Классный час "Нравственность и этикет"
классный час (7 класс) по теме

Классный час проводится в форме игры "Счастливый случай". Участники - ученики, родители, учителя и гости. Для болельщиков проводится игра "Поле чудес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas-_nravstvennost_i_etiket.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

    Истинно воспитанным человеком можно считать того , у кого выработаны  устойчивые привычки поведения , отвечающие основным принципам современного этикета и  требованиям нравственной культуры . Не случайно говорят , что воспитанный человек – это не тот , кто долго думал , выбирал , прикидывал , как поступить и , наконец , принял верное решение , а тот , кто иначе поступить просто не может .

       Воспитать – это значит вырастить человека , обучить правилам поведения и отношения к людям , обществу , к себе .

       Поэтому , необходимо больше внимания уделять этикету и правилам нравственного общения между людьми во всех  сферах  жизни людей .

   

             Н.В. Смирнова  ,

             учитель математики МБОУ « Красулинская основная общеобразовательная               школа» , с.  Красулино ,  Новокузнецкого района , Кемеровской области .

                     КЛАССНЫЙ   ЧАС

      « НРАВСТВЕННОСТЬ  И   ЭТИКЕТ».

Цель : усвоить основные этические требования в поведении и общении с

           людьми , овладеть навыками культурного поведения .

Форма :   игра « Счастливый случай».

Оформление доски :  название классного часа, большой круг для игры,

                                       плакаты , экран .

Оборудование :  большой круг для игры                 ( приложение 1 );

                             два  малых круга для игры           ( приложение 1 ) ;

                              кубик ;

                              конверты с карточками ( заданиями ) по разделам                        

                                                                              ( приложения 2 – 6 ) ;

                              номера для всех болельщиков и гостей ;

                              компьютер , проектор , экран ;

                           

                              плакаты :

                              « В человеке должно быть всё прекрасно :

                              и лицо, и одежда, и душа, и  мысли .

                                                                                                    А.П.Чехов»

                              « Всякое блюдо становится вкуснее , когда приправой ему

                                  служит гостеприимство .»

                           

                              «  Прежде чем открыть чужую дверь, надень улыбку !

                                                                              ( древнее восточное правило )»

                               «  Гость – священное дело для хозяина.

                                                                                                 Гораций»

                                «  Существует вежливость,

                                     идущая от сердца,

                                     которая сродни любви .

                                                                                 И.- В. Гёте» .

Участники :  

                       ученики ;

                       родители ;

                       учителя и гости .

                          Ход   игры « Счастливый случай» :

 

Классный

руководитель :   Добрый день , дорогие друзья !

                           « Общая интеллигентность , внутренняя культура человека

                            угадывается во многих её проявлениях. И по тому, насколько

                            широки интересы его и куда они устремлены , и по тому ,

                            как держится человек в обществе , как он разговаривает ,

                            как оценивает те или иные явления в жизни , как следит за

                            собой и своим жильём ,- по всему этому можно определить –

                            культурный это человек или нет» . – это говорил Л.Кассиль .

   И сегодня , в ходе нашей игры , мы постараемся осветить многие вопросы

нравственности и этикета .

   В игре участвуют две команды : команда «Ромашка» и команда «Фиалка».

   Представляю  участников игры  :

       команда «Ромашка» - …

       команда «Фиалка» - …

   Так как у нас нет электронного табло , то мне в проведении игры будет помогать жюри в составе :    заместитель директора по воспитательной работе – Ф.И.О. , ученицы 11 класса – Ф.И.

    Представлены участники игры , члены жюри  и игру можно начинать .

