Урок чистоты. Мусор-это серьёзно
классный час на тему

Лобанова Лариса Валерьевна

открытое мероприятие для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chistoty._musor-eto_seryozno.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие для учащихся 7-9 классов

Тема: « Урок чистоты»

Цель: Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природе;

           дать знания о опасности мусора и способах его утилизации;

          научить распознавать маркировку на упаковках и предметах, уметь  

          сортировать отходы по их опасность;

          развивать  коммуникативные навыки у учащихся: умение  работать в группе,

           взаимодействовать с другими людьми, отвечать на поставленный вопрос.

Оборудование: презентация, раздаточный набор «мусора», набор условных знаков, предметы с

           маркировкой опасности и вредности

Ход мероприятия:

          (Учащиеся разделены на группы).

Учитель:

Что такое мусор? ( что-то уже использованное, не нужное, пришло в негодность, испортилось)

Практическое задание  №1

Распределите предметы мусора на столе на две группы по их происхождению. ( учащиеся распределяют  предметы по системе « создала природа - создал человек»)

Учитель:  

 В любой семье каждый день  что-нибудь  выбрасывают.   А нерадивые жители могут выбросить пакет с мусором под ближайший куст. Весь этот мусор годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу, подземные воды, портит внешний вид  (сломанную мебель, ржавые автомобили…).  Очень  много мусора вывозится с промышленных предприятий, со строек,  с предприятий транспорта из магазинов.

Доказано, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором. Один пакет весит около 2кг. Значит, за один месяц семья выбросит около 50 кг мусора, а за год -600 кг мусора.

Учитель:

 Листья, сухая трава – мусор?!  Почему в природе не накапливается таких объемов отходов? Вспомните примеры из жизни животных, растений и микроорганизмов.

(Круговорот веществ в природе.)

Учитель:

Принцип   «нулевых отходов». В биосфере преобладают замкнутые циклы. Отходы разлагаются и становятся сырьём для нового роста.

Бактерии  переводят органические вещества в минеральные, которые потребляются растениями, служащими пищей для животных и т. д.

Учитель:

 Почему   же перед человечеством  встала проблема утилизации отходов?

Ответы учащихся:

1.«Человечество производит много отходов, природа не справляется с их утилизацией».

2.«Люди  создали новые вещества, которые не перерабатываются микроорганизмами».

3.  «Отходов в природе нет, т.к. за многие миллионы лет  сложились определённые цепи питания. Многие вещества, созданные человеком, живые организмы не могут включить в цепи питания».

Учитель: 

Человек – единственный вид на планете, который не живёт согласно принципу нулевых отходов. Менталитет царя природы «Взять, сделать… и выбросить» должен быть заменён идеологией нулевых отходов. Мы должны снижать свой «мусорный показатель» - уменьшать объём того, что мы не можем  переработать, и постоянно выбрасываем в окружающую среду.

Пример: К 2010 году человечество выбросило более 250 млн. компьютеров и 130 млн. мобильных телефонов.

Вес компьютера – 27 кг, в том числе: 6,8 кг силикона, 6,3 кг пластика, 5,6 железа, 3,8 кг алюминия, 1,9 бронзы, 1,7 кремния, 0,6 цинка, 0,2 олова, 0,2 никеля, титан, селен, бериллий, ртуть, магний, мышьяк, ниобий, хром, тантал, ванадий, кобальт, европий, иридий, серебро, золото.

Выступление учащихся о вреде тяжёлых металлов:

1.Свинец в виде пыли оказывается на почве и растениях, с помощью которых и попадает в организм человека. Высокая концентрация тяжелых металлов крайне опасна для детей, так как сильно замедляет их умственное и физическое        развитие.
Свинец не выводится из организма. Он имеет свойство накапливаться, вследствие чего обостряются хронические заболевания. Нередко возникают поражения мозга, в результате появляется умственная отсталость, агрессивность и галлюцинации. Свинец в несколько раз усиливает действие любого канцерогена, попавшего в организм. В некоторых случаях может появиться раковая опухоль.

2..Кадмий и ртуть  способны вызывать онкологические заболевания. Отравление ртутью   сопровождается резким изменением нервной системы. Высокая концентрация кадмиевой пыли в воздухе способна вызвать затруднение дыхания из-за поражения дыхательных путей.

3.Тяжелые металлы - в организме животных так же вызывают необратимые изменения. 
Если человек будет употреблять их мясо, он также может отравиться. Известны случаи, когда при употреблении рыбы с избыточным содержанием кадмия, развивалась болезнь итай-итай. Она сопровождается нестерпимыми болями в позвоночнике и пояснице. При неправильном лечении все заканчивается смертельным исходом в позвоночнике и пояснице. При неправильном лечении все заканчивается смертельным исходом

Учитель:

ТБО можно подразделить на четыре категории:

1. Вторичное сырье, которое можно пустить на переработку. Для этого его нужно выделить из общего потока, сортировать и пускать в дальнейшую переработку (бумага, металлы, пластик, стекло).

2. Биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать (пищевые отходы, садовые отходы, бумагу и картон).

3. Неутилизируемые отходы – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на переработку будут очень велики (пластмассовые изделия,  электронные и электрические приборы и др.)

4. Опасные отходы – виды отходов, содержащие токсичные или  биологически опасные вещества, попадание которых в окружающую среду  недопустимо (батарейки,  ртутные градусники, лекарственные препараты).

Практическое задание №2

Разделите предлагаемые предметы по категориям

Выступление  учащегося о особой опасности  батареек и их утилизации

Учитель:

Не каждый человек может знать о той или иной вредности мусора и особенностях его утилизации, поэтому на упаковках товаров наносят специальные знаки, познакомимся с некоторыми из них ( таблички со знаками находятся на столах учащихся)

(рассказ учителя по знакам  с использованием презентации и реальных объектов на столах у учащихся )

Как вы уже поняли, есть не утилизируемые отходы и опасные.

А  Д.И.Менделеев сказал: «  …нет отходов, а есть неиспользованное сырьё!»

Как вы понимаете его слова? (ответы учащихся)

Надо разрабатывать новые технологии по переработке, чтобы не утилизированные отходы так же стали сырьём.

Учитель:

Не секрет, что мы пока и с вторичным сырьём не справляемся.

Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые (в идеале) не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

Вторичное сырье – утильные фракции – материалы и изделия (макулатура, пластик, ПЭТ-бутылка, полиэтилен, стекло, текстиль, металлическая банка), которые после полного первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье

Что необходимо сделать, чтобы использовать эти отходы в качестве  сырья?

Ответы учащихся:

-При выгрузке мусора на свалках необходимо  его сортировать.

-Необходимо отделять разные отходы друг от друга при сборе.

-Можно расставить контейнеры для раздельного сбора мусора

-Нужно агитировать людей за раздельный сбор мусора.

Учитель:

Посмотрите, как это делают за границей.

Действительно, мы должны иметь новый взгляд на проблему отходов. Природные ресурсы не безграничны. Как отметил Р.Мюррей: «Старая система создаёт отходы из благосостояния, теперь мы нуждаемся в создании благосостояния из отходов».

Давайте попробуем составить  « Экологические советы на каждый день»

Задание №3

Каждая группа учащихся составит советы для своей категории жителей:

1.Для жителей планеты

2.Для жителей села

3.Для сверстников

Подведение итогов задания

И в напутствие  хочется напомнить слова И.Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Желаю вам, чтобы все ваши  позитивные мысли превратились в конкретную деятельность по раздельному сбору отходов.

        

Приложение

Есть ли опасность от использованных батареек?

Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. По данным ученых из агентства по охране окружающей среды США стало понятно, что на долю батареек приходится более 50 % токсических выбросов из всех бытовых отходов. В составе использованных батареек содержится ртуть, кадмий, магний, свинец, олово, никель, цинк.

Если люди выбрасывают батарейки в мусорное ведро, то, как следствие, они попадают на городские свалки. И так как полигоны для захоронения отходов (где таковые имеются) не оснащены защитой фильтрации от вредных примесей и тяжелых металлов, поэтому все эти супер-вредные вещества попадают в грунтовые воды.

А между тем, вредные вещества, которые содержатся в использованных батарейках, попадая в организм человека (а это происходит обязательно) и вредит ему. К примеру, кадмий поражает работу каждого органа в организме, блокирует работу ферментов, способен спровоцировать рак легких.

Следует добавить что одна батарейка загрязняет вредными компонентами 400 л воды и 20 м2 почвы.

Советы по применению батареек для уменьшения их экологического вреда

  1. Следует покупать батарейки, которые можно заряжать много раз.
  2. Покупать нужно батарейки с надписью «без кадмия», «без ртути».
  3. Запрещается выбрасывать батарейки в корзину общего мусора. Их нужно складировать в места, для последующей их утилизации. Если нет возможности отнести батарейки в пункты сбора их рекомендуется копить в пластиковой закрытой таре желательно не в доме, до лучших времен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Презентация - викторина к "Уроку чистоты"

Презентацию можно использовать на классном часу, посвященном экологии....

Внеклассное мероприятие "Урок чистоты"

Классный час на тему "Урок чистоты".  Дети должны беречь и охранять окружающую нас действительность!...

Урок чистоты в 5 классе

Урок чистоты в 5 классе...

Классный час: «Мусор – это серьёзно?»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5641015","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5641020","at...

Урок чистоты. Мусор-это серьёзно

открытое мероприятие для учащихся 7-9 классов...

Бытовой мусор - это серьёзно

Современную цивилизацию все чаще называют «производителем мусора». В крупнейших городах мира ежегодно образуется до тонны мусора на каждого жителя. Проблема ликвидации бытовых отходов выходит на одно ...