Час общения "Конфликты в нашей жизни"
классный час на тему
На занятии обучающиеся знакомятся конфликтными ситуациямы, предлагают пути выхода, формулируют принципы конструктивного общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_konflikty_v_nashey_ezhizni.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
Группа 41ПК, профессия «Повар, кондитер»
Тема: «Конфликты в нашей жизни»
ЦЕЛИ:
- Способствовать формированию у учащихся бесконфликтного поведения.
- Повышение уровня культуры общения.
- Развитие способности к самооценке и саморегуляции поведения для успешной адаптации в социуме.
Форма проведения: студийное занятие
Методическая цель: применение личностно-ориентированного подхода с целью формирования социальной мобильности выпускника.
Дидактические средства:
- эпиграф, высказывания;
- музыкальный центр;
- микрофон, диски;
- конверты с заданиями;
- схема эскалации конфликтогенов;
- правила предупреждения конфликтов;
- «Толковый словарь»;
- памятки
- белые листы, маркеры.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Я приветствую всех! Жизнь наша сложна. И очень часто, в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После ссоры, конфликта многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Но как говорится в известной пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Как вы считаете, ребята, тема «Конфликты в нашей жизни» актуальна? Нужно ли говорить на эту тему? 2. Целевая установка. Да, конфликты играют важную роль в жизни человека. Они бывают различные: семейные, социальные, производственные, политические. Например, терроризм, войны, борьба за власть – это тоже конфликты, только на государственном уровне. Они стали основной причиной гибели 300 млн. человеческих жизней за прошедшее столетие. К сожалению и семейных конфликтов невозможно избежать. Даже в благополучных семьях возникают спорные ситуации, ссоры. Каждому из нас приходилось сталкиваться с социальными конфликтами: в обществе, в коллективе. Через несколько месяцев вы закончите обучение в нашем лицее, устроитесь на работу по профессии. И у вас могут возникнуть производственные конфликты, как в новом коллективе, так и с посетителями предприятия общественного питания, где вы будете работать. Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, способах достойного выхода из них и правилах поведения в конфликтных ситуациях. Ребята, на каждом столе, лежат «толковые» словари, к которым вы можете обращаться, если при разговоре встретится незнакомое слово. 3. Мини-экзамен. Вы все при входе брали билетики с названиями творческих групп «Собеседники» и «Мыслители». Те ребята, у которых стоят цифры на этих билетиках становятся участниками мини-экзамена. Вопросы к экзамену:
Вопрос ко всей аудитории: С какими людьми вы чаще всего конфликтуете
Я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся слова и словосочетания. Внимательно прочтите их и выберете те, на которых написаны причины возникновения конфликтов. Слова в конвертах:
Рефлексия: Какие ещё причины возникновения конфликтов вы знаете?
Ребята, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении таких конфликтов играют, так называемые конфликтогены – слова, действия, могущие привести к ссоре. Разжиганию конфликтов, способствует эскалация конфликтогенов, т.е. конфликтоген в наш адрес – мы пытаемся ответить обиднее, более сильным конфликтогеном, стараемся проучить обидчика, проявляем агрессию. Схема эскалации конфликтогенов. первый второй более конфликт конфликтоген сильный конфликтоген Рефлексия: Давайте разыграем ситуации, в которых ярко выражена эскалация конфликтогенов. Я предлагаю. «Собеседникам» и «Мыслителям» ситуации, в которых мы можем оказаться в любое время. Конфликт в магазине: ведь мы все являемся покупателями. 1 ситуация: За прилавком, глядя в зеркальце, пудрится молодая девушка с капризным выражением лица. Подошла женщина и поздоровалась с продавцом. Девушка не обращая внимания, продолжала заниматься своим делом. Женщина: - Здравствуйте, почему вы мне не отвечаете? Продавец: - А чего это вы мне – «здрасьте»? Что я вам – знакомая. Если каждому отвечать – язык отвалится! Женщина: ………………………………………………..! Продавец: ………………………………………………...! Женщина:………………………………………………….! 2 ситуация: Пожилой покупатель, только что отошедший от кассы с чеком и сдачей, возвращается и предъявляет кассиру претензию, что ему не дали чек. Продавец:…………………………………………………! Покупатель: ………………………………………………! Продавец: ………………………………………………….! Покупатель: ………………………………………………! Продавец: ………………………………………………….! Покупатель: ………………………………………………! Спасибо, ребята. Видите, как легко разжечь конфликт, сейчас мы в этом убедились. Но конфликтная ситуация не возникла бы, если один из участников не стал бы отвечать на конфликтоген в его адрес. Сам по себе «конфликтоген – одиночка» не способен привести к конфликту. Существуют люди агрессивные и конфликтоустойчивые. Конфликтоустойчивость – это способность человека погашать конфликты с окружающими, вопреки влиянию конфликтогенных факторов. Рефлексия: Есть ли среди вас конфликтоустойчивые люди, «антисклочники», которые могли бы погасить любой конфликт в группе или выступить в роли арбитра.
