Хлеб – всему голова.(Литературно-музыкальная композиция)
методическая разработка (8 класс) по теме

Реодько Юлия Фёдоровна

"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb_dnv_sherbakulkhleb.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1слайд                          Хлеб – всему голова.

(литературно-музыкальная композиция)

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном    аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном         мякише.   Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.

Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого         возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».

3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на         ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить.        И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся         взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два         колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».

Вед. 2:  Зёрна наших дней, светитесь

              Позолотою резной,

              Говорим мы: берегите,

              Берегите хлеб родной.

              Не мечтаем мы о чуде,

              К нам полей живая речь:

            «Берегите хлеб, вы, люди,

              Научитесь хлеб беречь!»

             (Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)

(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)

4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются         миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб         наш   насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей,         олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь         постигнуть это великое чудо – хлеб.

                                 Хлебушек.

          Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.

          И как послушай, говорят!

          Так парни нежат своих девушек,

          А матери своих ребят.

          Здесь хлеб на землю не уронят,

          И как его нам подают!

          Как первенцев в мужей ладони

          Роженицы, боясь, кладут.

          Хлеб – жизни главная примета,

          Хлеб – их достоинство и честь.

          Несчастье – если хлеба нету,

          И счастье – ежели он есть.

          Их цех – земля.        

          Им крышей – небо.

          Они вершат державный труд,

          И что другое кличут хлебом,

          Они не могут – просто хлебом,

          Они его не просто хлебом,                              

          А так вот хлебушком зовут.

5 слайд             (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)

ЕГО  ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай  хлеба)

 Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…                                         

Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот        момент, когда  человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он         обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее         развитие человечества.

Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине         Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб…  Но         это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.

Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно         научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться  этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать,         но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.

Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому         страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе         говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать,         как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы         хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и         справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.

Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром.         Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и         его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие  дома.

Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым         местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а         также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и         заканчивалась хлебом.

Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед         иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с         собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей,         новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного         хлеба с солью.

6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:

          * Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

          * Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.

          * Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.

          * Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся      обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб        не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец.         Туркмен не коснётся  хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся         губами – как бы прося у него прощения.

Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю         мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»                                                        

Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный         в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был         цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк         возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца. 

7 слайд  Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

            Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • В дороге хлеб не помеха.
  •    Хлеб да вода – мужицкая еда.
  •    Хлебушко – калач дедушка.
  •   Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  •    У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  •    Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  •    Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
  •    Есть хлеб – будет и песня.
  •    Хлеб дар божий, отец, кормилец.

Вед. 2:           Так повелося на моей земле:        

          Из года в год, из рода в род – веками,        

          Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

          Согрет был человечьими руками.

          Он их теплом, он их добром пропах

          И песней той, что жаворонком спета

          Под синим небом в золотых хлебах

          В июльский полдень солнечного лета.

          Пройдётся пахарь утром по жнивью

          И сыну, указав рукой на поле,

          Негромко молвит: «Поклонись ему,

          Как матери, как нашей общей доле!»

          Ты вырастешь и через много лет

          Опять сюда вернёшься на рассвете

          И скажешь: «Ничего дороже нет,

          Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»

Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…»,  но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди         особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние         времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не         утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!

 

8 слайд (поле с комбайнами)  

                     Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.

          Как я пахал!

          Не шёл – бежал

          За плугом по родному полю.

          Не борозду спрямляя – долю,

          К чапыгам кровью прикипал.

          Как сеял я!

          Подняв пары,

          Я нёс на клён в корзине горку

          Зерна, что всё насквозь прогоркло

          От глаз голодной детворы.

          Высокий взмах моей руки,

          И поле сразу золотилось,

          Как будто солнышко садилось

          Цыплёнком жёлтым на рядки.

          А как я жал!

          К исходу дня

          Рубаха плавилась от пота.

          Сверяла ночь мою работу,

          Коротким сном даря меня.

          Сухой и чёрный,

          Пережив и боль, и страх, я поднял жито.

          Моей рукою перелита

          Ядреность солнца в зёрна нив.

          Так вы припомнили меня?

          Я не упал на пласт щекою.

          Держу я твёрдою рукою

          Штурвал железного коня.

          Разлились паводком поля

          За горизонт по всей округе.

          Но разве легче стали плуги,

          И мягче матушка-земля?

          Но разве полднем стал рассвет?

