Милосердие
классный час на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Русско-Шуганская СОШ имени П.А. Днепрова
Муслюмовского муниципального района
Классный час
«Милосердие»
Составитель: Лобанова Л.В.
Цель:
Формировать у обучающихся стремления к появлению милосердия
Задачи:
- воспитывать в учащихся нравственные качества такие как отзывчивости, человечности, благородства, умения прийти на помощь нуждающимся в ней;
- способствовать более глубокому осмыслению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,«гуманность»;
- развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фантазию, смекалку, творческие способности, речь;
- воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
Оборудование:
Презентация, видео-интервью, видео «Волонтёры», компьютер; конверт со словами, модель «сердца», листы для работы с Моделью Фрейдера, фломастеры, карандаши; карточки с нумерацией столов и управляющие карты «Мэнэдж мэт».
Выступления учащихся.
Использованные технологии:
информационно-коммуникационные, приемы проблемно - диалогической, структуры Сингапурской технологии
Форма организации деятельности:
коллективная, групповая, индивидуальная.
Для работы все учащиеся разбиваются на группы по 4 человека
Ход классного часа:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
Учитель:
Начнём классный час с высказывания великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «Жалость – драгоценность наша… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет,…»
Ребята, пользуясь этим высказыванием, попробуйте сами сформулировать тему нашего занятия.
Чтобы помочь вам это сделать послушаем ещё несколько строк в исполнении учащейся .
Ученица:
Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
И верю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии, в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Учащиеся:
Тема нашего занятия: человечность, доброта, МИЛОСЕРДИЕ
Учитель:
Милосердие проявляется по-разному. Давайте выясним это. В ходе нашей работы важные формы связанные с милосердием записанные в виде слов ( в конвертике у вас на столе) будем опускать в корзиночку на ваших столах. Первым, я думаю, стоит положить туда само слово «МИЛОСЕРДИЕ».
А теперь послушаем притчу о самарянине.
Учащийся ( рассказывает притчу):
Один иудей шёл из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шёл священник, посмотрел на него и прошёл мимо. Также и левит был на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. За ними тем же путём проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним: перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и там заботился о нём. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: «Позаботься о нём, и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе»
Учитель:
Как вы поняли, о какой форме милосердия идёт речь в притче?
Учащиеся:
О помощи малознакомым людям. Форма милосердия СОСТРАДАНИЕ.
Учитель:
Проблема милосердия поднимается во многих произведениях искусства, в художественной литературе. Какие известные художественные произведения, которые учат нас великодушию и состраданию, вы помните? (Прокомментировать ответ).
Возможные ответы учащихся:
- В. Г. Распутин «Уроки французского» - уроки доброты. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой», О. Генри. «Дары волхвов»
- У М. А. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нём повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял своих родных. Однажды он встретил мальчика - сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
- Виктор Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду, но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным, в одну минуту пережил подлинное перождение, и после этого он стал честным человеком.и др.
Учитель:
Послушайте стихотворение Д. Кедрина «Сердце матери». Подумайте, о каком милосердии говорится в нём
Учащийся :
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей –
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел;
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Учитель:
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Сформулируйте основную тему стихотворения
Учащиеся:
Безграничная ЛЮБОВЬ материнского сердца
Учитель:
Наши корреспонденты побывали в гостях у пенсионерки Кривошеевой Верой Георгиевной , которую посещают тимуровцы нашей школы. Посмотрим их интервью.
Просмотр видео
Учитель:
Вы услышали как важна ваша помощь для пожилых люде.
Но только ли для пожилых важно, чтобы существовало тимуровское движение, как вы думаете?
Учащиеся:
Важно и для самих тимуровцев, помощь пожилым воспитывает их ДОБРЫМИ, неравнодушными
Учитель:
Знаете ли вы кто такие волонтёры и чем занимаются?
Посмотрим видео о волонтёрах.
