Классный час «Чаша на других коленях»
план-конспект занятия на тему

Умнова Лилия Ивановна

Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в межэтнической толерантности. Поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частых ситуаций осложнения межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerant.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

9 Международный конкурс образовательных проектов «Диалог культур – путь к пониманию»

Классный час «Чаша на других коленях»

Республика Татарстан, Тукаевский район, с. Мелекес, МБОУ «Мелекесская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Умнова Л.И.

Актуальность проблемы.

Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в межэтнической толерантности. Поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частых ситуаций осложнения межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды. В конце последних десятилетий ушедшего века в мире, полиэтнических по своему составу, на фоне углубляющейся интернационализации культур, унификации образа жизни начала развиваться тенденция роста этничности. Под этнической идентичностью (этничностью) понимается эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также - осознанное ценностное отношение к историй и культуре своего народа, к его традициям, обрядам, фольклору и языку, и территории проживания этноса и его государственности.

Процесс формирования культуры межнационального общения является сложным и многогранным. Управление этим процессом требует, прежде всего, глубокого понимания его сущности и содержания, четкого и точного представления о тех факторах, которые определяют его развитие.

На основе определения содержания и структуры культуры межнационального общения, а также, учитывая возрастные особенности учащихся - заключённых и практику повседневной деятельности,  выделяются четыре уровня культуры межнационального общения. Критерием выделения уровней служит степень самостоятельности проявления культуры межнационального общения у индивида.

Культура межнационального общения как интегральное качество личности имеет четыре уровня сформированности: конфликтный, нейтрально-конфликтный, нейтральный, неконфликтный, на которых мотивационно-смысловой компонент восходит от отрицательного и безразличного отношения к другим этническим группами и  их культурам к зрелым формам положительного отношения к ним; познавательно-практический компонент – от непринятия знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа  до интереса и потребности в приобретении новых знаний, способности самосовершенствования своей личности; поведенческо-интегрирующий компонент – от враждебного и агрессивного поведения между представителями различных национальностей до принятия дружеских и уважительных отношений.

   В целом мероприятие должно донести до сознания детей, что этнокультурное разнообразие, было, есть и будет. Признание и принятие различий, существующих между представителями различных культур, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межэтнического взаимодействия.

           Мероприятие должна помочь осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

 

Цель мероприятия – Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества, формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.

 

Задачи:

– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности учащихся;

– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;

– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;

– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;

– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;

– помочь школьникам быть понятыми и признанными.

 Механизм реализации 

Через деятельностный подход учащихся.

Описание предполагаемых результатов

Культура межнационального общения интегративное и многофункциональное явление, которое может выступать самостоятельное качество личности. Зная сущностные характеристики изучаемого качества личности: сущность данного феномена, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами  позволяет сформировать культуру межнационального общения у учащихся

В данном конкретном коллективе учащихся нашей школы я считаю необходимым предметно заниматься формированием культуры межнациональных отношений. Для этого в плане воспитательной работы в будущем считаю целесообразным предусматривать проведение классных часов о культуре народов Поволжья, России в целом.

 

Ожидаемые учебные результаты:

сформировать представление о природе межнациональной терпимости, об особенностях поведения в обществе , об основных принципах национальной политики РФ;

развивать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций

Ход занятия

Упражнение «комплимент»

Участники занятия говорят друг другу что- нибудь приятное ( одно предложение)

Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

учитель

 ученик

Все вместе слушают притчу

Однажды ученик попросил своего учителя объяснить ему природу человеческого терпения. Выслушав ученика, учитель взял пустую чашу и поставил её ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой.

Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, учитель сказал:

— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится и рискуешь облить самого себя.

Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:

— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?

— Не только, — ответил учитель, — в том, что ты оберегаешь свои же колени особой добродетели и заслуги нет.

— Так что же ещё он должен делать? — спросил недоуменно ученик,

не открывая глаз.

— Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась - сказал учитель.

учитель

 ученик

Осознание проблемы

О чем будет урок

О терпимости

По другому терпимость как называется

толерантность

Давайте обратимся к толковому словарю

1 группа

толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.[1]

2 группа

Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к

 особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].

По вашему толерантность положительное или  отрицательное качество?

Толерантность – положительное качество человека. Под толерантностью не подразумевается же уступка, снисхождение или потворство.

Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям

Теперь, давайте, сделаем выводы

толера́нтность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

оно способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде.

Постановка цели и формулирование задачи

Так к чему же мы должны сегодня научиться

уважению, принятию и правильному пониманию других культур, способам самовыражения и проявлению человеческой индивидуальности.

Выбор стратегии

А этому на одном только уроке можно научиться?

Нет. Этому надо прийти через понимание других, окружающих

Л.Н. Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место срадающего, испытываешь действительно сострадание.» Как вы понимаете данное высказывание?

Дети делятся со своими мыслями.

А почему все люди не одинаковые?

