ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИЦ.
статья (8 класс) на тему

    Современная ситуация характеризуется изменениями политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. В подготовке каждого человека к будущему ключевая роль принадлежит образованию, в связи с чем возникают новые требования к образованности, к компетентности каждого человека в решении разнообразных жизненных проблем. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Именно поэтому большинство современных ученых основополагающей целью образования считают вхождение формирующейся личности в культуру. Этот процесс совершенно невозможен без учета важности развития эстетического восприятия мира человеком, чему способствуют гуманитарно-художественные аспекты образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_malafeeva.docx23.04 КБ
Файл formirovanie_esteticheskoy_kultury_2.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИЦ.

    В России идеи эстетического воспитания осваивались педагогической теорией с XVII в., главным образом в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и в связи с курсами риторики, не менее важное значение имели традиционные идеалы русского православия в  осмысление искусства. Понимание нравственной природы эстетического выражено Ф. М. Достоевским: «Красота спасет мир». При этом эстетическое воспитание в течение многих десятилетий ограничивалось сложившейся системой классического образования.

   Однако особый интерес к развитию теории и практики эстетического воспитания характерен для XX в. Значительный вклад в разработку его теории и практики в нашей стране внесли еще в начале века Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Произведения искусства, отношение к труду, коллективные действия, праздники как источники ярких переживаний становились действенными средствами массового эстетического воспитания, в процессе которого большое внимание уделялось нравственной составляющей. В 20—30-х годах вопросы эстетического воспитания получили теоретическую поддержку. В трудах Л. С. Выготского обоснованы характер психологического влияния искусства на зрителя, особенности возрастного развития ребенка, динамика его воображения в восприятии и творчестве.

    Современная ситуация характеризуется изменениями политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. В подготовке каждого человека к будущему ключевая роль принадлежит образованию, в связи с чем возникают новые требования к образованности, к компетентности каждого человека в решении разнообразных жизненных проблем. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Именно поэтому большинство современных ученых основополагающей целью образования считают вхождение формирующейся личности в культуру. Этот процесс совершенно невозможен без учета важности развития эстетического восприятия мира человеком, чему способствуют гуманитарно-художественные аспекты образования.

     Приобщение ребенка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту и своеобразие объектов окружающего мира, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Поскольку наши воспитанницы, живя дома, не всегда имели возможность полноценного знакомства с культурными традициями и наследием, мы должны содействовать в полной мере формированию культурно-эстетических компетенций. Для этого Пансион располагает большими возможностями: высокий уровень квалификации педагогов, техническое оснащение, систематическая работа дополнительного образования, организация научно-исследовательской деятельности воспитанниц (участие в научно-практических конференциях, различных образовательных проектах), в том числе и в культурно-эстетическом направлении (участие в творческих коллективах, занятия в кружках).

 .

       Воспитанницы  начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность эстетических объектов, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают получать новые знания, фантазировать.(см. приложение)

    Большое значение в эстетическом воспитании имеет знакомство с произведениями искусства, и чем раньше состоится эта встреча ребенка – тем лучше. Обогащение запаса детских впечатлений в Пансионе осуществляется посредством организации экскурсий в различные музеи, посещений московских театров, концертных залов .Уже не раз мы были в Московском историко-этнографическом театре, спектакли которого произвели на  воспитанниц незабываемое впечатление («Тушино», «Как француз Москву брал»), спектакли «Вечно живые», «Соловьиная ночь»  Центрального академического театра Российской армии девочки с большим желанием посмотрели не один раз, открывая для себя в действии пьесы новые нюансы; незыблемые нравственные идеалы заставляют пересматривать отношение к пониманию общечеловеческих ценностей.(перечисление музеев и театров на слайдах: фотографии с комментариями) (см. приложение)

    Одним из важнейших средств эстетического развития воспитанниц является природа. С другой стороны, экологическое воспитание в настоящее время совершенно немыслимо без эстетического освоения окружающего мира. Этому содействуют и впечатления от общения с животными, птицами в живом уголке, на прогулке в парке, выезды в оздоровительный лагерь «Патриот», где у воспитанниц есть возможность в полной мере насладиться красотой природных подмосковных ландшафтов.  (см. приложение)

  Становление личности воспитанниц происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов (классных, школьных). У них развиваются чувство коллективизма, ответственности за свои поступки, товарищества, взаимопомощи. В классе стало традиционным коллективное изготовление подарков педагогам, воспитанницам. Этот процесс отображен на слайдах. (слайды) Необходимо разнообразить эстетико-педагогический процесс разными по форме и художественному содержанию внеклассными мероприятиями коллективного характера, активно включать воспитанниц в различные виды художественно-эстетической деятельности, применяя разнообразные задания на выработку умений и навыков, необходимых для коллективного творчества, приносящего духовное удовлетворение и способствующего индивидуальному развитию каждого. В своей работе с воспитанницами я стараюсь уделять больше внимания знакомству с народной культурой, традициями, без знания которых невозможна завершенность эстетического воспитания. (см. приложение)

