, не имеют своего мнения, не умеют правильно оценивать свои возможности, не готовы к принятию ответственных решений. Заметно ухудшается здоровье детей, их все активнее поражают болезни, связанные с социальным неблагополучием. Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей: стрессы, неврозы, агрессивность, аддитивное поведение – вот далеко неполный перечень расстройств психического здоровья. Существенно расширился доступ детей к информации и материалам, распространяемым через прессу, телевидение, радио, компьютерные, информационные сети. В этих условиях духовное и психическое развитие детей существенно деформируется информацией о сексе, насилии, преступности, наркомании, проституции. Поэтому в  числе важнейших проблем воспитания в школе-интернате  серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» 

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».

                                                                                                    Н.И.Пирогов.

Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к  традициям, является приоритетным направлением работы  школы-интерната. 

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от  профессионализма педагогов, преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, педагогов дополнительного образования, работающих в школе-интернате.

  

                   Цель   духовно-нравственного воспитания:

  1. Формирование человеческих взаимоотношений, нравственной позиции, убеждений, мировоззрений, системы социальных установок.
  2. Развитие самосознания и культуры самовоспитания.
  3. Воспитание человека как личности.
  4. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, своей республики, России.

              Задачи  духовно-нравственного воспитания:

  1. Приобщать детей к традиционным духовно-нравственным ценностям..
  2. Дать представление о знании и понимании духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества.
  3. Воспитывать непримиримость к безнравственности.
  4. Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
  5. Воспитывать милосердие в детях, способность к состраданию, способность оказать помощь более слабому.
  6. Сформировать нравственные качества гражданина (любовь к отечеству, совесть, честь, ответственность, справедливость, гуманность, и т.д.).
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание.

                  Методы духовно-нравственного воспитания:

  • вовлечение в деятельность;
  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • доверие;
  • открытый диалог;
  • свобода выбора;
  • увлечение;
  • коллективный анализ и оценка;
  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения;
  • личный пример

Формы работы с детьми

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по селу, району, городу, в областной центр, по Святым местам).
  • Организация выставок творческих работ (совместная деятельность детей и педагогов).
  • Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
  • Встречи с представителями Духовного Управления

           При организации работы по духовно-нравственному воспитанию в  школе-интернате большое внимание уделяется внеклассной воспитательной работе, так как именно она способствует развитию творческих потребностей учащихся, вырабатывает устойчивый познавательный интерес, способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы учащихся, воспитывает нравственные качества.

           Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Организуя внеклассную работу, мы выделяем виды деятельности, которые возможны в  нашей школе-интернате, а именно: познавательная, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом.

      Интерес детей к внеклассной деятельности повышается, если ее результат имеет общественную ценность. Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по духовно-нравственному воспитанию. Отбор содержания позволяет нам повысить качество мероприятий и усилить их воспитательную роль.

       Осуществляя подготовку и проведение внеклассных мероприятий, педагоги  стараются  найти дело каждому: ребята принимают участие в подготовке мероприятий, готовят декорации, участвуют  в  сценке – пьесе,  выпускают стенгазеты. Воспитанники в процессе совместной деятельности учатся находить нужную информацию, анализировать, делать выводы, общаться между собой и многое, многое другое. А главное – у них воспитывается драгоценное чувство уважения друг к другу,  к труду и его результатам.

        Серьезного внимания требует подростковый возраст. В условиях предстоящего      окончания школы, особое внимание педагогов в воспитании выпускников обращено на развитие способности адаптироваться в жизни, найти свое призвание, создать  благополучную семью, выбрать профессию в соответствии со своими способностями, чтобы воспитать достойного гражданина своей страны. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию  чувств и сознания детей.

       Окончание школы – это своеобразный рубеж, переход в более осознанную самостоятельную жизнь. Воспитание достойного гражданина своей страны, способного найти своё призвание, создать благополучную семью, выбрать профессию в соответствии со своими способностями – вот задача педагогов в воспитании выпускника.

