Проектно-исследовательская работа "Секрет популярности марша «Прощание славянки»"
творческая работа учащихся (9 класс) на тему

Федина Татьяна Михайловна

Работа выполнена к 100-летию 1-ой Мировой войны с целью популяризации военной музыки.Предназначена для мальчишек-подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx452.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище»

Секрет популярности марша «Прощание славянки»

Работу выполнил: суворовец Клименко Роман, 9 «В» класс,

Руководитель: Федина Татьяна Михайловна, педагог-организатор

Уссурийск, 2014 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

  1. Музыка эпохи первой мировой войны………………………………………....5
  2. Вековая популярность марша «Прощание славянки»……………………...6
  3. Констатирующий эксперимент…….……………………….……………….....10
  4. Программа популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ (формирующий эксперимент)…………………………....12

Заключение ………………………..…………………………………………............................14

Список использованной литературы…...………………………………………………...….15

Приложения……………………………………………………………………………………....16

Видео "Секрет популярности марша «Прощание славянки»

для защиты проекта на сайте http://уссурийскоесву.рф/ в разделе МЫ В YOUTUBE

Введение

Актуальность темы. После реорганизации армии в 2011 году в моём училище не стало военного оркестра и во время проведения очередного воинского ритуала все присутствующие почувствовали, что из нашей обыденной и размеренной жизни ушло что-то значимое и необходимое.

В попытках сохранить добрые традиции, из воспитанников среднего звена училища был сформирован духовой оркестр, в состав которого я, суворовец Клименко Роман, вошёл по собственной инициативе.

Первые наши шаги в музыке были самыми трудными. Мы даже не представляли, какой это колоссальный труд всем вместе сыграть произведение (каждый на своём инструменте!) от начала до конца, не ошибаясь и не останавливаясь. Ежедневно такт за тактом мы разучивали «Гимн России», марш «Егерский» и марш «Прощание славянки»…

Третий год в училище звучит наш оркестр. Пополнился репертуар другими военными маршами: «Гренадёрский», «Преображенского полка», «День Победы». Разучивая их, мы узнавали историю каждого марша, окунались в эпоху дореволюционной России и возвращались к современности. У каждого из нас появились любимые произведения. Мне больше всего нравится исполнять «Прощание славянки», потому что с этим маршем у меня связано много приятных воспоминаний. Его я слышал на морском вокзале в Нижнем Новгороде, когда ещё мальчишкой отправлялся с родителями на теплоходе по Золотому кольцу России; я слышал его на перроне, когда провожал старшего брата в армию; я пел его в строю со своими товарищами, проходя по центральной площади нашего города во время парада 68-ой годовщины Победы. Но самое яркое моё воспоминание – это вручение мне алых суворовских погон на глазах у старшекурсников под звуки профессионального военного оркестра. Прохождение этого коллектива торжественным маршем вдоль трибуны, блеск меди и такие завораживающие звуки «Прощания славянки» навсегда запечатлелись в моей памяти.

Сегодня я отлично понимаю, что так мы не сыграем никогда. И как у любого мальчишки у меня есть мечта – пройти на выпуске по, ставшему таким родным, училищному плацу с «крабом» на груди под звуки не стареющего марша, исполняемого профессиональным военным оркестром.

Для осуществления своей мечты я решил провести исследование.      

Проблема моего исследования состоит в поиске эффективных способов популяризации военно-оркестровой музыки.

Объект исследования – военная музыка Первой мировой войны.

Предмет исследования – марш «Прощание славянки» как шедевр военно-оркестровой музыки эпохи Первой мировой войны и современности.

Цель исследования – определение степени значимости военной музыки в армии дореволюционной и современной России.

Гипотеза – популярность военной музыки среди воспитанников возрастёт, если произведения для военного оркестра использовать как средство патриотического воспитания в урочное и внеурочное время.

Для этого я поставил перед собой следующие задачи:

1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме;

2) обосновать необходимость популяризации военно-оркестровой музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ;

3) диагностировать проблему среди воспитанников Уссурийского суворовского военного училища;

4) выяснить отношение суворовцев к военной оркестровой музыке;

5)  разработать и реализовать программу популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ, включающую условие гипотезы.

Методы исследования:

- анализ литературных источников и диагностических данных;

- констатирующий эксперимент;

- реализация условия гипотезы (формирующий эксперимент);

- обобщение.

Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринимается попытка популяризации военной музыки среди воспитанников закрытого военно-учебного учреждения посредством включения её в повседневную урочную и внеурочную деятельность.

Практическая значимость исследования. Программа популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ может быть использована педагогами различных учебно-воспитательных организаций.

Экспериментальная база исследования – ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище МО РФ», 60 суворовцев 9 класса.

1. Музыка эпохи Первой мировой войны

Эта война заслуженно получила название «мировой», так как в конфликте участвовали 38 государств, с населением в 1,5 млрд. человек. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Австрийская, Османская, Российская и Германская. Итогом войны стала целая череда революций.
Летом, а точнее – 1 августа 2014 года исполнится 100-летие начала Первой мировой войны. Это поворотное событие не только российской, но и мировой истории.

Однако, как считает большинство историков, в сознании наших соотечественников Первая мировая война была оттеснена на второй план. В центре исследований подавляющее значение уделялось войне гражданской. Этому во многом способствовала советская историография, заклеймившая Мировую войну «империалистической». Может и поэтому, из памяти постепенно стирались имена героев, прославленных полководцев, забывались жертвы, предавались забвению места воинской славы.[10]

С началом Первой мировой войны британские союзники Франции высадились в Булони. Каждый полк, проходивший через город, пел свою маршевую песню. Ирландские стрелки прошли с песней «Долог путь до Типперери», и её мелодия и слова произвели на всех впечатление. В годы войны песня приобрела популярность среди союзников, а после опубликованной в газете «The Daily Mail» большой статьи Джона Кернока об этой песне она обрела популярность во многих странах мира.[11] Ещё одной широко распространённой маршевой песней, поддерживавшей высокий моральный дух британцев, стала «Спрячь свои проблемы в свой старый вещмешок».[12]

Упадок русской военной музыки, отмечаемый в период империализма, не мог не сказаться и на репертуаре военных оркестров. В начале XX века он пополнялся преимущественно за счёт зарубежных маршей.

Тем не менее, создаются и русские военные марши. Многие из них написаны в связи с событиями русско-японской и Первой мировой войн. Авторами подавляющего большинства этих маршей были русские военные капельмейстеры. Лучшие из числа таких произведений отличаются мелодичностью, выразительностью и в своё время пользовались известностью. Таковы, например, элегический марш «Тоска по Родине» и бравурно-энергичный, с чертами изобразительности марш «Бой под Ляояном» В. Ефанова. Но основная масса этих произведений в музыкальном отношении была очень слабой. Эти сочинения обычно издавались с портретами героев войны – адмирала Макарова, Руднева, главнокомандующего русской сухопутной армией генерала Куропаткина, с изображением крейсера «Варяг» и т.п. Однако пышное оформление не могло компенсировать плохую музыку. [6 стр.273]

Имена авторов «покрыты мраком неизвестности, причём, судя по плодам творчества, композиторские качества их являются весьма сомнительными… Само собой разумеется… что всё это – не музыка в истинном значении слова, а музыкальная накипь». [1]

Из всех русских маршей, появившихся в период Первой мировой войны, наиболее привлекательным является сочинение В. Агапкина «Прощание славянки», получившее широкую известность и сохранившееся в репертуаре военных оркестров и ансамблей вплоть до наших дней.

«Прощание славянки» — вещь, вне всякого сомнения, легендарная. Марш был написан за два года до начала Первой мировой войны штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным на волне его душевных впечатлений от событий Первой Балканской войны, прошедшей с октября 1912 по май 1913 года, и как нельзя лучше «вписался» в последующие кровопролитнейшие бойни XX века.

Под его трубы и литавры уходили полки на фронты Первой мировой войны.

По неровным дорогам Галиции,

Поднимая июльскую пыль,

Эскадроны идут вереницею,

Приминая дорожный ковыль».

И уже тогда мелодия получила всемирную известность: истинно русскую, её, тем не менее, быстро позаимствовали военные оркестры более десятка стран Европы, воюющих как на стороне России, так и против нее. [3]

2. Вековая популярность марша «Прощание славянки»

Вряд ли найдется русский человек, который бы не взволновался при звуках легендарного марша Василия Агапкина "Прощание славянки". Кажется, эта музыка, почти уже век приникающая к нашим сердцам, вросла в наш ментальный ген, стала его сущностной составляющей. "Прощание славянки" неотделимо от нас, от нашей истории, от того, что мы называем Отечеством.

