"Математическая гостинная"
методическая разработка на тему

Смирнова Ольга Васильевна

Внеклассное мероприятие по математике для среднего звена проводилось в рамках недели математики. Детям очень понравилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир «Математическая гостиная»

Зал красочно оформлен, плакаты о математике, выставка классных газет, рисунков, кроссвордов, сочинений.

Цели игры:

  • Повышение познавательной активности у учащихся.
  • Развитие творчества, любознательности, инициативы, культуры мышления.
  • Привитие интереса учащихся к предмету – математика, расширение кругозора

учащихся.

Оформление:

     1.   Красочное убранство зала.          

  1. Магнитные доски, магниты.
  2. Музыка (песни, в которых встречаются числа).
  3. Столы и стулья для участников команд, для жюри.
  4. Листы для названия команд.
  5. 2 листа для конкурса «Математический словарь».
  6. Вопросы для конкурса капитанов.
  7. Таблица – квадраты с числами для конкурса «Самый быстрый».
  8. Указки.
  9. Буквы на листе для кроссворда.
  10.  Призы, грамоты.

Ведущая №1:

- Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые гости!

Я рада приветствовать вас всех на нашем турнире  «Математическая гостиная».

Ведущий №2:

      Математики тропинки

      Приглашают всех нас в путь.

      И смекалку, и смешинки

      Взять с собою не забудь.

      Математика – царица

      Среди множества наук!

      Ей не просто научиться,

      Очень сложен этот путь.

      Если с нею ты подружишь

      Знай, что это навсегда.

      Математика – наука

      Всем и каждому нужна!

Ведущая №1:

Почему математику считают скучной и «сухой»? В представлении многих, математики – это “сухари”, погруженные в свою науку и ни чем другим не интересующиеся.

 Заблуждение это – от неведения того, что гениальность совместна только с личностью увлеченной, разносторонне деятельной, глубокой и содержательной.

 Математика нужна всем. Она так же прекрасна, как литература. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

Ведущий  №2:

«Математик должен быть поэтом!» считала Софья Васильевна  Ковалевская.  Она сама была выдающимся учёным –математиком и поэтессой одновременно. Послушайте, какие прекрасные стихи ей принадлежат:

Если ты в жизни, хотя б на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой

Ведущий  №2:

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель Х1Х века Льюис Кэрролл, он же – Чарльз Лутвидж Доджсон, автор «Алисы в стране Чудес» и он к тому же был еще профессор математики.

Ведущая №1:

Стихотворение Н.И.Лобачевского:

Колумб отважно вдаль стремился,

Ища желанных берегов,

Но дорог путь. И становился

Слышнее ропот моряков.

А он глядит на океан,

В волнении тяжко дышит грудь.

Вопрос – исполню ль я свой план?

И верно ль мой намечен путь?

И вот сбылись его мечты:

- Земля! – воскликнул человек

- Колумб! – кричат матросы. – Ты

Прославил родину навек!

Ведущий  №2:

Прекрасные стихи написали математики. Какой полет фантазии! Да не зря говорят, что фантазия нужна не только поэту, но и математику. А поэту-математику она нужна вдвойне. Стихи посвящали не только математикам, математике и задачам. В стихах воспевали различные математические факты.

Ученик №1.

Помнить каждому нужно,

Что такое окружность.

Это множество точек,

Расположенных точно

На одном расстоянии,

Обратите внимание,

От одной только точки.

Помни смысл этой строчки.

Эта общая точка по-дружески

Называется центром окружности.

Ученик №2.

Нуль
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
(он сам составил чисел класс),
Все ж об его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Делить на нуль запрещено.
Причина всем здесь очевидна,
И состоит она лишь в том,
Что смысла нет в таком делении,
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то, 
Что уж давно в научном мире
Противоречье в нем самом,
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведенье
Все числа нуль лишь могут дать
а в нулевой есть единица,
Так все условились считать,
И глубоко бы тот ошибся,
Кто б это вздумал доказать.
Но "правил нет без исключений",
Уместно здесь оговорить:
Значенье нуль для основанья
Необходимо исключить.

