Мероприятие - Турнир математиков
методическая разработка по теме

Рыбина Алена Александровна

Взаимосвязь математики и других предметов (русский язык, литература, биология, музыка и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_matematikov.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Турнир математиков»

Урок – игра

.

 

Цели:

Общеобразовательная:  

- обобщение и закрепление знаний, полученных учащимися на уроках математики;

- применение навыков счета;

- показать межпредметную связь математики и других предметов.

 

Развивающая:

- развитие логического мышления, внимания, памяти, быстроты реакции.

Воспитательная:

- воспитание познавательного интереса, чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

- умение слушать и высказывать свое мнение.

 

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Ход игры:

2.1) приветствие команд;

2.2) урок литературы;

2.3) урок иностранного языка;

2.4) урок музыки;

2.5) урок русского языка;

2.6) урок черчения;

2.7) урок математики.

           3.  Подведение итогов.

         

1. Организационный момент:

Ведущий:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Я рада приветствовать всех собравшихся. Приветствую всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

Предлагаю создать из собравшихся команды и выбрать жюри.  

ЗАДАНИЕ: Командам необходимо придумать название команды, девиз, выбрать капитана команды.

А пока команды думают, я представлю членов жюри:

1.

2.

3.

4.

ПРАВИЛА: Время на обсуждение вопроса - 10 секунд. Готовность - поднятая рука. Если команда отвечает неправильно, то ход переходит команде соперника.

2. Ход игры:

Ведущий: Итак, давайте познакомимся:

1)  

2)

Представьте себе – всю неделю сплошная математика! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики!

Но проведем мы необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок -

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл (он же - Чарльз Лутвидж Доджсон)  автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.

Выдающийся  отечественный математик, доктор физико-математических наук, профессор Андрей Николаевич Колмогоров, например,  кроме математики занимался стиховедением, первым применил математические методы и программирование к стихам.

А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

Вопросы литературные: (10 сек на обсуждение)

  1. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?

                                (А.С. Грибоедов)

  1. "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя  математику?                                                                                     (А.С. Пушкин)
  2. Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? Он покорил Москву, его именем назван университет.

                                                                                                                   (М.В. Ломоносову.)

  1. Она стала  первой женщиной-академиком в России, но при этом она интересовалась не только математикой, но и литературой, написала несколько повестей и романов.                                                                            (С.В. Ковалевская)


Закончите пословицу:  (поочередно каждой команде)

  1. Семеро …                                  (одного не ждут).
  2. Семь раз отмерь …                   (один раз отрежь).
  3. Семь бед …                               (один ответ).
  4. Семь пятниц …                         (на неделе).
  5. У семи нянек …                        (дитя без глазу).
  6. Чеснок и лук …                        (от семи недуг).
  7. Один с сошкой …                                (семеро с ложкой).
  8. Одним махом …                          (семерых убиваем).

Урок закончен, всем спасибо!

ПЕРЕМЕНА:

Жюри подводит итоги.

 Вопрос болельщикам: Какая дробь находится между каникулами? (1/4-четверть) 

Ведущий: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: 

  1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти.                                                                                       (один, два, много) 
  2. Какая цифра в переводе с латинского языка означает " никакая"?                    (0)
  3. Какой термин в переводе с латинского означает – каток, валик?          (цилиндр)
  4.  Какой термин с греческого переводится как – мяч?                                 (сфера)
  5. В переводе с греческого этого слово означает – землемерие.           (геометрия)
  6. С латинского языка переводится как – пунктир, но есть и медицинский термин, который означает – прокол.                                                                         (точка)

Урок закончен, всем спасибо!

ПЕРЕМЕНА:

Жюри подводит итоги.

 Вопрос болельщикам: Петр Первый издал указ: "Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал …         (жениться) 

Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?  Нет?   Напрасно вы так думаете.

УРОК МУЗЫКИ

Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.

