Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся
опыты и эксперименты на тему
Я хочу представить вам рассказ отдельного (маленького) учителя о своём отношении к этой работе, так сказать «взгляд изнутри».
В мире нет ни одного ребёнка, который не обладал бы интеллектуально-творческим потенциалом, каждый ребёнок одарён. Поэтому свою задачу в работе с детьми я вижу в том, чтобы создать для них так называемую ситуацию успеха.
В чём суть успеха? Ведь не только в том, чтобы ребёнок как можно больше, быстрее усвоил учебный материал и лучше других проявил себя в конкурентной борьбе, но и в том, чтобы он ощутил победу над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём развитии через преодоление трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление.
Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся
Перепелица Юлия Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4 с. Северного Александровского района.
Я хочу представить вам рассказ отдельного (маленького) учителя о своём отношении к этой работе, так сказать «взгляд изнутри».
В мире нет ни одного ребёнка, который не обладал бы интеллектуально-творческим потенциалом, каждый ребёнок одарён. Поэтому свою задачу в работе с детьми я вижу в том, чтобы создать для них так называемую ситуацию успеха.
В чём суть успеха? Ведь не только в том, чтобы ребёнок как можно больше, быстрее усвоил учебный материал и лучше других проявил себя в конкурентной борьбе, но и в том, чтобы он ощутил победу над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём развитии через преодоление трудностей.
Для этого я должна
-научить ребёнка понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой,
-вселить уверенность в свои силы и возможности,
-развить стремление к самосовершенствованию.
Для себя я нашла разные пути достижения поставленных задач. Это участие детей в различных олимпиадах, конкурсах, открытых мероприятиях (причём так: если я с классом готовлю школьное или сельское мероприятие, то в нём участвуют все мои ученики без исключения, хоть с одним предложением, но он должен выйти на сцену, чтобы разделить свой успех с общим).
Но наибольшего эффекта в этом направлении я достигаю через участие моих учеников во Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура», которая ежегодно проходит в г. Обнинск.
Как мне это помогает?
Во-первых, выполнив научно-исследовательскую работу и отправив её на заочный тур, мы получаем на неё рецензию, где нам указывают на ошибки и недочёты, а также рекомендуют к участию в очном туре с докладом. То есть ребёнок едет с уже исправленной готовой работой, тем самым создаётся ситуация успеха (не говоря уже об опыте, который мы приобретаем для работы над последующими проектами).
Во-вторых, на очной конференции ребёнок оказывается в среде себе подобных (активных, творческих, интеллектуальных) ребят. Для них на базе отдыха Бекасово создаются все условия для межличностного общения на их интеллектуальном уровне (деловые игры, встречи с интересными, знаменитыми людьми).
В-третьих, жюри абсолютно независимо, все выступающие для них равны, ребята могут выделиться только за счёт своих интеллектуальных способностей, а значит можно рассчитывать на объективную оценку.
В-четвёртых, члены жюри — это профессора, кандидаты и доктора наук, члены академий наук, у которых можно многому научиться, и ведут они себя с детьми на равных, как с настоящими учёными. Им высокая оценка — разве это не успех?
Ребята возвращаются из Обнинска совершенно другими — окрылёнными. В подтверждение приведу несколько примеров.
Кушнир Виктор, скромный, тихий, застенчивый мальчишка, одноклассники над ним посмеивались, но очень любознательный . Я предложила ему выполнить исследовательскую работу, сделали, отправили на заочный тур, нам прислали приглашение на очную конференцию, Витя поехал — вернулся совершенно другим ребёнком: смелым, решительным, уверенным в себе. Сегодня он закончил с красным дипломом техникум продолжает успешно учиться в институте.
Евсеева Анна увлекается физикой, но в семье накоплен большой материал о прадеде — участнике финской и ВОВ. Я предложила её выполнить исследовательскую работу, сделали, отправили на заочный тур, а пока ждали результат, решили по-репетировать на школьной конференции, в итоге полный провал — речь никакая, диалект, сильное волнение, в основном читала с листа. А тем временем нам пришло приглашение, девочка за два месяца подготовилась, на конференции стала Лауреатом первой степени, выступление признано лучшем на секции, работа отдана в публикацию. Сегодня Анна успешна, смело выступает перед любой аудиторией.
Своё выступление хочу закончить притчей из книги Амонашвили Ш.А. «Вера и любовь»
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Учите своих ребят летать и не бойтесь летать сами, не смотря на то, что и администрация и гороно и районо и министерства часто опускают нас на землю. Летайте и будьте успешны.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов....
Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий
Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладаю...
Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала учащихся
Краткое описание дополнительной образовательной программы по музыкальному фольклору (на местном материале)...
Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся
В современной жизни всё находится в процессе непрерывного развития, и задача педагога – успеть за ходом времени, не остаться позади. Поскольку меняются приоритеты современного образования, то и выпус...
Доклад «Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка»
Технология опыта...
Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.
Программа, направленная на выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся...
Обобщение педагогического опыта "Предметная декада как эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся"
Предметная декада дает возможность развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное - это заинтерес...