Объясняю правила игры . Сейчас по жребию начнёт игру одна из команд .  Та команда , которая первой начинает игру , кидает кубик дважды . Первый раз для того , чтобы выбрать номер направления , второй раз для того, чтобы знать , сколько кружочков пройти . После этого команда начинает игру . На каждый значок задаётся один вопрос из того раздела вопросов , которым он обозначен . За правильный ответ на вопрос – 1 балл . Если выпал «Счастливый случай» , то команда , не отвечая на вопрос , получает сразу     3 балла . Если выпала «Игровая пауза» , то команды отдыхают , а болельщики принимают участие в игре «Поле чудес» .Если команда правильно ответила на все вопросы , то кубик переходит к другой команде . Если команда не отвечает на вопрос , то кубик также переходит к другой команде . Игра заканчивается тогда , когда одна из команд вернётся в то направление , с которого начиналась игра . На столе у каждой команды круг для игры , большой круг на доске – для болельщиков и гостей .

      Условия игры понятны ?

      Итак , начинаем игру …

Наша игра закончилась .

    ( Жюри подводит итоги игры и награждает победителей . )

Дорогие друзья ! Я думаю , мы неплохо провели сегодня с вами время . Большое спасибо  участникам игры, особенно родителям , несмотря на их рабочий день , что они приняли участие в игре вместе со своими детьми , жюри , болельщикам , принимавшим участие в игре « Поле чудес» и гостям которые смотрели и слушали нашу игру . До свидания ! Большое всем спасибо !

                                                                                                     


Приложение 1

       Большой круг для игры

        Будьте культурны всегда и всюду.

        Правила поведения за столом.

        Традиции и обычаи гостеприимства.

Музыка и мы.

Игровая пауза.

Счастливый случай!

                                                                                                          Приложение 2

                                                           Конверт

                                  « Будьте культурны всегда и всюду»

 

                                                                                                   

                                                                                                       Карточка  № 1

      Представьте себе, что вы пришли в театр или кино тогда , когда в вашем ряду все зрители сидят уже на местах , а вам предстоит пройти на своё

 место , которое расположено  в середине.

      Как вы будете действовать ?

      Как следует проходить на своё место ?

   

                                                                                                     

                                                                                                       Карточка № 2

     В переполненный городской автобус вошла девушка с мороженым , которое не успела съесть на остановке . Кто–то из пассажиров сделал ей замечание, что мороженое в автобусе не едят. В ответ послышалось оправдание : мол, в этом нет ничего плохого, предосудительного.

    Правильно ли с точки зрения этикета есть мороженое в зрительных залах театров, кино, автобусах ?

                               

                                                 

                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 3

     В троллейбусе, на второй скамейке, сидят двое юношей. Они оба смотрят в окно и о чём-то разговаривают, делая вид, что не замечают происходящего в салоне.

     На одной из остановок в троллейбус входит пожилая женщина с тяжело нагруженной сумкой. Она оглядывается по сторонам в поисках свободного места. Но, к сожалению, такого не оказалось. Тогда кто-то из пассажиров сказал :

      ― Вот парни сидят не на положенном им месте, пусть уступят.

      Но юноши сделали вид, что  это их не касается, и продолжали сидеть.

      Опять послышалась реплика в их адрес. Наконец, поднялся мужчина лет сорока и уступил женщине место. Возмущение в троллейбусе

 прекратилось …

      Как вы считаете, следует ли молодёжи занимать передние места в автобусе, троллейбусе, трамвае, даже если они свободны ?

       

                                                                                                             

                                                                                                      Карточка № 4

     В купе поезда разговорились несколько пассажиров. Богомольная старушка принялась с жаром рассказывать о каком-то «чуде». Сидевший рядом с ней юноша грубо крикнул :

     ― Хватит вам ерунду молоть ! Ничего этого не было ! ..

     Как следовало всё же реагировать ему на рассказ старушки ?

                                                                                                   

                                                                                                      Карточка № 5

    На перроне в ожидании поезда стояла девушка, а вместе с ней юноша. Девушка доедала мороженое- пломбир. Вот уже показался поезд, пассажиры выстроились в очередь для посадки.

    Девушка смяла в комочек бумагу от мороженого и , оглядываясь по сторонам , ищет урну, чтобы её выбросить.

