Тематический урок "Страницы истории Эрмитажа"
классный час (11 класс) на тему

Хомякова Ирина Ивановна

Методическая разработка для внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_istorii_ermitazha.docx64.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок

Тема: «Страницы истории  Эрмитажа»

СПб ГБ  ПОУ  «КПМ» УПП№2  Хомякова И.И.

Цель урока: знакомство  с историей создания Эрмитажа.

Задачи:

  1. Сформировать представление о создании Эрмитажа и его историческом значении.
  2. Познакомить обучающихся с  основными историческими  периодами развития Эрмитажа.
  3. Воспитание патриотизма,  чувства прекрасного.

Тип урока: урок - лекция с использованием ЭОР (виртуальная экскурсия)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Страницы истории Эрмитажа”

Ход урока

  • На экране фотография главных ворот Эрмитажа

Слайд №2

Учитель:  Город  Санкт-Петербург называют  культурной столицей России. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по одному из самых известных мест в мире. Давайте мысленно войдем в эти ворота, которые вы видите на экране.

Вопрос: Куда ведут эти ворота?

 Уч-ся: это ворота Эрмитажа

Слайд №3 Парадная лестница Зимнего дворца

А теперь поднимемся по этой лестнице.

Вопрос: Как называется эта лестница?

Уч-ся: Иорданская

Учитель: Облик Эрмитажа знаком не только каждому петербуржцу, но и любому жителю нашей страны и многим людям мира. Каждый человек, приезжающий в наш город, обязательно приходит сюда.

Эрмитаж стоит в одном ряду с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей.

7 декабря 2014 года, в День святой Екатерины,  Эрмитаж отметил  250-летие со дня его основания.

Государственный Эрмитаж - крупнейший музей нашей страны, один из величайших музеев мира, гигантское собрание произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до нашего века.  В Эрмитаже шесть отделов: первобытной культуры, культуры и искусства античного мира, культуры и искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики.

  • На экране иллюстрация с современным изображением архитектурного комплекса Эрмитажа

Слайд №4  Панорама главного музейного комплекса Эрмитажа

Знаете ли вы, какие здания входят в Главный музейный комплекс Эрмитажа?

Слайд №5  Главный музейный комплекс Эрмитажа

Уч-ся: 6 зданий (Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж, Главный штаб)

Учитель: Действительно, Главный музейный комплекс   Эрмитажа включает шесть зданий:

  • Зимний дворец (архитектор Б. Ф. Растрелли);
  • Малый Эрмитаж (архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен);  
  • Большой Эрмитаж (архитектор  Ю. М. Фельтен);
  • Эрмитажный театр (архитектор Дж. Кваренги);
  • Новый Эрмитаж (архитектор Лео фон Кленце)  
  • Главный штаб (восточное крыло здания) (архитектор К. И. Росси)

В настоящее время в музейный комплекс также включены Дворец Меншикова, Реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.

История Эрмитажа связана с историей Санкт-Петербурга и царствующей династией Романовых.  

Слайд №6   Первый Зимний дворец Петра I

Зимний дворец

Первый Зимний дворец был построен в конце правления Петра I на набережной Невы недалеко от Адмиралтейства (арх. Г. И. Маттарнови, 1716- 1722).

  По указу императрицы Анны Иоановны  (племянницы Петра I) дворец перестраивался и расширялся. Но этот дворец не устроил императрицу Елизавету Петровну. К середине 18 века изменившийся международный статус Российской империи диктовал необходимость создания соответствующей «сцены» для официальных мероприятий и частной жизни высшнго лица государства.  

Слайд №7 Императрица Елизавета Петровна и Ф. Б. Растрелли

В 1754 последовал  указ императрицы Елизаветы Петровны о возведении на месте прежнего - нового, самого роскошного дворца в истории Российской империи под руководством архитектора   Бартоломео Франческо  Растрелли. М. В. Ломоносов писал в это время: «Россия, привлекши к себе прилежное  внимание окрестных народов, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия».  

