"Я - гражданин России"
рабочая программа по теме
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_grazhdanin_rossii.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Я – гражданин России»
Разработала
воспитатель ГПД Лукьянова Е.Г.,
на основе программы Власенко И.Г..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Направленность программы - системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся, создание условий для их самопознания и самовоспитания. Посредством использования педагогического средств и методов, помочь им освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, развитие духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного социально-нравственного воспитания школьников;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских, духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям своей семьи, родного края;
Формы организации деятельности – индивидуальная, групповая, коллективная.
Теоретические занятия: Беседы, клубный часы, сообщения, встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия: Выставки декоративно-прикладного искусства, КТД, соревнования, праздники, интеллектуально-познавательные и сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, тренинги, трудовые дела, благотворительные акции, творческие конкурсы, проекты, презентации.
Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся:
- Знают о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми и поколениями.
- Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, опытом участия в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности, проектах различной направленности и социально значимых акциях.
- У них сформировано ценностное отношение к искусству, природе, народу, законам и государственной символике своей Родины.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой; Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Анкеты: «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков), «Моя родина – Россия»;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Сформировано ценностное отношение к старшему поколению. | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ. | Анкета. |
Имеет представление о понятии «гражданин». Испытывает чувство гордости за родную страну. | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ. | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, об этических нормах взаимоотношений между поколениями. | Анкета, анализ творческих работ, собеседование. Анализ воспитательной работы группы. | |
Сформированность моральных норм и правил поведения, первоначальных навыков общественно - полезной и личностно-значимой деятельности. Развитое социальное партнерство. | Соблюдает моральные нормы и правила поведения. Степень участия в общественно-полезной деятельности, эффективность взаимодействия с организациями города, учреждениями дополнительного образования. | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей. Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях. Анализ воспитательной работы группы, творческих и проектных работ, отзывы родителей, социальных партнеров, достижения обучающихся. |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде. | Имеет ценностную установку «Природа», соблюдает правила поведения в природе. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, результаты выполнения творческих и проектных работ. Анализ воспитательной работы группы. |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах. | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, результаты выполнения исследовательских, творческих и проектных работ. |
Содержание программы
Программа “Я – гражданин России” включает четыре направления, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и общество”
Задачи:
- развивать морально-волевые качества личности;
- формировать потребность к самообразованию, сознательное отношение к учебе, к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, точности при соблюдении правил поведения в обществе.
Мероприятия - клубные часы: «Книжкины именины», «Слагаемые здоровья», «В гостях у Зубной Феи», «Правила дорожные знать каждому положено»; мюзикл «Не шути с огнем»; беседы: «Смех – дело серьёзное», «Ежели вы вежливы», «Не всякий встречный друг сердечный», «У меня зазвонил телефон»; урок толерантности «Волшебное лукошко»; конкурсы рисунков: «Мой класс», «Наши незьзяши!»; игры: «Правила поведения в школе», «В гости к слову доброта», на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), диагностика.
2. “Я и культура”
Задачи:
- приобщить культурному наследию, истории народа, родного края;
- формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина;
-развивать творческое мышление, трудолюбие, художественные способности.
Мероприятия - исследовательская работа «Поэты и писатели нашего города»; проект «Широкая Масленица»; краеведческие часы: «Моя малая родина», «Преданья старины глубокой»; праздник «Осень снова к нам пришла»; библиотечный час «Страна детства»; викторина «Музыкальная капель»; клубные часы: «Отечество нам Царское село», «Сказка по миру летит»; видео – занятие «Откуда книга к нам пришла»; экскурсия в музей «Православный календарь: Праздник Покров»; посещения выставки рисунков в ДШИ №1 г. Балашова; творческий час «Мастерская Деда Мороза»; конкурс рисунков «Моя красивая мама», конкурс поделок из природного материала «Дары природы».
3.“Я и планета”
Задачи:
- формировать ценностное отношение к природе;
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- развивать экологическое мышление, ответственность к проблемам окружающей среды.
Мероприятия - акция «Чистый двор»; клубные часы: «Мы друзья природы», «Птицы – наши друзья», «Путешествие капельки»; экскурсии: «Речка детства моего», по «Экологической тропе», «Природа проснулась»; конкурс стихов «Природа в поэзии»; видео – занятие «Путешествие в морские глубины»; библиотечный час «Берегите Землю»; КТД «Пернатые друзья»; праздник «День Земли»; изготовление кормушек «Моя помощь птицам зимой»; краеведческий час: «Животные Прихопёрья»; участие в конкурсе «Зеркало природы»; фотоконкурс «Весна в родном городе».
4. “Я и мое Отечество”
Задачи:
- воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну;
- формировать сознательное отношение к народному достоянию, политическую культуру;
- развивать общественную активность, уважение к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне.
Мероприятия - клубные часы: «Законы писаны для всех», «Сыны полков», «Припадаю Россия к твоей красоте», «Женщины – Герои России», «Испокон века льнет к человеку»; беседы: «День Конституции РФ», «Мои права и обязанности», «Государственные символы нашей страны»; акция ко дню пожилых людей «Ты не один»; праздник «Кузьминки»; устный журнал «Любимый город»; урок мужества «Непокоренный Ленинград»; видео – занятие «Сказ о граде на Хопре»; экскурсии: к городской доске почета, в храм «Истоки православия».