Марш звучал более чем в двадцати кинофильмах и многих спектаклях. Грампластинки со знаменитым маршем неоднократно выпускались большими тиражами. На нашей памяти он всегда был в репертуаре наших военных оркестров.

Неслучайно Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский, живший вдали от родины, в изгнании, просил виолончелиста Мстислава Ростроповича убедить президента России сделать гимном страны марш "Прощание славянки".

Всенародная любовь к этому произведению не угасает. Вот новейшие свидетельства, в частности, интернета. На одном из сайтов я увидел пометку: звуковая запись "Прощания славянки" скачана для прослушивания 118 869 раз! Присоединившись, я увеличил это число.

Музыковед, полковник в отставке Юрий Бирюков, посвятивший немало проникновенных статей истории создания этого марша, утверждает, что в основу марша Василием Агапкиным была положена мелодия песни времен Русско-японской войны 1904-1905 гг. Песня начиналась словами:

Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?
Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут…
[8]

Марш быстро обрел популярность, ноты его разошлись в списках,  и он  зазвучал  по  всей России. Стали появляться песенные  тексты  к нему,  написанные разными поэтами. Но и здесь все было непросто.   Марш  «Прощание славянки» был запрещен большевиками в 1918  году как  «примитивный, типичный дореволюционный марш»,  а  история  его началась  в  1912-ом,  когда вспыхнула Первая  Балканская  война  и южнославянские   народы  выступили  против   пятивековой   турецкой тирании. Тогда еще сербы, черногорцы и болгары были «братушками», и всю   Россию  охватила  волна  солидарности  с  их  освободительной борьбой,  волна  поистине народной поддержки.  Охваченный  всеобщим патриотическим   порывом  композитор  и  дирижер  военных   духовых оркестров Василий Иванович Агапкин пишет марш, точный по настроению и,  как  оказалось, бессмертный. На обложке первого нотного издания была  изображена  молодая  женщина, прощающаяся  с  воином,  то  ли сербом,  то  ли  болгарином; вдали видны Балканские  горы  и  отряд солдат.

А впервые этот марш прозвучал на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове, где служил его автор. "Славянку" подхватили и стали исполнять другие оркестры, и произведение это вскоре стало очень популярным. Очень быстро мелодия марша получила известность за пределами Отечества: её стали исполнять военные оркестры в Болгарии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.

В 1918 г.  Василий Агапкин ушел добровольцем в Красную армию и организовал духовой оркестр в первом красном гусарском полку. В 1920 г. вернулся в Тамбов, где руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. В 1922 г. с оркестром переехал в Москву. (Оркестр Агапкина участвовал и в похоронах Ленина.) В 1928 г. музыкант организовал духовой оркестр из беспризорников. С началом Великой Отечественной войны Агапкину было присвоено звание военного интенданта I ранга, и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии им. Дзержинского.

24 июня 1945 г. на Параде Победы оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра. Умер музыкант 29 октября 1964 г., похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Восемьдесят лет прожил автор марша, отдав более шестидесяти из них военной музыке. Своеобразным звездным часом его биографии стал военный парад 7 ноября 1941 г. в Москве, на Красной площади, где Василий Иванович дирижировал сводным духовым оркестром Московского гарнизона, провожавшим участников этого исторического парада с Красной площади прямо в бой. Существует легенда, что будто бы на этом параде звучал марш "Прощание славянки". Однако архивы сохранили точный список всех исполнявшихся тогда на Красной площади произведений: "Славянки" среди них нет.

Правда состоит в том, что до 1957 г. марш в СССР был запрещен к исполнению. Вернул его к жизни фильм "Летят журавли", где он звучит в хрестоматийной сцене – проводов добровольцев. После всемирного успеха фильма была выпущена пластинка с записью "Славянки", но широкое распространение марш получил после исполнения его оркестром под управлением Б. Александрова на одном из праздничных концертов в 60-х. [4]

Существует несколько поздних текстов «Прощания славянки».  Более других  соответствуют  музыке стихи  В. Лазарева,  написанные  в 1984 году, через 72  года  после  создания.

Точно замечено: всякий раз при звуках этого марша возникает чувство личной причастности ко всему вокруг и чувство бессмертия, хотя и погибнуть не страшно, если, конечно, за дело.

