Программа кружка по геометрии "Геометрия в построениях" для 5-9 класса
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Федорова Валентина Николаевна

Программа кружка составлена для внеклассной работы с учащимися с основной школы для формирования прочных навыков в построении геометрических чертежей, позволяет развивать творческие способности в создании орнаментов, витражей. Фрмирует прочные навыки в построении с помощью циркуля и линейки. Данная программа позволит учащимся получить умения и навыки , которые ранее получали на уроках черчения. П в программе есть пояснительная записка, тематическое планирование на весь год, примерзые задачи творсеского характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_geometrii.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Программу составила  учитель

математики высшей категории

МКОУ СОШ п. Прудовой

Екатериновского района

Саратовской области

Фёдорова Валентина Николаевна.

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИИ

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ»

для 5 – 9 классов

Актуальность составления данной программы обусловлена совершенствованием содержания дополнительного образования по математике в связи с реализацией Концепции математического образования в Российской Федерации. В сельской школе исключены  уроки черчения, дети не получают необходимых умений и навыков  в  построениях с помощью циркуля и линейки. В основной школе выделено только по 5 часов на изучение математики, что даёт возможность усвоения базовых знаний по предмету. Это затрудняет дальнейшее обучение учащихся в учебных заведениях, где требуется черчение, особенно юношей.  

Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный и углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика, её раздела – геометрии.

Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы кружка, направленных на развитие  у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний, умений и навыков  по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах, успешно продолжать профессиональное обучение.

Программа математического кружка «Геометрические построения» для 5 - 6 классов  в основном расширяет традиционные темы по геометрии, создаёт условия для развития творческих способностей. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой и необходимых для получения технических специальностей.

В программу математического кружка 7 класса включены вопросы, не входящие в школьный курс обучения математике. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с членами кружка, подготовке их к олимпиадам различного уровня, повышению качества геометрических построений.

Программа математического кружка для учащихся 8 - 9 составлена  с учетом интеллектуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей школьников и  предназначена для учащихся, ближайшее будущее которых будет связано с изучением математики в профессиональных технических колледжах и высшей школе, где предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке учащихся.

Математические кружки являются основной формой внеклассной работы с учащимися любых классов и в то же время служат хорошим подспорьем при подготовке учащихся к олимпиадам и различным математическим конкурсам.

. При составлении программы достаточное количество времени отведено геометрии для развития геометрического кругозора и решению различных геометрических задач. Обучение школьников по программе кружка осуществляется в виде теоретических и практических занятий. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, презентации, принимают участия в школьных олимпиадах, математических конкурсах.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 занятия в год.

  1. Цели и задачи программы
  • Основная цель программы – развитие у учащихся интереса к предмету.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.
  • Ориентация на профессию, существенным образом связанную с математикой и  в конечном итоге подготовка к обучению в вузе.
  • Воспитание эстетического вкуса оформления работ.

Достижение этих целей обеспечивается посредством решения следующих задач:

  • оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитии учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
  • воспитание высокой культуры математического мышления;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и  научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  • на занятиях кружка подробнее рассказывать  о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизм;
  • способствовать профессиональной ориентации школьников.

Реализация программы обеспечивается основными педагогическими принципами:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях кружка;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Тематическое планирование курса

5 – 6 классы

№/№

п/п

Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки проведения занятий

1

Организационное занятие. Геометрия – прикладная наука. Геометрия в нашем окружении.

Эвристическая беседа

1

1неделя сентября

2

Тема1. Окружность.

1.Построение окружности по заданному радиусу.

2.Построение пересекающихся и концентрических окружностей, кольца.

3.Построение касающихся окружностей

Практические работы

1

2 неделя сентября

3

Тема 2. Это интересно!

1.Орнаменты с окружностью

Мини-доклады с орнаментами

1

3 неделя сентября

4

Презентация по теме «Окружность и её части в быту и архитектуре»

Просмотр презентаций учащимися

1

4 неделя сентября

5

Тема 3. Деление окружности

на 3,4,5,6,8,10 равных частей.

Построение правильных многоугольников.

Практическая работа

1

1 неделя октября

6

Тема 4. Описанные окружности вокруг квадрата, прямоугольника.

Создание геометрических орнаментов.

Практическая работа

1

2 неделя октября

7

Тема 5.Геометрия на клетчатой бумаге: построение прямоугольных треугольников с заданной площадью (4, 5, 6 и т.д кв. ед.)

