Час нравственности и доброты "Если добрый ты..."
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Щербанёва Лиля Ароновна
Цель:
- воспитывать у учащихся толерантность и доброжелательное отношение к окружающим.
Задачи:
формирование у учащихся адекватной самооценки;
формирование у учащихся представлений о доброте, доброжелательности;
обобщение и углубление знаний учащихся о вежливых словах;
развитие коммуникативных навыков, культурных умений и навыков;
воспитание нравственно-этических норм поведения, вежливости, бережного отношения к окружающему миру.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_1_na_sayt_shcherbanyova_la.docx780.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие – урок доброты  «Если добрый ты…»

(Из опыта работы воспитателя Л.А.Щербанёвой)

Класс: 5

Цель:

- воспитывать у учащихся толерантность и доброжелательное отношение к окружающим.

Задачи:

  • формирование у учащихся адекватной самооценки;
  • формирование у учащихся представлений о доброте, доброжелательности;
  • обобщение и углубление знаний учащихся о вежливых словах;
  • развитие коммуникативных навыков, культурных умений и навыков;
  • воспитание нравственно-этических норм поведения, вежливости, бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: макет солнышка с лучиками, волшебная палочка, стихотворения о добре и вежливости, карточки «Составьте пословицы»,  памятки «Правила доброты», свеча добра; ММУ, презентация к занятию «Поговорим о доброте»; песня  Ю. Энтина «Дорога добра.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

    Психологический настрой учащихся.

II. Сообщение темы занятия. СЛАЙД 1

- Ребята, сегодня у нас на занятии мы поговорим о доброте и тема нашей встречи – «Погорим о доброте…»

III. Основная часть.

1. Беседа с учащимися с опорой на имеющиеся знания.

- В нашей речи мы употребляем много добрых, вежливых слов. Доброе слово может приободрить в трудной ситуации, вселить уверенность, согреть душу.

- Какие вежливые слова вы знаете? (Учащиеся называют.)

-  Слово «добро» - это исконно русское слово. Доброжелательность всегда ценилась у русского народа. Народная мудрость гласит: «Добро- что солнце».

- Объясните смысл этого выражения.

- Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.

 Грубых слов не говорите

 Только добрые дарите.

2. Игра «Волшебные лучики».   СЛАЙД 2

На доске солнышко, на его лучиках слова: теплота, внимание, забота, доброта, радость, ласка.

- Ребята, каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, ласку, доброту, внимание, заботу, радость. Вы со мной согласны?

- Значит, каждый лучик – волшебный. Давайте проверим.

- Я возьму волшебную палочку, взмахну ею и…лучик летит к…(назвать имя учащегося). Он делает тебя доброжелательным.

- К кому бы ты хотел проявить свою доброту и заботу?

- Кто хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик с пожеланием добра?

(Игра продолжается.)

- Знайте, ребята, что когда хочешь кому-либо сделать добро, желание всегда исполняется.

- Вы и не заметили, как с помощью волшебной палочки и лучиков вы стали добрыми волшебниками.

3. Игра «Составьте пословицы».    СЛАЙД 3

  • Соедините слова в пословицы.

Жизнь дана на                               злое калечит.

Доброе слово лечит, а                  а его добрые дела.

 Про доброе дело                           говори смело.

               

Не одежда красит человека,       добрые дела.

- Молодцы! Прочитайте пословицы, которые вы составили.

- Как вы понимаете смысл пословиц? СЛАЙД 4

4. Игра «Сказочный герой -  злой или добрый?»    СЛАЙД 5

- Ребята, вы знаете, что если есть добро, то рядом с ним находится  противоположное чувство – зло. А, если есть на свете добро и зло, то люди могут творить и добрые, и злые дела. Давайте вспомним любимые сказки, в которых говорится о добре и зле. Я буду называть сказочного героя, а вы его охарактеризуете: «Этот герой добрый или злой?» Если герой добрый – радостно потопайте, злой - закройте лицо руками.

