Рабочая программа творческого объединения "Поиск"
рабочая программа на тему

Мещерякова Галина Григорьевна

Программа содержит тематическое планирование творческого объединения "Поиск", которая составлена с учетом изучения истории Курской области и родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.rar22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»

Принято                                                                 Утверждено:

на заседании педагогического совета                приказ № ______ от «__»______201_г.

от «__» ___________ 201_ г.                               Директор школы: _________ Соловьев В.С.

Рабочая программа

творческого объединения

«Поиск»

возраст детей от 10 – 15 лет

срок реализации 1 год

Составитель: Мещерякова Галина Григорьевна

учитель истории

первой квалификационной категории

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1 Обоснование необходимости разработки

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо в школе, так как именно там закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

          Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у  школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

           Творческое объединение «Поиск» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края -  это ведущий фактор воспитания патриотизма у обучающихся.

Программа творческого объединения составлена на основании государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

 Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Теоретическая часть включает пояснения по темам и изучаемым разделам, а практическая часть состоит в участии в поисковой деятельности и в оформлении найденного материала о родном крае.

Новизна программы заключается в интеграции природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  обучающихся.

Актуальность программы определяется необходимостью воспитания юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию историко – краеведческой деятельности воспитанниками объединения.

2.2 Цели и задачи программы

Цель программы:  формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  •  воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования; развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, информационно – коммуникативные технологии, практическая работа, исследовательские проекты.

2.3 Особенности программы

Ведущие идеи: оказание социально – педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся; формирование  патриотической личности, способной к творческой деятельности.

Ключевые понятия: формирование  компетентности обучающихся, их самостоятельности, критичности, способности к самоанализу выполняемой деятельности, её планированию, к постановке целей на будущее, развитию творческого мышления.

Этапы реализации программы:

1 год обучения: мотивация, интерес, способности, творческая и поисковая деятельность.

В основу программы положено творческая  и поисковая деятельность обучающихся.

Программа рассчитана на один год обучения (возраст детей 10 – 15 лет).

В предлагаемой программе «Поиск» могут заниматься дети 10 – 15 лет. Они знакомятся с событиями местной истории и культуры  данного края, предполагаемые занятия  доступными, эмоционально насыщенны. Вызывать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

При составлении плана работы была соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь занятий.

2.4 Возрастные особенности обучающихся

Особенности детей 10 – 15 лет:

- период бурного физического роста;

- ведущая деятельность – познавательная;

- ребенок стремится быть развитым;

- любознательны, тянутся ко всему новому;

- интересуются конкретными объектами и темами: животные, растения, моря и реки, города, вызывающий огромный интерес;

- стараются объединиться в микрогруппы «мальчики» - «девочки», соперничают друг с другом;

 - хотят и пытаются всё делать: сочинять, рисовать;

- потребность в признании, внимании, уважении со стороны родителей и педагога;

- начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь), отсюда стремление иметь верного, понимающего друга.

В этом возрасте:

В Я – концепции личности доминирует «Я – эмоциональное», где можно выделить следующую структуру: Я нравлюсь, Я способен, Я защищен. Совокупность этих трех элементов самоощущений способствует положительным проявлением личности: успеху, прогрессу.

Предпочтения в формах работы

Исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

Требования к оцениванию

- в этом возрасте  для детей важно мнение коллектива, оценка сверстников становится наиболее значимой;

- педагог уже не только непререкаемый авторитет, как в начальной школе;

- отрицательное и пренебрежительное отношение очень ранит, поэтому нужно быть предельно осторожным в оценивании;

- в этом возрасте  формируется самооценка личности;

- требуется стимулирующая оценка труда подростка.

Требования к педагогу:

 - необходимо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом;

-  осторожность в замечаниях и оценке;

- педагог уже не является непререкаемым авторитетом.

Особенности набора в группу – свободный.

2.5 Режим организации занятий

Программа творческого объединения рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 академическому часу.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, беседа с обучающимися), так и практические занятия (экскурсии, викторины, проведение конкурсов).

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

2.6 Прогнозируемые результаты

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
  • символику страны, края, города, школы;
  • традиции русского народа и семьи,
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • правила ТБ в кружке.

Уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

  •  формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм;
  • применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;  
  •  сохранения духовного и культурного наследия России и Малой Родины;
  • передачи собственных знаний и умений последующим поколениям учащихся школы.

В процессе реализации программы у обучающихся должны развиваться такие социально – значимые  качества личности как:

  • любовь к людям и природе;
  • ответственное отношение к окружающей среде;
  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов

Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение  информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Целью отслеживании и оценивания результатов обучения является: содействовать воспитанию у обучающихся ответственности  за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и к самонаблюдению, формирует навык самоанализа. Для проверки знаний, умений и навыков используются такие виды и методы контроля как:

Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Методы: письменные (анкеты), игры.

Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знаниях обучающихся. Методы: устный (беседа), письменные, индивидуальные, наблюдения.

Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания обучающихся. Методы: практические, индивидуальные, комбинированные, самоконтроля.

Итоговый, проводимый в конце четвертей, полугодий, всего учебного года. Формы: соревнования, участие в конкурсах, учебно – исследовательских конференциях.

К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:

- индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося;

- системность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;

- всесторонность и дифференцированный подход.

3. Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Мой край на карте Родины.

4

2

2

3.

Я и моя семья.

2

1

1

4.

Моя улица.

1

-

1

5.

Наша школа.

1

1

-

6.

Природа нашего края.

3

2

1

7.

Герои рядом с нами.

4

2

2

8.

Итоговое занятие.

1

-

1

9.

Итого:

17

9

8

4. Содержание программы

1. Вводное занятие. (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

2. Мой край на карте Родины. (4 ч)

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Курской области. Знакомство с картой района, границы, история образования.     Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Рыльска.

3. Я и моя семья. (2 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

4. Моя улица. (1 ч)

Экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, памятники.

Форма контроля:  рассказ «Прогулка по улицам моего поселка».

5. Наша школа. (1 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

6. Природа нашего края. (3 ч)

Полезные ископаемые Курской области и Рыльского района.

Речная сеть области, озера.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные  и  комнатные растения.  Редкие     и  исчезающие  виды  растений (Красная   книга). Охрана  растений.

Животный  мир. Дикие  и  домашние  животные. Роль  животных  в  жизни  человека.  Редкие  и  исчезающие  виды  животных (Красная  книга)   Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;  сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы.  Птицы  нашей  области. Группы птиц: перелетные,  оседлые,  кочующие. Хищники. Зимовка  птиц.  Охрана  и  подкормка  птиц.  Красная  книга.  

Законы  об  охране  природы. Заповедники, заказники,  охраняемые  территории. Организации  по  охране  природы.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.

7. Герои рядом с нами. (4ч)

Сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинах интернационалистах, проживавших и проживающих в поселке, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них.

Сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в
военное и мирное время, оформление выставок, презентаций,
экскурсий о них.

8. Итоговое занятие. (1ч)

Проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы на основе созданных выставок, презентаций, экскурсий.

5. Методическое обеспечение программы

Основные способы и формы работы.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

        Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Методы организации образовательного процесса

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Дидактические материалы.

Для проведения занятий необходимы: стенды, плакаты, карты, справочная и дополнительная литература. Они обеспечивают успешность в усвоении информации и выполнении полученных заданий.

Материально – технические средства.

Важную роль в обучении играет оформление кабинета, где проводятся занятия. Кабинет укомплектован техническими средствами обучения: компьютер, проектор, экран. Необходимо наличие инструкции по технике безопасности с предупреждением об опасности и действиями, которые необходимо выполнить перед работой и после её окончания. В помещении должны строго соблюдаться санитарно – гигиенические требования и нормы  освещения, вентиляции.

6. Список литературы.

Б.И. Ворович. Марьино: годы, события, люди. – М.: 2003.

История и современность Курского края. Региональное учебное пособие под ред. профессора Б.Н. Королева. Курск, 2009.

Курская область. Информационно – статистические материалы для учителей и учащихся образовательных учреждений. Курск, 1998.

Курская старина. Научно – популярный историко – литературный журнал. Т 1. Марьино. Барятинские. Курск, 2007.

Очерки культуры Курского края. Краеведческие заметки в помощь школьному учителю. Курск, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...