Группа учеников: (инсценировка)

Треугольник и Квадрат

Жили были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:    
"Почему ты злишься, брат?" 
Тот кричит ему: "Смотри: 
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре". 
Но Квадрат ответил: "Брат! 
Я же старше, я – квадрат". 
И сказал еще нежней: 
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься – без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Ведущая №1:

Читать стихи мы можем бесконечно

Но наше время не будет вечным

Мы конкурс объявим лучше друзья

В нем примут участие две команды. (участников команд просим занять свои места)

Итак, дорогие ребята мы начинаем

Наш математический турнир.

Ведущий  №2:

-Сегодня здесь будут звучать самые необычные, самые нелогичные, самые запутанные, словом самые весёлые вопросы.

      И пусть на нашем турнире царят

      Эрудиция, остроумие и юмор!

 - Участникам  команд мы посылаем гром …. (вместе) аплодисментов!

- Ну что за команда без капитана и без названия?

(выбирают капитанов, придумывают название, записывают на листок)

   Ведущая №1:

 Пусть острый юмор, шутки, смех

    Сопутствуют борьбе.

    И будет лозунгом для всех:

   «Пусть победит сильнейший!»

   (взгляд ведущего в сторону жюри)

представляю жюри:

Члены жюри: …

I тур Разминка

     Тур «Разминка» начинаем,

     Победителей узнаем!

     Кто же лучше всех  считает?

     И ответы все он знает?

За 3  минуты отгадать как можно больше слов. За правильный ответ – 1 очко.

Вопросы 1 команде:

  1. Нижняя часть дроби? (знаменатель)
  2. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
  3. Какие диагонали квадрата? (равны)
  4. Ставят в журнале? (оценки)
  5. Что используют при счёте ? (цифры)
  6. Плюсик без палочки ? (минус)
  7. Неприятная школьная оценка? (два)
  8. Числа, употребляемые при счёте предметов? (натуральные)
  9. Как называется результат сложения ? (сумма)
  10. Сколько минут в одном часе? (60)
  11. Третий месяц летних каникул? (август)
  12. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
  13. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
  14. О каком геометрическом теле даёт представление чум ненцев? (конус)
  15. Придумал «Начала….» (Евклид)

Вопросы 2 команде:

  1. Верхняя часть дроби? (числитель)
  2. Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (кольцо)
  3. Сумма всех сторон прямоугольника – это? (периметр)
  4. Высший балл в шкале России? (5)
  5. Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
  6. Знак сложения? (плюс)
  7. Школьная оценка между приятной и неприятной? (три)
  8. Самое маленькое натуральное число? (1)
  9. Как называется результат умножения (произведение)
  10. Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)
  11. Первый месяц зимы? (декабрь)
  12. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  13. Сколько яиц можно съесть натощак?  (одно)
  14. Форма футбольного мяча? (шар)
  15. Царица математики? (арифметика)

Вопросы для зрителей: (за правильный ответ даются жетоны)

  1. У двузначного числа их две? (цифры)
  2. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
  3. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется ? (квадрат)
  4. Несчастливое число? (13)
  5. Этот инструмент используют при построении окружности? (циркуль)
  6. Знак вычитания? (минус)
  7. Самая приятная школьная оценка? (5)
  8. Является ли число 0 натуральным? (нет)
  9. Как называется результат  деления? (частное)
  10. Сколько миллиметров в 1 см? (100)
  11. Какой месяц короче всех (май)
  12. Сколько музыкантов в квадрате? (4)
  13. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (ни одной, горошины не ходят)
  14. Какое дно у стакана? (круглое)
  15. В арифметике – цифра, в геометрии - ..? (точка)

   Ведущий №2:

II тур «Самый быстрый»

        Второй тур мы начинаем,

        самых быстрых счётчиков узнаем.

 (по 1 участнику от команды и по 1 болельщику).

На табло вы видите цифры от 2 до 50. Расположены они вперемежку. Вам нужно посчитать их от 2 до 50 и при этом находить цифры на табло и показать указкой. Кто больше назовёт чисел за 3 минуты?  (Игрок второй команды выходит в коридор, пока называет числа игрок первой команды)

9

45

14

25

34

3

31

20

43

30

7

18

40

12

37

24

2

47

10

27

39

6

41

33

15

49

22

8

29

21

48

36

17

13

44

16

50

11

26

4

38

28

35

32

46

19

42

23

5

Кто же самый быстрый? За каждое число 1 балл (болельщик команды следит за ответом участника другой команды):

Ведущая  №1:

lll  тур  Тур капитанов.

