Мероприятие "День народного единства"
методическая разработка на тему

Царькова Диляра Наримановна

Мероприятие ,посвящённое Дню народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_den_narodnogo_edinstva.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Методическая разработка мероприятия.

ТЕМА: День народного единства

Разработчик – Д.Н.Царькова,

Педагог дополнительного

образования

Арзамас 2013

Пояснительная записка. 

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу (словарь Ожегова). С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъёмом патриотизма.

С этой целью разработано мероприятие, посвящённое Дню народного единства, включающее  в себя лекцию об истории праздника в России, викторину и игру.

План мероприятия

ТЕМА: День народного единства.

Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан!

Н.Некрасов.

Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, формирование базисных знаний о символах российского государства и его истории.

Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством анализа материала, а также анализ символов Российского государства.

Наша страна в последние годы официально обрела новый  праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября.

Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает?

Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года.

Вопрос: скажите, что же за события происходили в это время?

Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов, с событиями Смутного времени.

Давайте вспомним, что такое Смута.

Смута – период в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари,  также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённое вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.

4 ноября, видимо дата неслучайная, ведь в этот день отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери (икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия, то есть Путеводительница).  

По церковному преданию икона была обретена в Казани в 1579 году.  После пожара, уничтожившего половину Казани, 9-летней девочке Матрёне Онучиной трижды во сне являлась Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома хранится Её икона. Матрёна со своей матерью откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма, будущий патриарх Гермоген с крёстным ходом отнёс икону в свой храм. После молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор.

В 1612 году список с иконы находился во Втором ополчении, освободившем Москву от интервентов. Накануне решающего сражения русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. Победа, одержанная в этом сражении, была расценена как чудо. Возникло народное почитание иконы. Позднее на Красной площади был возведен Казанский собор и установлено празднование Казанской иконы 22 октября (4 ноября). Казанский собор был возведён на углу Красной площади на средства князя Д.И.Пожарского, одного из руководителей Второго ополчения, который лично перенёс список с иконы в церковь. В 1632 году деревянный храм сгорел. Царь Михаил Романов построил на его месте новый, который снесли в 1936 году, а восстановили в 1990-1993 г.г.  В 1649 году царь Алексей Михайлович установил общероссийское празднование иконы. В годы правления первых Романовых многочисленные источники сообщают о чудесах, явленных от списков с Казанского образа.

Новый всплеск чудотворений от образа приходится на годы Северной войны (что это за война?), которую Россия вела со Швецией в 1700-1721 годах за выход на Балтийское побережье. Тогда же происходит переосмысление образа как святыни, оберегающей Русскую землю от нашествий иноплеменников. В 1709 году, накануне Полтавского сражения, перед иконой молился царь Пётр I. В 1710 году икона из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, и после строительства в 19 веке Казанского собора (архитектор Воронихин) хранилась в нём. В 1812 году, отправляясь в русскую армию, перед Казанской иконой стоял М.И.Кутузов. Ныне икона находится в Богоявленском соборе в Москве.

Вопрос: Какое событие произошло в 1613 году? И как с ним связан костромской крестьянин Иван Сусанин?

Ответ: в 1913 году произошло избрание 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова новым царём. По преданию поляки хотели убить Михаила, находившегося вместе с матерью в селе Домнино Костромского уезда. Предупреждённый зятем Ивана Сусанина о приближающихся поляках, Михаил укрывается в Ипатьевском монастыре в Костроме. В марте 1613 года представители Земского собора, прибывшие сюда, объявили Михаилу об избрании его на царство.

Иван Сусанин завёл поляков, попросивших его сопроводить их к монастырю, с целью убийства будущего царя,  в болото. Поляки убили проводника, когда поняли, что он их завёл на смерть.

«Куда ты ведешь нас?  Не видно не зги!» -

Сусанину с сердцем вскричали враги.

«Мы вязнем и тонем в сугробинах снега,

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега».

И далее:

«Предателя, мнили, во мне вы нашли,

Их нет, и не будет на русской земли…»

( слово «мнили» означает «думали»).

Позднее М.Глинка написал оперу «Жизнь за царя», но так как в советский период  воспевание царей не приветствовалось, то оперу назвали «Иван Сусанин».

КУЗЬМА МИНИН (?-1616 г.г.) - нижегородский посадский человек, с 1613 ода думный дворянин. В городе занимался мясной торговлей. Участвовал в сражениях с войском Лжедмитрия II, в сентябре 1611 года избран земским старостой. В начале октябре 1611 года призвал нижегородцев собрать и снарядить всенародное войско, способное освободить захваченную поляками Москву.

ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ (1578-20.04.1641 г.г.) – князь, воевода, глава Второго ополчения, с 1613 года боярин. Происходил из старинного обедневшего рода князей Стародубских. Участвуя в Первом ополчении, был ранен, затем вывезен в своё имение в суздальскую вотчину, где его нашли послы из Нижнего Новгорода, прибывшие по совету К.Минина просит князя возглавить Второе ополчение.

