Статья по воспитательной работе.
статья на тему

Мамкина Тамара Николаевна

Статья по воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль студенческого самоуправления в работе куратора группы:

механизмы взаимодействия.

На примере воспитательной деятельности филологического факультета.

Т.Н. Мамкина

ФГБОУ ВПО «ВятГГУ», г. Киров

Социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление. На развитие студенческого самоуправления ориентирует и  «Концепция воспитания студентов Вятского государственного гуманитарного университета»: «деятельность органов студенческого самоуправления призвана содействовать активному вовлечению студенческой молодежи в различные сферы жизни университета». [1]

На современном этапе развития общества наблюдается рост социальной активности студенческой молодежи. Это обусловлено тем, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения усилий для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав. Данное утверждение подтверждается самими студентами филологического факультета. Вот как оценивает идею студенческого самоуправления студентка второго курса: «Студенческое самоуправление, на мой взгляд, заключается в том, чтобы, во–первых дать студентам проявить себя, реализоваться в творческой, научной сферах, во-вторых, научиться принимать на себя ответственность; в-третьих, именно студенческое самоуправление делает жизнь нашего университета более интересной и неординарной».

Студенческое самоуправление в университете развивается не только на уровне общеуниверситетских организаций, но и на факультетских  и групповых уровнях. Именно в группе, в атмосфере небольшого коллектива близких людей, студент может раскрыться более полно. Это может использовать в своей работе куратор академической группы, который является организатором деятельности учащихся в группе, координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует со студентами, стремится помочь учащимся в решении их проблем, интересно организовать студенческую жизнь.

Специфика филологического факультета в том, что все содержание филологического образования – это воспитательный ресурс, который помогает реализовать принцип воспитывающего обучения. Основу воспитательного потенциала факультета составляют фундаментальные науки: литературоведение и лингвистика. Само содержание изучаемых на факультете учебных дисциплин определяет выбор культурных, нравственных, национальных, личностно значимых ценностей.

 Приоритетным направлением работы на нашем факультете является духовно-нравственное. Филологи осуществляют такие важные формы коммуникации, как коммуникацию межкультурную, «то есть общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам», «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [2], и межнациональную коммуникацию. У филолога присутствует вечная настроенность на поиск нового знания, критичность в восприятии окружающего мира и  нового применения собственных талантов.

Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления принадлежит коллективам учебных групп. Самоуправление в академической группе является особой формой самостоятельной, инициативной общественной деятельности студентов в сфере решения важных вопросов жизнедеятельности группы, развития социальной активности студентов, поддержки их творческих инициатив. Студенты филологического факультета убеждены, что многие мероприятия они могут подготовить и осуществить самостоятельно. Литературно-музыкальную композицию «Белый журавлик», посвященную погибшим на войне, они подготовили к празднику Дня Победы  полностью самостоятельно и пригласили к участию в ней преподавателей, которые выступили вместе со студентами.

Действительно, внеучебная деятельность филологического факультета проникнута атмосферой творчества, развития инициативности, самостоятельности. В апреле 2011 года мы вместе со студентами организовали «Поэтическую гостиную» -  мероприятие внутри группы. Вопросы по организации данного мероприятия, как и сам сценарий, обсуждали вместе, а идею костюмов предложили сами студенты.

Организация студенческого самоуправления в группе позволяет развивать

их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Весной 2012 года студенты группы, в которой я была куратором, проводили социальную акцию «Неделя добра». Акция заключалась в материальной помощи детям с ограниченными возможностями. Студенты группы организовали участие в акции всего факультета.  Реализация основных направлений (научно-исследовательского, культурно-массового, спортивно-оздоровительного и информационного) позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов вуза, развивать их самостоятельность. Для этого необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни группы, участвует в организации её, создании и поддержании традиций вуза, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной деятельности. Проблему воспитания, актуальную для будущих учителей и родителей, студенты вынесли на обсуждение, организовав кураторский час в форме ток шоу и назвав его «Воспитание детей в современном мире». Студенты смогли представить себя в роли учителей, родителей, детей, выявили факторы, влияющие на формирование сознания ребенка, а в конце мероприятия  сделали выводы о том, какие ценности надо прививать детям с раннего возраста и как формировать детское сознание.

В состав органов студенческого самоуправления входят учащиеся, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но и те, которые могут проникнуться переживаниями и настроениями своих сверстников. Именно такие студенты учатся в группе, где я являлась куратором в течение 2 лет. Благодаря участию в групповых мероприятиях студенты учатся, приобретают навыки общения и управления, жизненный опыт, проявляют лидерские качества. Именно в подготовке и проведении групповых мероприятий студенты могут раскрыть все свои таланты и скрытые возможности, развить их до высокого уровня и показать, на что они способны. Это способствует их заинтересованности и возможности участвовать в мероприятиях факультетского уровня, таких как День Славянской письменности и культуры, Литературные часы, а также в мероприятиях университетского уровня – Студенческая весна, выездные лагеря студенческого актива.

Примечания

  1. Концепция воспитания студентов вятского государственного гуманитарного университета. – Киров. Изд-во ВятГГУ. С.12.
  2. Гудков Д. Б., Теория и практика межкультурной коммуникации. [Текст] / Д. Б. Гудков. –М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

Статья "Технология мониторинга результативности воспитательной системы". Журнал "Заместитель директора по воспитательной работе" №1, 2009 год.

Мониторинг результативности воспитательной системы - последовательная структура действий, направленная на отслеживание управляемых изменений по достижению цели в процессе воспитания. Результатом монит...

Статья о воспитательной работе

Статья о воспитательной работе в коррекционной школе...

Статья о воспитательной работе в школе.

Цели и задачи воспитательной работы в школе....

статья по воспитательной работе

статья о воспитании культурной личности...

Статья "Анализ воспитательной работы в 5 классе"

В помощь классному руководителю. Материалы можно использовать при анализе воспитательной работы за учебный год....

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...