Кто-то остроумно заметил, что марш этот – воплощение мечты Григория Александровича Потёмкина: "Чтобы солдат, идя в бой, не боялся ни черта лысого, ни ведьмы стриженой! Чтобы голова кружилась от гнева, а сердце пело от восторга!"

Как справедливо указывают в энциклопедиях, "мелодия марша "Прощание славянки" сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение". [9]

Похоже, что сердце славянина, "объятое" этим маршем, не только скорбит, но и действительно поёт от восторга, устремляясь за собственные пределы.

Свидетельством тому – немалое количество текстов, сочиненных любителями и профессионалами на известный мотив и исполнявшихся на огромных славянских пространствах.

Парадокс: во время Гражданской  войны марш,  написанный  красным  дирижером  Агапкиным  и  запрещенный  в Красной армии, стал самым популярным маршем Белого движения.

И ещё один парадокс: марш  «Прощание  славянки» с его текстом «Rozszumiaty sie  wierzby placzace»  «Расшумелись  ивы  плакучие»  являлся  в  годы  Второй мировой  войны  1939-1945 гг. гимном польской (партизанской)  Армии Крайовой.  В подстрочном переводе текст Шлезака звучал так:  

Пусть дорога  не  кончена  наша,  

И не знаем, где  странствий  конец,

Мы уверены  в  нашей  победе:

Столько пролито  крови  и  слез... [5]

Как случилось,  что  «Прощание славянки» запели бойцы  Армии  Крайовой, которые  отнюдь не благоволили ни к Советскому Союзу,  ни  к  России вообще? Ответ, наверное, в самой музыке, в ноте щемящей печали, которая в той или иной  мере  стала  отличать все русские  марши,  исполняемые духовыми оркестрами. Не  так она  проста,  жертвенность, если ради неё приходится жертвовать жизнью отцов и детей,  жизнью  любимых.

3. Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявление эффективности использования военной музыки в повседневной жизни воспитанников в довузовских образовательных учреждениях МО РФ

Метод: наблюдение, анкетирование.

Наблюдение проводилось в повседневной деятельности воспитанников Уссурийского суворовского военного училища.  В результате наблюдения было выявлено следующее:

- суворовское подразделение проходит строем лучше и ровнее с исполнением песни, чем под звуки барабана;

- хоровая песня звучит ярче и выразительнее под аккомпанемент оркестра, а не под фонограмму;

- на спортивном празднике, если звучит военный оркестр, результаты суворовцев выше;

- от преподавателей жалобы на невнимательность суворовцев на уроке не поступают, если день начинается с торжественного поднятия флага и исполнения «Гимна России»;

-  прохождение торжественным маршем более слажено под звуки военного оркестра;

- марш – броски суворовцы осуществляют более результативно, если им предшествует воинский ритуал торжественного общеучилищного построения под звуки военного оркестра;

- ни один воинский ритуал не обходится без звучания марша «Прощание славянки».

Вывод: прав был А.В. Суворов, который сказал: «Музыка веселит сердце воина, равняет шаг; по ней мы танцуем и на самом сражении».

К сожалению, в наши дни в штате училища нет военного оркестра, и суворовцы не могут слышать профессионального исполнения военных произведений. Мною было проведено анкетирование 60 суворовцев на тему «Военная музыка в армии» (Приложение 1).

Цель анкетирования: выявление степени осведомлённости суворовцев в вопросе военной музыки Первой мировой войны и их отношение к маршу «Прощание славянки».

Исследование выявило (Приложение 2):

1) с военной музыкой Первой Мировой войны знакомы только суворовцы, играющие в оркестре;

2) все считают марш «Прощание славянки» современным произведением, но лишь единицы знают имя автора;

3) большинству суворовцев нравится этот марш, и они считают его популярным;

4) практически все суворовцы ответили, что музыка уместна во время военных действий и что марш «Прощание славянки» мог звучать во время Первой Мировой войны;

5) все суворовцы считают, что репетиции строевой песни сплачивают коллектив, и  каждый болеет на смотре за своё подразделение;

6) также единодушно воспитанники ответили, что они чтут воинские традиции и ритуалы, и что в армии военный оркестр необходим.

Вывод:  суворовцам, не играющим в оркестре, ничего не известно о тех произведениях, которые они слышат во время воинских ритуалов, но в их необходимости они не сомневаются.