Вопрос: Где находится памятник Минину и Пожарскому? Когда он установлен?

Ответ: в Москве на Красной площади перед собором Василия Блаженного (или Покровский собор построен в честь взятия Казани, произошедшего в праздник Покрова Богородицы), установлен в 1818 году, скульптор И.Мартос.

Вопрос: Можно ли сегодня говорить о единстве в современном российском обществе? Какие моменты свидетельствуют о единении или о разобщённости современного общества?

Порассуждайте о причинах разногласий, существующих в современном обществе? О том, что такое единение и как оно связано с понятием «патриотизм»? Можете ли вы себя назвать патриотами и почему? Что такое ложный, а что такое истинный патриотизм?

У каждого государства есть своя символика, и Россия в этом плане не является исключением.

Символика государства постоянно окружает нас в повседневной жизни.

Что к ней относится? Герб, гимн, флаг.

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы. А почему?

Музыку современного написал композитор А.Александров, слова С.Михалков. Он был утверждён 8 декабря 2000 года.

Флаг: трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I, каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку. Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести; синий – небо, верность, вера, правда; красный – власть, огонь, отвага. В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом. В 1991 году произошло возвращение к триколору. Флаг – полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к длине 2:3.

 22 августа – день государственного флага РФ.

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

Герб был позаимствован у Византии, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, в период создания единого централизованного государства, в 1497 году. Двуглавый орёл – знак принадлежности к императорскому двору, увенчан двумя малыми и одной большой коронами, в правой руке держит скипетр, в левой – державу. Также на гербе всадник с копьём, поражающий змея, в котором видели святого Георгия Победоносца, римского воина, казнённого по преданию за исповедание христианской веры в возрасте 30 лет. Он стал покровителем Византийских императоров. Георгий Победоносец уничтожает змея, являющегося олицетворением зла. Орёл, отчасти, это олицетворение солнца. Скипетр (золотой жезл) – символ власти, а держава (золотой шар) – символ единства государства. В целом герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Вопрос: А где ещё можно увидеть герб?

Ответ: На паспорте, аттестате, свидетельстве о рождении, на почтовых марках, дипломе, наградах правительства и другом.

Отдавая почести символам государства, мы проявляем любовь к родине гордость за принадлежность к гражданам России.

Каким образом человек становится гражданином РФ?

По рождению, при регистрации брака,  или проводится натурализация (приём в граждане РФ по просьбе).

 !!! Задание: разделить детей на 2-3 команды, которые должны как можно быстрее и правильнее сложить текст гимна России, разрезанный на полоски.

Гимн Российской Федерации.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Славься, отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая богом родная земля!

Славься, отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Заключительная часть: сделать выводы по значению символики и праздника 4 ноября.

Приложение.

1.Презентация «День народного единства»

 2.Вопросы к викторине:
1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России?
2. Какую памятную дату заменил День народного единства?
3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным днём календаря?
4.Какое название носил День народного единства в 17 веке?
5. при каком царе впервые был введен праздник?
6. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной даты?
7. Назовите дату по юлианскому календарю, когда отмечался праздник?
8. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило началом истории Дня народного единства?
9. при какой власти традиция отмечать освобождение Москвы и России от поляков прервалась?
10. Кем была высказана идея сделать праздничным днём в России 4 ноября в сентябре 2004 года?
11. Кто выступил автором законопроекта о введении Дня народного единства в Государственной Думе?
12. Кто возглавил штурм Китай-города 1 ноября 1612 года?
13.Какой город стал центром празднования Дня народного единства в 2005 году?
14. Назовите  имя Патриарха Московского и всея Руси, при котором был возрожден праздник?

3. Игра «Продолжи предложения»:

  1. Самое дорогое для человека – это…

  1. Патриот своей Родины – это…

  1. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

  1. Долг для меня – это…

  1. Свет в окнах моего дома – это…

  1. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

  1. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

  1. Помогать Отечеству – значит…

  1. Смыслом семейной жизни для меня является…

  1. Закон для меня – это…

  1. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

  1. Символы нашего государства для меня…

Литература.

1.Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК "Я – гражданин России". – М.: Экзамен, 2009.

2.Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2001. 

3.Городской педагогический совет. Материалы выступлений. М., 2002. 

4.Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство 
"Астрель", 2003. 

5. Гражданское образование: содержание и методы обучения. /Под ред. С.Шехтера, 
Н.М. Воскресенской. М., 1997.

Интернет-ресурс.

http://ru.wikipedia.org/wiki/4_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В единстве наша сила.(к дню Народного единства)

Данный урок проводится в рамках модуля  «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1.    Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....

План-конспект воспитательного мероприятия квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства

Представляю план-конспект воспитательного мероприятия - квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства. Эту квест-игру я проводила 20 ноября 2019 года в рамках II мун...

Сценарий познавательно-спортивного досуга ко Дню народного единства на тему: «В единстве наша сила»

Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.·         Расширять представление о государственных праздниках, о праздни...