Классный час на тему "Дети родом из войны"
классный час (8 класс) на тему

Каримбаева Маргарита Сагингалиевна

Материал разработан для учащихся  8-х классов.

Форма: документально – поэтическая гостиная

Классный час приурочен к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.

Задачи:

1.      Воспитать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.

2.      Развивать общественную активность обучающихся, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предусматривается оформление: фотоколлаж, рисунки, плакаты военных лет, музыкальное сопровождение.

Большой объем материала в сценарии расчитано на участие в классом часе каждого ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Дети родом из войны»

Класс: 8

Форма: документально – поэтическая гостиная

Классный час приурочен к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.

Задачи:

  1. Воспитать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.
  2. Развивать общественную активность обучающихся, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предусматривается оформление: фотоколлаж, рисунки, плакаты военных лет, музыкальное сопровождение.

Ведущий: Учитель: Ребята представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война.

Музыка

Презентация «Дети войны»

Учитель: Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны, а порой и не рожденных!

Ученик: Д. Костюрин Баллада о нерожденных

Не рожден, не рожден в сорок первом, 
Не рожден, не рожден в сорок третьем, 
Не рожден, не рожден в сорок пятом, 
не кричат нерожденные дети. 

Нет ни плит, нет ни ветров над вами, 
Нет ни солнечных дней, ни туманных, 
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя, 
Нужно имя, чтоб стать безымянным.

Чтоб письмо в треугольном конверте, 
Чтобы слезы тяжелые стыли. 
Нужно жить хоть минуту для смерти, 
Ну а вы и того не прожили. 

Не рожден, не рожден в сорок первом, 
И еще  не рожден в сорок третьем, 
И еще не рожден в сорок пятом... 
Память вечная павшим солдатам! 

Учитель:

Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось

Ученик: Муса Джалиль ВАРВАРСТВО

Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли.
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
и в ужасе дети вцепились в подолы
…Но звук автомата сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила извергам мать!
У сына дрожали ручонки и губки.
Он плакал в подол ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»
Нагнувшись, взяла его не руки мать,
Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас
Не будет на свете, мой маленький, нас…
Нет, больно не будет… мгновенная смерть…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем
Нет, лучше от пули мы вместе умрем».
Планета, живёшь миллионы ты лет,
Лесам и озёрам числа твоим нет,
Но видела ль ты хоть единственный раз,
Позорнее случай, чем тот, что сейчас?
Страна моя, правда на знамени алом,
Омыто слезами то знамя не мало:
Огнями той правды, гони палачей,
За детскую кровь и за кровь матерей.

Учитель: В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли.  Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.

Среди 149 сгоревших в Хатыни  - 75 детей.

Ученик: Сельвинский Илья "Я это видел!"

 

Можно не слушать народных сказаний,

        Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами.

        Понимаете? Видел. Сам.

Вот тут дорога. А там вон - взгорье.

        Меж нами

             вот этак -

                        ров.

Из этого рва поднимается горе.

        Горе без берегов.

Нет! Об этом нельзя словами...

        Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,

        Заржавленной, как руда.

Кто эти люди? Бойцы? Нисколько.

Может быть, партизаны? Нет.

Вот лежит лопоухий Колька -

        Ему одиннадцать лет.

Парень. Он совсем налегке.

Грудь распахнута из протеста.

Одна нога в худом сапоге,

Другая сияет лаком протеза.

Легкий снежок валит и валит...

Грудь распахнул молодой инвалид.

Он, видимо, крикнул: "Стреляйте, черти!"

Поперхнулся. Упал. Застыл.

Ученик:

Рядом истерзанная еврейка.

При ней ребенок. Совсем как во сне.

С какой заботой детская шейка

Повязана маминым серым кашне...

Матери сердцу не изменили:

Идя на расстрел, под пулю идя,

За час, за полчаса до могилы

Мать от простуды спасала дитя.