Следовательно, процесс духовно-нравственного воспитания детей процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы школьного возраста. Все время пребывания воспитанника в школе-интернате следует организовать как цепь непрерывных упражнений в нравственных поступках. Это могут быть ситуации, где следует воплощать свои знания о моральном поступке, разнообразные жизненные примеры, проведение классных часов, бесед с ребенком, экскурсии, прогулки на природу, важным фактором является личный пример педагога. Главное, чтобы работа по духовно-нравственному воспитанию детей велась сообща, в единой системе.

.

.

    ГБСКОУ Ново-Кинерская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида                                                                                      

                                  Доклад на тему:

     «Духовно-нравственное

               воспитание»

                                                   Подготовил:   Заместитель директора

                                                                            по воспитательной работе  

                                             Шамсутдинов И.Г.

        

                                                           2013 год



Предварительный просмотр:

Авыл өе күренеше.

Әкрен генә “Тәфтиләү” көе яңгырый.

Әби белән бабай өстәл артында утыра. (Өстәлдә татар халык ашлары)

Әби. И, атасы, сиңа әйтәм, бүген бит өмә итәсе идек.

Бабай. ҺИ, шулаймы?

Әби. Әйе, шәһәрдән балаларыбыз кайтырга тиеш. Күренмиләрме соң үзләре?

(Ишек шакыйлар.) Кайттылар ахрысы. Атасы, балалар кайтты.

Бабай. Бәрәкалла, чыгып каршылыйк үзләрен.

Әби. Әйдәгез, балакайларым, керегез! Исән – сау гына кайттыгызмы?

(Кызлар керә)

1 кыз. Исәнмесез – саумысыз,

           Нигә кәҗә саумыйсыз?

           Әтәчегез күкәй салган,

           Нигә чыгып алмыйсыз?

Әби. Чыгып алырга бит, балам, бездә бүген каз өмәсе. Сез дә булышырсыз инде, Алла боерса. Ягез, балалар, утырышыгыз.

Бабай. И – и бар иде яшь чаклар... Без яшь чакта каз өмәләре би – ик күңелле уза иде.

Әби. Әйе, атасы. И – и,  бар иде инде каз өмәләре! Яз җитеп, бәбкә үләне борын төртү белән, болын өстен бәбкә – каз басып алыр иде. Шул бәбкәләр бөртек, чирәм ашап җәй буена тазарып, матурланып үсәләр иде дә, инешләрдә, күлләрдә төркем – төркем булып коенып, чумып, бик сылу, зифа казлар булып җитешерләр иде. Көзләр җитеп, җирләр туңдыргач, беренче карлар күренү белән авылда каз өмәләре башланыр иде. Җиткән кызлар өйдән – өйгә йөреп, хәтта күрше авылга да барып, каз йолкышырлар иде.

ҖЫР “Каз өмәсе” (Э. Шәрифуллина сүз., З. Мөхәммәтдинов көе)

Кызлар каз юарга китәләр.

Бабай. Каз өмәсендәге җыр, бию, уен – көлке! Андагы күңеллелек, сөйләп аңлата торган түгел! Балалар канат – каурый сыдырырлар иде. Мичтә каз ите белән бәлеш пешептәмле ис чыгарып утырыр иде.

Балалар керә. Шигырҗ сөйлиләр.

1 бала. Авылларда хәзер каз өмәсе,

             Уз, рәхим ит, әйдә кунакка.

             Өреләре чыккан каз ашларын

             Табалмассың башка юллап та.

             Каз йолкалар кызлар

             Алар өчен коймак пешә һәрбер ызбада.

            Егетләрнең күзе төшмиме соң

            Утырмага килгән кызларга?

2 бала. Җырлый – җрлый йолкалар кызлар,

             Мамыклары ята сибелеп.

             Казларыбыз быел уңды диеп,

             Әбекәйләр йөри сөенеп.

3 бала. Каурый сибәм су юлына,

             Ишле булсын казыгыз.

             Өмәләрдә эш күрсәтеп,

             Җырлап – биеп алыгыз.

             Бии – уйный сылу кызлар,

             Чыңлый чулпы төймәсе.

             Борынгыдан килгән йола –

            Татарның каз өмәсе.

Кызлар кайта. (Көянтәләрендә казлар өленгән)

Әбекәй, казларның эшен бетердек, чистарттык, бәкедә чайкадык.

