"Математическая гостинная"
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие по математике для среднего звена проводилось в рамках недели математики. Детям очень понравилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Турнир «Математическая гостиная»
Зал красочно оформлен, плакаты о математике, выставка классных газет, рисунков, кроссвордов, сочинений.
Цели игры:
- Повышение познавательной активности у учащихся.
- Развитие творчества, любознательности, инициативы, культуры мышления.
- Привитие интереса учащихся к предмету – математика, расширение кругозора
учащихся.
Оформление:
1. Красочное убранство зала.
- Магнитные доски, магниты.
- Музыка (песни, в которых встречаются числа).
- Столы и стулья для участников команд, для жюри.
- Листы для названия команд.
- 2 листа для конкурса «Математический словарь».
- Вопросы для конкурса капитанов.
- Таблица – квадраты с числами для конкурса «Самый быстрый».
- Указки.
- Буквы на листе для кроссворда.
- Призы, грамоты.
Ведущая №1:
- Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые гости!
Я рада приветствовать вас всех на нашем турнире «Математическая гостиная».
Ведущий №2:
Математики тропинки
Приглашают всех нас в путь.
И смекалку, и смешинки
Взять с собою не забудь.
Математика – царица
Среди множества наук!
Ей не просто научиться,
Очень сложен этот путь.
Если с нею ты подружишь
Знай, что это навсегда.
Математика – наука
Всем и каждому нужна!
Ведущая №1:
Почему математику считают скучной и «сухой»? В представлении многих, математики – это “сухари”, погруженные в свою науку и ни чем другим не интересующиеся.
Заблуждение это – от неведения того, что гениальность совместна только с личностью увлеченной, разносторонне деятельной, глубокой и содержательной.
Математика нужна всем. Она так же прекрасна, как литература. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.
Ведущий №2:
«Математик должен быть поэтом!» считала Софья Васильевна Ковалевская. Она сама была выдающимся учёным –математиком и поэтессой одновременно. Послушайте, какие прекрасные стихи ей принадлежат:
Если ты в жизни, хотя б на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой
Ведущий №2:
Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель Х1Х века Льюис Кэрролл, он же – Чарльз Лутвидж Доджсон, автор «Алисы в стране Чудес» и он к тому же был еще профессор математики.
Ведущая №1:
Стихотворение Н.И.Лобачевского:
Колумб отважно вдаль стремился,
Ища желанных берегов,
Но дорог путь. И становился
Слышнее ропот моряков.
А он глядит на океан,
В волнении тяжко дышит грудь.
Вопрос – исполню ль я свой план?
И верно ль мой намечен путь?
И вот сбылись его мечты:
- Земля! – воскликнул человек
- Колумб! – кричат матросы. – Ты
Прославил родину навек!
Ведущий №2:
Прекрасные стихи написали математики. Какой полет фантазии! Да не зря говорят, что фантазия нужна не только поэту, но и математику. А поэту-математику она нужна вдвойне. Стихи посвящали не только математикам, математике и задачам. В стихах воспевали различные математические факты.
Ученик №1.
Помнить каждому нужно,
Что такое окружность.
Это множество точек,
Расположенных точно
На одном расстоянии,
Обратите внимание,
От одной только точки.
Помни смысл этой строчки.
Эта общая точка по-дружески
Называется центром окружности.
Ученик №2.
Нуль
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
(он сам составил чисел класс),
Все ж об его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Делить на нуль запрещено.
Причина всем здесь очевидна,
И состоит она лишь в том,
Что смысла нет в таком делении,
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Противоречье в нем самом,
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведенье
Все числа нуль лишь могут дать
а в нулевой есть единица,
Так все условились считать,
И глубоко бы тот ошибся,
Кто б это вздумал доказать.
Но "правил нет без исключений",
Уместно здесь оговорить:
Значенье нуль для основанья
Необходимо исключить.