Просмотр видео
Учащиеся:
Волонтёры- люди помогающие попавшим в беду или просто нуждающимся в помощи. Помогают они бесплатно, безвозмездно. Волонтёрское движение дарит людям НАДЕЖДУ, что их не оставят в беде, им помогут.
Учитель:
А знакомо ли Вам выражение « доступная среда»?
Учащиеся:
Это комплекс мер направленных на адаптацию инвалидов в обществе. Это помогает инвалидам научиться жить полной жизнью, повышает у них ВЕРУ в собственное силы и возможности.
Учитель:
Молодцы! Правильно.
А теперь посмотрите ещё одно видео-интервью с нашим односельчанином предпринимателем Новиковым А.
Просмотр видео
Учитель :
Ребята, как Вы думаете, как это интервью связано с нашей темой?
Учащиеся:
Новиков А. занимается благотворительностью, а это тоже одна из форм милосердия – быть ЩЕДРЫМ
Учитель:
Всё правильно, молодцы!
А теперь закрепит знания, работая по структуре ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ
Вопросы к структуре ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ
Вопрос для количества смены партнёров | Колич. переходов | Вопрос | ответ | |
1 | Сколько изображений размещено в нагрудном знаке «Милосердие» | 2 (Цветок и крестик) | Какое свойство души воспитывает в детях тимуровская работа | Доброту |
2 | Сколько лет назад возродилась акция – благотворительных аукционов «Белый цветок», введённая Николаем 2 в 19 веке и отменённая в последствии | 1 (16 сентября 2013) | Какое чувство руководит поступками людей помогающим незнакомым людям в беде | Сострадание |
3 | В 2000 каком году установлен памятник благотворительности в Казани (прообразом стал меценат Асгат Галимзянов) | 8 (2008) | Каким отличительным качеством души обладают люди занимающиеся благотворительностью | Щедрость |
4 | Сколько красочных цветов использовано на знаке «Доброволец России» , вручаемых волонтёрам | 4 (золотой Красный Белый Синий) | Какое чувство укрепляется в простых людях благодаря волонтёрам | Надежда |
5 | Сколько букв в слове «Добро» | 5 | Особенная черта милосердия материнского сердца | Любовь |
6 | Сколько десятков тысяч волонтёров отобрано было для помощи при проведении универсиады | 2 (20000) | Чем важна программа «доступная среда» | Вера |
Учитель:
Молодцы. Все хорошо поработали!
А теперь попробуем обобщить наши представления о понятии «Милосердие» в целом.
Работаем по структуре МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР(альтернатива), с переходом на КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
Учитель (по окончанию работы с моделью Фрейера):
Спасибо всем за хорошую работу! А теперь послушайте ещё одну
притчу «Дары Божии»:
Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д. А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:
- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!
И мы наполнили свои корзинки. Заглянем в них, что там хранится?
( ВЕРА, НАДЕЖДА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, ЩЕДРОСТЬ). Разложите эти слова по кругу.
Вот такие качества мы выбрали для себя. Согласны, что это нужно каждому человеку? Кто согласен встаньте.
Всем спасибо. Садитесь.
А где, по-вашему, находится царство милосердия?
Учащиеся:
В сердце
Учитель:
Правильно. У вас на столах есть модель сердца, положите её в центр круга из слов. Похоже на солнце? Солнце- это тепло, свет, жизнь. А что должно излучать человеческое сердце? (Зачитать по очереди лучи-слова).
Я думаю, что сердце каждого из Вас с достоинством и гордостью будет всегда согревать окружающих этими лучами.
На этом наш классный час окончен.
Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»
Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им. Н.В. Склифосовского....
Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"
В этом конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....
Родительское собрание "Что такое милосердие?"
Разработка родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...
Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"
Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
Классный час "Поговорим о милосердии"
Классный час направлен на обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....
Родительское собрание "Наполним милосердием сердца"
В материале данного родительского собрания рассмотрено понятие " милосердие", воспитание положительных моральных качеств подростков....