    ― Где же урна, куда выбросить бумагу ? – говорит девушка.

    ― Дай её мне, я выброшу.

     Через несколько минут клочок бумаги покатился под ноги пассажиров и упал на рельсы под поезд.

     ― Куда же ты бросил ?! – возмутилась девушка.

     ― Никто не видел, когда я её бросал, а дворники всё равно убирают перрон, подметут и эту бумажку , - рассуждал юноша .

    Какое отрицательное качество личности проявилось в поступке юноши ?

 

       

                                                                                         

                                                                                                 

                                                                                                    Карточка № 6

    Вы пришли в театр посмотреть какой-то спектакль.

    И вот в самый напряжённый момент, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то , сидящий неподалёку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной , кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.

    Вы испытываете неприятное чувство, раздражаетесь, смотрите в их сторону косым взглядом. Наконец-то поняли, утихомирились.

    Но вот на сцене действие достигает кульминационного пункта, совершается нечто трагическое, публика замерла от ужаса, а в это время вдруг в зале раздаётся громкий смех. И опять всеобщее возмущение …

    Спектакль приближается к концу, но ещё нет развязки, и публика с большим напряжением её ждёт . Но в этот момент опять кому-то не

 терпится , он преждевременно подхватывается со своего места им торопится к выходу, чтобы быстрее выбежать в гардероб за пальто.

     Скрип стульев, паркета, движение мешают смотреть спектакль. И опять, возмущение зрителей и возгласы :

      ― Безобразие !..

     О чём свидетельствует такое поведение некоторых зрителей ? Какие элементарные правила этикета нарушены ими ?

   

   

                                                           

                                                                                                         Приложение 3

                                                           Конверт

                                       « Правила поведения за столом»

                                                                                                       Карточка № 1

    Как правильно выполнить сервировку стола ?

     

                                                                                                        Карточка № 2

   Как правильно пользоваться во время еды ножом и вилкой ?

                                                                                                        Карточка № 3

    Как правильно брать хлеб и булку ?

 

                                                                                                        Карточка № 4

    Вечер. В комнате накрыт праздничный стол. Собрались гости.

    Кто первый садится за стол ?

 

                                                                                                      Карточка № 5                      

    Как есть рыбу ?

 

                                                                                                       Карточка № 6

    Как есть курицу ?

                                                                                                       

                                                                                                          Приложение  4

                                                           Конверт

                                 « Традиции и обычаи гостеприимства»

                                                                                                                       

                                                                                                       Карточка № 1

    Представьте себе, что к вам пришёл товарищ, который живёт далеко от вас. Пришёл за книгой , которую вы ему в классе  пообещали. Но эта книга оказалась в кладовке, её надо долго искать.

    Как вы будете действовать ? Что вы предложите товарищу ?

                                                                                                                     

                                                                                                       Карточка № 2

    У  Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость с порога кричит : « Здрасьте !» и с расстояния бросает Васечкину мяч : « Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» . Вася обращается к бабушке : « Бабуль, принимай гостей А я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат : « Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям : « Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася  добавляет : « Все собрались. Можно подавать на стол».

    Какие ошибки допустили Васечкин и его одноклассники ?

   

                                                                                                                     

                                                                                                       Карточка № 3

   

    В один дом был приглашён на большое семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились за стол, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости  наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу :

    ― Встретил знакомого и заболтался.

    Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и создавая неудобство гостям, обошёл стол и каждому  сидящему братски протянул руку. За столом был оживлён, говорлив и на весь вечер завладел застольной беседой.

Другим , старше себя, почти не давал и рта раскрыть – говорил, говорил.

    Когда вечер окончился и гости разошлись , пожилые хозяева дома сказали о юноше с сожалением :

    ― Невоспитанный человек !

    Какие нарушения этики поведения были им допущены ?

    Как следует приходить в гости и вести себя в гостях ?