Слайд №8 Зимний дворец Растрелли

Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, которое завершилось  в 1762 году. В новую резиденцию переехали император Петр  III, племянник Елизаветы Петровны с супругой Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II. В том же 1762 в результате дворцового переворота, свергнув своего супруга Петра III, на царствование приходит Екатерина II. Начинается одна из самых блистательных эпох в Российской империи. Из Европы приходят новые модные течения, в архитектуре стиль барокко сменяется на классицизм. Великий Растрелли  ушел в  отставку и покинул Петербург.

Слайд № 9 Архитекторы Фельтен и Кваренги

На смену ему пришли архитекторы классицизма: Ю. М. Фельтен (русский архитектор немецкого происхождения),  Д. Кваренги и др.  Кваренги приехал в Санкт-Петербург из Италии  в 1780 по приглашению Екатерины II и до конца жизни остался верен этому городу, ставшему ему родным. Кваренги сформулировал свой творческий девиз в словах: «Античное всегда было первоосновой моих наблюдений». Обустройство Зимнего дворца продолжилось в соответствии с новым архитектурным стилем. Парадные залы Зимнего дворца поражают нас своей красотой.

Вопрос: Какие названия парадных залов Зимнего дворца вы знаете?

Уч-ся: Николаевский, Петровский, Гербовый, Георгиевский и др.

Учитель: Давайте пройдемся по парадным залам дворца.

Слайд № 10  Большой (Николаевский) зал;  1791 – 1793; 1830; 1838 - 1839; архитекторы: Дж. Кваренги, О. Р. Монферран; В. П. Стасов

Большой зал Зимнего дворца (1103 кв. м) был создан В. П. Стасовым на  

месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала.  После смерти

Николая I (1855) в зале был помещен его парадный портрет, и зал      стали называть Николаевским. Николаевский зал предназначался для церемоний и балов. В наше время в Николаевском зале проходят временные выставки.

Слайд № 11  Фельдмаршальский зал; 1833; 1838 – 1839; Архитекторы О. Р. Монферран; В. П. Стасов. Главным  в оформлении зала  стали  портреты русских фельдмаршалов,  имеющих «исторические наименования» (к родовой фамилии прибавляли добавочную с названием того места, где была одержана выдающаяся победа). В 1833 году в России таких фельдмаршалов было шесть :  граф П. А. Румянцев – Задунайский, князь Г. А. Потемкин – Таврический, князь Италийский граф А. В. Суворов – Рымникский, князь М. И. Кутузов – Смоленский, граф И. И. Дибич – Забалканский, князь Варшавский граф И. Ф. Паскевич Эриванский. Зал стал «памятной книгой великих событий нашей военно-политической истории»

Слайд №12  Петровский (Малый Тронный )  зал; 1833- 1834; 1838 – 1839; Архитекторы О. Монферран; В. П. Стасов.  Зал создал архитектор Монферран, а восстанавливал после пожара 1837 года В. П, Стасов; зал посвящен памяти первого русского императора – Петра I. На затянутых малиновым бархатом стенах зала многократно повторяются шитые серебром изображения двуглавого  орла – государственного герба России. Изображения с таким же мотивом украшают свод. Зал украшает картина «Петр I и богиня мудрости Минерва» кисти Дж. Амикони.

Слайд№13  Гербовый зал; 1838 – 1839; архитектор В. П. Стасов До пожара 1837 года на этом месте существовал зал, который назывался Белым. При восстановлении зала В. П. Стасовым использована сплошная позолота колонн, установлены скульптурные группы воинов в облачении русских витязей, которые держат в руках копья с изображением гербов русских губерний. Отсюда название зала – Гербовый.