Наиболее характерные причины:

- изучая военные события на уроках истории, мы разбираем их причины, цели, итоги не уделяя внимания культурной составляющей, отражающей быт враждующих сторон;

- предмет МХК не предполагает изучения военной музыки;

- программа по музыке не адаптирована к специализированному военному учебному заведению, где изучение военных музыкальных произведений просто необходимо;

- в училище отсутствует профессиональный военный оркестр, который в армии выполняет культурно – просветительскую функцию.

Также по результатам анкетирования стало понятно, что суворовцам нравится военно-оркестровая музыка, и они хотят знать историю этих произведений.

Если разнообразить формы предлагаемых мероприятий можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.  Ведь как показал  опрос – все суворовцы чтут воинские традиции, а, следовательно, и легендарную историю своей страны.

4. Программа популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ (формирующий эксперимент)

Проект Программы создан на основе проблемно-ориентированного анализа социологического опроса и рассчитан на применение его в училище.

Срок реализации – в течение курса обучения.

Количество участников и возраст не ограничен.

Цель: повышение качества военного образования суворовцев.

Для эффективности достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) включить в план работы мероприятия, направленные на популяризацию военной музыки, повышение культурной грамотности, этики проведения воинских ритуалов;

2) использовать разнообразие форм проведения данных мероприятий;

3) привлечь активных суворовцев к планированию в рамках самоуправления;

4) разработать меры морального стимулирования для суворовцев, занимающихся в духовом оркестре и пропагандирующих нравственное и духовное совершенствование;

5) добиться результативности учебной и воспитательной работы по популяризации военной музыки.

Области реализации задач: расширение интеллекта воспитанников, профориентационной грамотности, воспитание гражданственности, нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

План мероприятий:

- включать военно-музыкальные произведения в концертные программы и в проведение мероприятий культурно-просветительной работы;

- обеспечивать военно–оркестровым сопровождением воинские ритуалы, общественные, культурно-массовые и спортивные мероприятия;

- наряду с музыкальными произведениями мировой культуры на уроках музыки изучать военно-оркестровые произведения;

- эффективнее использовать возможности дополнительного образования для создания творческих коллективов и их публичных выступлений;

 - использовать практику строевых песен как средство сплочения коллектива;

- практиковать разнообразные формы проведения мероприятий: диспуты, экскурсии, мастер классы, викторины, заочные путешествия и др.;

- педагогам на всех этапах создавать диалоговое пространство, в условиях которого активно развивать коммуникативную культуру суворовцев;

- с целью индивидуализации работы предлагаются творческие и проектные задания для суворовцев - оркестрантов: подготовка сообщения на одну из тем: «Героико-патриотическая тема в классической музыке», «Тема революции и гражданской войны в военной музыке России», «Тема Великой Отечественной войны в творчестве… (композитор по выбору);

- педагогам-организаторам рекомендуется во внеклассной деятельности использовать мероприятия по теме «Патриотизм и военно-музыкальная культура»;

- проводить деловые игры «Деятельность военных оркестров на современном этапе» и др.;

- организовывать для воспитанников обсуждения после просмотра художественных и документальных фильмов, таких как «Национальное достояние», «Военной музыки оркестр», «Дирижёр военного оркестра».


6. Заключение.

Песня – это огромный пласт русской воинской культуры. Без нее немыслимо представить традиционное воспитание воина. Русская мужская воинская песня, особая манера исполнения – все это до сих пор живо, пока есть люди, которые сохраняют традицию. И, несмотря на то, что не все суворовцы любят петь, некоторые строевые песни они поют с удовольствием.

Одна из них – марш «Прощание славянки», увидевшая свет накануне Первой Мировой войны и сохранившая свою популярность в наши дни. Сегодня это произведение по праву можно назвать гениальным. Почему? Да потому что только гениальное произведение может обрасти многочисленными невероятными историями и вызывать споры историков, рождая миру новые легенды и гипотезы. Только гениальная музыка может иметь внушительное количество различных текстов (А. Федотов, В. Максимов, А. Галич, В. Шиленский, В. Лазарев и др.) и исполняться в Красной, в Добровольческой, и в колчаковской армиях с одинаковым успехом. И, наконец, только гениальное произведение могут распевать народы разных стран (Польша, Финляндия, Израиль) на своём родном языке.

Так в чём же секрет популярности марша? Скорее всего, в  мелодичности, напевности и простоте мелодии, плавности мелодического движения с чёткой и ясной функциональной определенностью.

