Литературно-музыкальная композиция "Фронтовые письма"
материал (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Савина Зинфира Фаиловна

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Ушли на фронт защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Данная литературно-музыкальная композиция способствует формированию у школьников представлений об истории военной переписки, учит видеть красоту человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_frontovye_pisma.rar2.13 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Фронтовые письма»

Посвящается  70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Савина Зинфира Фаиловна,  учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературыВнеклассная работа

Цели: 

  • расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей семьи, страны;
  • способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
  •  учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.

Оборудование: 

  • ПК, проектор, экран;
  • запись видеороликов;
  • музыкальное оформление – песени: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова) в исполнении Е.Мартынова, «Письмо с фронта» (музыка В.Началов) в исполнении Юлии Началовой, «Фронтовые письма» в исполнении Владимира Можаева.
  •  компьютерная презентация.

Оформление: импровизированная землянка, свеча в жестяной кружке, солдатская форма, гелевые воздушные шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся солдатам, не вернувшимся с войны), на столах гвоздики, Книги Памяти, керосиновая лампа, каска, пилотка.

Ход мероприятия

Слайд 1.

Учитель:

Мы сегодня собрались для того, чтобы вспомнить о людях, которые прошли через ужас войны, отдали жизни во имя победы. 

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на войну деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки. А дома, их оставались ждать, любящие жены и матери, сестры, любимые.

Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Под пулями не лгут. Под разрывами бомб совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Им гораздо привычнее было держать в руках винтовку, а не карандаш. Именно поэтому большинство писем фронтовиков не блещут красотами литературного стиля и абсолютно бесхитростны, но в то же время предельно искренны и правдивы.

Слайд 2.

1-й чтец:           Писали их на смертном рубеже

                                     Под скрежет танков, орудийный рев.

                                     Писали их в окопах, блиндаже,

                                     На бомбами израненной меже,

                                     На улицах сожженных городов.

                                     О, письма фронтовые грозных лет –

                                     Бесценней документов в мире нет!

                                                                                                                             Е. Кирпонос

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 1)».

Ведущий 1. Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. Выживи в этой страшной войне! Заклинаю тебя, молю тебя, вернись!».

Слайд 3,4,5.

Ведущий 2. Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или обессиленно припав к огарку свечи в землянке. Или в медсанбате кое-как исхудалой левой рукой, правая искорежена раной. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта. Всем, кто зачитывал их до дыр, снова и снова перечитывая себе, родным, соседям, друзьям.

Слайд 6.

Ведущий 3. А сколько писем так и не дошло до адресата, просто адресата уже не было в живых или письмо так и не было отправлено. Взрыв – и оборвалась человеческая жизнь, жизнь солдата, который только несколько минут назад писал домой, вспоминал родных, мечтал вернуться...

Слайд 7.

Звучит запись песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»

На сцену в полумраке выходит юноша и читает стихотворение.

Слайд 8.

2-ой чтец:

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

...И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось... Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

...Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую...? Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

Г. Горбовский

Слайд 9,10,11.

Ведущий 1. Уж сколько лет гремят победные салюты как отзвуки той войны, которая болью до сих пор живет в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом человеческой веры, надежды, мужества. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Ведущий 2.  Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи и, читая стихотворение, изображает, что обломком карандаша пишет письмо с фронта домой.

Слайд 12.

3-ий чтец:   Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

              В.        Якуш

Звучит запись песни в исполнении Юлии Началовой «Письмо с фронта».

Слайд  13.

Ведущий 3. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами...

Юноша в солдатской форме и девушка читают стихотворение.

Слайд 14.

Девушка.

Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Слайд 15.

Юноша (одет в солдатскую форму).

- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

Слайд 16.

         Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Слайд 17.

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

        Т. Лаврова

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 3)»

Ведущий 1. Это письмо с фронта. Подлинное письмо, написанное солдатом той войны. Бережно сохраненное в семейном архиве как самое ценное, самое дорогое. Солдатский треугольник, фронтовое письмо. Сегодня с экрана звучат подлинные письма. Вслушайтесь в них.

Слайд 18,19.

Юноша в солдатской форме и девушка с белым платочком на плечах читают стихотворение.

