Читательская конференция по произведениям А.Алексина
методическая разработка (9 класс) на тему
В представленном материале конспект читательской конференции по произведениям А.Алексина. Материал может быть использован и на уроках внеклассного чтения, и как собственно конференция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подробный конспект для проведения читательской конференции по произведениям А.Алексина | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Читательская конференция
«Сердечная недостаточность…»
(по произведениям
А.Г.Алексина).
Для учащихся 9 классов.
Учитель Сазонова Л.П.
Саранск 2015г.
Цель конференции:
- развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, воображение, способность чувством отозваться на слово, умение сделать собственный выбор, попытку понять: для чего человек живёт, и что он оставит после себя;
- формировать коллективное читательское мнение;
- воспитывать у ребят умение глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг А.Алексина.
Эпиграфы: «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство».
А.С.Пушкин.
«Произведения А.Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человеческой любви».
Агния Барто.
Ход конференции.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас пройдет читательская конференция, мероприятие подзабытое, давно в школе не проводившееся, но, как показывает жизнь, необходимое. Давайте познакомимся с главными правилами ведения дискуссии:
- прежде, чем высказаться, подумай, о чем будешь говорить;
- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;
- начиная говорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;
- помни, что лучшим доказательством являются факты;
- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Для чего же нам нужна эта конференция? Послушайте притчу:
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
Вот сегодня мы и постараемся найти истину – лекарство от «сердечной недостаточности» в произведениях писателя А.Алексина. К сожалению, произведения этого автора не входят в школьную программу. Но мне хочется надеяться, что после сегодняшнего нашего разговора вам захочется познакомиться с творчеством Алексина А.Г. поближе.
Но сначала несколько слов о самом авторе.
Выступление ученика (рассказ о писателе сопровождается презентацией).
Алексин Анатолий Георгиевич - псевдоним; настоящее имя - Анатолий Георгиевич Гоберман - родился в 1924 в Москве.
В одной из книг об Анатолии Алексине есть раздел библиографии - список статей и других публикаций, посвященных его творчеству.
Этих статей в списке - сто восемьдесят четыре. И в каждой из них - без исключения - написано о том, какой хороший писатель Анатолий Алексии. Вчитавшись внимательно, можно узнать, что юмор у него – как у Гоголя, точность фразы - как у Чехова, а детскую литературу он понимает, как Лев Толстой.
Биография Анатолия Георгиевича целиком принадлежит своему времени. Он родился в семье старого большевика - участника революционных событий на Дальнем Востоке и в Сибири. После революции отец был одним из первых редакторов томской газеты «Красное знамя», а потом, уже в Москве, редактировал партийный журнал. Здесь, в Москве, и прошло детство будущего писателя, здесь, на даче в Серебряном бору - как пишет один из исследователей, мальчика, причесанного на косой пробор и одетого в нарядный костюмчик, представляют в качестве юного дарования С. Маршаку.
Во время войны, в эвакуации, семнадцатилетний А. Алексин стал редактором заводской многотиражки. После войны закончил один из самых престижных институтов в стране - Московский институт востоковедения. Печататься начал очень рано, в 1945 году. Тиражи его произведений и вправду не слишком уступали тиражам Гоголя и Чехова, а сосчитать читательские конференции и массовые мероприятия, проведенные по этим книгам, попросту, невозможно.
Сборники повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых: «А тем временем где-то...» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок»(1976), «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и другие - долгие годы были настоящими отечественными бестселлерами).
Произведения А. Алексина переведены на многие языки мира: английский. Французский, итальянский, испанский, японский, персидский, хинди ит.д.
Пьесы писателя с большим успехом идут на сценах театров.
Писатель удостоен звания лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, он – лауреат премии Ленинского комсомола, награжден двумя орденами и медалями. Также Анатолий Георгиевич удостоен Международного диплома Х.К. Андерсена, включён в Почётный список имени великого датского писателя. В 1982 году Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
С 1993 года писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России в 20-е годы «Сага о Певзнерах» (1994), книгу мемуаров «Перелистывая годы» (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью.
Слово ученицы:
В наше время, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, одной из основных проблем современного общества становится недостаток человечности.
Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “проблема” ставятся слова «нравственность», «добро», «теплота». Но, к сожалению, это так и есть. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая страшная болезнь на свете. Именно ее писатель Анатолий Алексин назвал «сердечной недостаточностью».
В интервью писателя газете «Комсомольская правда» в апреле 1992 г. есть такие слова: «Сейчас, когда идёт оголтелое наступление на «разумное, доброе, вечное», когда коммерция пытается пробудить в растущем человеке низменные чувства, когда пытаются подменить пылкость юношеских чувств пылкостью разрушительной, агрессивностью и жестокостью, мы просто обязаны противопоставить этому наш ГУМАНИЗМ».
Учитель: Повесть «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки.
Любовь не лавр под кудрявой кущей.
И чувствует в жизни острее тот,
Кто жертвует, действует и отдает,
Короче: дающий, а не берущий.
Э. Асадов «Неравенство»
Семья – это крохотная страна,
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Э.Асадов.
Краткий пересказ повести «Безумная Евдокия».
Учитель: От чьего лица и в какой момент ведётся повествование в повести?
(В момент страшного горя, когда нельзя усомниться в искренности страданий, отец переосмысливает всё то, что происходило в семье)
Учитель. Как вы думаете, где тот роковой поворот к событиям, произошедшим в семье?
(Когда родилась Оля.«Спасибо ей!» - вот та роковая фраза! Они перестали заниматься тем, чем увлекались до рождения дочери: Надя перестала петь, отец перестал писать рассказы: центром вселенной стала Оля.)
Учитель. Воспитанием, как известно, занимаются не только родители, но и школа, учитель, классный руководитель. И вот такая одарённая, талантливая девочка попадает в руки «безумной» классной руководительницы.
- Кто дал Евдокии Савельевне такое прозвище – «безумная Евдокия»? Почему? С чьей точки зрения она безумна?
. Почему не сложились отношения у Оли с Евдокией Савельевной?
- Почему не сложились отношения у Оли с одноклассниками?
Учитель.
- Согласны ли вы с мнением родителей Оли, что Евдокия Савельевна оставляла в тени действительно талантливых детей и способных учеников и восхищалась «средними» и незаметными?
- А правы ли родители в том, что считали Евдокию Савельевну человеком с низким интеллектом? Так ли это на самом деле?
- С талантом Ольги или с чем-то другим боролась Евдокия Савельевна?
Учитель: Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя, в угоду своим амбициям, чужие судьбы.
- Чьи судьбы походя затрагивала Оля?
- Так с чем( не с кем!) боролась «безумная Евдокия»?
Учитель:Тот, кто ЛЮБОЙ ценой (именно любой) хочет быть первым, в итоге будет одинок.
- К понятию «человечность» талант художника может и не прилагаться. А вот к дарованию художника… (А Оля, по мнению родителей, должна была стать великим художником). Здесь человечность необходима.
- Может быть, Ольга и талант. Но талант уродливый, лишённый человечности.
- В тот страшный момент, когда потрясённая Наденька спрашивает: «Что вы с ней сделали?», правильнее было бы спросить у родителей: «Что вы с ней сделали?».
Учитель. Какое заболевание было у Нади?
( – Порок сердца.)
- А вот у Оли родители сами взрастили порок души.
Учитель. Почему Оля захотела найти короткий путь? Как вы оцениваете поступок Оли?
Мир подростка, его путь по дороге жизни сложен и то же время безумно интересен. Проблемы детей и взрослых повести А. Алексина “Безумная Евдокия” никого не оставляют равнодушными. Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”. Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков в 14-16 лет и их родителей. Необходимо помнить, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.
Учитель: Еще одна повесть А.Алексина называется «А тем временем где-то».
Краткий пересказ содержания повести.
Учитель: - Какое впечатление оставляет Шурик? (Он неблагодарный, жалкий трус, который даже не умеет прощаться, отблагодарить Нину Георгиевну. Бежит тайком, воровски, наспех собрав «свои» вещички.)
- В чем духовное родство чужих людей- отца Сережи и Шурика? (Когда им было тяжело, воспользовались добротой Нины Георгиевны, потом без сожаления бросили ее, равнодушные, неблагодарные. Их можно назвать подлецами).