Группа учеников: (инсценировка)
Треугольник и Квадрат
Жили были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре".
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я – квадрат".
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься – без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Ведущая №1:
Читать стихи мы можем бесконечно
Но наше время не будет вечным
Мы конкурс объявим лучше друзья
В нем примут участие две команды. (участников команд просим занять свои места)
Итак, дорогие ребята мы начинаем
Наш математический турнир.
Ведущий №2:
-Сегодня здесь будут звучать самые необычные, самые нелогичные, самые запутанные, словом самые весёлые вопросы.
И пусть на нашем турнире царят
Эрудиция, остроумие и юмор!
- Участникам команд мы посылаем гром …. (вместе) аплодисментов!
- Ну что за команда без капитана и без названия?
(выбирают капитанов, придумывают название, записывают на листок)
Ведущая №1:
Пусть острый юмор, шутки, смех
Сопутствуют борьбе.
И будет лозунгом для всех:
«Пусть победит сильнейший!»
(взгляд ведущего в сторону жюри)
представляю жюри:
Члены жюри: …
I тур Разминка
Тур «Разминка» начинаем,
Победителей узнаем!
Кто же лучше всех считает?
И ответы все он знает?
За 3 минуты отгадать как можно больше слов. За правильный ответ – 1 очко.
Вопросы 1 команде:
- Нижняя часть дроби? (знаменатель)
- Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
- Какие диагонали квадрата? (равны)
- Ставят в журнале? (оценки)
- Что используют при счёте ? (цифры)
- Плюсик без палочки ? (минус)
- Неприятная школьная оценка? (два)
- Числа, употребляемые при счёте предметов? (натуральные)
- Как называется результат сложения ? (сумма)
- Сколько минут в одном часе? (60)
- Третий месяц летних каникул? (август)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
- Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
- О каком геометрическом теле даёт представление чум ненцев? (конус)
- Придумал «Начала….» (Евклид)
Вопросы 2 команде:
- Верхняя часть дроби? (числитель)
- Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (кольцо)
- Сумма всех сторон прямоугольника – это? (периметр)
- Высший балл в шкале России? (5)
- Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
- Знак сложения? (плюс)
- Школьная оценка между приятной и неприятной? (три)
- Самое маленькое натуральное число? (1)
- Как называется результат умножения (произведение)
- Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)
- Первый месяц зимы? (декабрь)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
- Форма футбольного мяча? (шар)
- Царица математики? (арифметика)
Вопросы для зрителей: (за правильный ответ даются жетоны)
- У двузначного числа их две? (цифры)
- Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется ? (квадрат)
- Несчастливое число? (13)
- Этот инструмент используют при построении окружности? (циркуль)
- Знак вычитания? (минус)
- Самая приятная школьная оценка? (5)
- Является ли число 0 натуральным? (нет)
- Как называется результат деления? (частное)
- Сколько миллиметров в 1 см? (100)
- Какой месяц короче всех (май)
- Сколько музыкантов в квадрате? (4)
- Сколько горошин может войти в пустой стакан? (ни одной, горошины не ходят)
- Какое дно у стакана? (круглое)
- В арифметике – цифра, в геометрии - ..? (точка)
Ведущий №2:
II тур «Самый быстрый»
Второй тур мы начинаем,
самых быстрых счётчиков узнаем.
(по 1 участнику от команды и по 1 болельщику).
На табло вы видите цифры от 2 до 50. Расположены они вперемежку. Вам нужно посчитать их от 2 до 50 и при этом находить цифры на табло и показать указкой. Кто больше назовёт чисел за 3 минуты? (Игрок второй команды выходит в коридор, пока называет числа игрок первой команды)
9 | 45 | 14 | 25 | 34 | 3 | 31 |
20 | 43 | 30 | 7 | 18 | 40 | 12 |
37 | 24 | 2 | 47 | 10 | 27 | 39 |
6 | 41 | 33 | 15 | 49 | 22 | 8 |
29 | 21 | 48 | 36 | 17 | 13 | 44 |
16 | 50 | 11 | 26 | 4 | 38 | 28 |
35 | 32 | 46 | 19 | 42 | 23 | 5 |
Кто же самый быстрый? За каждое число 1 балл (болельщик команды следит за ответом участника другой команды):
Ведущая №1:
lll тур Тур капитанов.