Слайд №14 Большой Тронный (Георгиевский зал); 1838 – 1844; Архитекторы В. П. Стасов; Н. Е. Ефимов; Это главное церемониальное помещение Зимнего дворца. Первоначально этот зал был построен по проекту итальянского архитектора  Дж. Кваренги и был торжественно открыт 26 ноября 1795 года, в день святого Георгия, отсюда его второе название – Георгиевский. Он был отделан цветным мрамором разных оттенков. Парные колонны вдоль стен делали его похожим на античный храм. При восстановлении после пожара 1837 года архитектору В. П, Стасову было поручено воспроизвести архитектурные формы зала «в прежнем виде», но колористическое решение было изменено, т. к. император Николай I пожелал видеть отделку «из белого мрамора». Было решено использовать для отделки  знаменитый итальянский мрамор из Каррары. Зал был открыт в 1841, а барельеф с изображением Георгия Победоносца над тронным местом установили только в 1844.

Слайд № 15 Александровский зал; 1838 – 1839; Архитектор А. П. Брюллов; Зал посвящен  памяти  императора Александра I и победе в войне с Наполеоном. Все элементы убранства Александровского зала воспевали славу русского оружия. Необычные перекрытия вызывают ассоциации с византийскими храмами.  В зале мы  видим портрет императора в рост работы Дж. Доу.

Слайд №   16  Малахитовый зал (Малахитовая гостиная)

Это парадная гостиная в  северо- западной части Зимнего дворца, входившая  в состав личных покоев супруги Николая I Александры Федоровн

Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А. П. Брюллов  включил редкий полудрагоценный камень —малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудникахДемидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.

«Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова» ( Башуцкий А.  Возобновление Зимнего дворца в СПб. Спб., 1839)

Зал обставили запасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом.

Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

А теперь перейдем в следующее здание Главного музейного комплекса Эрмитажа.

Слайд № 17  Малый Эрмитаж

Мостики-переходы связывают Зимний дворец с Малым Эрмитажем, который был построен  по проекту архитекторов Вален-Деламота и Фельтена в 1764-1775. Здание было невелико по размеру и состояло из 2-х павильонов: Северного и Южного, павильоны соединялись длинным корпусом манежа и конюшен, над которым на уровне второго этажа располагался открытый  Висячий сад, ограниченный с двух сторон картинными галереями.  Южный павильон на Миллионной улице предназначался для графа Г. Орлова, а  Северный, выходящий фасадом  на Дворцовую набережную, и стал собственно Эрмитажем. Здесь были устроены помещения для уединения Екатерины II, для неофициальных приемов. Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает  «приют  уединения», «жилище отшельника». Екатерина II приглашала избранный круг интересных собеседников на свои знаменитые вечера. Изысканное угощение сопровождалось утонченной беседой. В зал не допускались даже слуги. Стол сервировался на первом этаже и подавался наверх с помощью специального подъемного устройства.  Стены Малого Эрмитажа были украшены картинами. Эти первые музейные помещения были доступны только для приближенных императрицы. В середине 19 века интерьеры Малого Эрмитажа  были перестроены  (архитектор А. И. Штакеншнейдер). Вместо небольших комнат появился двусветный зал под названием   Павильонный.

Слайд № 18 Павильонный зал Малого Эрмитажа

 Зал  удивляет романтическим обликом, богатством и обилием декоративных деталей.  Это и живописная лестница, ведущая на галерею второго яруса, и изящные стенные фонтаны, напоминающие «Фонтан слез» Бахчисарайского дворца, и вмонтированная в пол уменьшенная вдвое копия мозаичного пола, найденного при раскопках древнего города Отрикуланума близ Рима. Копия была выполнена русскимимозаичистами  Петербургской Академии Художеств. Дочь архитектора так сказала о творении отца: «Совсем волшебная зала».  В этом зале находятся знаменитые часы «Павлин».

