Классный час "Нравственность и этикет"
классный час (7 класс) по теме
Классный час проводится в форме игры "Счастливый случай". Участники - ученики, родители, учителя и гости. Для болельщиков проводится игра "Поле чудес".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas-_nravstvennost_i_etiket.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Истинно воспитанным человеком можно считать того , у кого выработаны устойчивые привычки поведения , отвечающие основным принципам современного этикета и требованиям нравственной культуры . Не случайно говорят , что воспитанный человек – это не тот , кто долго думал , выбирал , прикидывал , как поступить и , наконец , принял верное решение , а тот , кто иначе поступить просто не может .
Воспитать – это значит вырастить человека , обучить правилам поведения и отношения к людям , обществу , к себе .
Поэтому , необходимо больше внимания уделять этикету и правилам нравственного общения между людьми во всех сферах жизни людей .
Н.В. Смирнова ,
учитель математики МБОУ « Красулинская основная общеобразовательная школа» , с. Красулино , Новокузнецкого района , Кемеровской области .
КЛАССНЫЙ ЧАС
« НРАВСТВЕННОСТЬ И ЭТИКЕТ».
Цель : усвоить основные этические требования в поведении и общении с
людьми , овладеть навыками культурного поведения .
Форма : игра « Счастливый случай».
Оформление доски : название классного часа, большой круг для игры,
плакаты , экран .
Оборудование : большой круг для игры ( приложение 1 );
два малых круга для игры ( приложение 1 ) ;
кубик ;
конверты с карточками ( заданиями ) по разделам
( приложения 2 – 6 ) ;
номера для всех болельщиков и гостей ;
компьютер , проектор , экран ;
плакаты :
« В человеке должно быть всё прекрасно :
и лицо, и одежда, и душа, и мысли .
А.П.Чехов»
« Всякое блюдо становится вкуснее , когда приправой ему
служит гостеприимство .»
« Прежде чем открыть чужую дверь, надень улыбку !
( древнее восточное правило )»
« Гость – священное дело для хозяина.
Гораций»
« Существует вежливость,
идущая от сердца,
которая сродни любви .
И.- В. Гёте» .
Участники :
ученики ;
родители ;
учителя и гости .
Ход игры « Счастливый случай» :
Классный
руководитель : Добрый день , дорогие друзья !
« Общая интеллигентность , внутренняя культура человека
угадывается во многих её проявлениях. И по тому, насколько
широки интересы его и куда они устремлены , и по тому ,
как держится человек в обществе , как он разговаривает ,
как оценивает те или иные явления в жизни , как следит за
собой и своим жильём ,- по всему этому можно определить –
культурный это человек или нет» . – это говорил Л.Кассиль .
И сегодня , в ходе нашей игры , мы постараемся осветить многие вопросы
нравственности и этикета .
В игре участвуют две команды : команда «Ромашка» и команда «Фиалка».
Представляю участников игры :
команда «Ромашка» - …
команда «Фиалка» - …
Так как у нас нет электронного табло , то мне в проведении игры будет помогать жюри в составе : заместитель директора по воспитательной работе – Ф.И.О. , ученицы 11 класса – Ф.И.
Представлены участники игры , члены жюри и игру можно начинать .
Объясняю правила игры . Сейчас по жребию начнёт игру одна из команд . Та команда , которая первой начинает игру , кидает кубик дважды . Первый раз для того , чтобы выбрать номер направления , второй раз для того, чтобы знать , сколько кружочков пройти . После этого команда начинает игру . На каждый значок задаётся один вопрос из того раздела вопросов , которым он обозначен . За правильный ответ на вопрос – 1 балл . Если выпал «Счастливый случай» , то команда , не отвечая на вопрос , получает сразу 3 балла . Если выпала «Игровая пауза» , то команды отдыхают , а болельщики принимают участие в игре «Поле чудес» .Если команда правильно ответила на все вопросы , то кубик переходит к другой команде . Если команда не отвечает на вопрос , то кубик также переходит к другой команде . Игра заканчивается тогда , когда одна из команд вернётся в то направление , с которого начиналась игра . На столе у каждой команды круг для игры , большой круг на доске – для болельщиков и гостей .
Условия игры понятны ?
Итак , начинаем игру …
Наша игра закончилась .
( Жюри подводит итоги игры и награждает победителей . )
Дорогие друзья ! Я думаю , мы неплохо провели сегодня с вами время . Большое спасибо участникам игры, особенно родителям , несмотря на их рабочий день , что они приняли участие в игре вместе со своими детьми , жюри , болельщикам , принимавшим участие в игре « Поле чудес» и гостям которые смотрели и слушали нашу игру . До свидания ! Большое всем спасибо !