За прошедшие сто лет записи марша издавались большими тиражами, он звучал в десятках фильмов и спектаклей, он включен в репертуар практически всех военных оркестров. И пока есть наша непобедимая армия, живы её традиции и героическая память, не искоренён наш русский дух, марш «Прощание славянки» всегда будет гордо звучать, никогда не оставляя слушателя равнодушным.

В Интернете создан проект «Марш тысячелетия», посвящённый столетию великого марша «Прощание славянки» — надеюсь, он вскоре откроет все тайны истории и развеет несостоятельные мифы и легенды.

Список использованной литературы

I. Исследовательская

1. Жерве Ник. Отзвуки войны в современной музыке. - Русский инвалид, 1904. - № 128,

2. Коллектив авторов.  - Советская военная музыка, 1977.

3. Плугатарёв И. Памятник «маршу тысячелетия» и героям Первой мировой. - Белорусская военная газета, 04.2013. - № 7825,  

4. Соколов В. Прощание славянки.// Советский композитор, - М., 1987.

5. Тотров Р. Нота щемящей печали. - Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Дарьял», 2010. - № 2

6. Тутунов В. История военной музыки. //Музыка, - М., 2005.

7. Черток М. Русский военный марш: К 100-летию марша «Прощание славянки». // «Канон+» РООИ «Реабилитация», - М., 2012.

II. Ресурсы

8. www.voskres.ru/army/spirit/minakov1.htm‎ Минаков С. Прощание славянки.

9. ru.wikipedia.org/wiki Свободная энциклопедия «Википедия»

10. http://mvastracons.ru «Первая мировая – неизвестная война». Часть 1  

11. M. Cryer. Love Me Tender. - 2008. - P. 188.

12. J. Shepherd. Continuum Encyclopedia of Popular Music. - 2003.- P. 390.


Приложение 1. Анкета для обучающихся

Вопросы по теме «Моё отношение к военной музыке»

да

нетнененене

нет

не знаю

1

Вам нравится петь?

2

Вам приходилось исполнять песню в строю?

3

Вам нравится марш «Прощание славянки»?

4

Вам известно имя автора этого марша?

5

Как вы думаете, этот марш популярен в наши дни?

6

Вам бы хотелось больше узнать об истории создания этого марша?

7

Вам известна военная музыка Первой Мировой войны?

8

Уместна ли музыка во время военных действий?

9

Как вы думаете, марш «Прощание славянки» мог звучать во время Первой Мировой войны?

10

В вашем училище проводятся смотры строя и песни?

11

У вас было стремление и желание в этом смотре победить?

12

Как вы думаете, репетиции строевой песни сплачивают коллектив?

13

Приходилось ли вам слушать военный оркестр?

14

Нравится ли вам музыка, исполняемая военным оркестром?

15

Нужен ли в армии военный оркестр?

16

В вашем училище есть профессиональный военный оркестр?

17

А оркестр воспитанников училища?

18

Вы бы хотели играть в таком оркестре?

19

Вы чтите воинские традиции и ритуалы?

20

Необходимо ли музыкально-оркестровое сопровождение во время проведения такого ритуала?


Приложение 2. Результаты анкетирования

1. Вам нравится петь?        

ДА

34

НЕТ

15

НЕ ЗНАЮ

11

2. Вам приходилось исполнять песню в строю?

ДА

60

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

0

3. Вам нравится марш «Прощание славянки»?

ДА

58

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

2

4. Вам известно имя автора этого марша?

ДА

5

НЕТ

47

НЕ ЗНАЮ

8

5. Как вы думаете, этот марш популярен в наши дни?

ДА

56

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

4

6. Вам бы хотелось больше узнать об истории создания этого марша?

ДА

55

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

5

7. Вам известна военная музыка Первой Мировой войны?

ДА

0

НЕТ

55

НЕ ЗНАЮ

5

8. Уместна ли музыка во время военных действий?

ДА

47

НЕТ

2

НЕ ЗНАЮ

11

9. Как вы думаете, марш «Прощание славянки» мог звучать во время Первой Мировой войны?

ДА

34

НЕТ

23

НЕ ЗНАЮ

3

10. В вашем училище проводятся смотры строя и песни?

ДА

60

НЕТ

0

11. У вас было стремление и желание в этом смотре победить?