   

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 4

   Юра собирался в школу. За ним зашли его товарищи – одноклассники. Они бесшумно закрыли за собой дверь и несмело жались у порога.

   ― Что же ты не беспокоишься ? – обратился отец к Юре. – Подай товарищам стулья, попроси сесть.

   ― Ничего, они и постоять могут, - небрежно бросил Юра.

    Прав ли Юра ?

    Как следует встречать друзей и старших , которые к вам приходят ? Каковы правила вежливости на этот счёт ?

 

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 5

   Как рассадить за столом гостей ?

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 6

   ― Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться.

   ― Чао , мамочка. Приду в шесть. – И дочка выскочила на улицу.

   Дальше пусть расскажет сама Таня :

   « В автобусе, когда ехали домой , мы с Валей заняли места и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз  рядом с нами  пожилая женщина, в руках две полные сумки.

    ― Девочки, - слышу, говорит кто-то, - вы бы уступили место.

    ― Вот ещё.

    ― Да, молодёжь пошла …

    ― Ну, завели …

    Словом, нахамили мы, в полном смысле слова, не вставая с места. Не подумайте, что мы всегда такие. Но тут что-то случилось, с нами говорили грубым тоном и мы в долгу не остались.

    В восемь часов вечера мы с мамой и папой , принарядившись, постучались к новым соседям.

   ― Пожалуйста, милости просим,- двери открылись, и мои ноги приросли к полу. – На  пороге стояла женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжёлых сумок …»

     Как должны вести себя девочка и женщина – соседка ?

 

                                                                                                        Приложение  5

                                                          Конверт

                                                   « Музыка и мы»

                                                                                                                     

                                                                                                     Карточка № 1

   Придумать название к  картине , которую прислали учащиеся 11 класса.

                                                                                                                   

                                                                                                      Карточка № 2

  Сын или дочь заводит музыку на полную громкость, а вы :

    1.  Затыкаете уши ватой и делаете свои дела.

    2.  Уменьшаете громкость.

    3.  Миритесь с этим,  раз уж ему ( ей ) так хочется.

    4.  Говорите, что музыка буквально бьёт вас по голове.

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 3

   Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок – музыки. Что вы делаете ?

     1.   Выполните просьбу и слушаете рок –музыку вместе с ней.

     2.   Отвечаете, что ей придётся подождать , пока закончится фильм.

     3.   Обещаете купить портативный телевизор.

     4.   Записываете фильм на видеокассету , а дочери позволяете слушать рок-музыку.

 

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 4

    Исполнить колыбельную песню.

 

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 5

    Назвать название песни , её авторов.

                                                                                                                       

                                                                                                      Карточка № 6

    Назвать название песни, её исполнителя.

                                                                                           

               

                                                                                                        Приложение  6

                                                     « Игровая пауза»

      Начинаем игру «Поле чудес».

У каждого болельщика номер. Сейчас по жребию начнут игру первые три её участника ( жребий ). Первые участники выбраны.

      Представьтесь :  Ф.И.О., место работы или учёбы , должность или класс.

      Слова , которые нужно назвать, обозначают нравственные качества человека .

 Один участник выходит в финал.

      Следующие три участника и т.д.

   

      Слова :

                                       

                             СКРОМНОСТЬ

                 ДОБРОТА

                 ЧУТКОСТЬ

                 ПРИВЕТЛИВОСТЬ .         

Эта игра проводится с помощью компьютера и проектора на экран на доске .

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Классный час "Правила этикета"

Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....

Презентация классного часа "Телефонный этикет"

Классный час подготовлен учащимися 7 класса о правилах разговора, общения по мобильному или домашнему телефону....

Классный час "Школьный этикет"

Цели:Воспитывать культуру поведения.Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы....

Материал для проведения классного часа об этикете

Материал для проведения классного часа об этикете в 7-9 классах...

Классный час "Современный этикет"

Цели:усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,овладеть навыками культурного поведения....

классный час Правила этикета

классный час о правилах поведения в общественных местах...