Приложение 1
Большой круг для игры
Будьте культурны всегда и всюду.
Правила поведения за столом.
Традиции и обычаи гостеприимства.
Музыка и мы.
Игровая пауза.
Счастливый случай!
Приложение 2
Конверт
« Будьте культурны всегда и всюду»
Карточка № 1
Представьте себе, что вы пришли в театр или кино тогда , когда в вашем ряду все зрители сидят уже на местах , а вам предстоит пройти на своё
место , которое расположено в середине.
Как вы будете действовать ?
Как следует проходить на своё место ?
Карточка № 2
В переполненный городской автобус вошла девушка с мороженым , которое не успела съесть на остановке . Кто–то из пассажиров сделал ей замечание, что мороженое в автобусе не едят. В ответ послышалось оправдание : мол, в этом нет ничего плохого, предосудительного.
Правильно ли с точки зрения этикета есть мороженое в зрительных залах театров, кино, автобусах ?
Карточка № 3
В троллейбусе, на второй скамейке, сидят двое юношей. Они оба смотрят в окно и о чём-то разговаривают, делая вид, что не замечают происходящего в салоне.
На одной из остановок в троллейбус входит пожилая женщина с тяжело нагруженной сумкой. Она оглядывается по сторонам в поисках свободного места. Но, к сожалению, такого не оказалось. Тогда кто-то из пассажиров сказал :
― Вот парни сидят не на положенном им месте, пусть уступят.
Но юноши сделали вид, что это их не касается, и продолжали сидеть.
Опять послышалась реплика в их адрес. Наконец, поднялся мужчина лет сорока и уступил женщине место. Возмущение в троллейбусе
прекратилось …
Как вы считаете, следует ли молодёжи занимать передние места в автобусе, троллейбусе, трамвае, даже если они свободны ?
Карточка № 4
В купе поезда разговорились несколько пассажиров. Богомольная старушка принялась с жаром рассказывать о каком-то «чуде». Сидевший рядом с ней юноша грубо крикнул :
― Хватит вам ерунду молоть ! Ничего этого не было ! ..
Как следовало всё же реагировать ему на рассказ старушки ?
Карточка № 5
На перроне в ожидании поезда стояла девушка, а вместе с ней юноша. Девушка доедала мороженое- пломбир. Вот уже показался поезд, пассажиры выстроились в очередь для посадки.
Девушка смяла в комочек бумагу от мороженого и , оглядываясь по сторонам , ищет урну, чтобы её выбросить.
― Где же урна, куда выбросить бумагу ? – говорит девушка.
― Дай её мне, я выброшу.
Через несколько минут клочок бумаги покатился под ноги пассажиров и упал на рельсы под поезд.
― Куда же ты бросил ?! – возмутилась девушка.
― Никто не видел, когда я её бросал, а дворники всё равно убирают перрон, подметут и эту бумажку , - рассуждал юноша .
Какое отрицательное качество личности проявилось в поступке юноши ?
Карточка № 6
Вы пришли в театр посмотреть какой-то спектакль.
И вот в самый напряжённый момент, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то , сидящий неподалёку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной , кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.
Вы испытываете неприятное чувство, раздражаетесь, смотрите в их сторону косым взглядом. Наконец-то поняли, утихомирились.
Но вот на сцене действие достигает кульминационного пункта, совершается нечто трагическое, публика замерла от ужаса, а в это время вдруг в зале раздаётся громкий смех. И опять всеобщее возмущение …
Спектакль приближается к концу, но ещё нет развязки, и публика с большим напряжением её ждёт . Но в этот момент опять кому-то не
терпится , он преждевременно подхватывается со своего места им торопится к выходу, чтобы быстрее выбежать в гардероб за пальто.
Скрип стульев, паркета, движение мешают смотреть спектакль. И опять, возмущение зрителей и возгласы :
― Безобразие !..
О чём свидетельствует такое поведение некоторых зрителей ? Какие элементарные правила этикета нарушены ими ?
Приложение 3
Конверт
« Правила поведения за столом»
Карточка № 1
Как правильно выполнить сервировку стола ?
Карточка № 2
Как правильно пользоваться во время еды ножом и вилкой ?
Карточка № 3
Как правильно брать хлеб и булку ?
Карточка № 4
Вечер. В комнате накрыт праздничный стол. Собрались гости.
Кто первый садится за стол ?
Карточка № 5
Как есть рыбу ?
Карточка № 6
Как есть курицу ?
Приложение 4
Конверт
« Традиции и обычаи гостеприимства»
Карточка № 1
Представьте себе, что к вам пришёл товарищ, который живёт далеко от вас. Пришёл за книгой , которую вы ему в классе пообещали. Но эта книга оказалась в кладовке, её надо долго искать.