Практическая работа

1

3 неделя октября

8-9

Проведение математической олимпиады

Выполнение конкурсных заданий

2

4 неделя октября

10

Тема 6.Построение биссектрисы угла с помощью циркуля.

Деление угла на 4 равные части

Построение угла, равного данному.

Практическая работа

1

2 неделя ноября

11

Тема 7. Вычисление площадей сложных фигур: кольца, частей квадрата и т. д..

Практическая работа

1

3 неделя ноября

12

Тема 8. Вычерчивание фигур без отрыва карандаша. Исследование возможных случаев.

Мини-доклады

Поиск информации

1

4 неделя ноября

13

Тема 9. Деление фигуры на равные части (на клетчатой бумаге и альбомном листе)

Практическая работа

1

1 неделя декабря

14

Тема 10. Новогодняя геометрия.

Мини-презентации.

1

2 неделя декабря

15

Изготовление новогодних поделок.

Практическая работа

1

3 неделя декабря

16

Тема 11.Геометрия в музыкальных инструментах.

Просмотр презентаций

     1

4 неделя декабря

17

Тема 12.Осевая симметрия в природе.

Построение осей симметрии у квадрата, прямоугольника, окружности (круга).

Мини-доклады, презентации.

Практическая работа

1

2 неделя               января

18

Построение фигур, симметричных данным.

Практическая работа

1

3 неделя

января

19

Осевая симметрия на координатной плоскости

Лабораторная работа

1

4 неделя

января

20

Тема 13. Центральная симметрия в природе.

Построение центра симметрии квадрата, прямоугольника, ромба.

 Мини-доклады, презентации.

Практическая работа

1

1 неделя февраля

21

Центральная симметрия на координатной плоскости

Практическая работа

1

2 неделя февраля

22

Тема 14. Построение плоских фигур. Построение серединного перпендикуляра к отрезку, деление отрезка на 4, 8 равных частей.

Практическая работа

1

3 неделя февраля

23

Построение треугольников по трём элементам

Практическая работа

1

4 неделя февраля

24

Тема 15. Вычисление площадей сложных фигур.

Практическая работа

1

1 неделя

марта

25-26

Тема 16. Предметы и их формы.

Построение многогранников на плоскости (на клетчатой бумаге и на альбомном листе: куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр)

Мини-доклады, презентации.

Практическая работа

2

2 и 3 недели

марта

27

Тема 17. Вычисление объёмов сложных тел: оставшейся части куба, прямоугольного параллелепипеда

Практическая работа

1

1 неделя

апреля

28-29

Тема 18. Изображение многогранников-деталей: виды сверху, спереди и слева (задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом)

Практическая работа

2

2 и 3 недели

апреля

30-31

Тема 19. Развёртки пространственных фигур: (вычерчивание развёрток куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, призмы)

Практическая работа

2

4 неделя

апреля

32-34

Тема 5. Геометрия – витамин для мозга.

Решение задач по отбору:

1)Какие из развёрток не могут быть развёртками куба, пирамиды и почему.

2)Мысленно сверните куб из развёртки на рисунке и определите, какая грань является верхней, если нижняя грань закрашена и другие из материалов «Кенгуру»

Практическая работа

3

май

35

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса

Открытое занятие

1

конец мая

7 класс

№/№

п/п

Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки

1

2

Тема1. Из истории развития геометрии.

Западная Европа.

Россия.

Эвристическая беседа

Поиск информации

Мини- доклады

2

1 неделя

сентября

3

Тема 2. Развиваем гибкость ума через решение задач.

1)Построение прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой с помощью циркуля и линейки.

2)Построение прямой , проходящей через данную точку и касающейся данной окружности.

Практическая работа

1

2 неделя

 сентября

4

Деление отрезка на n равных частей

Практическая работа

1

3 неделя

сентября

5-6

Метод геометрических мест

Практическая работа

2

4 неделя сентября

1 неделя октября

7

Деление отрезка в отношении n к m

Практическая работа

1

2 неделя октября

8

Вычисление площадей фигур, помещённых в систему координат

Практическая работа

1

3 неделя октября

9

Построение касающихся окружностей на вершинах равностороннего треугольника, квадрата, правильного шестиугольника.

Практическая работа

1

4 неделя октября

10

Построение трёх, четырёх, шести равных окружностей в заданный круг.

