Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Секреты мудрости хокку»
рабочая программа на тему
Содержание и модель исследовательского проекта
«Секреты мудрости хокку» в рамках объединения внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»
Рабочая программа
объединения внеурочной деятельности
Исследовательский проект
«Секреты мудрости хокку»
(18 часов)
Разработала :
учитель русского языка и литературы
Кортунова Лилия Николаевна
2014 год
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование условий для введения проектно - исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.
Задачи проектно-исследовательской деятельности::
1.Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
2. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Модель исследовательской деятельности учащихся
- Постановка проблемы.
2. Прояснение неясных вопросов.
3. Формулирование гипотезы исследования.
4. Планирование учебных действий.
5. Сбор данных.
6. Анализ и синтез данных.
7. Подготовка сообщений.
8. Выступление с сообщениями.
9. Ответы на вопросы, корректировка.
10. Обобщения, выводы.
11. Самооценка.
Содержательная часть исследовательского проекта
«Секреты мудрости хокку»
XX век подарил миру замечательный способ фиксации неуловимого мгновения - фотографию, с помощью которой можно остановить неумолимое течение реки времени. Японские хокку напоминают моментальную фотографию в поэзии. Они позволяют зафиксировать неуловимый момент, поймать биение жизни, выразить в словах мимолётное настроение, а краткость хокку подразумевает быстроту создания трёхстишия.
Разумеется, придумывание хокку, которое претендует на шедевр, требует определённого мастерства, которое приходит только с опытом. Но у каждого есть возможность попробовать свои силы в этом жанре поэзии, поскольку сочинение хокку не требует поиска рифм.
В этом-то, с моей точки зрения, и состоит привлекательность хокку для современного человека.
Более важен поэтический настрой, желание видеть и выражать увиденное в словах. А это полезное упражнение для души! Кроме того, прикосновение к восточной культуре делает мир ребенка ярче, душу - наполненной, культурные пристрастия – богаче.
Отсюда определяются цели и задачи конкретного исследовательского проекта.
Цель:
Изучение и анализ традиционных хокку.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу о хокку;
- исследовать структуру хокку;
- проследить актуальность хокку путём опроса учащихся, учителей, родителей и жителей села;
- доказать уникальность хокку;
- Критерии новизны: использование различных источников, социологический опрос, его диагностика, собственные наблюдения и выводы в результате сравнительного анализа стихотворений.
- Экспериментальная база исследования: учащиеся МКОУ «Лицей села Верхний Мамон», учителя, родители, жители села.
Деятельность в рамках проекта сформирует у учащихся следующие УУД:
| |
Целеполагание | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно |
Планирование | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий |
Прогнозирование | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
Контроль | Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Коррекция | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Оценка | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Волевая саморегуляция | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
| |
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую) |
Преобразование модели | Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре | Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации |
Понимание | Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса |
| |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Постановка вопросов | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Разрешение конфликтов | Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Управление поведением партнера | Контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
План
работы объединения в рамках проекта
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Постановка проблемы. Прояснение неясных вопросов. (История хокку. Японская письменность. Структура хокку) | 3 |
2. | Формулирование гипотезы исследования. Планирование учебных действий. | 2 |
3. | Сбор данных. Анализ и синтез данных. (Анкетирование членов ученического коллектива, социума о культуре хокку.) | 2 |
4. | Сопоставительный анализ русской пейзажной лирики и поэзии хокку. | 2 |
5. | Подготовка сообщений. Выступление с сообщениями. | 1 |
6. | Корректировка. Обобщения, выводы. | 2 |
7. | Самооценка. Творческие мастерские | 4 |
8 | Презентация итогов проекта | 2 |
ВСЕГО: | 18 |
Ожидаемые результаты
проектно-исследовательской деятельности
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-435497-1398798914.jpg)
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты английского языка"
Рекомендована для подготовки обучающихся к ОГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142208-1557215310.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-449174-1420553763.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Во всём поможет мудрость книг»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития обучающихся на уровне основного общего образования предназна...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/30/picture-1471984-1682865616.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская лаборатория по биологии"
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, по...