Классный час "Моя семья"
классный час (10 класс) по теме
Разработка классного часа для учащихся 5-7 классов по воспитанию семейных традиций. Ребята знакомятся как появились те или иные фамилии и имена. При подготовке к классному часу узнают больше о своей семье и родословной. Сочиняют стихи. Рассказывают о своей семье в рисуночном тесте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_moya_semya.doc | 66 КБ |
brak_i_lyubov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Л.А.Семёнова МОУ «Сумкинская СОШ», учитель, классный руководитель |
«МОЯ СЕМЬЯ»
Цели и задачи:
- развитие познавательных интересов ребят;
- воспитание интереса к семейным традициям, истории своей семьи, истории происхождения некоторых имен и фамилий;
- привитие интереса к историческому прошлому Российского государства, традициям и обычаям;
- воспитание любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью.
Подготовительная работа: дети совместно с родителями рисуют семейные гербы и готовят пояснения к ним; пишут стихи о своей семье; отбирают фотографии для выставки; находят пословицы и поговорки о семье; узнают, что означает их имя и почему их так назвали. (На классный час можно пригласить родителей, бабушек и дедушек)
Оформление доски:
1. Выставка семейных фотографий «Мгновения жизни»
2. Эпиграф «Что ты сам сделаешь для родителей своих,
того же ожидай от детей»
Питтак
1. Основная часть
Учитель: Добрый день, честной народ!
Приглашаю в хоровод.
В нашем дружном хороводе
Разговор мы поведём
О родном для нас народе;
О семье, и как живём.
Семья начинается с детей. Дети, как гласит народная мудрость, - «благодать Божия». Какое без них семейное счастье! «У кого детей много, тот не забыт от Бога!» - так говорили на Руси.
Ученик: Народные пословицы и поговорки широко освещают отношение людей к детям и к семье с детьми. «Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях». Но тут же и такое: «Дети – деткам рознь», «Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец». От опечаленных детьми отцов-матерей пошли на Руси такие поговорки: «У кого детки – у того и бедки», «От одной матки, да не одни ребятки», и другие.
Учитель: Можно продолжить пословицы. Вам было дано задание – найти пословицы и поговорки о семье, давайте познакомимся с вашими находками. (ребята говорят найденные пословицы и поговорки)
Молодцы, вот сколько множество поговорок накопилось у русского народа о семье и домочадцах.
А хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из нас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, традициях и героизме.
(звучит мелодия песни «Точка, точка, запятая…», выходит девочка)
Здравствуй. Ты кто такая, как тебя зовут?
Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!
Учитель: Это что за имя такое – Зовутка? Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге – Святцах – на день рождения ребенка. Итак, сегодня ……………(такое-то число) – это (день…. по церковному календарю), значит звать тебя будут ………….. .
Ребята, а вы не представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена. Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. А знаете ли вы, почему вас так назвали и что означают ваши имена?
(рассказы ребят)
Учитель: Сколько есть еще замечательных имен! Вот Михаил – «равный Богу», Лариса – «подобная чайке», а Петр – «каменная глыба». От мужественных воинов – викингов пришли к нам имена Игорь, Олег, Ольга. Даже такое родное имя Иван – древнееврейское, которое означает «Бог помиловал».
Девочка: Хочу фамилию!
Учитель: Знаешь ли ты, чего просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной.
Девочка: Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.
Учитель: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся.
Ученик: Сколько на свете фамилий есть разных,
Сколько названий и сколько имен:
От Деревянкиных до Распрекрасных –
В каждой фамилии память времен.
Несколько слов из историй фамилий
Вам предлагаем послушать сейчас,
И уверяем, что столько историй
Можно узнать только здесь и сейчас!
Ученик: Существует ли какой-то знак «привязанности» каждого из нас к древности? Несомненно! Это имя, отчество, а главное – фамилия. Мало кто помнит об исчезнувшем степном народе половцах, а Половцевы – здравствуют и поныне. Гордится человек своей архисовременной фамилией Поршнев, а ей уж тыща лет. Звездочетов, Кожемякин, Ловчев, Откупщиков – невозвратной древностью веет от многих современных живых фамилий.
Слово «фамилия» означает: семья, семейство, общесемейное имя. На заре нашей государственности фамилий как таковых не было, их заменяли имена и прозвища. Так и писали: «сотник, прозвище Блоха», «Первой Добрыня, зовомый Чернобровец». Где-то в 10 веке появились и отчества на – ич – тоже вместо фамилий, - Сотко Светенич, Васко Буслаевич, Добрыня Никитич. Образовались отчества – фамилии и от женских имен: Васко Варварин, Данило Катюшин.
Мы привыкли, что нынешние русские фамилии, как правило, оканчиваются на -ов, -ев, -ин. Но оказывается, до сих пор сохранились в неприкосновенности и те формы, что были тысячу лет назад: Бегун, Жаворонок, Кривич, Маляр, Сластен, Татарин, Чепура, Щегол. Вот какой устойчивый наш язык!