Практическая работа

1

3 неделя

ноября

11

Конкурсные работы по теме «Геометрический орнамент»

Эвристическая беседа

Практическая работа

1

4 неделя

ноября

12

Геометрический ковёр (палас)

Конкурсные работы,

презентации, компьютерные рисунки

1

1 неделя

декабря

13

Составление геометрических кроссвордов

Конкурсные работы

1

2 неделя

декабря

14-15

Новогодняя геометрия

Конкурсные работы

2

3 и 4 недели

декабря

16-17

Построение треугольников по трём элементам.

Практическая работа

2

3 и4 недели

января

18-19

Дизайнерские работы «Оформление комнаты – гостиной»  (стены, мебель, шторы – стиль, цвет)

Конкурсные работы

2

1 и 2 недели

февраля

   20

Умейте видеть: решение задач на отыскание треугольников, квадратов на сложном чертеже

Практическая работа

1

3 неделя

февраля

21

Деление фигур на равные части

Практическая работа

1

4 неделя февраля

22-23

Разрезание фигур и составление из частей фигур новой формы

Практическая работа

2

1 и 2 неделя

марта

24-25

Пифагорова игра

Практическая работа

2

3 и 4 недели

 марта

26-27

Китайская головоломка

Практическая работа

2

1 и 2 недели апреля

28-29

Геометрия – витамин для мозга.

Решение геометрических задач из игры «Кенгуру»

Практическая работа

2

3 и 4 недели

апреля

30-31

Решение геометрических задач со спичками

Личное первенство

2

1 и 2 недели мая

32-34

История рождения мозаики. Геометрические мозаики (конкурсные работы)

Мини-доклады.

Рисунки, презентации

3

3 и 4 недели мая

35

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса.

Открытое занятие

1

Конец мая

8-9 классы

№/№

п/п

Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки  занятий

1

Тема1. Из истории математики:

История возникновения олимпиадного движения

Медали и премии за выдающиеся научные результаты

Работа с научно-популярной литературой

Эвристическая беседа

1

1 неделя сентября

2-3

Тема 2.Построение осей и центров симметрии многоугольников

Практическая работа

2

2 и 3 недели

сентября

4-5

Тема 3. Построение вписанных и описанных окружностей для треугольников, квадратов, ромбов.

Практическая работа

4 неделя сентября

1 неделя октября

6

Тема 4.Творческая работа: выполнение эскизов обоев, ковров, паласов.

Выступления в группах

1

2 неделя октября

7-8

Тема 5. Построение подобных и гомотетических фигур

Практическая работа

    2

      3-4 недели октября

9-11

Тема 6. Построение пропорциональных отрезков: x = a-b, x=x=, x=, x= , и т.д.

Практическая работа

3

ноябрь

12-13

Тема 7. Построения по теме «Векторы»

Практическая работа

2

1 и 2 недели

декабря

14-15

Тема 8. Метод Пересечений.

Выполнение творческих заданий

2

3-4 недели декабря

16

Тема 9. Метод преобразований. Параллельный перенос.

Практическая работа

1

2 неделя января

17-18

Тема 10. Поворот.

Работа в группах

2

3-4 неделя января

   19

Тема 11.Центральная симметрия.

Практическая работа

     1

1 неделя февраля

20

Тема 12. Осевая симметрия.

Практическая работа

1

2 неделя февраля

21-22

Тема 13. Построения с использованием подобия.

Практическая работа

2

3-4 неделя февраля

23

Тема 14. Изготовление панно «Подарок маме»

Творческая работа

Выступления в группах

1

1 неделя марта

   24

Тема 15.  Презентации по теме «Геометрия в архитектуре»

Творческие работы

Выступления в группах

     1

2  неделя марта

25-26

Тема 16. Движение в природе. Презентации.

Творческие работы

Выступления в группах

2

 и 4 недели марта

27-28

Тема 17.Ещё раз о средних:

а) среднее арифметическое;

б)  среднее геометрическое;

в) среднее гармоническое;

г)  среднее квадратичное.

Работа с научно-популярной литературой

Мини-доклады

2

1-2 недели апреля

29-30

Тема 18. Мозаика.

Конкурсные работы

Работа в группах

2

3 и 4 недели апреля

31-32

Тема 19.  Построение сечений пространственных тел

Практическая работа

2

1 и 2 недели

мая

33

Тема 20. Изготовление правильных многогранников. Изготовление сложных тел из подручных материалов, которые можно

применять в быту.

Творческие работы

1

май

34

Итоговое занятие.