Юноша. 

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая.

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль, явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

Слайд 20.

Девушка. 

               Здравствуй. Иванушка желанный!

               Истосковалась без тебя!

Всё остальное не столь важно,

Всё остальное суета!

Детки здоровы, слава богу!

И словно по часам растут.

Втихую бегая к дороге,

Отца порой подолгу ждут.

Как без тебя живем, не знаю!

Нет меры горестным слезам!

Я так обнять тебя желаю,

Припав к твоим родным губам!

В молитве искренней и страстной

Я повторяю вновь слова:

Храни, Господь, наш край прекрасный!

Будь трижды проклята война!..

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо7) “Здравствуй, родная моя... "»

Слайд 21, 22.

Солдатские письма, солдатские письма,

Желанные вести с треклятой войны...

Солдатские письма, солдатские письма,

О, как же вас ждали с чужой стороны!

Смотрели с надеждой в глаза почтальонке - Не горькую весть принесла ли в избу?

И вдруг, увидав серый штамп похоронки,

Дрожащей рукой утирали слезу...

В одном доме - радость, в другом доме - горе...

Здесь - выжил, но ранен, там - геройски погиб.

И реки страданий, а горечи - море...

И ждать, вот уж, кажется, больше нег сил.

Солдатские письма, солдатские письма,

Читали всем миром по тысячу раз...

В них боль и надежда, стремление к жизни,

Проклятья врагу, боль и ярость подчас...

Солдатские письма - треугольники жизни.

Посланники верной солдатской любви...

Салютов победных весенние брызги –

Вечная память погибшим в войне!

                         И. Дмитриева

Слайд 23.

Ведущий 2. Письма с фронтов Великой Отечественной войны –  документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Звучит запись песни «Фронтовые письма» в исполнении В. Можаева.

Слайд 24, 25.

Учитель: 

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо 4)»      

                                                                                                                                           

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

Слайд 26.

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Любимая Варенька! Какое счастье получить твое письмо! Силы сразу прибавилось. Сегодня был жаркий бой. Но мне все бесстрашно, привык к боевой обстановке».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

    « Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

     «Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

     Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

     Пишите ответ. Ваш сын Василий».

Учитель:

Слайд 27, 28.

Мы благодарны Вам ветераны Великой Отечественной войны, за победу, за мирную жизнь наших родителей, за радостное детство наших детей.

Мы благодарны всем тем, кто не жалея себя, отдавал все силы борьбе за счастливую жизнь своих потомков.

Пройдет еще 70 лет, а благодарное человечество всегда будет помнить о подвиге героев. Память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.

Участники композиции идут к Памятнику, установленному в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы и выпускают шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся к солдатам, не вернувшимся с войны).

В музыкально - литературной композиции  использованы:  

  1. Песни в исполнении:
  • Е.Мартынова «Письмо отца»;
  • Ю. Началовой «Письмо с фронта»;
  • В. Можаева «Фронтовые письма».
  1. Интернет-ресурсы:

Видеоролики с сайта: URL: http//yandex.ru/video/:

  • «Письмо с фронта 1»;
  • «Письмо с фронта 3»;
  • «Письмо с фронта 4»;
  • «Письмо с фронта 7».
  1. Стихотворения:
  • Е. Кирпоноса «Писали их на смертном рубеже»;
  • Г. Горбовского «На дне окопного оврага»;
  • В. Якуша «Дорогие мои родные!»;
  • Т. Лавровой «Помятый пожелтевший треугольник»;
  • И Дмитриевой «Солдатские письма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Литературно-музыкальная композиция «Цветаева и Пастернак: роман в письмах»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-11 классов.Литературно-музыкальная композиция «Цветаева и Пастернак:  роман в письмах»...

Литературно-музыкальная композиция "Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтём..."

Литературно-музыкальная композиция "Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтём..."   Презентация "Письма, обожжённые войной".  Данное воспитательное мероприятие для ученик...

Литературно-музыкальная композиция "Письма с фронта"

Литературно-музыкальная композиция "Письма с фронта"...

Литературно-музыкальная композиция "Фронтовые письма"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для учеников 9-11 классов...