Потому что обычаи, культура среда разная

Просмотр видеоролика

Если мы  все были одинаковыми, нам интересно было бы.

Нет. Потому что мир в красках только прекрасен.

Группы знакомят народами Татарстана, и защищают свои  проекты

русские

татары

башкиры

чуваши

мордва

Обряды, обычае

костюмы

Великие люди

Пословицы про дружбу

Просмотр видеоролика

Но все таки мы какие

Но все таки мы люди все одинаковые, потому что мы одинаково страдаем и радуемся, любим и ненавидим…

Упражнение «Я такой же, как ты»

 Порядок выполнения.

Каждый себе выбирает игровое имя. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик, достается, бросает его любимому товарищу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же, как и его партнер. Например, если бы одного из вас звали Кнопка, а другого- Геракл, то это обращение должно было бы прозвучать так: «Кнопка, я такой же, как ты, потому что ты сильная, как Геракл, и можешь держать предметы, которые больше и тяжелее тебя» Тот, кому бросили мячик, выражает согласие и несогласие с объяснением похожести и бросает мячик следующему.

По окончании упражнения короткая дискуссия

Мы такие разные в тоже время такие одинаковые. Поэтому мы все в этом мире должны жить в мире и в согласии

Что характерно толерантному человеку

терпение

чувство юмора

расположенность к другим

доверие

умение владеть собой

доброжелательность умение не осуждать других

умение слущать

любознательность способность к сопереживанию

Осознание результатов деятельности

Чтобы каждый человек думал о своей чаше на других коленях

Понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано с понятием "добра". Народ на счет этого что говорит

сделаешь добро — полу чишь добро", "сделав другому зло не жди от него добра", "сделанное добро не пропадает".

"терпение — чистое золото", "терпе ние - залог успеха" (дословно: "терпеливому грудинка достается"), "терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится", "быть терпеливым - счастье".

"добром на добро может ответить каждый, добром на зло - только ис тинный мужчина", "ударившего тебя камнем одари угощением", "по моги даже врагу, если ему нужна помощь".

И так, толерантность подразумевает.

Готовность мириться с чужим мнением;

Уважение человеческого достоинства;

Принятие другого таким какой он есть;

Способность поставить себя на место другого;

Уважение права быть другим;

Терпимость к чужим мнениям, поведению;

Отказ от причинения вреда и насилия.

1.Легко ли быть толерантными, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)?

2. Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов?

3. Какая часть занятия была для вас наиболее интересна, почему?

 Обоснованные ответы учащихся.

Мир на Земле всем важен. Символ мира что?

Аист.

Аист на крыше, мир на Земле

Мы с вами научимся делать оригами Аиста

С помощью видеоролика дети учатся делать оригами журавля, и друг другу дарят желая самое хорошее

Актуально ли это проблема в нашем мире

Да. Дети примеры приводят

О чем должен думать каждый человек, чтобы самим хорошо было?

Россия – уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией.

 Мы должны думать об окружающих, чтоб и самим спокойно  и мирно.

Надо думать о своих чашах на других  коленях.

Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.

  Список использованных информационных источников.

Тишков В.А. Педагогика толерантности //http: //www. ug.ru

«Воспитание школьников» №2 2008г. А.Гурьянов «Воспитание толерантной личности»

«Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности» В.Н.Галяпина, Т.В.Поштарева. Ставрополь, 2004 г.

«Россия: трансформирующееся общество» М., 2001г.

«Толерантность и права ребенка» Ставрополь, 2002 г.

«Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае». Ставрополь,2002 г.

«Принципы толерантности в образовательном процессе» С.Ю. Иванова. Ставрополь, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Компьютер - враг, друг, помощник?»

самоанализ классного часаТема « Компьютер -  враг, друг, помощник?»Данная тема актуальна, особенно для младшего  подросткового возраста. К сожалению, компьютер может оказывать не только поло...

Классный час « Компьютер - враг, друг, помощник?»

самоанализ классного часаТема « Компьютер -  враг, друг, помощник?»Данная тема актуальна, особенно для младшего  подросткового возраста. К сожалению, компьютер может оказывать не только поло...

Классный час "Твори добро другим во благо"

Формирование у учащихся чувства милосердия и доброты....

Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты» (5-7 кл.)

Цель классного часа: развитие умения "входить в  положение других", лучше понимать их чувства, мотивы поведения....

КЛАССНЫЙ ЧАС "ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ"

В  РАЗРАБОТКЕ КЛАССНОГО  ЧАСА "ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ"  ЗАТРАГИВАЮТСЯ  ВОПРОСЫ,КАСАЮЩИЕСЯ ВОСПИТАНИЯ  КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДАЮТСЯ  ПОНЯТ...

Классный час "Давайте понимать друг друга с полуслова"

Цель: формирование умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики....

Классный час «Мы интересны друг другу, потому что мы разные»

В связи, что в последние годы предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего ...