Занятие по теме "Праздничный букетик"
методическая разработка на тему

Воеводина Надия Мухарьямовна

план-конспект занятия по флористике для учащихся 4-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plankonspekt_zanyatiya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

         РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                      ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  

творческого объединения «От природы к творчеству»

                     

                     «Праздничный букетик»

                         (1 год обучения)

                                                           ПОДГОТОВИЛ: П.Д.О. Воеводина  Н.М.                

                   Тема: занятия: «Праздничный букетик»

Цели и задачи: научить детей составлять букеты и правильно их оформлять, используя различные дополнительные декоративные материалы; показать многообразие видов букетов; научить сочетать растения по цветовой гамме; показать красоту и оригинальность созданных букетов.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы ведения: рассказ педагога с элементами беседы.

Оборудование: маленький прозрачный сосуд,  сухоцветы, песок, декоративная лента, клей» Момент», ножницы, мультимедийная установка.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

 1.Организационный момент.

 2. Сообщение темы, целей и содержания занятия.

 2. Теоретическая часть.

 1.Рассказ педагога с элементами беседы об истории букета и  основных правилах составления букетов.

 2.Выступление учащихся.

 3.Закрепление изученного материала

  1. Практическая часть

  1.Инструктаж по технике безопасности.

  2.Составление  букетов из засушенных растений.

  1. Итоговая часть.
  1. Мини-выставка выполненных работ.

      2 .Подведение итогов занятия.  

                                Ход занятия.

Педагог: На прошлом занятие мы узнали, что цветы сопровождают человека всю его жизнь. Писатели, поэты, композиторы, художники посвятили цветам лучшие свои произведения. О цветах сложено немало красивых легенд и сказаний. Сегодня, дети, мы продолжим разговор о цветах, о том, как составить из них букеты. А для чего нам нужны букеты? Правильно, чтобы украсить свое жилище, чтобы порадовать окружающих, сделать приятное своим близким. Однако создать букет в вазе, в корзине и даже на листе бумаги – это непростое дело. Если сложить несколько цветов вместе, то букета еще не получится. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, важно выявить красоту каждого отдельного цветка. Составление букета (или аранжировка) – это настоящее искусство, и оно имеет свою большую историю и свои законы. Как вы думаете, когда впервые начали составлять букеты? Давайте послушаем сообщения детей об истории создания букетов.

1-й ученик: Особое внимание к цветам начинает проявляться в эпоху Возрождения, когда появляется мода на ароматы. Дамы прикрепляли к своим платьям небольшие букетики из гвоздик, фиалок и других пахнущих цветов. И только через 200-300 лет в эпоху Ренессанса на Западе начинают украшать свои дома большими букетами. Французское слово «букет» означает «красиво собранная группа цветов».Русский народ с давних пор очень любит цветы. В русском народном искусстве, в кружевах, тканях, керамике, росписи — везде использовались цветы.  Цветами украшали жилища, плели венки из полевых цветов к определенным праздникам, украшали венками невест, составляли букеты к праздничным дням, в честь дня рождения.

2-й ученик: В Японии существуют специальные школы, где обучают ставить цветы по строго выработанным законам. В IV веке в Японии зародилось искусство составления букета — икебана. «Икебана» – дословно «цветы, которые живут». Под словом икебана подразумевают красоту линий стеблей и веток с изящными изгибами, красоту формы листьев, гармонию цветов, собранных с композиции. Мастера икебаны создают букеты из цветов, из сухих веток, трав, корней, кусков деревьев, в национальных вазах и без ваз. Цветов в аранжировке берут немного, но все они изящны, отличаются тонким вкусом, всегда элегантны и просты и покоряют тех, кто на них смотрит. Аранжировки икебаны делаются под символом, почти всегда имеют форму (треугольника) и состоят из трех основных стеблей: высокого — символ неба, среднего — символ человека и короткого — символ земли.

Педагог:: Искусство составления букета ценилось с давних времен. У разных народов существуют свои правила составления композиций из цветов в зависимости от того, кому и по какому поводу букет предназначен. Но определяющую роль всегда играли четыре момента: форма букета, количество цветов в нем, сочетаемость цвета подобранных видов и принцип компоновки, определяющий само назначение конкретного букета. Очень много зависит от фантазии составителя, если хотите, его интуиции. Есть букеты, которые вызывают восхищение, а есть такие, которые заставляют размышлять (японская икебана), есть букеты "со значением", "с намеком", с определенным подтекстом, понятным тому, кому он вручается.