Открытое мероприятие выставка работ учащихся

1

май

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • исторический путь развития науки.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • добывать нужную информацию из различных источников;
  • проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;
  • обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы  группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

  1. Методическое обеспечение

Так как программа математического кружка предусматривает расширенное изучение некоторых тем математики, а иногда и углубленное, то при изложении нового материала можно использовать метод обучения через задачи. Он построен по следующему принципу:

  • Перед учащимися ставятся последовательно посильные теоретические и практические задачи, решение которых предусматривает получение  ими новых знаний, умений и навыков;
  • Усвоение учебного материала через последовательное решение задач по принципу от простого к сложному происходит в едином процессе приобретения новых знаний, умений и навыков и их немедленного применения. Это способствует развитию самостоятельности, познавательной и творческой активности, стремлению к самореализации.

Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.

Примерная структура  занятий

  • Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  • Решение задач для формирования прочных знаний, умений и навыков по изучаемой теме.
  • Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).

   При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

           Для эффективной организации курса использовать различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа. Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными и носить творческий характер.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на занятиях кружка отличается от привычной системы оценивания на уроках. Это могут быть следующие формы контроля:

- сообщения и мини-доклады;

-презентации;

               - творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

В конце занятия можно провести анкетирование о прошедшем занятии (проведение рефлексии самими учащимися)

Литература:

  1. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М.: АСТ: Астрель,  2001.
  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5–11 кл. –М.: Просвещение, 1996.
  3. Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. -М.:Просвещение, 2007.        
  4. Журнал “Математика в школе”.
  5. Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов.-М.: Педагогическое общество России, 2004.         
  6. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005.

                  7.Фарков А.В. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко              всем программам по математике за 5–6-е классы. М, Издательство “ЭКЗАМЕН”,

2006.

  1. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
  2. Шейнина О.С, Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы.-М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. Аксенова М, метод. и отв. ред. Володин В. М, Аванта+. 2004.        
  4. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики».
  5. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин «Математика» - учебники для общеобразовательных школ.
  6. О.А. Корнеева «Геометрические построения в курсе средней школы».

Г. Саратов, издательство «Лицей», 2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПО НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ

(Из сборника А.О.Корнеевой «Геометрические построения в курсе средней школы»)

МЕТОД ПЕРЕСЕЧЕНИЙ

1.Построить треугольник по углу и высотам, опущенным на стороны этого угла.

2.Построить трапецию, если известны её боковые стороны, большее основание и высота.

3.Построить прямоугольный треугольник, зная его гипотенузу и расстояние от её середины до одного из катетов.

4.Построить окружность, которая  касалась бы данной окружности в данной точке и данной прямой.

Метод преобразований:

   ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

1.Построить трапецию, если известны её основания и диагонали.

2.По разные стороны от канала, берега которого параллельны, расположены пункты A и B. Где нужно построить мост через канал, чтобы путь между A и B  был кратчайшим?

ПОВОРОТ

1.Построить равносторонний треугольник, одна вершина которого находится в данной точке, а две другие – по одной на двух данных прямых.

2.Построить квадрат, если даны его центр и две точки, принадлежащие противоположным сторонам.

3.Построить равносторонний треугольник, вершины которого лежат по одной на трёх данных концентрических окружностях.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ

1.Дан угол и внутри него точка M. Построить отрезок, концы которого лежат на сторонах угла, а точка M является его серединой.

2.Через точку пересечения двух данных окружностей провести прямую, на которой окружности отсекают равные хорды.

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ

1.Дан угол и внутри него точка M. Построить треугольник наименьшего периметра, одна вершина которого в данной точке, а две другие лежат по одной на сторонах угла.

2.Дана прямая a и две точки A и B по одну сторону от неё. Найти на прямой  a точку X такую, чтобы отрезки AX и BX образовывали с прямой a равные углы.

ПОДОБИЕ

1.Дан угол и внутри него точка М.  Построить окружность, проходящую через данную точку и касающуюся сторон угла.

2.В данный треугольник вписать прямоугольник с данным отношением сторон.

3.Построить равнобедренный треугольник по углу при вершине и сумме основания и высоты.

4. Вписать квадрат в данный круговой сегмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театр-игра-дети" для 1-4 классов

Программа расчитана на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических о...

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Учебная программа кружка “Мои первые исследования” для учащихся 2 классов

Учебная программа кружка “Мои первые исследования”для учащихся 2 классов  Ю. В. Тесникучитель химииМБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Пояснительная записка...

Авторская программа кружка по английскому языку для учащихся 7 класса «Увлекательный английский»

Главной целью является создание условий для реализации творческого потенциала учащихся и углубление мотивации в рамках предмета “английский язык”....