Воспитательский час на тему "От конфликта к войне»
классный час (5 класс) на тему
Установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».
1. Организационный момент
Мотивация:
Воспитателем задается ситуация-провокация. Воспитанникам дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Дети начинают рисовать. Воспитатель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что воспитанники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает детей и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем воспитатель дает возможность воспитанникам закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра? (дети после выполнения задания расстроены).
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? ( плохо объяснили, не поняли и т.д)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы детей)
-Сегодня мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема общения: «От конфликта к войне».
2. Беседа по теме.
- Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
(Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.)
- А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят? (о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться).
- И так, эта поговорка о тех, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения, любое дело превращается в «кашу».
Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить. И в этом нам поможет игра «Речевой этикет».
Игра «Речевой этикет»
1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)
2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)
3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться»).
4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)
5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)
6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)
7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Ответы детей
- Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
А что же такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Виды конфликтов: политические, семейные (супружеские), юридические, военные, среди животных.
3. Индийская сказка
- Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. (У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии).
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
- « Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих не нее». (Е. Евтушенко.)
4. Разновидности конфликтов.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов?
- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
- Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
- В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
5. Предупреждение конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Общение – основа разрешения конфликта.
Часто в наше время конфликт перерастает в войну.— Что такое «война»?
Например, так: «Ты помнишь, как недавно Олег поссорился со своим другом Вовой, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны: танки, пистолеты, пулеметы. Вы с Вовой подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой».
Или так: «Помните, в сказке про заячью избушку попросилась лиса к зайцу жить, да его и выгнала. И пришлось зайцу помощника себе искать, чтобы дом свой освободить. Вот и войны иногда также возникают».
6. Заключительное слово.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Итоговое упражнение «Подарок».
- Для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
- Наше общение мне хочется закончить такими словами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательский час "Как предотвратить конфликт?"
Цель: разъяснить детям понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", рассмотреть способы предупреждения конфликтов....
воспитательский час "Как предотвратить конфликт?"
Цель: разъяснить детям понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", рассмотреть способы предупреждения конфликтов....
воспитательский час "Как предотвратить конфликт?"
Цель: разъяснить детям понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", рассмотреть способы предупреждения конфликтов....
«Декларация прав человека. Жизнь без конфликтов и войн» -9класс
Цели урока: научить учащихся слушать, читать, писать и говорить о политических организациях, правах человека, предотвращении конфликтов и войн....
Конспект воспитательского часа на тему "Общение и конфликты» для воспитанников среднего школьного возраста"
Конспект воспитательского часа на тему: "Общение и конфликты» для воспитанников среднего школьного возраста"...
Воспитательский час: «Учимся разрешать конфликты».
Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развити...
Воспитательский час в 9 классе «Была война...» 2021 – 2022 учебный год.
Занятие было приурочено к приближающемуся празднику 9 Мая. В этот день мы не только празднуем победу, мы вспоминаем о тяжелых моментах в истории нашей страны, скорбим о погибших и замученных в той вой...