разработка классного часа "Самобытные мастера Города Михайловки. Год литературы"
классный час (7 класс) на тему

классный час рассчитан на 6-8 классы. В разработке использованы материалы местных художников, поэтов , писателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_mih-ki.odt24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа в 7А классе

по теме: «Самобытные мастера Михайловки. Год литературы в России»

Цель занятия:

Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно - исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Задачи:

Личностные:

Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Познавательные:

Ввести понятие о литературе.  Учить детей видеть красоту культурного наследия России, и в частности родного города

Регулятивные:

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация, репродукции местной художницы Н. Арефьевой, книги местных поэтов, В Шалыгин «Мой край родной, казачий»

Приветствие детей. Мотивация на активное участие в уроке.

 - Здравствуйте, ребята!И начать наш классный час я хочу с одного очень интересного высказывания, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

Выход на тему урока.

Слайд №1. «……это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях. Это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему мыслями и переживаниями. Это именно то, что даёт нам силу, то, что делает нас людьми».

Понятие «культура» по словарю Ожегова (подсказка). Слайд №2.

«Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»

Ответ детей : культура.

«Культура» от латинского cultura - воспитание, образование, развитие. Слайд №3.

 - Различают материальную и духовную культуру.

 - Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

 - К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

Театр, кино, литература –

Вот где Российская культура!

Скульптура, живопись, балет –

Культуры лучше нашей – нет!

2015 год объявлен годом ЛИТЕРАТУРЫ в России.

Проблемный вопрос урока.

 - А что такое литература? (гипотезы учащихся записываются и вывешиваются на доску). Слайд №4.

Литература --поэзия----проза----фольклор-----театр

 - Посмотрите, сколько мнений и все они разные. Что мы с вами должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Где найдем доказательства и верные утверждения того, что такое литература? (ответы детей)

Работа в группах.

Защита работ у доски. Рабочие листы вывешиваются на доску.

ПОЭЗИЯ

  • лирика (пейзажная, философская, гражданская)
  • поэма
  • ода
  • эпиграмма
  • стихотворение

В нашем родном крае ,Волгоградской области, много талантливых поэтов. В Михайловке известные поэты:Галина Горина, Александр Давыдов, Нина Ивановна Арефьева, Александр Петров и другие. А мы хотим вам рассказать о самобытном мастере, успешно работающей в жанре поэзии и живописи- Нине Ивановне Арефьевой. (на слайде ее портрет и изображение ее работы « В полдень» 1989 года) На этом фоне зачитываются ее стихи.

Пьют донские кони воду,

Тихо плещется река,

Песня русская, раздольная

Слышится из далека....

Над рекой летают ласточки,

серебрится краснотал,

И грустят прибрежны ивушки-

Это наш, казачий край!

О ней нельзя говорить как о художнице, ведь еще она пишет стихи и читает их на выставках. Они являются продолжением ее живописных работ , углубляют их, заставляют задуматься каждого, зачем пришел он в этот мир, что есть красота?

Пусть вечно славится любимый край.

Цветут сады его и колосятся нивы...

Пусть льются песни над родной рекой,

А край наш будет вольный и красивый!

ПРОЗА

  • рассказы
  • очерки
  • поэмы
  • пьесы

Много самобытных писателей трудятся на земле, в крестьянском хозяйстве, и они далеки от профессиональной деятельности, но душа, открытая людям,  переполненная любовью к казачьему краю, донской природе, заставляет писать. И один из самых читаемых писателей нашего края- Николай Леонов «Лесная барыня», Мария Сердий «Зарисовки»

…...»Нам выпало счастье жить в удивительном , вольном, певучем казачьем крае, среди свободных, веселых, острых на язык и в то же время чутких к чужой беде, отзывчивых людей...»

«А как красива наша Медведица!Не зря она она дочь старого, мудрого Дона. Широко разливается в иных местах, стремительно несет свои воды, тут же не зевай, не попади в стремнину!»

«только бы сияло  над нами мирное небо, только бы радовали и согревали душу деревья в весеннем цвету или в зимнем кружевном узоре, а земля была нарядная, читсая и надежная, ане развороченная взрывами снарядов. Так давайте ж сбережем ее для наших детей!»

Фольклор

  • песни
  • пословицы
  • поговорки
  • приметы

Казачье народное творчество- мудрость, накопленная веками. Специалисты отзываются о казачьем фольклоре не иначе, как о богатейшем кладезе для творчества, источнике высочайшего вдохновения. В нем жизнь народа, его боль и радости, думы о будущем.

Слава-то казачья, да жизнь у них собачья.

Не атаман при булаве, а булава при атамане.

Старших и в орде почитают.

Что за чудо эти казачьи песни!И сова вроде непритязательные, и мелодия нехитрая, и исполняют не заслужанные артисты- но действует так, как никакая знаменитнейшая. Это прекраснейший образец произведения, созданного по вдохновению. (прослушивание казачих песен)

театр

С развитием литературы стал существовать театр. В нашем городе таковых-2: «Дубль-2» ,руководитель И. Бекк и Смирнова и «Лира», руководитель Сидоренко.(фото со сценами представлений)

 - Как много нового вы узнали. Попробуйте сейчас сказать, кто такой культурный человек? (дети обобщают это понятие, используя полученные знания о культуре человека)

Возвращение к проблемному вопросу урока и гипотезам детей.

 - Давайте вернемся к началу урока. Озвучьте еще раз вопрос урока.

 - А теперь посмотрите на гипотезы ребят, которые они дали в самом начале урока. Попробуйте определить, кто из ребят был ближе к истине, кто дал наиболее точную формулировку? (Учитель уделяет особое внимание детям, которые дали полноценный и грамотный ответ на вопрос)

 - Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми?

 - Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом?

 - Где вы можете использовать знания, полученные на уроке? (в учебе, в общении с другими людьми, в обществе…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка классного часа"Экскурсия по родному городу"

.Краткое описание.Классный час «Экскурсия по родному городу» рассчитан на обучающихся 4-6 классов.Материал  классного часа  посвящён 75-летию города Магадана, способствует всестороннему разв...

классный час "Электроугли, город мой родной". Методическая разработка

Методическая разработка классного часа "Электроугли, город мой родной". Это классный час, который содержит краеведческую  информацию. Это мероприятие - историко-познавательная, заочная экскурсия ...

Методическая разработка классного часа "Мой город родной Томск"

Интересная подборка информации к юбилеюТомска...

Классный час "Тула - город мастеров"

Классный час расчитан для учащихся 5 класса...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Конкурс «ГОРОД МАСТЕРОВ» для учащихся 5-7 классов

Данный конкурс является внеклассным мероприятием, который проводится среди учащихся  школы. В конкурсе участвуют команды из 6 человек 5-7-х классов. План проведения мероприятия:вступительная част...

"Туристический маршрут города Михайловки".

Материал представленный в работе демонстрирует путь разработки туристического маршрута для небольшого города. Для создания алгоритма разработки туристического маршрута собран необходимый теоретический...

Методическая разработка классного часа «Беслан- город АНГЕЛОВ»

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи и музыку. Главное же о них помнят. И эт...