Сроки работы над программой
Программа «Я – гражданин России» реализуется в течение 2 лет, 1 занятие в неделю - всего проводится 68 мероприятий.
1 этап: подготовительный (16 занятий)
- проведение диагностики и анкетирования по разделам программы;
- апробация форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся, выявление наиболее эффективных.
2 этап: основной - практический (45 занятий)
- разработка системы мероприятий духовно-нравственного воспитания;
- систематическая теоретическая и практическая воспитательная работа по направлениям программы.
3 этап: контрольный (7 занятий)
- проведение итоговой диагностики;
- сбор и анализ результатов выполнения программы.
Тематическое планирование
(1 год реализации программы)
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
Диагностика «Настоящий друг» (А.С.Прутченков). | 1 | 1 | ||
Беседа «Мои права и обязанности». | 1 | 1 | ||
Анкета «Необитаемый остров». | 1 | 1 | ||
Анкета «Моя родина – Россия». | 1 | 1 | ||
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева. | 1 | 1 | ||
Конкурс рисунков «Я и мой класс». | 1 | 1 | ||
Библиотечный час «Берегите Землю». | 1 | 1 | ||
Видео – занятие «Сказ о граде на Хопре». | 1 | 1 | ||
Конкурс рисунков «Моя красивая мама». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Слагаемые здоровья». | 1 | 1 | ||
Праздник «Осень снова к нам пришла». | 1 | 1 | ||
Экскурсия в музей «Православный календарь: Праздник Покров». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Отечество нам Царское село». | 1 | 1 | ||
Праздник «Кузьминки». | 1 | 1 | ||
Видео – занятие «Путешествие в морские глубины». | 1 | 1 | ||
Беседа «Государственные символы нашей страны». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Сыны полков». | 1 | 1 | ||
Беседа «Не всякий встречный друг сердечный». | 1 | 1 | ||
Творческий час «Мастерская Деда Мороза». | 1 | 1 | ||
Проект «Широкая Масленица». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Женщины – Герои России». | 1 | 1 | ||
Краеведческий час «Моя малая родина». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Испокон века льнет к человеку». | 1 | 1 | ||
Фотоконкурс «Весна в родном городе. | 1 | 1 | ||
Праздник «День Земли». | 1 | 1 | ||
Библиотечный час «Страна детства». | 1 | 1 | ||
Экскурсия к городской доске почета. | 1 | 1 | ||
Клубный час «Птицы – наши друзья». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Книжкины именины». | 1 | 1 | ||
Беседа «Ежели вы вежливы». | 1 | 1 | ||
Экскурсия «Природа проснулась». | 1 | 1 | ||
Конкурс рисунков «Наши незьзяши!». | 1 | 1 | ||
Экскурсия по «Экологической тропе». | 1 | 1 | ||
Акция «Чистый двор». | 1 | 1 |
Тематическое планирование
(2 год реализации программы)
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
Игра «Правила поведения в школе». | 1 | 1 | ||
Беседа «У меня зазвонил телефон». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Мы друзья природы». | 1 | 1 | ||
Краеведческий час «Преданья старины глубокой». | 1 | 1 | ||
Экскурсия в храм «Истоки православия». | 1 | 1 | ||
Акция ко дню пожилых людей «Ты не один». | 1 | 1 | ||
Конкурс поделок из природного материала «Дары природы». | 1 | 1 | ||
Беседа «День Конституции РФ». | 1 | 1 | ||
Краеведческий час: «Животные Прихопёрья». | 1 | 1 | ||
Посещение выставки рисунков «Театр и мы». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Сказка по миру летит». | 1 | 1 | ||
Изготовление кормушек «Моя помощь птицам зимой». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Путешествие капельки». | 1 | 1 | ||
Урок Мужества. «Непокоренный Ленинград». | 1 | 1 | ||
Посещения ДШИ №1 г. Балашова | 1 | 1 | ||
Стенгазета «Они сражались за Родину». | 1 | 1 | ||
КТД «Пернатые друзья». | 1 | 1 | ||
Викторина «Музыкальная капель». | 1 | 1 | ||
Видео – занятие «Откуда книга к нам пришла». | 1 | 1 | ||
Беседа «Смех – дело серьёзное». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Законы писаны для всех». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Припадаю Россия к твоей красоте». | 1 | 1 | ||
Клубный час «Правила дорожные знать каждому положено». | 1 | 1 | ||
Устный журнал «Любимый город». | 1 | 1 | ||
Клубный час «В гостях у Зубной Феи». | 1 | 1 | ||
Урок толерантности «Волшебное лукошко». | 1 | 1 | ||
Экскурсия «Речка детства моего». | 1 | 1 | ||
Игра «В гости к слову доброта». | 1 | 1 | ||
Участие в конкурсе «Зеркало природы». | 1 | 1 | ||
Природа в поэзии. Конкурс стихов. | 1 | 1 | ||
Мюзикл «Не шути с огнем». | 1 | 1 | ||
Презентация исследовательской работы «Поэты и писатели нашего города». | 1 | 1 | ||
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой. | 1 | 1 | ||
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанов. | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.
Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...
Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"
Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека к здоровью ребёнка. Реализация проекта - это комплекс ме...
Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"
Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Я – гражданин России
"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....
Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....