Герои: Иван-царевич, Кощей бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Карлсон, Бармалей, Мальвина.

- На какого сказочного героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы учащихся.)

5.Беседа о правилах доброты.      СЛАЙД 6

- Ребята, давайте всегда будем добрыми и вежливыми и поговорим о правилах доброты.

  • Помогай слабым, маленьким, больным, попавшим в беду.
  • Не делай другому того, чего не желаешь себе.
  • Умей разделить с другом радость.
  • Не жадничай.
  • Не завидуй.
  • Не бойся просить прощения.
  • Жалей других.
  • Прощай другим ошибки.

-  Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший, добрый, вежливый  человек. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

6. Чтение и анализ стихотворения о доброте.    СЛАЙД 7

Не стой в стороне равнодушным,

Если у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя…

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живёшь ты не зря!

- Добрый человек никогда не будет равнодушным к чужой беде.

7. Игра «Вежливо-невежливо».       СЛАЙД 8

 

- Ребята, как вы думаете, если человек добрый, он будет вежливым?

- Сейчас попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Я буду называть ситуацию, если это вежливо – вы хлопнете в ладоши, если невежливо – тишина.

1, 2, 3 …начало игры!!!

  • Поздороваться при встрече…
  • Толкнуть, не извиниться…
  • Помочь поднять упавшую вещь…
  • Не встать, когда в класс вошёл учитель…
  • Купить билет в автобус…
  • Не уступить места пожилому человеку…
  • Нарушать дисциплину в школе…
  • Разговаривать на уроке…
  • Ябедничать…
  • Дразниться и обзывать людей плохими словами…
  • Поднимать руку, если знаешь ответ…

- Молодцы, вы хорошо знаете правила вежливости.

8. Беседа о доброте.

- Добрый человек – это человек, который любит людей, животных, готов прийти на помощь в трудную минуту.

- Добрый человек бережёт природу и окружающий его мир.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла..

Тот людям вовеки

Не делает зла!  

                     Р.Сеф

- Доброта – это лекарство от всего плохого, злого.

- Как же доброта возникает в человеческом сердце? Вы не задумывались? Ведь в сердце не заглянешь! Нет и такого прибора, который мог бы определить, чего в человеке больше: добра или зла.

- Добро всегда рядом идёт с любовью к людям. Любовь и доброта греют как солнце. А если человек добрый, он спокоен, вежлив, весел, от него всегда исходит тепло, с ним приятно находиться рядом и общаться. Да и живётся хорошо и просто тому, у кого доброе сердце.

9.Игра«В кругу вежливости».       СЛАЙД 9


- Разделимся на две команды, каждая команда образует круг. Участники каждой команды по очереди будут произносить вежливые слова. За каждое слово команда будет получать цветок, а из цветов вы составите букет. Слова повторять нельзя.
- Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов.

- Слова эти щедро дарите

Прохожим, друзьям и знакомым.

В автобусе, парке,

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны,

Они человеку, как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить,

Слова эти надо с улыбкой дарить.

10. Игра «Волшебные слова».  СЛАЙД 10

Задание 1: прочитать стихотворение.

Задание 2: назвать подходящее по смыслу вежливое слово.

СЛАЙД 11

- ЗДРАВСТВУЙ, тётушка Сорока!

Ты куда летишь?

-Далёко!

С новостями на хвосте

Нужно мне успеть везде!

СЛАЙД 12

Слонёнок, ты на хвост мне сел!

-ПРОСТИ, Мартышка, не хотел!-

Слонёнок долго извинялся,

Ну а потом… с хвоста поднялся.

СЛАЙД_13

Дайте капусты кочанчик-другой!

-Разве так просят? Подумай, косой.

-Дайте, ПОЖАЛУЙСТА ,- вспомнил Зайчишка.-

И, если можно, с большой кочерыжкой!

-Вот молодец! - ему лапу пожали

И самых вкусных кочанчиков дали.