      Кто в школе смог быть капитаном,

     Тому открыты все пути:

      Владеть он будет океаном,

      Воздушным, водным и земным!

Прошу капитанов на «капитанский мостик».

Встану рядышком я с вами,

Вместе с вами постою.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней - погляжу!

Отгадайте, о каких понятиях идёт речь?

Вопросы по математике, связанные с литературой:

  • Она любит всё делить (дробная черта).
  • Он сам не знает, что хочет: то уменьшает, то увеличивает (масштаб).
  • У него стороны идут в разные стороны (развёрнутый угол).
  • Как «мышеловку» записать пятью буквами?  ( кошка)
  • Что случилось 31 февраля? (ничего, 31 февраля не бывает)
  • Что идёт, не двигаясь с места? (время)

ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, связанные с математикой:


1.    Какие литературные и математические  понятия бывает положительными и отрицательными (герой, литературный персонаж, числа)
2.    Какой математический термин создают писатели и поэты? (Произведение)
3.    В сказке «Конек-Горбунок» мы встречаем следующие слова: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!». Сколько было народа? (10 000)
4.    Название какая математическая кривая является в то же время литературным термином? (гипербола)
5.    Сколько человек тянуло репку?
6.    Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н. Толстой)
7.    «В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
8.    Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4)
9.    Сколько дочерей было у купца в сказке «Аленький цветочек»? (3)
10.    Где правил король, который не может умножить 100х100? (королевство кривых зеркал)
11.    Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять углей. Сколько птиц? Ответь скорей? (5)
12.    «Вымирающая» разновидность учеников. (отличники)


Ведущий  №2:

IV тур «Математический словарь».

     Четвёртый тур команда начинает.

     Все слова математические

     В порядке алфавитном вспоминает.

Каждая команда получает лист, на котором должна будет записать математические слова, в порядке алфавита в течение 3 минут.

Желательно, не пропускать слова, записывая их поочерёдно.

За каждое  математическое слово – очко. Учитывается и грамотность письма.

(Пока команды выполняют задания, проведём игру со зрителями).

А вы, болельщики, что призадумались?

Призадумались, закручинились?

Вижу, вижу, что и вам играть захотелось!

И для вас у меня есть весёлые вопросы.

Кто быстрее ответит на вопрос:

  1. Курица, стоящая на 2-х ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2 кг.)
  2. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км.)
  3. Два сына и 2 отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (съели по одному яйцу, т.к. их было трое: дед, отец, сын).
  4. Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
  5. Что без головы выше, чем с головою? (подушка)
  6. Как далеко можно зайти в лес? (только до середины, а дальше идёшь уже из леса).
  7.  Кто не задаёт вопросов, но требует ответа?  (телефонный звонок)
  8. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках (50).
  9. Врач прописал больному 3 укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол? (в 9 часов)
  10. В какой стране родился кубик Рубика (в Венгрии).
  11. Кран горячей воды слева или справа? (справа)
  12. Какого цвета верхний огонь светофора? (красный)
  13. Сколько граней у гранёного карандаша? (6)
  14. Чтобы зажечь свет, нужно щёлкнуть выключателем вниз или вверх? (вверх)
  15. В какую сторону  крутится пластинка проигрывателя – по часовой стрелке или против? (по часовой)

Ведущая  №1:

V тур «Каждой руке  - своё дело.» Права рука чертит окружность, левая – треугольник.

Ведущий  №2:

VI тур «Отгадай кроссворд»

Кроссворд.

Найдите имена трёх учёных-математиков (буквы имён записаны подряд):

          П  П

     А  Л  И  Д

О  Т   К Ф  А  Г

Н  Е   В      Р  О

Ответ: Пифагор, Евклид, Платон.

Ведущая  №1:

VII тур.  Конкурс «Знатоков пословиц и поговорок», в которых встречаются математические понятия».