Но даже и смерть для них не разлука:

Невластны теперь над ними враги -

И рыжая струйка

            из детского уха

Стекает

      в горсть

              материнской

                        руки.

Как страшно об этом писать. Как жутко.

        Но надо. Надо! Пиши!

Фашизму теперь не отделаться шуткой:

Ты вымерил низость фашистской души,

Ты осознал во всей ее фальши

"Сентиментальность" пруссацких грез,

Так пусть же

           сквозь их

                   голубые

                         вальсы

Торчит материнская эта горсть.

Учитель:

Сознание людей переворачивает понимание того,  что могут происходить подобные зверства. Именно вид детей заставил многих бойцов осознать реальность войны, почувствовать себя солдатами.

Ученик: Н. Лайне «Надел шинель, винтовку взял…»

Надел шинель, винтовку взял –

Ну чем не воин? Но куда там!

Я стать хотел, но я не стал,

Не стал тогда еще солдатом.

Когда свинцовая струя

Меня хлестнула, - в то мгновенье

Еще солдатом не был я,

Хотя уже прошел крещенье.

Я не был им, когда пришло

Известие о смерти друга,

Беззвучно плакал я и зло,

И завывала в поле вьюга.

А после… Не забыть о том…

В снегу, исколотый штыками,

Ничком ребенок мертвым сном

Спал, обхватив сугроб руками.

Хотел я плакать и не мог

И только слушал гул далекий…

Я тельце обернул в платок,

Что был обронен у дороги.

Пошел, ребенка схоронив,

Навстречу пушечным раскатам…

И я впервые в этот миг

Себя почувствовал солдатом

Ученик:  М. Голодный «Над убитым ребенком»

В траве некошеной — замученный ребенок.
Смерть не дала ему больших ресниц смежить.
И светлые глаза глядят как бы спросонок
На этот мир в цвету, где я остался жить.

А солнце высоко; не зная преступленья,
Щебечут птицы, сердце полонив.
И, словно в пьяном сне, над жертвою глумленья
Рой синих мух жужжит среди цветущих нив!

И, вспомнив вдруг о том, что за поселком где-то
Мать жаркую слезу смахнет с лица тайком,
Не жду я от друзей ни вздоха, ни ответа,—
Хочу я одного — врага найти штыком!

Учитель: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.

Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Ученик: А. Марков «Растрел»

Привели сынишку коммуниста. 
Встал он рядом с матерью у рва. 
А стрижи резвились в небе чистом, 
И росла веселая трава.

Дал команду офицер немецкий. 
Автоматы глянули в упор. 
Вот взметнутся огненные всплески, 
И окончен будет разговор.

Но иначе думает курносый, 
И улыбка на его лице: 
Не докурит немец папиросы, 
Все не так получится в конце!

Из-за леса вылетит тачанка, 
И враги рванутся наутек. 
Пулеметом прострочит их Анка. 
Слышишь, конский топот недалек!

Или красных партизан засада 
Пленников избавит все равно, 
Или Павка налетит с отрядом… 
Словом, так, как видел он в кино.

И упал мальчишка навзничь с верой, 
С ожиданьем радостным в глазах, 
Что покончат с этим офицером 
Красные, примчавшись на рысях!

Учитель: В условиях войны дети стремительно взрослеют. Холод, голод, страх смерти, все окружающие ужасы стремительно обрывают детство.

Ученик: А. Кулешов «На Минском шоссе»

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было, 
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы, 
Что этим мамам никогда не встать

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти. 

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, – 
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

Учитель: Сколько горя она приносит, сколько уносит человеческих жизней. Но больнее всего, когда от войны страдают дети. Кто подсчитает, сколько детей убила или осиротила война? А ребёнок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

Ученик: А. Барто «Глаза девчонки семилетней»

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней — молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вдруг сразу словно ветер свежий
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу.

Защиты ищет у него:
— Убей их всех до одного!