     Очень важным является внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи интеграции учебных дисциплин. В интеграции предметов различных дисциплин – огромный потенциал, раскрытие которого позволило бы добиться большей эффективности в реализации главной цели образовательного процесса - формирования в сознании подростка целостной картины мира к сожалению, отнюдь не в полной мере реализуется на практике в учебно-воспитательном процессе в среднестатистическом общеобразовательном учебном учреждении. В Пансионе воспитанниц МО РФ созданы все условия для реализации этой цели. Систематическая связь между педагогами циклами иностранных языков (второй год воспитанницы участвуют в образовательных проектах ГМИИ им. А. С. Пушкина, где они могли проявить свои художественные, литературные способности, показать уровень владения английским языком (преподаватель Бурмистрова М. А.),  технологии (совместно разработанный и реализованный творческий проект с преподавателем технологии Помазовой О. В. «Во имя РОЗЫ» и др.) стимулирует накопление у воспитанниц  разнообразного эстетического опыта, культурно-эстетического сознания и самосознания. Девочки принимают участие в различных творческих выставках, конкурсах, концертах различного уровня: в пансионе, городских, российских и международных, показывая хорошие результаты. Здесь мы видим налицо создание ситуации успеха, необходимой  для развития самосознания, повышения  самооценки каждой отдельно взятой воспитанницы.

       Для некоторых групп подросткового и юношеского возраста следующие черты:

– культурное взросление на основе культурно-технической опытности – одновременно при житейской незрелости, эмоциональном инфантилизме, следствие этого – эстетическая ориентированность инфантильного характера;

– незрелость эстетического сознания и самосознания в силу отсутствия достаточного объема обучающих и развивающих учебных ситуаций, моделирующих освоение культуры и искусства для растущей личности;

– проекция обыденных эмоций на эстетические и художественные объекты и явления .

    В связи с этим перед педагогом  встает сложная задача – с одной стороны, постараться тактично, ненавязчиво контролировать контакты со сферой культуры у каждой воспитанницы  и, с другой стороны, расширять ее за счет восприятия высокохудожественных образцов искусства и включения воспитанниц  в разнообразную творческую деятельность, способствуя формированию навыков рефлексии, самоанализа, самонаблюдения и, таким образом, построения сознания и самосознания, развития вкусовых ориентаций, выработке собственной активной культурно-эстетической позиции, имеющей глубокую нравственную составляющую. Большую роль здесь играют компетенции педагога относительно выявления и реализации эстетико-воспитательного потенциала в организации классных мероприятий, в определении занятий в системе дополнительного образования. При этом важно учесть также, что жизненные планы, ценностные ориентации подростков, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

    Столь востребованный современным обществом идеал воспитания «культуры личности» отвечает тенденциям развития ФГОС, ориентированных на понимание мира как единого целого, на взаимопонимание, сотрудничество, активную деятельность. При этом в центре освоения культуры и образования – саморазвитие, самосовершенствование, творчество в непрерывном процессе самореализации, воспитание ответственности за окружающее (за природу и человека). Это путь к «Культуре мира», с которой должна соотноситься современная личность.

    Если на всех этапах развития общества шла речь прежде всего о воспитании человека, то сейчас наука обосновывает принципы культуры личности. Проблемы становления «Человека культурного» являются одной из целей  образования . Поэтому большая роль в процессе формирования эстетических компетенций отводится педагогу; с одной стороны, педагог сам должен быть носителем культуры, естественно и адекватно существовать в мире культуры; с другой стороны, он должен обладать необходимыми компетенциями в сфере создания условий для культурного развития и саморазвития личности каждой из его воспитанниц. Действительно, важнейшим личностным качеством и одновременно необходимой компетенцией каждого настоящего педагога является стремление высветить потенциально заложенное в ученике.   Очевидно, что самообразование педагога-воспитателя должно способствовать формированию его разносторонней культурно-эстетической компетентности, реализуемой в способности мыслить, чувствовать и действовать сквозь призму эстетического, стремлении реализовать свои знания, умения и навыки в активном культурно-эстетическом взаимодействии с воспитанницами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культурно – эстетических компетенций у подростков

Слайд 2

Крупская Н.К. Макаренко А.С. Сухомлинский В.А.

Слайд 3

«Красота спасет мир» Ф. М. Достоевский

Слайд 9

НИЗАМИ Предшественники наши насаждают сады Приемники в них собирают плоды А если посеяли деды сынам, Уместно посеять для внуков и нам. Лишь взглянем на поле посева мирского, Увидим, что сеет один для другого…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кружка культурно-эстетического развития личности «Культура приморского края. Прошлое и современность»

Презентация является демонстрацией работы кружка культурно-эстетического развития личности «Культура приморского края. Прошлое и современность»...

Стаья "Развитие ценностно - смысловых компетенций у воспитанниц спецПУ"

"Воспитать человека интелектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. (Теодор Рузвельд)...

программа дополнительного образования культурно-эстетической направленности "ансамбль ударных инструментов"

Отличительные особенностиДанная программа обучения не имеет аналогов и сориентирована на подростков 10 – 16 лет (как мальчиков, так и девочек), не имеющих специальной музыкальной подготовки, но прояви...

программа дополнительного образования культурно-эстетической направленности "ансамбль ударных инструментов"

Отличительные особенностиДанная программа обучения не имеет аналогов и сориентирована на подростков 10 – 16 лет (как мальчиков, так и девочек), не имеющих специальной музыкальной подготовки, но прояви...

«Технология применения «универсальных учебных действий» на занятиях отдельной дисциплины дополнительных образовательных программ культурно-эстетической направленности»

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...