ДА

60

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

0

12. Как вы думаете, репетиции строевой песни сплачивают коллектив?

ДА

60

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

0

13. Приходилось ли вам слушать военный оркестр?

ДА

51

НЕТ

6

НЕ ЗНАЮ

3

14. Нравится ли вам музыка, исполняемая военным оркестром?

ДА

        46

НЕТ

2

НЕ ЗНАЮ

12

15. Нужен ли в армии военный оркестр?

ДА

58

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

2

16. В вашем училище есть профессиональный военный оркестр?

ДА

0

НЕТ

58

НЕ ЗНАЮ

2

17. А оркестр воспитанников училища?

ДА

58

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

2

18. Вы бы хотели играть в таком оркестре?

ДА

34

НЕТ

12

НЕ ЗНАЮ

14

19. Вы чтите воинские традиции и ритуалы?

ДА

60

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

0

20. Необходимо ли музыкально-оркестровое сопровождение во время проведения такого ритуала?

ДА

60

НЕТ

0

НЕ ЗНАЮ

0


Приложение 3. Текст для видеосюжета

После реорганизации армии в 2011 году в моём училище не стало военного оркестра и во время проведения очередного воинского ритуала все присутствующие почувствовали, что из нашей обыденной и размеренной жизни ушло что-то значимое и необходимое.

В попытках сохранить добрые традиции, из воспитанников среднего звена училища был сформирован духовой оркестр, в составе которого я, суворовец Клименко Роман, и оказался. Сначала я расстроился, что из такого количества инструментов мне достался барабан. Мне казалось, что стучать в него проще всего. Это сейчас я понимаю, что от меня зависит игра всего оркестра, а после того как Анатолий Иванович сказал, что абсолютный ритм у человека встречается намного реже, чем абсолютный слух, я просто влюбился в свой инструмент. Раньше я и не представлял, какой это колоссальный труд всем вместе сыграть произведение от начала до конца, не ошибаясь и не останавливаясь.

Во время торжественных мероприятий мы исполняем военные марши: «Гренадёрский», «Егерский», «Преображенского полка», «День Победы». Разучивая их, мы узнавали историю каждого марша, окунались в эпоху дореволюционной России и возвращались к современности. У каждого из нас появились любимые произведения. Мне больше всего нравится исполнять «Прощание славянки», потому что с этим маршем у меня связано много приятных воспоминаний. Здесь, в оркестровой студии, я узнал имя автора и был приятно удивлён, что он был написан перед Первой Мировой войной и наряду с «Гренадёрским» и «Егерским» звучал на полях сражений.

На уроках истории мы изучали причины и итоги этой войны, но о военной музыке тех лет нам ничего не рассказывали. Учитель музыки объяснила мне, что раньше именно служащие военного оркестра просвещали суворовцев о музыкальных произведениях, которые они исполняют.

Мне захотелось узнать степень осведомлённости моих товарищей в вопросах значения военной музыки в Первой Мировой войне и их мнение о роли оркестровой музыки в армии в наши дни. Я составил интересующие меня вопросы и провёл анкетирование среди воспитанников 9 класса, которое показало, что суворовцы ничего не знают о военной музыке Первой мировой войны, но все считают, что военный оркестр в армии просто необходим. А самое интересное, что они даже не предполагали, что наша всеми любимая строевая песня «Прощание славянки», которую мы исполняли, проходя по центральной площади нашего города во время парада 68-ой годовщины Победы, была написана 100 лет назад.

Ярким воспоминанием в моей жизни является вручение мне алых суворовских погон на глазах у старшекурсников под звуки профессионального военного оркестра. Прохождение этого коллектива торжественным маршем вдоль трибуны, блеск меди и такие завораживающие звуки «Прощания славянки» навсегда запечатлелись в моей памяти.

Сегодня я отлично понимаю, что так мы не сыграем никогда. И, как у любого мальчишки, у меня есть мечта – пройти на выпуске по, ставшему таким родным, училищному плацу с «крабом» на груди под звуки не стареющего марша, исполняемого профессиональным военным оркестром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция, посвящённая 100-летию марша «Прощание славянки»

Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к истории, национальной русской культуре;Выявление и поддержка талантливых и перспективных детей и молодёжи;Совершенствование ...

Презентация посвященная 100 летию марша "Прощание славянки"

В данной презентации идет речь об истории создания марша "Прощание славянки" и о его авторе В. И. Агапкине....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...