Учитель: Не стоит удивляться, что фамилия может быть многозначной – в разных краях державы одно и то же слово толкуется по-разному. Главное же надо помнить неукоснительно: любая нынешняя фамилия не зависит от ее первозначения, она вне морали, ее не следует стыдиться. Мы стали Ведьмаковыми, Злобиными, Невежиными лишь потому, что первопредки пытались отогнать подобным образом болезни и нечистую силу – к своим-де родичам беды не пристанут. Пройдут чередою года и века, ничего не останется от наших подвигов, деяний и злодеяний. Но даже те, кто переселятся с Земли, предположим, в Туманность Андромеды, будут носить земные древние фамилии.
Итак, мы начали с того, что фамилия означает – семья. Вы нарисовали гербы своих семей.
Ученик: Колосья хлеба, циркуль, плуг,
Животные и птицы
В ваших гербах создали круг,
В котором отразилась
Вся жизнь семьи, ее уклад,
Ее дела и слава.
И вам сейчас принадлежит
Гербы, вниманье наше.
Учитель: (Слово предоставляется тем ребятам, кто нарисовал гербы своих семей) А ты ….. (обращаясь к девочке), выбирай себе фамилию, какую хочешь. (ребята вывешивают гербы на доску и рассказывают о своих семьях)
Учитель: А еще некоторые ребята приготовили стихи о своих семьях, давайте послушаем их. (ребята читают собственные стихи)
Спасибо, мы с помощью стихов и гербов познакомились с некоторыми семьями.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать в цвете вашу автобиографию
(анкета – каждому выдается готовая пустая «заготовка» анкеты)
Моя автобиография
1. Моя фамилия ________________________
2. Моё имя ____________________
3. Мне __________ лет.
4. Мой знак Зодиака ___________________________
5. Мой любимый цвет _________________________
6. Расположи на солнышке и его лучиках свою семью:
7. Мой любимый праздник ________________________
8. У меня ____________________ друзей.
9. Я пишу стихи (да, нет) ____________
10. Если бы у тебя остался последний лепесток цветика - самоцветика, то он был бы ___________________ цвета, а последнее желание загадал, чтобы __________________________
_________________________________________________
11. Мои любимые слова:
12. Моё любимое место дома ____________________
13. На карманные расходы мне дают ____________________________ денег.
14. Мои обязанности в семье: ____________________________________
______________________________________________________________________
15. Мне не нравятся такие слова:
16. Возникают ли в вашей семье случаи, когда папа с мамой ссорятся из-за тебя (да, нет) ___________________
17. Как ты думаешь, зависит ли мир в семье от детей? ____________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
18. Мой любимый школьный предмет __________________________
Помни старинную русскую пословицу:
«Детки хороши – отцу–матери венец, худы – отцу–матери конец».
Данные ваших биографий мы используем в дальнейшем для создания нашего классного герба, ведь второй по значимости семьей является классный коллектив.
В заключении проведем игру, которая называется «Единомыслие». (ответы на вопросы можно узнать у родителей заранее). Сейчас я задам вам вопросы и посмотрим, хорошо ли вы знаете своих родителей?
- Какой учебный предмет любила ваша мама (папа) в школе?
- Как звали школьного друга (подругу) вашего отца (матери)?
- Назовите день рождения мамы (папы)
- Какую телепередачу смотрит мама (папа) с особым удовольствием?
- Любимое блюдо папы (мамы)
- Любимый мамин праздник
2. Заключительная часть, выводы
Отвечали не все, а лишь некоторые из вас. Остальные может быть попробовали ответить на эти вопросы про себя, и, наверное, иногда затруднялись с ответом. Это говорит о том, что мы еще мало знаем о наших родителях, и нужно больше времени проводить с ними, чаще беседовать, просить совета, а может быть и помощи. «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец!» Вот видите, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «Как не обижать своих родных». К сожалению, ее не преподают ни в школе, ни в колледже, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы наши папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! И делайте это чаще!
(на фоне мелодии «Родительский дом»)
Есть на свете земном – разные края
Только там, где отчий дом, - Родина твоя.
Веселись, расти и пой, знай, что Родина с тобой
Помни главные слова «МАМА, РОДИНА, СЕМЬЯ!»
Предварительный просмотр:
Классный час «Брак и любовь»
Цели: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте; формировать позитивные представления о семейных ценностях; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности; формировать положительную нравственную оценку любви, как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения в любви.
Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России. Поэтому сегодняшний наш разговор не случаен.
Задание 1 Вам часто приходится выбирать для себя ценности из предложенного списка, вот и сейчас мы хотим вам предложить небольшой список ценностей. Расставьте их для себя в порядке убывания:
богатство, здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, крепкая дружба, карьера.
