Разработка классного часа в 7А классе по теме: «Самобытные мастера Михайловки. Год литературы в России» Цель занятия: Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно - исторического наследия и роли российской культуры во всем мире. Задачи: Личностные: Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека. Познавательные: Ввести понятие о литературе. Учить детей видеть красоту культурного наследия России, и в частности родного города Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности. Оборудование: Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация, репродукции местной художницы Н. Арефьевой, книги местных поэтов, В Шалыгин «Мой край родной, казачий» Приветствие детей. Мотивация на активное участие в уроке. - Здравствуйте, ребята!И начать наш классный час я хочу с одного очень интересного высказывания, которое станет эпиграфом к нашему уроку. Выход на тему урока. Слайд №1. «……это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях. Это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему мыслями и переживаниями. Это именно то, что даёт нам силу, то, что делает нас людьми». Понятие «культура» по словарю Ожегова (подсказка). Слайд №2. «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» Ответ детей : культура. «Культура» от латинского cultura - воспитание, образование, развитие. Слайд №3. - Различают материальную и духовную культуру. - Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки. - К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература. С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира. Театр, кино, литература – Вот где Российская культура! Скульптура, живопись, балет – Культуры лучше нашей – нет! 2015 год объявлен годом ЛИТЕРАТУРЫ в России. Проблемный вопрос урока. - А что такое литература? (гипотезы учащихся записываются и вывешиваются на доску). Слайд №4. Литература --поэзия----проза----фольклор-----театр - Посмотрите, сколько мнений и все они разные. Что мы с вами должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Где найдем доказательства и верные утверждения того, что такое литература? (ответы детей)
Работа в группах. Защита работ у доски. Рабочие листы вывешиваются на доску. ПОЭЗИЯ - лирика (пейзажная, философская, гражданская)
- поэма
- ода
- эпиграмма
- стихотворение
В нашем родном крае ,Волгоградской области, много талантливых поэтов. В Михайловке известные поэты:Галина Горина, Александр Давыдов, Нина Ивановна Арефьева, Александр Петров и другие. А мы хотим вам рассказать о самобытном мастере, успешно работающей в жанре поэзии и живописи- Нине Ивановне Арефьевой. (на слайде ее портрет и изображение ее работы « В полдень» 1989 года) На этом фоне зачитываются ее стихи. Пьют донские кони воду, Тихо плещется река, Песня русская, раздольная Слышится из далека.... Над рекой летают ласточки, серебрится краснотал, И грустят прибрежны ивушки- Это наш, казачий край! О ней нельзя говорить как о художнице, ведь еще она пишет стихи и читает их на выставках. Они являются продолжением ее живописных работ , углубляют их, заставляют задуматься каждого, зачем пришел он в этот мир, что есть красота? Пусть вечно славится любимый край. Цветут сады его и колосятся нивы... Пусть льются песни над родной рекой, А край наш будет вольный и красивый! ПРОЗА Много самобытных писателей трудятся на земле, в крестьянском хозяйстве, и они далеки от профессиональной деятельности, но душа, открытая людям, переполненная любовью к казачьему краю, донской природе, заставляет писать. И один из самых читаемых писателей нашего края- Николай Леонов «Лесная барыня», Мария Сердий «Зарисовки» …...»Нам выпало счастье жить в удивительном , вольном, певучем казачьем крае, среди свободных, веселых, острых на язык и в то же время чутких к чужой беде, отзывчивых людей...» «А как красива наша Медведица!Не зря она она дочь старого, мудрого Дона. Широко разливается в иных местах, стремительно несет свои воды, тут же не зевай, не попади в стремнину!» «только бы сияло над нами мирное небо, только бы радовали и согревали душу деревья в весеннем цвету или в зимнем кружевном узоре, а земля была нарядная, читсая и надежная, ане развороченная взрывами снарядов. Так давайте ж сбережем ее для наших детей!» Фольклор - песни
- пословицы
- поговорки
- приметы
Казачье народное творчество- мудрость, накопленная веками. Специалисты отзываются о казачьем фольклоре не иначе, как о богатейшем кладезе для творчества, источнике высочайшего вдохновения. В нем жизнь народа, его боль и радости, думы о будущем. Слава-то казачья, да жизнь у них собачья. Не атаман при булаве, а булава при атамане. Старших и в орде почитают. Что за чудо эти казачьи песни!И сова вроде непритязательные, и мелодия нехитрая, и исполняют не заслужанные артисты- но действует так, как никакая знаменитнейшая. Это прекраснейший образец произведения, созданного по вдохновению. (прослушивание казачих песен) театр С развитием литературы стал существовать театр. В нашем городе таковых-2: «Дубль-2» ,руководитель И. Бекк и Смирнова и «Лира», руководитель Сидоренко.(фото со сценами представлений) - Как много нового вы узнали. Попробуйте сейчас сказать, кто такой культурный человек? (дети обобщают это понятие, используя полученные знания о культуре человека) Возвращение к проблемному вопросу урока и гипотезам детей. - Давайте вернемся к началу урока. Озвучьте еще раз вопрос урока. - А теперь посмотрите на гипотезы ребят, которые они дали в самом начале урока. Попробуйте определить, кто из ребят был ближе к истине, кто дал наиболее точную формулировку? (Учитель уделяет особое внимание детям, которые дали полноценный и грамотный ответ на вопрос) - Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми? - Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом? - Где вы можете использовать знания, полученные на уроке? (в учебе, в общении с другими людьми, в обществе…) |