Хлеб – всему голова.(Литературно-музыкальная композиция)
методическая разработка (8 класс) по теме
"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb_dnv_sherbakulkhleb.doc | 76.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1слайд Хлеб – всему голова.
(литературно-музыкальная композиция)
(звучит песня «Хлеб всему голова»)
2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном мякише. Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.
Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».
3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить. И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».
Вед. 2: Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной,
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
(Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)
(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)
4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей, олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь постигнуть это великое чудо – хлеб.
Хлебушек.
Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.
И как послушай, говорят!
Так парни нежат своих девушек,
А матери своих ребят.
Здесь хлеб на землю не уронят,
И как его нам подают!
Как первенцев в мужей ладони
Роженицы, боясь, кладут.
Хлеб – жизни главная примета,
Хлеб – их достоинство и честь.
Несчастье – если хлеба нету,
И счастье – ежели он есть.
Их цех – земля.
Им крышей – небо.
Они вершат державный труд,
И что другое кличут хлебом,
Они не могут – просто хлебом,
Они его не просто хлебом,
А так вот хлебушком зовут.
5 слайд (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай хлеба)
Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…
Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее развитие человечества.
Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб… Но это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.
Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать, но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.
Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.
Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать, как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.
Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие дома.
Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.
Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.
6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:
* Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.
* Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.
* Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.
* Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.
Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец. Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы прося у него прощения.
Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»
Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.
7 слайд Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
- В дороге хлеб не помеха.
- Хлеб да вода – мужицкая еда.
- Хлебушко – калач дедушка.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
- У пахаря рука черна, да хлеб бел.
- Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
- Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
- Есть хлеб – будет и песня.
- Хлеб дар божий, отец, кормилец.
Вед. 2: Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»
Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…», но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!
8 слайд (поле с комбайнами)
Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.
Как я пахал!
Не шёл – бежал
За плугом по родному полю.
Не борозду спрямляя – долю,
К чапыгам кровью прикипал.
Как сеял я!
Подняв пары,
Я нёс на клён в корзине горку
Зерна, что всё насквозь прогоркло
От глаз голодной детворы.
Высокий взмах моей руки,
И поле сразу золотилось,
Как будто солнышко садилось
Цыплёнком жёлтым на рядки.
А как я жал!
К исходу дня
Рубаха плавилась от пота.
Сверяла ночь мою работу,
Коротким сном даря меня.
Сухой и чёрный,
Пережив и боль, и страх, я поднял жито.
Моей рукою перелита
Ядреность солнца в зёрна нив.
Так вы припомнили меня?
Я не упал на пласт щекою.
Держу я твёрдою рукою
Штурвал железного коня.
Разлились паводком поля
За горизонт по всей округе.
Но разве легче стали плуги,
И мягче матушка-земля?
Но разве полднем стал рассвет?
Но разве сыплет манна с неба?
Не знаю лёгкого я хлеба –
Его и не было и нет!
Михайло Шевченко.
(звучит песня «Шумят хлеба»)
10 слайд (пшеничное поле). У нас в гостях:
Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта
Алексеев Николай Васильевич Кавалер ордена Трудовой Славы
(учащиеся задают вопросы).
Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб многие из них были представлены к правительственным наградам. Здесь имена 15 орденоносцев.
11 слайд. Из одного металла льют
Медаль за бой, медаль за труд
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
(имена орденоносцев появляются на слайде)
Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Товарищ надёжный.
Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !
Звучат первые аккорды «Священной войны»
В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.
Слайд12 Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов. В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде. (показать детям 125 грамм хлеба)
Слайд13 Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. В то время солдаты не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием, с такой справедливостью потому, что был он не только пищей, но и вестью из далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним, солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.
Хлеб войны.
Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годится постным,
Раскрошенный, он был неплох и с кваском,
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был, ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом.
Он резал хлеб!
Он чёрный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным.
Он резал грубо, просто, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись – почти что до локтей.
На нём рубаха взмокла холстяная.
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом.
Вед. 2: «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит!»
Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом. Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.
На Невском замерло движенье…
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
- Кусочек этот бы тогда-
И сына я б не потеряла.
-Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Слайд14. Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.
Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.
Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи, ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.
Слыша добрые вести,
Видя славу страны,
Хлебу мы – честь по чести,
Поклониться должны!
Вед. 1: Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова! – в поле, в доме, в державе!»
Слайд 15 (звучит клип « Хлеб всему голова»)
Слайд16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Хлеб всему голова!
Классный час о хлебе....
"Хлеб - всему голова" Сценарий
Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....
Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.
«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он настолько приспособлен д...
Хлеб - всему голова
Концерт для тружеников села...
Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе
В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...
Литературно музыкальная композиция " Хлеб всему голова"
Литературно музыкальная композиция " Хлеб всему голова." создана для выступления учащихся во время колективно творческого дела. ...