Поговорим о технике составления букетов из срезанных цветов. Прежде всего об их количестве. Принято компоновать букет из нечетного количества цветов, чтобы уйти от строгой симметрии, которая не присуща любому художественному замыслу. Обычное число цветков в букете – 3, 5, 9 и т.д. Торжества предполагают большие букеты, но преимущество маленького букета в его индивидуальности, особенно если дарит его сам составитель. Оптимальным для всех случаев считается букет размером 20-25 см в диаметре. Самый маленький букет – в пределах 5-7 см зачастую заменяется одним цветком розы на длинном стебле. Но это не значит, что подойдет любой сорт розы. Учитывать надо вкус того, кому роза дарится, его стиль одежды и даже время суток, когда роза будет вручена. Днем надо выбирать менее яркие и броские тона. Белая роза всегда будет хороша. Многоцветные композиции допускают сочетания синего цвета с красным, красного с желтым, голубого с розовым. Но в любом случае эти цветы лучше разделить зеленой листвой (зелеными побегами) или же небольшими цветками промежуточных окрасок, обеспечивающих плавный переход от одного активного цвета к другому. Наиболее гармоничные сочетания: оранжевый цвет с синим, фиолетовый с желтым, красный с зеленым. Белый сочетается практически со всеми цветами и оттенками. Можно при составлении букетов руководствоваться универсальным принципом контрастности цветов, изобретенным природой. Это – последовательность цветов спектра, являющихся составляющими белого цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Хорошо смотрится букет, где красный цвет, сочетаясь с бледно-розовым, плавно переходит в белый. Синие и голубые цветы хорошо гармонируют с нежно-розовым, оранжевым, желтым цветом. Если резкий контраст совмещаемых цветов очевиден, то надо обязательно вводить между ними растения нейтральных тонов.

Определенные требования надо соблюдать и при самом формировании, "строительстве" букета. Низ букета должны составлять яркие и крупные цветы, а верх – более мелкие и нежные по окраске. Букет может быть круглым или односторонним. У круглого цветы располагаются равномерно со всех сторон и направлены наружу. Односторонние букеты предполагают направленность цветов в одну сторону, причем имеют очевидную разницу в длине стебля. Такие букеты ставят обычно в углах помещения и тех местах, где предполагается односторонний обзор. Какая бы ни была форма букета, цветы в нем должны компоноваться свободно и естественно. Плохо будет смотреться букет, где цветы плотно прижаты друг к другу.

Обычно букет состоит из одного либо двух видов цветов. Часто для аранжировки добавляют зелень, но это не обязательно. Цветы и зелень располагают свободно, чтобы подчеркнуть красоту формы. Рыхлый букет всегда смотрится лучше плотного. Не размещайте головки цветов в одной плоскости. Цветы разной высоты выглядят намного живее и естественнее. Крупные и округлые бутоны не поворачивают вниз или один к другому, и, конечно же, они не должны свисать. Вертикальные стебли не перекрещиваются. И уж совсем недопустимо, чтобы головки цветов тонули в декоративной зелени.

Важное значение имеет выбор вазы для букета. Она должна гармонировать с цветами. Декоративный эффект будет сильнее, если ваза сочетается с букетом по тональности окраски. Или же у нее один из нейтральных цветов – белый, серый, черный. Не будем брать для букета вазы причудливой формы, слишком ярко раскрашенные или с какими-нибудь броскими украшениями. Ведь у нас на первом месте все-таки букет, и лучше, если ваза дополняет его, а не отвлекает внимание своими красками. Важна также фактура вазы. Если у нас гвоздики, каллы или розы, то вазу для них подберем стеклянную, а, еще лучше, хрустальную. Полевые цветы, ноготки, циннии будут хорошо смотреться в керамических вазах. Форму вазы подбираем соответственно букету. Крупноцветные хризантемы, гладиолусы, дельфиниумы и другие высокие цветы поставим в высокую вазу, у которой горлышко длинное и узкое. А если мы делаем букет из левкоев или астр, то он намного лучше смотрится в широких низких вазах.

Для лучшего восприятия букета важен порядок расположения цветов. Яркие крупные цветы обычно располагают внизу, а более нежные, размером поменьше – вверху. Если число цветов в букете меньше двенадцати, то рекомендуется нечетное их количество. Если ваза плоская и широкая, то самый высокий цветок должен быть вдвое длиннее ее диаметра.