Учитель: И, безусловно, взрослые испытывали чувство вины перед детьми, что не сумели их оградить, уберечь от беды, что допустили весь этот кошмар. И вместе они испытывали щемящее чувство нежности к маленьким страдальцам, чувство огромной отцовской и материнской любви ко всем детям войны.

Ученик: Г. Гулям «Ты не сирота»

 Разве ты сирота?.. Успокойся, родной!
Словно доброе солнце, склонясь над тобой,
Материнской, глубокой любовью полна,
Бережет твое детство большая страна.

Здесь ты дома. Здесь я стерегу твой покой.
Спи, кусочек души моей, маленький мой!
Я — отец! Я что хочешь тебе подарю,
Станут счастьем моим .Все заботы мои…

Что такое сиротство - спроси у меня.
Малышом пятилетним в десятом году
Грел я руки свои у чужого огня.
Полуголы, таскал по дорогам нужду.

Испытал я, что значит расти сиротой,
Разве ты сирота? Спи спокойно родной…
Пока старый охотник - кочующий сон -
На меня не накинул волшебную сеть,
Гордой радости - чувства отцовского полн,
Буду я над кроваткой твоею сидеть,
Над головкою русой твоей, дорогой,
И смотреть на тебя, и беречь твой покой…

И продрогший простор словно сразу согрет
Полусонной улыбки внезапным лучом.
Это скоро рассвет, Это белый рассвет.
Это белый рассвет у меня за плечом.

Учитель:Для взрослых людей, переживающих войну, дети – это свет надежды. Пока есть дети – существует жизнь, а в ней радость.

Ученик: Цакунов «На радио»

Ну что ты помнишь:
                    был — под стол пешком.
Ну что ты мог —
                ребенок из детсада? 
Ответь, мальчишка с голубым лицом, 
Что в центре ледяного Ленинграда 
У микрофона главного стоял 
По стойке «смирно». 
Громко, с выраженьем — 
«Вот не забыть, не сбиться бы» — 
Читал
В концерте для бойцов стихотворенье. 
Потом сказали, что не подкачал. 
А сбился б — не беда, не слова ради. 
Звучащий детский голос означал, 
Что живы, живы малыши в блокаде! 
По радиоволнам,
                по проводам
Заиндевелым, 
Сквозь огонь жестокий 
Подмогою к сражавшимся отцам 
Стремились эти тоненькие строки…

Учитель: Рождение ребенка на войне воспринимается как чудо, как обещание иной, мирной, нормальной жизни. Это – важнейшая драгоценность. И это чудо, эту надежду надо сберечь, сохранить, отстоять любой ценой

Ученик: М. Каноат «Голоса Сталинграда»

Я привык к разрывам гранат,
к орудийному гулу привык.
Самолеты идут на нас, –
не смолкает надрывный рык…
Заглушая голос войны,
и беспомощен и велик,
из подвала,
из глубины
раздается ребячий крик!

Мины падают,
Чавкает грязь.
Самолеты – в который раз.
И атаки – в который раз...
Нас здесь двадцать.
Здесь – наша власть.
Власть людей.
Советская власть!..
Посреди небывалой войны
нынче девочка родилась...
Есть Земля – ее колыбель.
Есть Земля – дом ее родной.
Мы баюкаем малыша под смертельною
пеленой.
Знаю я:
ни один волосок не падет с головы льняной.
Пусть мы держимся на волоске.
Пусть пожарище –
шар земной...
В этом доме, где столько раз
все снарядами разметено,
в доме,
где – по расчетам врага –
быть живых уже не должно,
есть любви высочайший знак,
есть грядущей жизни зерно
Значит, – все величье Земли
в этом доме заключено!
Это – наш последний рубеж.
Это – наш последний редут.
Если этот дом упадет,
значит, все дома упадут...
Спи, малышка.
Не верь войне.
Люди ждут тебя!
Очень ждут.
Будь спокойна:
за этот порог
никогда враги не пройдут.

Ученик: Н. Рябинина «Родилась нежданно я»

Родилась нежданно я,
Родилась непрошено
В адское пожарище,
В огненное крошево.