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Прошу капитанов на «капитанский мостик».
Встану рядышком я с вами,
Вместе с вами постою.
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней - погляжу!
Отгадайте, о каких понятиях идёт речь?
Вопросы по математике, связанные с литературой:
- Она любит всё делить (дробная черта).
- Он сам не знает, что хочет: то уменьшает, то увеличивает (масштаб).
- У него стороны идут в разные стороны (развёрнутый угол).
- Как «мышеловку» записать пятью буквами? ( кошка)
- Что случилось 31 февраля? (ничего, 31 февраля не бывает)
- Что идёт, не двигаясь с места? (время)
ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, связанные с математикой:
1. Какие литературные и математические понятия бывает положительными и отрицательными (герой, литературный персонаж, числа)
2. Какой математический термин создают писатели и поэты? (Произведение)
3. В сказке «Конек-Горбунок» мы встречаем следующие слова: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!». Сколько было народа? (10 000)
4. Название какая математическая кривая является в то же время литературным термином? (гипербола)
5. Сколько человек тянуло репку?
6. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н. Толстой)
7. «В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
8. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4)
9. Сколько дочерей было у купца в сказке «Аленький цветочек»? (3)
10. Где правил король, который не может умножить 100х100? (королевство кривых зеркал)
11. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять углей. Сколько птиц? Ответь скорей? (5)
12. «Вымирающая» разновидность учеников. (отличники)
Ведущий №2:
IV тур «Математический словарь».
Четвёртый тур команда начинает.
Все слова математические
В порядке алфавитном вспоминает.
Каждая команда получает лист, на котором должна будет записать математические слова, в порядке алфавита в течение 3 минут.
Желательно, не пропускать слова, записывая их поочерёдно.
За каждое математическое слово – очко. Учитывается и грамотность письма.
(Пока команды выполняют задания, проведём игру со зрителями).
А вы, болельщики, что призадумались?
Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам играть захотелось!
И для вас у меня есть весёлые вопросы.
Кто быстрее ответит на вопрос:
- Курица, стоящая на 2-х ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2 кг.)
- Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км.)
- Два сына и 2 отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (съели по одному яйцу, т.к. их было трое: дед, отец, сын).
- Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
- Что без головы выше, чем с головою? (подушка)
- Как далеко можно зайти в лес? (только до середины, а дальше идёшь уже из леса).
- Кто не задаёт вопросов, но требует ответа? (телефонный звонок)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках (50).
- Врач прописал больному 3 укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол? (в 9 часов)
- В какой стране родился кубик Рубика (в Венгрии).
- Кран горячей воды слева или справа? (справа)
- Какого цвета верхний огонь светофора? (красный)
- Сколько граней у гранёного карандаша? (6)
- Чтобы зажечь свет, нужно щёлкнуть выключателем вниз или вверх? (вверх)
- В какую сторону крутится пластинка проигрывателя – по часовой стрелке или против? (по часовой)
Ведущая №1:
V тур «Каждой руке - своё дело.» Права рука чертит окружность, левая – треугольник.
Ведущий №2:
VI тур «Отгадай кроссворд»
Кроссворд.
Найдите имена трёх учёных-математиков (буквы имён записаны подряд):
П П
А Л И Д
О Т К Ф А Г
Н Е В Р О
Ответ: Пифагор, Евклид, Платон.
Ведущая №1:
VII тур. Конкурс «Знатоков пословиц и поговорок», в которых встречаются математические понятия».
Конкурс «Знатоков пословиц и поговорок».