Конкурс «Знатоков пословиц и поговорок».

Я начинаю, вы заканчиваете (отвечают  команды по очереди).

За каждый правильный  ответ – 1 балл команде:

  • Мели, Емеля, … (твоя неделя).
  • Не имей сто рублей, ….. (а имей сто друзей).
  • Семь раз отмерь, …. (один раз отрежь).
  • Делу время - …. (потехе час).
  • Семь бед - …. (один ответ).
  • Один с сошкой … (семеро с ложкой).
  • Цыплят по … (осени считают).
  • У семи нянек - … (дитя без глазу).

Какое число в русских пословицах и поговорках обычно символизирует понятие много? Приведите примеры? (Семь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро по лавкам)  

Ведущий  №2:

VIII тур.  Конкурс «Мимо».

Вам нужно по очереди считать от единицы до тех пор, пока кто-то не собьется со счёта.

Условия: некоторые числа называть нельзя, а вместо них говорить слово «мимо»!

Например, мы  выбираем число «5». То есть, это число не должно звучать при счёте, а кроме того нельзя называть цифры, которые делятся на «5».

Ведём счёт: 1, 2, 3, 4, мимо, 6, 7, 8, 9, мимо, и т.д.

Но цифра «5» - это слишком просто. Поэтому сегодня мы выбираем цифру «4» и «3». Итак, начали…

Тот, кто ошибается – выходит из игры. Победитель приносит очко команде.

Ведущая  №1:

lX тур.    Конкурс стихов с числительными.

Наш турнир «Математическая гостиная» подходит к концу.

Сегодня все команды показали себя не только знающими, но и находчивыми  и смекалистыми.

Подведение итогов.

(Пока жюри подводит окончательный итог, конкурс «Лейся, песня»

Ведущий  №2:

Конкурс «Лейся, песня»

Болельщики  каждой команды должны спеть 2 строчки из песни, где встречаются имена числительные.

Например:

«Миллион, миллион, миллион алых роз.

Из окна, из окна, из окна видишь ты…»

 

«Дважды два четыре, дважды два четыре,

Это всем известно в целом мире…»

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников. Награждение, вручение призов, медалей.

Поблагодарить участников команд, классных руководителей, болельщиков, жюри.

Ведущая  №1:

Вот и  кончилась игра,

Всем домой спешить пора!

Пришло время расставания,

Говорим мы: «До свидания».

Ведущий  №2:

О годы, вы так по-космически мчитесь,
Что трудно порой оглянуться назад:
Урок математики, школьный учитель,
Суровое слово и ласковый взгляд.

Ты с первого класса твердил нам, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

И в маленьких клеточках школьных тетрадей
Вставала и грела огромная жизнь,
В матросском десанте, в подпольном отряде, 
Тревожной порой за нее мы дрались.

И каждый слова твои помнит, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

Стоим на рассвете у звездного старта
И видим, на миг оглянувшись назад,
Урок математики, школьную парту,
Суровое слово и ласковый взгляд.

Спасибо, учитель!
Смогли мы и сможем
Любую на свете задачу решить.
Коль
вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить
.

А на прощанье вам песня наша!

В заключение звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математическая гостиная

Мероприятие  по истории математики,  о великих ученых математиках...

Математическая гостиная «В гостях у Пифагора»

Разработка внеклассного мероприятия по математике, проведенного в рамках декады математики, информатики....

Математическая гостинная

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Математическая гостинная"...

Математическая гостинная

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Математическая гостинная"...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Математическая гостиная «Трудные университеты С.В.Ковалевской»

На землю, на земное горе... Душа из пламени и дум! В часы надежд и просветленья Одну любовь считал твой ум. Надежным якорем спасенья. Прощай! Тебя мы свято чтим, Твой прах в могил...

"Математическая гостиная"

"Математическая гостиная" - статья, посвященная проведению недели математики в ГС(К)АОУ школе-интернате №4 г.Свободного. Статья размещена в региональном  печатном издании "Первое Алексеевское" фе...

Математическая гостиная "Суд над нулём"

Внеклассное мероприятие по математике в рамках Недели математики....