Зацвели сирени,
И запели птицы –
Едкие сирены,
Дымные зарницы…

Выли «мессершмитты»,
Падали фугаски,
И меня купали
Из солдатской каски.

После боя никли
Чёрные ромашки…
А меня назвали
Мирно так –
Наташка.

Учитель: Цепкая детская память спустя десятилетия сохранила и чувства и видимые образы.

Ученик: В. Павлинов «Холода»

К печи поленья поднеси,

оладьи замеси.

Трещат морозы на Руси,

морозы на Руси.

Безмолвен лес, безлюден сад,

и в поле ни следа –

такие холода стоят,

такие холода!

Ах, мама! Ты едва жива.

Постой, ты вся в снегу.

Оставь тяжёлые дрова,

давай я помогу.

Зачем ты всё  –  сама, сама?

Не стой на холоду…

Какая долгая зима 

в сорок втором году!

Не тает иней по углам,

а ночь – над головой.

Мука – с картошкой пополам,

над полем – волчий вой.

Дымятся снежные холмы,

и ночи нет конца.

Эвакуированы мы,

и нет у нас отца.

Так страшно дует из окна,

и пруд промёрз до дна.

Так вот какая ты, война!..

Что говорить? Война.

Забыл я дом арбатский наш,

тепло и тишину.

Я брал  двухцветный карандаш.

Я рисовал войну.

Шли танки красные вперёд.

Под ливнем красных стрел

вниз падал чёрный самолёт

и чёрный танк горел…

Лютее, снежнее зимы

не будет никогда.

Эвакуированы мы

из жизни навсегда.

Метёт, а небо так черно,

что кажется: сейчас

на нас обвалится оно –

да и придавит нас.

Учитель:  Дети военной поры это дети рано взявшие в руки оружие, выполнявшие тяжелую солдатскую работу, познавшие голод, холод и смерть.

Ученик: В. Фирсов «Военное детство»

В тылу как в тылу
Ни кола, ни двора и ни хаты –
Вся деревня под снегом живет.
Эти годы, что были когда-то,
Горечь детства забыть не дает...
Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне.

Ученик:Л. Кузубов «Я был и пионером и солдатом»

Я был и пионером, и солдатом.

Но галстук заменяли мне бинты.

Ревела смерть над нашим медсанбатом

И с визгом обрывалась с высоты.

А я страдал отважно и упрямо,

Срывал повязки в яростном бреду.

Я иногда кричал по-детски: «Мама!»

Так было в сорок первом том году

И как бы с того света возвратившись,

От непосильной раны оживал

И, воздуха свинцового напившись,

Шинель свою я браво надевал.

Ученик: Ю. Воронов «В блокадных днях мы так и не узнали»

В блокадных днях 
Мы так и не узнали: 
Меж юностью и детством 
Где черта? 
Нам в сорок третьем 
Выдали медали, 
И только в сорок пятом — 
Паспорта.

И в этом нет беды... 
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем 
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда...

 Музыкальная композиция «Белые панамки»

Учитель:  Воспоминания детей войны очень разные, иногда настолько тяжелые, что кажется нет сил оглянуться на далекое прошлое.

Ученик: В. Кузнецов «Давнее»

Да, в десять лет 
мы были дети, но — 
жесткий, в горьких складках рот. 
Я жил на Волге 
в сорок третьем, 
бежал не с фронта, 
а на фронт.

По всем вокзалам и теплушкам 
за медный грош плясал и пел, 
пил кипяток 
из общей кружки 
и только плакать не умел.

Я скорбь свою умело прятал, 
я видел скорбную страну, 
и только в мае, в сорок пятом, 
наплакался 
за всю войну...