Слайд № 19 Часы «Павлин»

У каждого экспоната Эрмитажа своя удивительная история. Часы «Павлин» создал английский мастер Джеймс Кокс во второй половине 18 века.  В 1777 году английская герцогиня Елизавета Кингстон прибыла  в Петербург  на собственной яхте, нагруженной всякими редкостями. Она надеялась стать придворной дамой русской императрицы. В эти годы гремела слава «музеума» Джеймса Кокса. Его роскошные автоматы с фигурами людей, животных и птиц восхищали европейцев. Об этих диковинках герцогиня поведала князю Григорию Потемкину. Князь  решил удивить императрицу Екатерину II и сделал  заказ Джеймсу Коксу. В Эрмитаже Екатерины II автомат Кокса должен был стать самой заметной вещью. В 1781 году автомат был привезен в Петербург в разобранном виде и долго бездействовал. Автомат с часами находится в действующем состоянии с 1794 года.  Понять конструкцию и восстановить разрушенный автомат смог гениальный русский механик И. П. Кулибин, который долгие годы поддерживал действие часов в Эрмитаже. Фигурки павлина, петуха и белки движутся, пока звучит музыка колокольчиков. Предполагают, что автором музыки для часов «Павлин» был английский  композитор Джон Стенли, родившийся слепым. Тем не менее, после Генделя он возглавлял королевскую капеллу и любил всякие эксперименты в музыке. Всего в коллекции Эрмитажа содержится несколько часов, сделанных в мастерской Кокса.

А теперь перейдем в следующее здание Главного музейного комплекса Эрмитажа.

Слайд № 20   Большой Эрмитаж (Старый Эрмитаж)

Для размещения быстро растущей коллекции картин Малого Эрмитажа было недостаточно и в 1770 было решено построить «в линию» с Эрмитажем и Зимним дворцом новое здание на Дворцовой набережной, которое в 19 веке называли Старым Эрмитажем (архитектор Ю. М. Фельтен). Строительство длилось 17 лет. В 1850-х интерьеры перестроил архитектор А. И. Штакеншнейдер Ныне здесь расположена экспозиция итальянского искусства 13- 16-х веков.

Слайд № 21 Большой Эрмитаж

В 1783-1792 Дж. Кваренги пристроил к фельтеновскому зданию вдоль набережной Зимней канавки корпус лоджий Рафаэля, впоследствии включенный в состав здания Нового Эрмитажа. В этом корпусе по заказу Екатерины II была воспроизведена прославленная Ватиканская галерея, расписанная Рафаэлем и его учениками.

Слайд № 22  Лоджии Рафаэля

Екатерина II сама рассказывала, как возник замысел соорудить Лоджии.  В один из дней 1778 года она рассматривала раскрашенные гравюры, изображавшие росписи Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце, которые ей прислал князь Н. В. Репнин. Под впечатлением от увиденного она пишет барону Гримму, французскому литератору и знатоку искусств, состоявшему у нее на службе: «Лоджии Рафаэля превосходные и драгоценные вещи. Их видишь и все снова рассматриваешь без устали. И чем больше на них смотришь, тем больше хочется их видеть». Екатерина II была охвачена желанием получить копии Лоджий Рафаэля: «Я прошу Вас, напишите немедленно Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды и стены, и я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти Лоджии и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они. У меня к этим Лоджиям и потолкам такое благоговение, что я в честь них жертвую средства на постройку здания и не буду иметь ни покоя, ни отдыха, пока все не будет окончено»

Слайд № 23  Эрмитажный театр

Екатерина II была увлечена театром и по ее поручению был построено здание Эрмитажного театра.

Здание Эрмитажного театра, расположенное на углу Дворцовой набережной и Зимней канавки, построено архитектором Джакомо  Кваренги в 1783-1787 годах на месте старых дворцов Петра I. Часть корпуса первого Зимнего дворца в несколько измененном виде Кваренги сохранил позади театра на набережной Зимней канавки и в первом этаже под сценой.

