Рабочая программа творческого объединения "Поиск"
рабочая программа на тему
Программа содержит тематическое планирование творческого объединения "Поиск", которая составлена с учетом изучения истории Курской области и родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.rar | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Принято Утверждено:
на заседании педагогического совета приказ № ______ от «__»______201_г.
от «__» ___________ 201_ г. Директор школы: _________ Соловьев В.С.
Рабочая программа
творческого объединения
«Поиск»
возраст детей от 10 – 15 лет
срок реализации 1 год
Составитель: Мещерякова Галина Григорьевна
учитель истории
первой квалификационной категории
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Обоснование необходимости разработки
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо в школе, так как именно там закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Творческое объединение «Поиск» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у обучающихся.
Программа творческого объединения составлена на основании государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Теоретическая часть включает пояснения по темам и изучаемым разделам, а практическая часть состоит в участии в поисковой деятельности и в оформлении найденного материала о родном крае.
Новизна программы заключается в интеграции природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей обучающихся.
Актуальность программы определяется необходимостью воспитания юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию историко – краеведческой деятельности воспитанниками объединения.
2.2 Цели и задачи программы
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования; развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, информационно – коммуникативные технологии, практическая работа, исследовательские проекты.
2.3 Особенности программы
Ведущие идеи: оказание социально – педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся; формирование патриотической личности, способной к творческой деятельности.
Ключевые понятия: формирование компетентности обучающихся, их самостоятельности, критичности, способности к самоанализу выполняемой деятельности, её планированию, к постановке целей на будущее, развитию творческого мышления.
Этапы реализации программы:
1 год обучения: мотивация, интерес, способности, творческая и поисковая деятельность.
В основу программы положено творческая и поисковая деятельность обучающихся.
Программа рассчитана на один год обучения (возраст детей 10 – 15 лет).
В предлагаемой программе «Поиск» могут заниматься дети 10 – 15 лет. Они знакомятся с событиями местной истории и культуры данного края, предполагаемые занятия доступными, эмоционально насыщенны. Вызывать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
При составлении плана работы была соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь занятий.
2.4 Возрастные особенности обучающихся
Особенности детей 10 – 15 лет:
- период бурного физического роста;
- ведущая деятельность – познавательная;
- ребенок стремится быть развитым;
- любознательны, тянутся ко всему новому;
- интересуются конкретными объектами и темами: животные, растения, моря и реки, города, вызывающий огромный интерес;
- стараются объединиться в микрогруппы «мальчики» - «девочки», соперничают друг с другом;
- хотят и пытаются всё делать: сочинять, рисовать;
- потребность в признании, внимании, уважении со стороны родителей и педагога;
- начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь), отсюда стремление иметь верного, понимающего друга.
В этом возрасте:
В Я – концепции личности доминирует «Я – эмоциональное», где можно выделить следующую структуру: Я нравлюсь, Я способен, Я защищен. Совокупность этих трех элементов самоощущений способствует положительным проявлением личности: успеху, прогрессу.
Предпочтения в формах работы
Исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Требования к оцениванию
- в этом возрасте для детей важно мнение коллектива, оценка сверстников становится наиболее значимой;
- педагог уже не только непререкаемый авторитет, как в начальной школе;
- отрицательное и пренебрежительное отношение очень ранит, поэтому нужно быть предельно осторожным в оценивании;
- в этом возрасте формируется самооценка личности;
- требуется стимулирующая оценка труда подростка.
Требования к педагогу:
- необходимо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом;
- осторожность в замечаниях и оценке;
- педагог уже не является непререкаемым авторитетом.
Особенности набора в группу – свободный.
2.5 Режим организации занятий
Программа творческого объединения рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 академическому часу.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, беседа с обучающимися), так и практические занятия (экскурсии, викторины, проведение конкурсов).
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
2.6 Прогнозируемые результаты
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
- символику страны, края, города, школы;
- традиции русского народа и семьи,
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- правила ТБ в кружке.
Уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм;
- применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сохранения духовного и культурного наследия России и Малой Родины;
- передачи собственных знаний и умений последующим поколениям учащихся школы.
В процессе реализации программы у обучающихся должны развиваться такие социально – значимые качества личности как:
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов
Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Целью отслеживании и оценивания результатов обучения является: содействовать воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и к самонаблюдению, формирует навык самоанализа. Для проверки знаний, умений и навыков используются такие виды и методы контроля как:
Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Методы: письменные (анкеты), игры.
Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знаниях обучающихся. Методы: устный (беседа), письменные, индивидуальные, наблюдения.
Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания обучающихся. Методы: практические, индивидуальные, комбинированные, самоконтроля.
Итоговый, проводимый в конце четвертей, полугодий, всего учебного года. Формы: соревнования, участие в конкурсах, учебно – исследовательских конференциях.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося;
- системность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
- всесторонность и дифференцированный подход.
3. Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Теорети-ческих | Практи-ческих |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Мой край на карте Родины. | 4 | 2 | 2 |
3. | Я и моя семья. | 2 | 1 | 1 |
4. | Моя улица. | 1 | - | 1 |
5. | Наша школа. | 1 | 1 | - |
6. | Природа нашего края. | 3 | 2 | 1 |
7. | Герои рядом с нами. | 4 | 2 | 2 |
8. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
9. | Итого: | 17 | 9 | 8 |
4. Содержание программы
1. Вводное занятие. (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
2. Мой край на карте Родины. (4 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Курской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Рыльска.
3. Я и моя семья. (2 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
4. Моя улица. (1 ч)
Экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, памятники.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего поселка».
5. Наша школа. (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
6. Природа нашего края. (3 ч)
Полезные ископаемые Курской области и Рыльского района.
Речная сеть области, озера.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
7. Герои рядом с нами. (4ч)
Сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинах интернационалистах, проживавших и проживающих в поселке, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них.
Сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в
военное и мирное время, оформление выставок, презентаций,
экскурсий о них.
8. Итоговое занятие. (1ч)
Проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы на основе созданных выставок, презентаций, экскурсий.
5. Методическое обеспечение программы
Основные способы и формы работы.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Методы организации образовательного процесса
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Дидактические материалы.
Для проведения занятий необходимы: стенды, плакаты, карты, справочная и дополнительная литература. Они обеспечивают успешность в усвоении информации и выполнении полученных заданий.
Материально – технические средства.
Важную роль в обучении играет оформление кабинета, где проводятся занятия. Кабинет укомплектован техническими средствами обучения: компьютер, проектор, экран. Необходимо наличие инструкции по технике безопасности с предупреждением об опасности и действиями, которые необходимо выполнить перед работой и после её окончания. В помещении должны строго соблюдаться санитарно – гигиенические требования и нормы освещения, вентиляции.
6. Список литературы.
Б.И. Ворович. Марьино: годы, события, люди. – М.: 2003.
История и современность Курского края. Региональное учебное пособие под ред. профессора Б.Н. Королева. Курск, 2009.
Курская область. Информационно – статистические материалы для учителей и учащихся образовательных учреждений. Курск, 1998.
Курская старина. Научно – популярный историко – литературный журнал. Т 1. Марьино. Барятинские. Курск, 2007.
Очерки культуры Курского края. Краеведческие заметки в помощь школьному учителю. Курск, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
Рабочая программа «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...