В букете обязательно должна быть фокусная точка – своеобразная «изюминка» композиции. Для нее можно использовать более крупные цветы, или мелкие, но в большем количестве. Можно сделать фокусную точку из цветов более светлого тона. И помните – фокусная точка не должна быть слишком большой.

Папоротники, гипсофилу летнюю и другие растения с мелкими цветами или изящной ажурной зеленью применяют для того, чтобы букет получился легким и воздушным. Если наши цветы без собственной зелени, или она слишком невзрачная, то и в этом случае добавляем в букет декоративную зелень.

Относительно гармонии красок букет может быть монохроматичным – в нем преобладают цветы одной окраски различной интенсивности. Букеты гармонического контраста состоят из цветов, противоположных по тональности. В букете многоцветовой гармонии мы имеем три и более равноотстоящих в спектре друг от друга окрасок.

 При составлении букета желательно учитывать сочетание цветов. Красный цвет, как наиболее интенсивный, может использоваться и самостоятельно, и в сочетании с белым и розовым. Теплые цвета оранжевый и желтый хорошо сочетаются с холодными синим и голубым. Белый и зеленый цвета гармонируют со всеми остальными и также могут употребляться самостоятельно.

Каждый цвет имеет свой символ, который учитывается при составлении букета. Белые цветы, знак чистоты и невинности, дарят на свадьбу. Красная роза – это любовь и красота. Букеты могут быть разной формы, лишь бы они повторяли естественное положение цветов в природе. По размерам – до 50 см в диаметре. Маленькие бутоньерки делают из некрупных цветов и бутонов одного вида и прикалывают к одежде или волосам.

В круглых букетах цветы можно видеть со всех сторон. Их используют для торжественных церемоний. Цветы в них сгруппированы по размерам. Более длинные и прямые ставятся ближе к середине. Аранжировочную зелень располагают внутри и вокруг букета. В односторонних букетах короткие цветы располагают на переднем плане. Центр обычно более яркий, зелень – по краям.

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое аранжировка?
  2.  Как называется японское искусство составления букетов?
  3.  Какое количество цветов должно быть в букете?
  4. Какие цветы располагают в нижней части букета, а какие в верхней?

Физкультминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

 Сегодня мы попытаемся сделать букетик своими руками. Для его создания нам потребуется небольшая прозрачная баночка, которую мы наполним цветным речным  песком.

 Этот маленький букет классической формы. На заднем плане расположены самые высокие цветы или колосья, которые слегка расходятся в стороны у основания. Следует быть внимательным, чтобы цветочная композиция не была слишком тяжелой или высокой по отношению к основанию.

 Последний штрих-бант. Он должен быть одного из тонов, использованных в композиции, бант помогает объединить все оттенки.

 Практическая часть.

Педагог: Наполните  банку цветным песком. Разместите цветы, которые покажут самую высокую и боковые точки композиции. Начинайте размещать другие цветы, не забывая о сочетании тонов. Убедитесь, что букет не пропускает света.

 Сделайте бант, выбрав ленту в тон растениям. Обвяжите этим бантом горлышко банки.

Итоговая часть.

Мини выставка работ. Анализ выполненных работ.

Ребята вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали?

Цветы – это всегда праздник. На шумном торжестве и наедине с родными людьми, на журнальном столике и на огромной сцене, скромный букетик и большая корзина – цветы всегда подымают настроение и приносят радость. Пусть же составление букетов не только принесет красоту в ваш дом, но и доставит вам истинное наслаждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Изготовление букетика к празднику 8 марта".

Изготовление букетика из подручных материалов.Материалы: бумажная салфетка, ватные палочки, ватные диски, клей, ножницы, цветная бумага (зелёная), краска или фломастеры....

Мастер-класс Доска Полхов-Майдан Букетик

Мастер-класс Доска Полхов-Майдан  Букетик...

Мастер-класс поделки из лент «Букетик тюльпанов»

Предлагаю вам сделать букетик тюльпанов. Такой букетик можно подарить на 8 Марта.Для работы нам понадобится: атласная лента 5см для цветов, атласная лента 2,5 см зеленого цвет...

Мастер-класс: изготовление открытки «Букетик» в технике «квиллинг»

Данный материал содержит описание процесса изготовления открытки в технике «квиллинг»....

Аппликация из бумаги:"Цветочные букетики"

Обучающие изготовили весенние букетики из цветной бумаги....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...