Слайд № 24 Зал Эрмитажного театра

 Здесь проводились театральные спектакли, театральные обеды для избранных гостей и новогодние маскарады. Эрмитажный театр завершает комплекс зданий, связанных арками и переходами с Зимним дворцом. Переходная галерея (архитектор Ю. М. Фельтен) соединяет театр с Большим Эрмитажем, она построена одновременно с театром.

Слайд № 25 Новый Эрмитаж

Последним в комплексе зданий Эрмитажа был возведен «Императорский музеум» или Новый Эрмитаж. Решение о его строительстве принял император Николай  I.  Главный фасад здания выходит на Миллионную улицу. Здание  построено по проекту архитектора Лео фон  Кленце, под руководство архитекторов  В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.   Это было первое в России здание, построенное специально для музея. В залах первого этажа «Музеума» размещалась коллекция античного искусства, а на втором этаже – Картинная галерея. 5 февраля 1852 состоялось торжественное открытие первого в России художественного музея. Интерьеры этого музея дошли до нас в неизменном виде.

Слайд № 26 Атланты Нового Эрмитажа

Фасад здания украшают фигуры десяти  пятиметровых атлантов, высеченных из серого гранита (скульптор А. И. Теребенев). Здесь можно вспомнить строчки из стихотворения петербургского (ленинградского!) ученого и поэта А. Городницкого:

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

В здании Нового Эрмитажа богатая внутренняя отделка: роспись, лепка, позолота.

Слайд № 27 Парадная лестница Нового Эрмитажа

Парадная лестница ведет на второй этаж – в большие залы с верхним светом. Эти залы получили название Больших просветов. Здесь 60 залов.

Слайд № 28  Большой Итальянский Просвет

А теперь мы с вами перейдем через Дворцовую площадь - главную площадь Санкт-Петербурга, чтобы оказаться в здании Главного штаба.

Слайд 29  Главный штаб

Этот выдающийся памятник архитектуры построен   талантливым зодчим Карлом Ивановичем Росси в 1819-1829 годах. Здесь размещались  Генеральный (Главный) штаб, Министерства иностранных дел и финансов. В 1989 году Государственная инспекция по охране памятников передала левое крыло здания Главного штаба (от арки в сторону Мойки) Государственному Эрмитажу. В этом здании будет размещена экспозиция 19-20 веков. Ее основой станут коллекции картин импрессионистов и постимпрессионистов. Здесь будет выставлена эрмитажная коллекция фарфора.

Вопрос: Знаете ли вы, почему 1764 год считается годом основания музея Эрмитаж?

Уя-ся: в этом году было первое приобретение картин, с которого началась коллекция

Коллекция Эрмитажа

Слайд № 30  Императрица Екатерина II

Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год.  У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа — императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.

Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком С этого момента покупки произведений искусства следовали одна за другой.

Так, были приобретены  крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров. За время правления Екатерины II коллекцию Эрмитажа пополнили более четырех тысяч картин. Среди них: «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Рембрандта, «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Святое семейство» Рафаэля и др. шедевры.

При правлении Александра I, по окончании войны с Наполеономв 1815 году, коллекция Эрмитажа пополнилась 38 картинами из галереи Мальмезонского дворца. Эту коллекцию император купил у наследников Жозефины Богарне (супруга Наполеона) – Гортензии и Евгения Богарне. Среди картин – «Святое семейство » Андреа дель Сарто, «Снятие с креста» Рембрандта и др.

Слайд № 31  Военная Галерея 1812 года

Во время правления Николая I, в 1826 в парадной части Зимнего дворца по проекту К. России создается Военная галерея 1812 года. Конные портреты Александра I (Ф. Крюгер) и его союзников – короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт), парадные портреты фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли, великого князя Константина Павловича, английского герцога Артура Веллингтона и 332 поясных портрета героев Отечественной войны 1812 года украсили стены галереи.