Әби. Бәрәкалла, күр әле, бигрәк симез булганнар. Тынычлык, иминлек белән ашарга насыйп итсен инде Ходай.

БИЮ “Каз канаты” (кызлар кулларына канат тотып бию башкаралар)

Бабай. (җилкенеп) Их, менә ичмасам, бу бәйрәм! Мондый мал – мөлкәтең булганда, биемичә, җырламыйча ничек түзәргә кирәк. Әйдә, сыздырыйк, әле көйләргә.

“ЧАБАТА” көе куела. Бабай белән 1 кыз шаян бию.

(Бабай хәлдән таеп егыла. Әби чыгып бабайга керергә булыша)

Әби. Бетердең бабаемны, хараплар иттең...

1 кыз. Әбием, бабаем, сез каршы килмәсәгез без бүген “Аулак өй”гә кунаклар чакырыр идек.

Әби. Атасы, без өйдә юк чакта балалар бераз күңел ачсалар, син дә каршы килмисеңдер бит?

Бабай. Әй, карчык, ник каршы килим, безнең дә яшҗ чаклар бар иде бит. Хәтереңдәме, карчык? Их, яшҗ чаклар...

Әби. Әйдә кузгалыйк, атасы. Балалар, тәртипле булыгыз.

(Чыгып китәләр)

1 кыз. Киттеләр. Башлыйбыз.

2 кыз. Кызлар, егетләр килгәнче бераз өйне җыештырып алыйк.

3 кыз. Кызлар, егетләрдән бусага ялы түләтәбезме?

Кызлар. Түләтәбез, түләтәбез.

“Челтәр элдем читәнгә” дигән җырны җырлап егетләр керә.

Егетләр. Кызлар, нигә кертмисез инде?

1 кыз.    Ашыкмагыз, авызыгыз ашка пешәр.Акчаларыгызны әзерләгез. Берәм – берәм керегез.

1 егет. Әссәләмәгаләйкүм! И кызлар, юк ла, казлар симез булсын (кызлар көләләр)

1 кыз. Сиңа, егет, ни кирәк?

1 егет. Кара кашлы кыз кирәк.

1 кыз. Ни эшкә соң ул кирәк?

1 егет. Әнигә килен кирәк.

(парлашып читкә китәләр)

2 кыз. Егет, сиңа ни кирәк?

2 егет. Миңа нечкә бил кирәк.

2 кыз. Ни эшкә соң ул кирәк?

2 егет.  Ансыз яна яшҗ йөрәк.

3 кыз. Сиңа, егет, ни кирәк?

№ егет. Каз – мамык ястык кирәк.

3 кыз. Казларыбыз мамыксыз, кызлар йоклый ястыксыз.

1 кыз. Шуны да белмәгәч йөрмә монда вакытсыз.

3 егет. Ай – ай – ай! Казларыгыз кыз, кызларыгыз каз

            Күзләрегез тоз, үзегез котсыз, борыныгыз янчек.

3 кыз. Егет, сиңа ни кирәк?

3 егет. Ак каз канаты кирәк.

3 кыз Ни эшкә соң ул кирәк?

3 егет. Очарга.

3 кыз Нишләргә?

3 егет. Матур кызлар кочарга.

3 кыз Буш сүз сузма кызларга, акчаң кайда?

3 егет. Акча бездә бер букча.

4 кыз Канат сатам, канат сатам.

4 егет. Мин алам.

4 кыз. Акчаң кайда?

4 егет. Мә бүләгем.

4 кыз. Әйдә ал.

“Без – без – без идек” уены уйнала.

“Парлы бию”  биелә.

(Әтәчләр кычкыра)

Әби белән бабай кайта.

Бергәләп җыр “Кайтабыз да китәбез шул” җырлана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"

В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образова...

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Юный натуралист

Программа составлена на два года с учетом курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» «Животные». Курс рассчитан на 68 занятия в год (по 1 часу в неделю)....

Классный час (5-6 класс) по теме "Юные натуралисты"

Познавательный материал, представленный в виде викторины и занимательных заданий....