СЛАЙД  14

- Эй, ПРИВЕТ, соседка Мышь!

Может, в гости пригласишь?

- ИЗВИНИ, голубчик Кот,

Очень узкий в норку вход!

СЛАЙД  15

Подарили Хрюшке

Пряники и сушки.

Рада Хрюшка:

-Хрю-хрю-хрю!

Вас, друзья, БЛАГОДАРЮ!

СЛАЙД  16

-Хочешь, Белка, на тележке

Подвезём твои орешки?

-Ну конечно же, СПАСИБО!

Вы мне очень помогли бы!

СЛАЙД  17

Так набегался Щенок,

Прямо валится он с ног!

Засыпает и бормочет:

-Всем, всем, всем СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

СЛАЙД  18-19

Что вы пожелаете человеку, который садится обедать? Выберите правильный ответ:

  • Счастливого пути!
  • Спокойной ночи!
  • Приятного аппетита! (Нажать на фразу)
  • Будь здоров!

11. Игра на внимание «Пожалуйста».

- Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные

команды.

- Как я должна вас об этом попросить?

- Конечно, вежливо.

- А какое вежливое слово я могу произносить? Напомните….

- Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете.

     Примерные задания:

  1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
  2. Поднимите руки.
  3. Пожалуйста, похлопайте.
  4. Потопайте.
  5. Попрыгайте, пожалуйста.
  6. Присядьте, пожалуйста.
  7. Встаньте.
  8. Встаньте, пожалуйста.
  9. Тихо сядьте.
  10.  Пожалуйста, займите свои места.

(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)

12. Игра «Найдите ошибку».  СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

IV. Обобщение по теме занятия. СЛАЙД  23

1. Релаксация «Свеча добра».

(Звучит спокойная музыка.)

- Недавно я узнала о том, что если долгое время смотреть на огонь свечи и в это время о чём-то сильно мечтать и желать – то ваше желание обязательно исполнится. У меня в руках свеча, но не простая, а волшебная. Смотря на неё, будем загадывать желание. Я буду произносить слова, а вы- произносить их «про себя»:

* Я расту…

* Я добрею с каждым днём…

* У меня в жизни будет много друзей…

* Я буду всех и всегда прощать…

* Я не буду жадничать…

* Я буду всех жалеть…

* Я не хочу и не буду злиться на других…

* Я хороший…

* Я добрый…

- Подарите друг другу добрую и ласковую улыбку.

2. Пожелания воспитателя учащимся.

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.  

СЛАЙД 24                                                                                                                   

         

      ПОМНИТЕ и ПОПРОБУЙТЕ:

                                 *  не наступить, а уступить.

                                 *  не захватить, а отдать.

                                 *  не кулак показать, а протянуть ладонь.

                                 *  не спрятать, а поделиться.

                                 *  не кричать, а выслушать.

                                 *  не разорвать, а склеить.

- Попробуйте,  и вы увидите, какими теплыми, радостными станут ваши отношения с людьми, какое удивительное чувство согреет ваши сердца. Спешите делать добро! Ведь добро творит чудеса!

V. Итог занятия.  

- Наше занятие подошло к концу.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Чтоб радость людям дарить,

Нужно добрым и вежливым быть!

- Всего хорошо! Удачи! Добра!

(Звучит песня  Ю. Энтина «Дорога добра»)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе Л.С.Шевченко "Добрый мир" - "Добрым быть совсем не просто"

ЗАДАЧИ:- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.-Формировать в детях главные качества характера: волю, трудолюбие, выносливость. Научить доброте и стремлению к душевной чистоте...

Социальный проект духовно-нравственного направления «Доброе сердце- добрые поступки».

В основе нашегосоциального проекта лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто ...

Классный час по программе: «Нравственность, милосердие» - "Твори добро"

"Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели". (И.Грин).Цели:1.  Учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;2....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)«Азбука добра»...

« Твори добро!» ( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»

laquo; Твори добро!»( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»...