Вопросы музыкальные:   (пооредно каждой команде)

  1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?       (Без дроби) 
  2. Количество нот?                                                                                                           (7)
  3. Какое тело вращения представляет из себя барабан?                                  (цилиндр) 
  4. Сколько музыкантов в квартете?                                                                               (4)
  5. В какой песне воспевается таблица умножения?                   (дважды два – четыре)
  6. Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

Урок закончен, всем спасибо!

ПЕРЕМЕНА:

Жюри подводит итоги.

 Вопрос болельщикам:  К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.

                                           А из них лишь три сороки приготовили уроки.

                                            Сколько лодырей сорок прилетело на урок?                    (4)

 Ведущий: В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры. Итак,

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА:

Тема урока "Числительные"

Задание: Заполнить таблицу - 2 минуты

Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например,   ли … к   (ли сто к).

Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например,   ли … к   (ли сто к).

1.   По … л

2.   И … рия

3.   … я

4.   С … ж

5.  Ви … на

6.   … лб

7.  Сви …к

 

1.  Р … а

2.   Биссек …са

3.   Про … р

4.   Пи … лет

5. Те …

6. С … жка

7.    … г

Ведущий: Пока команды работают - вопросы болельщикам: (приложение)

 Вопросы:  (10 секунд на размышление)

  1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения?                                        (Корень) 
  2. Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная) 
  3. Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа?                                                                                           (три!)
  4. С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника.                                                                          (катит-катет) 

Урок закончен, всем спасибо!

ПЕРЕМЕНА:

Жюри подводит итоги.

 Вопрос болельщикам: Сколько подвигов совершил Геракл?                                         (12) 

Ведущий:

Математика давно и прочно вошла в нашу жизнь. Она пронзила все технические науки (физика, химия, техника) и не только. Даже существует такая наука как “математическая лингвистика”. А сейчас мы рассмотрим, как математика  связана с биологией.

УРОК БИОЛОГИИ:               

     Тема  урока «Семя».

Какие из данных чисел могут быть точными, а какие округленными?

1) В пакете 4 гр семян (точно).

2) В пакете около 100 шт семян (примерно)

3) Для прорастания семян необходимо 5 дней (примерно)

4) При прорастании семян взошло 100 шт (точно)

5) Из 40 семян взошло 30 (точно)

Рассмотрим таблицу:              Нормы высева семян на 1 га.

Сельхоз. культура

Вес семян, кг

пшеница

240

овес

220

кукуруза

40

гречиха

70

морковь

5

свекла

16

турнепс

30

горох

180

Вопросы:

  1. Имеется 41кг кукурузы, хватит ли чтобы засадить 1 га земли.
  2. 440кг овса. Какую площадь можно засадить?
  3. Участок 5га надо засеять морковью, сколько потребуется семян?
  4. Сколько семян надо заготовить, если под пшеницу отведено 2га, под гречиху –1га, свеклу –пол га. (558 кг).
  5. Сколько гороха необходимо, чтобы засеять поле прямоугольной формы, длина которого 500 м, ширина 40 м.

S = 500*40 = 20000 (м2) = 2га (2*180=360кг)

Болельщикам:   Загадка: одно бросил – целую горсть взял (зерно).

Урок закончен, всем спасибо!

ПЕРЕМЕНА:

Жюри подводит итоги.

 Вопрос болельщикам:     Со звуком «С» я невкусна, но в пищу каждому нужна.

                           С «М» берегись меня, не то – я съем и платье, и пальто.       (соль – моль)

Ведущий:                           Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

Итак, настал                                

УРОК МАТЕМАТИКИ:

Капитаны будут сегодня сдавать экзамен. Каждому предлагаю тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.

  1. Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?

      А) "Основы";   Б) "Начала";   В) "Старты";   Г) " Истоки".

  1. Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?

     А) Арифметика;  Б) Алгебра;  В) Математический анализ;  Г) теория чисел.

  1. Какие бывают современные фотоаппараты?