17 декабря 1837 Зимний дворец был охвачен пожаром, многие интерьеры уничтожены, но коллекцию Эрмитажа удалось спасти. К Пасхе в марте  1839 были проведены восстановительные работы интерьеров под рук.  архитекторов В. П. Стасова и А. П. Брюллова.  На возрождение здания были направлены огромные материальные и человеческие ресурсы – число одновременно работавших доходило до 10 тысяч человек. Дворец был возрожден за очень короткий срок – всего за 15 месяцев. Современники называли здание дворца фениксом, т. е. возрожденным из пепла.

Слайд № 32    Мадонна Литта

При царствовании Александра II, коллекция Эрмитажа наряду с другими приобретениями пополнилась двумя шедеврами мирового значения.  Первый шедевр -  картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем». В 1865 году ее продал картину императору герцог Литта из Милана, отсюда второе название шедевра – «Мадонна Литта».

Слайд №  33  Мадонна Конестабиле  

Второй шедевр был куплен в 1870  – картина Рафаэля  «Мадонна с младенцем» (получившая название «Мадонна Конестабиле» по имени своего прошлого владельца графа Конестабиле).

В 1885 при Александре III Эрмитажу была передана коллекция Арсенала из Царского Села, включавшая в себя собрание западноевропейского художественного оружия 15-17 веков.

Слайд № 34  Мадонна Бенуа    

В 1914 коллекцию Эрмитажа украсила картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа»). Картина выкуплена у петербургского архитектора Л, Н. Бенуа за 150 тыс. рублей.

В 1917  при новой власти Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями.  В 20 – 30 годы коллекция музея пополнялась за счет национализированных частных коллекций и музеев.

В 1941 в начале Великой Отечественной войны часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована на Урал, но всю коллекцию эвакуировать не удалось из-за начала блокады. После войны в 1945 произведения искусства вернулись из Свердловска и  8 ноября 1945 года  Государственный Эрмитаж открылся для посетителей.

В послевоенное время и до наших дней коллекции Государственного Эрмитажа пополняются новыми экспонатами, ведутся реставрационные  и научные работы. В настоящее время коллекция Эрмитажа насчитывает около трех миллионов экспонатов, а количество  залов, в которых они  размещаются  - около четырехсот.

Слайд № 35  Выставка «При дворе российских императоров»

В Эрмитаже также проходят временные выставки. Так, одна из интереснейших выставок 2014 года – «При дворе российских императоров»

(Костюм 18- начала 20-го веков из собрания Эрмитажа).

Российский императорский двор до 1917 года имел славу самого блестящего европейского двора. То, что сегодня мы называем дресс-кодом, в России было введено в 1834 году, когда император Николай I подписал указ о регламентации одежды. Он сам решал, что будут носить кавалеры двора и придворные дамы, как будут выглядеть все мужские ведомственные костюмы, военные и гражданские. Все знали, в какой день нужно надеть тот или иной костюм, какое шитье на нем должно быть, какой цвет обшлагов, воротника. Даже количество пуговиц было оговорено. Цвета, фасоны, фактуры дамского платья – все было строго регламентировано.

Слайд №36, 37  -  Костюм в  Эрмитаже

По демонстрируемым туалетам (а ведь на выставке была представлена только небольшая часть Эрмитажной коллекции костюмов) можно понять, каким вкусом обладали российские императоры и императрицы: Петр I, Мария Федоровна (супруга Александра III, Екатерина II). Костюмы для церемоний, повседневная одежда, военная, бальная, утренняя, маскарадная – это часть нашей материальной и духовной культуры.

Слайд № 38 Эрмитажные кошки

В 1745 году Екатерина II издала  «Указ о высылке ко двору котов», по которому ей должны были прислать отборных охотников на мышей и крыс. Императрица кошек не любила, но придала им статус «охранников картинных галерей» и разделила котов на 2 класса – надворных и комнатных. С тех пор коты находятся «на службе» в Эрмитаже. Сегодня в Эрмитажных подвалах около 70  котов.