Ученик: В. Цыбин «Мы родились от будущих вдов»

Мы родились от будущих вдов - 
дети грозных тридцатых годов... 
Хлебнули мы с детства вот как 
горя, слез и работы: 
в три - холод, 
в семь - голод, 
а в восемь - сироты! 
Детство наше контужено 
громким маминым кашлем, 
детство наше простужено 
в очередях... 
И в каждом 
война, как мина, осталась - 
в легких, 
в морщинах ранних! 
Нам - сразу юность, 
а старость - 
калекам, 
контуженым, 
раненым. 
И не забыли пока мы 
очередей за пайками, 
ни матери слез покорных, 
ни первых тех похоронных... 
О базарная площадь - 
пустая, как летом небо! 
О базарная площадь - 
четыре года без хлеба! 
...Лежали рога короной 
на лбу мосластом 
неловко. 
Остались от нашей коровы 
лишь запах травы да веревка!.. 

Учитель: жаже военные годы не состояли сплошь из бед, боев и голода.Были у людей и радости и минуты покоя.Но самая главная радость пришла в сорок пятом году. Победа! Невероятное счастье и радость для всех: и для детей, и для взрослых. И цепкая детская память пронесла через десятилетия ликование Победы.

Ученик:  И. Фоняков «Было мне десять лет»

Помню этот день, стократ воспетый, — 
День, когда окончилась война. 
Хлопнув по плечу меня: «С Победой!» —
Мне сказал какой-то старшина.

Промолчал в ответ я, потрясенный, 
После — гордый целый день ходил, 
Словно бы в борьбе, святой, бессонной, 
Я со всеми вместе победил.

Матери и жены волновались, 
Плакали от счастья старики, 
Но еще надолго оставались 
В прежней силе карточки, пайки.

Небеса в проломах голубели. 
Грезившийся в громе и в дыму 
Мир лежал дитятей в колыбели — 
Были сутки от роду ему.

В честь его крылатые трубили 
Гении с дворцовых старых стен. 
Как младенца, все его любили, 
Ничего не требуя взамен.

Учитель: Все войны когда – нибудь заканчиваются, трава пробивается из – под пепла, дети, пережившие войну, вырастают и воспитывают своих детей. Жизнь продолжается, но для того чтобы она была мирной, надо помнить Великую Отечественную войну.

Ученик: С. Баруздин «Мы дочь на войне родили»

Мы дочь на войне родили, 
Может, безумное дело? 
Детей на войне убивают, 
Порой и родителей их.

Но, может, мы просто верили, 
Наверно, мы свято верили, 
Что скоро наступит победа 
И мы останемся жить.

Мы сына в разруху родили, 
Может, безумное дело? 
Детей разруха уносит, 
Порой и родителей их.

Но, может, мы просто верили, 
Наверно, мы свято верили, 
Что мы одолеем разруху 
И мы останемся жить.

Войны кончаются медленно, 
Разрухи уходят не сразу. 
А дети растут быстро, 
И вот им за двадцать лет.

Если бы мы выжидали, 
Взвешивали, гадали, 
То как бы тогда мы жили, 
Когда детей наших нет?

Учитель:  Объявляется минута молчания. (звучит метроном)

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных  защитников Родины будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма. Если это мероприятие заставило задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, творите добро, любите жизнь! Желаю всем здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-встреча "Я родом не из детства-из войны"

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвящённая Дню ракетных войск и артиллерии (19 ноября)...

Классный час: "Все мы родом из детства"

Конспект классного часа для учащихся 9-го класса....

Классный час " Я тоже родился в России!"

Классный час -"Я тоже Родился  России!"...

Статья в газете БАМ об участие в театрализованной концертной программе "Я родом не из детства, я родом из войны"

Статья в газете БАМ об участие в театрализованной концертной программе "Я родом не из детства, я родом из войны"...

Классный час "Все мы родом из детства"

Классный час позволяет мысленно вернуться в детство, ощутить его ценность; создаёт условия для осознания выпускниками важности этапа завершения школьного образования...

Классный час Все мы родом из детства

Классный час Все мы родом из детства...

Живой журнал "А они родом из войны...."

Живой журнал посвящен детям военных лет....