Как вы будете действовать ? Что вы предложите товарищу ?
Карточка № 2
У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость с порога кричит : « Здрасьте !» и с расстояния бросает Васечкину мяч : « Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» . Вася обращается к бабушке : « Бабуль, принимай гостей А я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат : « Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям : « Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет : « Все собрались. Можно подавать на стол».
Какие ошибки допустили Васечкин и его одноклассники ?
Карточка № 3
В один дом был приглашён на большое семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились за стол, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу :
― Встретил знакомого и заболтался.
Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и создавая неудобство гостям, обошёл стол и каждому сидящему братски протянул руку. За столом был оживлён, говорлив и на весь вечер завладел застольной беседой.
Другим , старше себя, почти не давал и рта раскрыть – говорил, говорил.
Когда вечер окончился и гости разошлись , пожилые хозяева дома сказали о юноше с сожалением :
― Невоспитанный человек !
Какие нарушения этики поведения были им допущены ?
Как следует приходить в гости и вести себя в гостях ?
Карточка № 4
Юра собирался в школу. За ним зашли его товарищи – одноклассники. Они бесшумно закрыли за собой дверь и несмело жались у порога.
― Что же ты не беспокоишься ? – обратился отец к Юре. – Подай товарищам стулья, попроси сесть.
― Ничего, они и постоять могут, - небрежно бросил Юра.
Прав ли Юра ?
Как следует встречать друзей и старших , которые к вам приходят ? Каковы правила вежливости на этот счёт ?
Карточка № 5
Как рассадить за столом гостей ?
Карточка № 6
― Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться.
― Чао , мамочка. Приду в шесть. – И дочка выскочила на улицу.
Дальше пусть расскажет сама Таня :
« В автобусе, когда ехали домой , мы с Валей заняли места и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках две полные сумки.
― Девочки, - слышу, говорит кто-то, - вы бы уступили место.
― Вот ещё.
― Да, молодёжь пошла …
― Ну, завели …
Словом, нахамили мы, в полном смысле слова, не вставая с места. Не подумайте, что мы всегда такие. Но тут что-то случилось, с нами говорили грубым тоном и мы в долгу не остались.
В восемь часов вечера мы с мамой и папой , принарядившись, постучались к новым соседям.
― Пожалуйста, милости просим,- двери открылись, и мои ноги приросли к полу. – На пороге стояла женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжёлых сумок …»
Как должны вести себя девочка и женщина – соседка ?
Приложение 5
Конверт
« Музыка и мы»
Карточка № 1
Придумать название к картине , которую прислали учащиеся 11 класса.
Карточка № 2
Сын или дочь заводит музыку на полную громкость, а вы :
1. Затыкаете уши ватой и делаете свои дела.
2. Уменьшаете громкость.
3. Миритесь с этим, раз уж ему ( ей ) так хочется.
4. Говорите, что музыка буквально бьёт вас по голове.
Карточка № 3
Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок – музыки. Что вы делаете ?
1. Выполните просьбу и слушаете рок –музыку вместе с ней.
2. Отвечаете, что ей придётся подождать , пока закончится фильм.
3. Обещаете купить портативный телевизор.
4. Записываете фильм на видеокассету , а дочери позволяете слушать рок-музыку.
Карточка № 4
Исполнить колыбельную песню.
Карточка № 5
Назвать название песни , её авторов.
Карточка № 6
Назвать название песни, её исполнителя.
Приложение 6
« Игровая пауза»
Начинаем игру «Поле чудес».
У каждого болельщика номер. Сейчас по жребию начнут игру первые три её участника ( жребий ). Первые участники выбраны.
Представьтесь : Ф.И.О., место работы или учёбы , должность или класс.
Слова , которые нужно назвать, обозначают нравственные качества человека .
Один участник выходит в финал.
Следующие три участника и т.д.
Слова :
СКРОМНОСТЬ
ДОБРОТА
ЧУТКОСТЬ
ПРИВЕТЛИВОСТЬ .
Эта игра проводится с помощью компьютера и проектора на экран на доске .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Речевой этикет"
Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....
Классный час "Правила этикета"
Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....
Презентация классного часа "Телефонный этикет"
Классный час подготовлен учащимися 7 класса о правилах разговора, общения по мобильному или домашнему телефону....
Классный час "Школьный этикет"
Цели:Воспитывать культуру поведения.Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы....
Материал для проведения классного часа об этикете
Материал для проведения классного часа об этикете в 7-9 классах...
Классный час "Современный этикет"
Цели:усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,овладеть навыками культурного поведения....
классный час Правила этикета
классный час о правилах поведения в общественных местах...