          Но разве сыплет манна с неба?

          Не знаю лёгкого я хлеба –

          Его и не было и нет!

Михайло Шевченко.

 (звучит песня «Шумят хлеба»)

10 слайд (пшеничное поле). У  нас в гостях:  

Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта

Алексеев Николай Васильевич  Кавалер ордена Трудовой Славы

 

                  (учащиеся задают вопросы).

 

Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб  многие из них были представлены к правительственным наградам.  Здесь  имена 15  орденоносцев.

11 слайд.   Из одного металла льют

                   Медаль за бой, медаль за труд        

                   Кто носит орден боевой
         За подвиги в бою,
         А кто за подвиг трудовой
         В своем родном краю.

(имена орденоносцев появляются на слайде)

Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову         «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.         В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина –         это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и         будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком,                 верный его спутник. Товарищ надёжный.

Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !

  Звучат первые аккорды «Священной войны»

В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый,         но ещё больше необходимый, чем в мирное время.        

Слайд12   Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в        зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов.  В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде.        (показать детям 125 грамм хлеба)                        

Слайд13  Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на         плащ-палатке. В то время солдаты  не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием,        с такой справедливостью потому, что был он  не только пищей, но и         вестью из        далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним,         солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.

                Хлеб войны.

          Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

          Ржаной муки был грубоват помол.

          Но расцветали лица от улыбок,

          Когда буханку ставили на стол.

          Военный хлеб. Он к щам годится постным,

          Раскрошенный, он был неплох и с кваском,

          Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

          Его мы отделяли языком.

          Он кислым был, ведь он был с отрубями,

          Не поручусь, что был без лебеды.

          И всё ж с ладони жадными губами

          Я крошки подбирал после еды.

          Я неизменно с острым интересом

          И с сердцем замирающим следил

          За грозным, хладнокровным хлеборезом.

          Он резал хлеб!

          Он чёрный хлеб делил!

          Я восторгался им, прямым и честным.

          Он резал грубо, просто, без затей,

          Горелой коркой, как в угле древесном,

          Испачкавшись – почти что до локтей.

          На нём рубаха взмокла холстяная.

          Он был велик в восторге трудовом.

          Он резал хлеб, усталости не зная,

          Лица не вытирая рукавом.        

Вед. 2:  «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что  рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно        определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного   человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с        калачом не шутит!»

Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом.  Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся         показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы         съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

          На Невском замерло движенье…

          Не ночью, нет – средь бела дня.

          На мостовой, как изваянье,

          Фигура женщины видна.

          Там, на дороге, как во сне,

          Седая женщина стояла –

          В её протянутых руках

          Горбушка чёрная лежала.

          Нет, не горбушка, а кусок,

          Обезображенный бездушьем,

          Размятый множеством машин

          И всё забывшим равнодушьем…

          А женщина держала хлеб

          И с дрожью в голосе шептала:

          - Кусочек этот бы тогда-

          И сына я б не потеряла.

          -Кусочек этот бы тогда…

          Кусочек этот бы тогда…

          Кто осквернил? Кто позабыл?

          Блокады страшные года…

          Кто, бросив на дорогу хлеб,

          Забыл, как умирал сосед?

          Детей голодные глаза

          С застывшим ужасом, в слезах.

          А Пискарёвку кто забыл?

          Там персональных нет могил…

          Там вечный молчаливый стон

          Терзает память тех времён.

          Им не достался тот кусок,

          Лежащий здесь – у ваших ног.

          Кусок, не подаривший жизнь…

          Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

          Кто предал хлеб?

Слайд14.  Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во         всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты                 выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб         не печёт, а поистине творит.

Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни         один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция         является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.

Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи,                 ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех                 православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда                 называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.

          Слыша добрые вести,

          Видя славу страны,

          Хлебу мы – честь по чести,

          Поклониться должны!

Вед. 1: Не напрасно народ

          С давних пор и поныне

          Хлеб насущный зовёт

          Самой первой святыней.

          Золотые слова

          Забывать мы не вправе:

          «Хлеб всему голова! – в поле, в доме, в державе!»

Слайд 15    (звучит  клип « Хлеб всему голова»)

Слайд16

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

Литературно музыкальная композиция " Хлеб всему голова"

        Литературно музыкальная композиция " Хлеб всему голова." создана для выступления учащихся во время колективно творческого дела.        ...