(высказывания ребят)
Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. Самой большой ценностью подростки назвали «счастливая семейная жизнь», но в тоже время она попала в число недостижимых ценностей. Попробуйте объяснить как так получается?
(высказывания ребят)
Ученые дали такие объяснения этому феномену: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием детей, отчуждение между членами семьи. Все это очень остро ощущают на себе современные подростки и не верят в счастливую семейную жизнь.
А может и не нужно создавать семью и вступать в брак. Скажите, а зачем люди вообще вступают в брак?
(высказывания ребят)
Слово «брак» употребляется и в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А еще есть такая шутка «хорошее дело браком не называют». Говоря о семь, часто употребляются такие слова, как «Семья», «брак», «супруги».
Задание 2 Предлагаю поработать в группах и попробовать уточнить смысл этих слов:
Карточка №1
Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?
1. Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.
2. Семья – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и содержания членов семьи.
Карточка №2
Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства?
Карточка №3
Что сейчас называют «гражданским браком»? Берут ли на себя какие-то обязательства состоящие в таком браке?
Карточка №4
«Супруги» - значит «вместе спряженные», т.е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта упряжка приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях она будет «буксовать»?
Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.
Но в настоящее время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, молодые люди живут гражданским браком. Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении – в противовес церковному. Сейчас же так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Хотелось бы услышать ваше мнение:
(высказывания ребят)
Скептики презрительно говорят «штампик в паспорте» не является гарантией любви. Но в тоже время «штампик в паспорте» защищает имущественные и другие права супругов и их детей.
По этому поводу мы дадим слово представителю закона _____________________
_____________________________________________________________________________
и послушаем какие же возникают ситуации, когда люди находятся в гражданском браке?
Хорошо, брак создается в большей степени по любви. Но ведь и любовь-то бывает разная, основывающаяся на чем-то.
Задание 3: Написать какие ассоциации на букву С у вас возникают в связи с этой темой? - (Любовь на букву «С»)
Мы перечислили много видов любви?... (высказывания ребят)
Великий Франсуа Ларошфуко говорил: «любовь – одна, подделок под нее – тысячи». Все ищут настоящую, единственную любовь, на всю жизнь. А как отличить настоящую от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви?
Чтение отрывка …….
Согласны ли вы с автором? Почему автор говорит о любовном эгоизме?
(высказывания ребят)
Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз, последствия могут быть роковыми. Но ведь и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки?
(высказывания ребят)
Скажите пожалуйста, а признаете вы секс без любви? (ради рождения ребенка)
(высказывания ребят)
В последнее время очень часто встречается понятие «свободная любовь», как вы понимаете это? И ваше отношение к такому виду любви.
(высказывания ребят)
Сумасшедшая любовь, страсть, секс – это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью, а иногда называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?
(высказывания ребят)
А что может сказать закон по этому поводу? __________________________________
А может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь? (да, если в семье и будут беречь)
(высказывания ребят)
Да, действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь.
Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания использовать его – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь.
Молодым людям, вступающим в брак желают «Совета и любви» От этих неуловимых качеств зависит благополучие и микроклимат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. А легко ли быть в одной упряжке?
Задание 4: Проведем ролевую игру: приглашаются 3 пары добровольцев (юноши и девушки). Им предстоит за решить трудную семейную задачу – решить детскую головоломку как можно быстрее. Кто справился с задачей лучше решат остальные ребята.
Мы просим вас выйти в коридор.
Критерии оценки: оценить может ли данная пара работать совместно, насколько они понимают, уважают друг друга. Присмотритесь как они общаются, есть ли у них лидер, способны ли идти на уступки или у них нет взаимопонимания и каждый действует сам по себе. ( Каждый ряд следит за одной парой. )
Спасибо! В этом состязании проверялась не быстрота, а умение сотрудничать. Слово зрителям.
(высказывания ребят)
Способность к взаимопониманию, взаимоуважение, именно на этих качествах держится семья. А настоящая любовь, которая «сильнее смерти» - это дар, талант, который дается только избранным. И даже премудрый царь Соломон не смог объяснить этой тайны настоящей любви.
Сценка (девушка и юноша)
Девушка – Суламифь : Скажи мне царь, не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?
Юноша: (склоняясь к коленям девушки) Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и четвертую я не постигаю – путь женщины к сердцу мужчины.
Девушка: (задумчиво) Да, может быть, человек никогда не поймет этого…
Первые 3 загадки давно разгаданы. Четвертую – путь женщины к сердцу мужчины – не постигли до сих пор. Может быть сама эта тайна и является признаком настоящей любви?
♫
Мы думаем, что сегодняшний разговор так или иначе затронул каждого из вас.
И давайте поблагодарим __________________________________________________ за то, что она любезно согласилась поучаствовать в этом разговоре.
Спасибо большое (сувенир)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.
Материал для бесед классного руководителя с учащимися, родителями....
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....
Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"
Классный час посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...
классный час "Семья=семь+я"
Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".
Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...
Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ
МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...