конфликтов. Я предлагаю вашим творческим группам попытаться выработать правила предупреждения конфликтов с помощью незаконченного тезиса. В нём пропущены главные слова. Вы должны вставить слова, подходящие по смыслу. В результате этой работы вы выработаете свои правила предупреждения конфликтов. Рефлексия: Давайте, сравним ваши ответы с мнением психологов. Мы сравнили ваши правила с правилами психологов, внесли интересные дополнения. Давайте ещё раз прочтем эти правила. Представим себе, что конфликт всё-таки произошел в силу разных причин: несовместимость характеров, взглядов, интересов, целей, потребностей человека. Как тогда разрешить его, чтобы отношения с конфликтующими остались нормальными, чтобы ссора не затянулась на долгое время. Какое поведение выбрать тогда? Какие слова? 8. Конверт с заданием 2 В ваших конвертах остались подсказки. Прочтите их, Вы согласны, что конфликт можно разрешить этими методами? Пожалуйста, закрепите их на доске. Рефлексия: Может, ребята, вы еще знаете способы успешного разрешения конфликтов? 9. «Откровенное интервью» Давайте запомним эти правила. В конфликте у человека доминируют не разум, а эмоции, когда сознание отключается, и человек не отвечает за свои слова и действия. Памятки с этими правилами вам пригодятся, если вы когда-нибудь окажетесь в затруднительной ситуации. Рефлексия: В заключении я хочу взять у вас «Откровенное интервью». Продолжите предложение «Сегодня мне было интересно узнать …» 10. Заключение. Наш час общения я хочу закончить словами великого персидского писателя и мыслителя Саади: Разгневан – потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно. | Учащиеся высказываются Учащиеся воспринимают представленный материал 4 человека отвечают на вопрос в билете Учащиеся высказываются Учащиеся выбирают нужные слова, аргументируют их и закрепляют на доске Учащиеся высказываются Схема эскалации конфликтогенов вывешивается на доску Двое ребят выходят к доске и разыгрывают ситуацию, создают эскалацию конфликтогенов Двое ребят выходят к доске и разыгрывают ситуацию, создают эскалацию конфликтогенов ребята выходят к доске и гасят конфликт на примере предыдущих ситуаций Каждая творческая группа совещается и зачитывает правила На доске правила. Пропущенные в тезисе слова выделены цветом. Ребята вывешивают слова напротив причин конфликтов. Дописывают на доске дополнения Высказывания ребят Учащимся раздаются памятки с кодексом поведения в конфликте. |
1 ситуация:
За прилавком, глядя в зеркальце, пудрится молодая девушка с капризным выражением лица. Подошла женщина и поздоровалась с продавцом. Девушка не обращая внимания, продолжала заниматься своим делом.
Женщина: - Здравствуйте, почему вы мне не отвечаете?
Продавец: - А чего это вы мне – «здрасьте»? Что я вам – знакомая. Если каждому отвечать – язык отвалится!
Женщина: ………………………………………………..!
Продавец: ………………………………………………...!
Женщина:
………………………………………………….!
2 ситуация:
Пожилой покупатель, только что отошедший от кассы с чеком и сдачей, возвращается и предъявляет кассиру претензию, что ему не дали чек.
Продавец:
…………………………………………………!
Покупатель: ………………………………………………!
Продавец: ………………………………………………….!
Покупатель: ………………………………………………!
Продавец: ………………………………………………….!
Покупатель: ………………………………………………!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...
Природа – наши корни, начало нашей жизни
Экологическая игра для 6 класса...
Хлеб – наша жизнь и наше богатство
Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...
Здоровый образ жизни наша жизнь
Методическая разработка спортивного праздника....
Наш район, наша жизнь, наши достижения.
Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...