     А) Цифровые;  Б) Числовые;  В) Формульные;  Г) Логарифмические.

  1. Какие числа употребляются при счете?

      А) Природные;  Б) Естественные;  В) Натуральные;  Г) Искусственные.

  1. Как называют незаинтересованного человека в конфликте между сторонами, беспристрастного?

     А) Третья сторона;  Б) пятая сторона; В) Седьмая сторона; Г) десятая сторона.

  1. Как называют верхний угол футбольных ворот?

     А) Десятка;  Б) девятка;  В) Шестерка;  Г) Пятерка.

  1. Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч ?

     А) Легион;  Б) Когорта;  В) Полк;  Г) Орда.

  1. Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"

    А) Куры не клюют;  Б) Пруд пруди;  В) Кот наплакал;  Г) Ворона накаркала.

  1. Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?

     А) Сэр Игрек;  Б) Мистер ИКС;  В) Лорд Зет;  Г) Синьор Пи.

  1.  Какими бывают математические неравенства?

     А) Неточными;  Б) нестрогими;  В) Невежливыми;  Г) Невоспитанными.

  1.  Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин …"

     А) Пирамид;   Б) Шаров;   В) Колец;    Г) Икосаэдров.

  1.  Закончите русскую пословицу " Всякому мила своя …"

     А) высота;    Б) сторона;   В) медиана;   Г) биссектриса.

Задание команде: Из слова АРИФМЕТИКА нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз сколько она встречается в этом слове. На выполнение задания отводится 2 минуты.

3. Подведение итогов:

Сдавайте свои ответы на стол жюри, пока они подводят итоги, я хотела бы закончить нашу встречу словами:

Запомни, что Гаусс всем сказал

«Наука математика - царица всех наук».

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

, награждает команду - победительницу медалями и "5" по математике, называет отличившихся болельщиков, и самых активных членов команд, награждая их "5" по предмету.

Ведущий: Слово предоставляется жюри (объявляются результаты игры).

 Сегодня в нашей игре победила команда _______________________. На память о нашей игре победителям вручаются призы – это медали и грамоты, а также каждый участник команды победительницы получает оценку «5» по математике.

Отличившихся болельщиков мы тоже награждаем призами – медалью и «5» по математике.

Всем спасибо за участие и До свидания! До следующих встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для болельщиков:

  1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту?                                                            (20)
  2. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад?                                (16)
  3. Каким по счету является «ь» в названии последнего месяца осени?                      (6)
  4. Сколько различных букв в названии нашей страны?                                               (5)
  5. Когда сутки короче: зимой или летом?                                                      (одинаково)
  6. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу?                                                                              (нет разницы 90 мин = 1,5 ч)
  7. Дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?                                                                              (12)
  8. Сколько рогов у трех коров?                                                                                        (6)
  9. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет – ровно на 3 меньше станет?     (9)
  10.                   Первый Назар шел на базар,

                             Второй Назар с базара.

                             Какой Назар купил товар,

                             Какой шел без товара?                         (1-й – без товара, 2-й – с товаром)

  1.  Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят.              (месяцы)
  2.   На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?                    (мокрое)
  3.   У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?                                                                                                                         (1)
  4.  Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трех?                                      (запятая)
  5.  Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спине  у мальчиков?           (57)

Таблица результатов:

Правильный ответ -1 балл

1. Таблица результатов:

КОНКУРС

КОМАНДА

КОМАНДА

 Представление (название команды, девиз, приветствие)

Урок литературы:

Вопросы

Пословицы

Итог

Урок иностранного языка:

Вопросы

Итог

Урок музыки:

Вопросы

Итог

Урок русского языка:

Заполнение таблицы

Вопросы

Итог

Урок биологии:

Вопросы

Задача

Итог

Урок математики:

Конкурс капитанов

Задание для команды

Итог

2. Таблица для урока русского языка:

Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например,   ли … к   (ли сто к).

Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например,   ли … к   (ли сто к).

1.   По … л

2.   И … рия

3.   … я

4.   С … ж

5.  Ви … на

6.   … лб

7.  Сви …к  

1.  Р … а

2.   Биссек …са

3.   Про … р

4.   Пи … лет

5. Те …

6. С … жка

7.    … г

Листы для капитанского конкурса:

Конкурс капитанов – команда _______________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Конкурс капитанов – команда _________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Тест «блиц-вопросы»:

  1. Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?

      А) "Основы";   Б) "Начала";   В) "Старты";   Г) " Истоки".

  1. Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?

     А) Арифметика;  Б) Алгебра;  В) Математический анализ;  Г) теория чисел.

  1. Какие бывают современные фотоаппараты?

     А) Цифровые;  Б) Числовые;  В) Формульные;  Г) Логарифмические.

  1. Какие числа употребляются при счете?

      А) Природные;  Б) Естественные;  В) Натуральные;  Г) Искусственные.

  1. Как называют незаинтересованного человека в конфликте между сторонами, беспристрастного?

     А) Третья сторона;  Б) пятая сторона; В) Седьмая сторона; Г) десятая сторона.

  1. Как называют верхний угол футбольных ворот?

     А) Десятка;  Б) девятка;  В) Шестерка;  Г) Пятерка.

  1. Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч?

     А) Легион;  Б) Когорта;  В) Полк;  Г) Орда.

  1. Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"

    А) Куры не клюют;  Б) Пруд пруди;  В) Кот наплакал;  Г) Ворона накаркала.

  1. Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?

     А) Сэр Игрек;  Б) Мистер ИКС;  В) Лорд Зет;  Г) Синьор Пи.

  1.  Какими бывают математические неравенства?

     А) Неточными;  Б) нестрогими;  В) Невежливыми;  Г) Невоспитанными.

  1.  Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин …"

     А) Пирамид;   Б) Шаров;   В) Колец;    Г) Икосаэдров.

  1.  Закончите русскую пословицу " Всякому мила своя …"

     А) высота;    Б) сторона;   В) медиана;   Г) биссектриса.

3. Призы:

Медали: 1)  Команде – победительнице;  2) Активному болельщику.

Список литературы:

1. Газета "Математика". Приложения к газете "1 сентября"

2. И.Д. Агеева Занимательные материалы по информатике и математике, Творческий центр "Сфера", Москва, 2006

3. И. Депман, Н. Виленкин За страницами учебника математики, "Просвещение",1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике"АРХИМЕДОВ ТУРНИР" ДЛЯ 6 КЛАССА

Архимедов турнир, это интеллектуальная игра.Ее можно применять как на уроках математики,так и на внекассных мероприятиях. она развивает кругозор,логическое мышление и прививает любовь к предмету....

Внеклассное мероприятие по математике "Турнир смекалистых"

Содержит  материал для  проведения  Декады математики....

Внеклассное мероприятие по математике"Турнир веселых и смекалистых" для 5 класса

Внеклассное мероприятие соревновательного характера для пятиклассников с целью повышения интереса к математике....

Открытое мероприятие по математике ( в 6 «а» классе) «Турнир Архимеда»

Мероприятие представляет собой урок-игру. Участники делятся на три  команды и соревнуются в выполнении заданий на нескольких этапах, на каждом из которых их ждут нестандартные задания по ма...

Внеклассное мероприятие по математике «Турнир знатоков математики»

Внеклассное  мероприятие  по  математике.«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достиж...

Внеклассное мероприятие "Турнир математиков"

Конспект и презентация внеклассного мероприятия по математике для учащихся 9 класса. Содержит задания из раздела алгебра и геометрия 7-9 кл, а также ребусы, загадки, головоломки....

Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Турнир юных математиков"

Цель: ·       Развитие логическое мышления, смекалки и  сообразительности учащихся, интуиции, внимания.·       Формирование навыков общ...