- Как вы думаете, Сережа будет похожим на своего «образцового» отца? (Нет, зов Нины Георгиевны о помощи был очень важным. Это ее беззащитность помогла Сергею Емельянову прозреть, шагнуть из детства в юность, стать чьим-то защитником. Он понимает, как нужен, необходим этой доброй, мягкой женщине хотя бы один близкий человек. «Я готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне». «За отца, вместо отца», - говорит уже повзрослевший девятиклассник Сергей Емельянов).
-В чем проявляется исключительная, всепрощающая доброта Нины Георгиевны? Почему рядом с такой женщиной вырос предатель? (Беда таких людей в том, что они сами, обладая исключительным чувством долга, снимают ответственность за свои поступки с окружающих. Если доброта рождена стремлением видеть человека лучше, чем он есть, она должна быть еще и требовательной. Принципиальность, требовательность ничуть не исключают душевной тонкости, чуткости)
Взрослость. Что, по-вашему, означает это слово? Имеет ли право Сергей считать себя взрослым человеком? (“Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости”)
Вывод: сын Емельянова, думая о самолетах и поездах, которые совершают маршруты вне графика и расписания, размышляет: «Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»
Учитель: подвиги и открытия тоже не совершаются по графику или по расписанию. Это отлично знают живущие по совести, по обостренному чувству любви к людям юные и взрослые герои Алексина, подлинные творцы жизни. Писатель всем неравнодушным сердцем своим на стороне тех героев, кто обращает правильные и мудрые слова в реальность собственного повседневного поведения, кто понимает долг собственный как долг гражданский. А сопереживание чужой боли переплавляет в активное творчество добра для людей. Об этом повесть А.Алексина «Звоните и приезжайте».
Пересказ содержания повести «Звоните и приезжайте».
Наверное, самое трудное в литературе - раскрыть героическое в повседневном, в обыденной жизни. Алексину это удалось . Поэтому его произведения не оставляют нас равнодушными, мы переживаем вместе с его героями.
Послушайте отзывы читателей книг А.Алексина.
С творчеством Алексина я познакомилась только сейчас, увы. В рамках "Спасателей книг" взяла прочитать сборник его повестей. Только наверное зря, потому что его повести спасать не надо, у них множество читателей и рецензии есть. Только я все равно благодарна игре, что она подарила мне встречу с такой замечательной прозой.
Повести удивительные, замечательные. Конечно, скорее всего они адресованы подросткам, но и для меня, уже переставшей быть таковой, они стали открытием. Обязательно буду советовать их своим детям. Рассказывающие о важном, настоящем, и очень глубокие, они остаются добрыми и искренними.
У Алексина вообще очень много хороших повестей, я его люблю давно, крепко и надежно. И иногда внезапно перечитываю что-то. Так вышло и сегодня. Какова мораль этой повести? Пожалуй, отвечу словами автора:
Отец привел слова, кажется вычитанные в книге: «Жизнь человека – это маршрут от станции Рождение до станции Смерть со многими остановками и событиями в дороге. Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика».
А я подумал о том, что ведь есть самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания.
Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»
И какое счастье, что есть люди, которые в состоянии сойти со своего пути, чтоб протянуть руку помощи другому человеку. На том наш мир и держится, не так ли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по произведению А. Алексина "Сигнальщики и горнисты"
Урок внеклассного чтения в 7 классе...
Читательская конференция по произведениям Т. Крюковой
Т. Крюкова - современный детский писатель. Она пишет для детей и о детях. Данная читательская конференция проводилась с учениками 5-7 классов. Её проведению предшествовала большая подготовительная раб...
Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"
Читательская конференция с привлечением родителей, учителей....
Презентация "Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"
Конференция с привлечением родителей, учителей...
"Поговорим о человечности..." Читательская конференция по повести А. Алексина "Безумная Евдокия"
Данная работа представляет из себя вопросы для читательской конференции по повести Анатолия Алексина "Безумная Евдокия". Обязательное условие для проведения конференции - повесть должна быть...
Читательская конференция на тему «История в произведениях А.С.Пушкина»
Привитие читательского интереса к историческим произведениям А.С.Пушкина; учить вдумчивому чтению; воспитывать на особенностях русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за...
Читательская конференция "Перелистаем страницы произведений В.Г.Распутина". К 80-летию со дня рождения В.Г.Распутина
Материалы читательской конференции. Обзор книг писателя...