Недавно в США вышла книга  про эрмитажных котов,  а одним из главных действующих лиц стал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Автором детской книги является писательница Мэри Энн Эллин.  История, разыгравшаяся на страницах книжки, рассказывает об  американской девочке Анне, которая отправилась в путешествие в Эрмитаж, где встретила пушистых хранителей музея и решила во что бы то ни стало нарисовать их.

Средства от продажи книги перечислят Эрмитажу на еду, витамины и уход за пушистыми хранителями музея.

Эрмитаж радует, удивляет, восхищает, дает знания,  дарит ощущение гордости за Санкт - Петербург, который является хранителем бесценных культурных памятников, произведений искусства и нашей истории.

Здесь заканчивается наша виртуальная экскурсия. А Эрмитаж всегда ждет вас! Каждый раз, когда вы будете приходить сюда, вы будете узнавать много нового и интересного!

Вопросы:

  1. Назовите дату основания музея - Эрмитажа
  2. Перечислите  здания, которые составляют Главный музейный комплекс Эрмитажа
  3. Назовите имена архитекторов Эрмитажа
  4. Кто из русских императоров положил начало собиранию коллекции Эрмитажа? Что было первым приобретением?
  5. Сколько экспонатов насчитывает коллекция Эрмитажа?
  6. Сколько  залов Эрмитажа размещают его коллекции?
  7. Какие мировые шедевры хранятся в Эрмитаже?

Источники

Литература:

1. .Государственный Эрмитаж. Путеводитель. Автор-составитель Шапиро Ю. Г. Л: Изд - во «Аврора», 1991 стр. 8-11

2.Никулин Н. Н. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Изд – во Государственного Эрмитажа, 2005 стр. 2

3. При Дворе российских императоров. Костюм XVIII -  начала XX века в собрании Эрмитажа: в 2 т./ Государственный Эрмитаж. – СПб.:  Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014

4.Сомов А.И.,— Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

5. Тихонов Л. П. Санкт-Петербург от А до Я. Лениздат, 2006 стр. 166

6. Шедевры Эрмитажа. Часы «Павлин»./ авт. Зек Ю. А. , Семенов Н. Ю., Гурьев М. П. – Санкт-Петербург. Издательство Государственного Эрмитажа, 2006

7. Эрмитаж. Парадные залы / Т. Пашкова текст.- Санкт-Петербург. Издательство «Альфа-колор», 2008

Интернет-ресурсы:

www.hermitagemuseum.org

 http://livetotravel.ru/ermitazh-v-sankt-peterburge/ 

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.

http://coollib.com/b/254270/read

ermitazh.theatre.ru/

www.museum.ru/M106

www.panoramas.classic-ru.org/russian/museum/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Малахитовая_гостиная_Зимнего_дворца





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование , история России 9 класс

Данное планирование можноиспользовать при работе с учебником А.А Данилова и Л.Г Косулиной "История России XX- начало XXI века"...

Рузвернутый тематический план История России для 7 класса

Развернутые тематические планы «История России» для 6–9 классов разработаны на основе Примерной программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, ...

Тематическое планирование история и обществознание

Тематические планирования по истории и обществознанию 5-10 класс...

календарно-тематический план история 10 класс от Ерошина

календарно-тематический план является составной частью  рабочей программы по истории 10-11 классы (базовый уровень)...

Тематическое планирование История 6,7 класс, синхронно- параллельное изучение

Примерные программы и методические письма Министерства образования РФ рекомендуют в основной и средней (полной) школе преподавание истории осуществлять синхронно-параллельно, по  единой линейной,...

Календарно-тематическое планирование истории 6 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. История средних веков 6 класс Агибалова Е. В.. Донской Г. М.

Календарно-тематическое планирование (примерное)  истории 6 класс. Учебник История России 6 класс в 2-х частях, под ред. А. В. торкунова. Издательство "Просвещение"; История средних век...

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....