Я начинаю, вы заканчиваете (отвечают команды по очереди).
За каждый правильный ответ – 1 балл команде:
- Мели, Емеля, … (твоя неделя).
- Не имей сто рублей, ….. (а имей сто друзей).
- Семь раз отмерь, …. (один раз отрежь).
- Делу время - …. (потехе час).
- Семь бед - …. (один ответ).
- Один с сошкой … (семеро с ложкой).
- Цыплят по … (осени считают).
- У семи нянек - … (дитя без глазу).
Какое число в русских пословицах и поговорках обычно символизирует понятие много? Приведите примеры? (Семь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро по лавкам)
Ведущий №2:
VIII тур. Конкурс «Мимо».
Вам нужно по очереди считать от единицы до тех пор, пока кто-то не собьется со счёта.
Условия: некоторые числа называть нельзя, а вместо них говорить слово «мимо»!
Например, мы выбираем число «5». То есть, это число не должно звучать при счёте, а кроме того нельзя называть цифры, которые делятся на «5».
Ведём счёт: 1, 2, 3, 4, мимо, 6, 7, 8, 9, мимо, и т.д.
Но цифра «5» - это слишком просто. Поэтому сегодня мы выбираем цифру «4» и «3». Итак, начали…
Тот, кто ошибается – выходит из игры. Победитель приносит очко команде.
Ведущая №1:
lX тур. Конкурс стихов с числительными.
Наш турнир «Математическая гостиная» подходит к концу.
Сегодня все команды показали себя не только знающими, но и находчивыми и смекалистыми.
Подведение итогов.
(Пока жюри подводит окончательный итог, конкурс «Лейся, песня»
Ведущий №2:
Конкурс «Лейся, песня»
Болельщики каждой команды должны спеть 2 строчки из песни, где встречаются имена числительные.
Например:
«Миллион, миллион, миллион алых роз.
Из окна, из окна, из окна видишь ты…»
«Дважды два четыре, дважды два четыре,
Это всем известно в целом мире…»
Жюри объявляет результаты, называет лучших участников. Награждение, вручение призов, медалей.
Поблагодарить участников команд, классных руководителей, болельщиков, жюри.
Ведущая №1:
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставания,
Говорим мы: «До свидания».
Ведущий №2:
О годы, вы так по-космически мчитесь,
Что трудно порой оглянуться назад:
Урок математики, школьный учитель,
Суровое слово и ласковый взгляд.
Ты с первого класса твердил нам, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
И в маленьких клеточках школьных тетрадей
Вставала и грела огромная жизнь,
В матросском десанте, в подпольном отряде,
Тревожной порой за нее мы дрались.
И каждый слова твои помнит, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
Стоим на рассвете у звездного старта
И видим, на миг оглянувшись назад,
Урок математики, школьную парту,
Суровое слово и ласковый взгляд.
Спасибо, учитель!
Смогли мы и сможем
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
А на прощанье вам песня наша!
В заключение звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математическая гостиная
Мероприятие по истории математики, о великих ученых математиках...
Математическая гостиная «В гостях у Пифагора»
Разработка внеклассного мероприятия по математике, проведенного в рамках декады математики, информатики....
Математическая гостинная
Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Математическая гостинная"...
Математическая гостинная
Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Математическая гостинная"...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Математическая гостиная «Трудные университеты С.В.Ковалевской»
На землю, на земное горе... Душа из пламени и дум! В часы надежд и просветленья Одну любовь считал твой ум. Надежным якорем спасенья. Прощай! Тебя мы свято чтим, Твой прах в могил...
"Математическая гостиная"
"Математическая гостиная" - статья, посвященная проведению недели математики в ГС(К)АОУ школе-интернате №4 г.Свободного. Статья размещена в региональном печатном издании "Первое Алексеевское" фе...
Математическая гостиная "Суд над нулём"
Внеклассное мероприятие по математике в рамках Недели математики....