Викторина "Путешествие в Средневековье"
презентация к уроку (6 класс) по теме
Игра-путешествие в мир Средневековья: викторина + презентация.
Путешествие в Средневековье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_viktorina.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Средневековье
викторина по истории Средних веков для учащихся 6-х классов
Музыкальное оформление: музыка из кинофильма «Город мастеров».
Оформление: высказывания великих людей о средневековье, оформление сценической площадки под средневековый замок.
Оборудование: 3 карточки с именами исторических деятелей, «крылатых выражений», вопросы «Блиц – турнира», презентация «Путешествие в Средневековье»)
Участники: ведущий, два глашатая, три команды по шесть участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание: придумать название, герб, девиз своей команды, выбрать капитана.
Звучит музыка, на сцену выходят ведущий и два глашатая с фанфарами.
Глашатаи: Всем! Всем! Всем!
Ведущий: Здравствуйте, уважаемое жюри, команды и многочисленные болельщики! Мы приветствуем вас на викторине «Путешествие в Средневековье». Одни считают Средние века временем упадка, варварства и жестокости. Другие, временем, когда расширялся круг народов, осваивались новые пространства, возникали замки, города, государства, сохранившиеся и поныне. Именно в Средние века были созданы такие литературные произведения, как: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Божественная комедия» Данте. Средневековье, это – сложная и противоречивая эпоха. И мы, надеемся, что «Путешествие в Средневековье» поможет нам лучше понять то далёкое время, глубже и ближе познакомиться с его жизнью, бытом и нравами. Итак, начинаем!
Сегодня у нас будут соперничать три команды. Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри).
А начнём мы викторину с домашнего задания - Представление команд и капитанов. Высшая оценка - 5 баллов.
Глашатаи: I тур! I тур! I тур! «Представление команд»
(Команды представляются, жюри оценивает выступление команд).
Глашатаи: II тур! II тур! II тур! «Конкурс капитанов! Конкурс капитанов! Конкурс капитанов!»
Ведущий: Уважаемые капитаны! Действительно победа в следующем туре зависит только от вас. Мы приветствуем вас аплодисментами и просим пройти к нам. Как лидеры своих команд вы понимаете, как велика роль личности в истории.
Задание 1. Конкурс называется «Чем знамениты». Вы получаете имя исторической личности и должны за 1 минуту вспомнить заслуги этого деятеля и в какой исторический период это происходило (Карл Великий, Юстиниан, Мухаммед). Оценивание по 5-ти балльной системе. /Карл Великий – 1) 768-814гг: 2) 800 г – Франкское королевство стало империей; 3) совершал военные походы и расширил границы государства; 4)распространение христианства; 5) подъем культуры... Юстиниан – 1) 527-565гг. 2) расширил границы государства; 3) составил «Свод гражданского права»; 4) построил Софийский собор в Константинополе; 5) заботился о строительстве крепостей, дорог, театров… Мухаммед - 1) 570-632гг. 2) основатель ислама; 3) объединив арабские племена, создал Арабское государство; 4) изложил законы и правила мусульман в Коране; 5) положил начало мусульманскому летоисчислению – хиджра( 622 – год переселения в Медину)
Задания болельщикам:
Пока капитаны готовятся, я зачитаю отрывок из исторического документа «Жизнеописания Людовика Толстого» (12 в.):
Священный долг королей – мощною рукой обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряют и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большею и большею яростью...
- О каком историческом явлении идет речь в документе? (о феодальной раздробленности, войнах феодалов, которые разоряют простой народ)
(Капитаны дают ответ, жюри подводит итоги.)
Глашатаи: Внимание! Начинаем III «Блиц – тур!» Внимание! Начинаем «Блиц-тур!»
Ведущий: «Блиц-тур» – это соревнование в целом команды . «Блиц-тур» проводится в быстром темпе «вопрос – ответ». Участникам предлагается ответить на 10 вопросов каждой команде и заработать 10 баллов
Глашатаи: «Блиц-вопросы» 1 команде!
Вопросы командам:
- Состязание средневековых рыцарей (Турнир)
- Человек, дающий деньги под проценты (Ростовщик)
- Руководитель монастыря (Аббат)
- Лучший образец изделия (Шедевр)
- Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
- Кочевые арабы (Бедуины)
- Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное)
- Все работы на феодала (Барщина)
- Церковный суд в средневековье (Инквизиция)
- Священный город христиан (Иерусалим)
Глашатаи: «Блиц-вопросы» 2 команде!
- Священный город мусульман (Мекка)
- Сбор в пользу государства (Налог)
- Наука, начало которой было положено арабскими учеными (Алгебра)
- Владения римского папы (Ватикан)
- Феодал, обязанный нести военную службу за землю (Вассал)
- Участок земли, находящийся в распоряжении крепостного крестьянина (Надел)
- Название религии арабов (Ислам)
- Укрепленное жилище феодала (Замок)
- Доспехи из стальных пластин (Латы)
- Изображение из цветных камешков или кусочков цветного стекла (Мозаика)
Глашатаи: «Блиц-вопросы» 3 команде!
- Живописные изображения Бога, Богоматери, святых (Икона)
- «Старший» феодал, которому подчинялись младшие феодалы (Сеньор)
- Здание, где совершаются религиозные обряды (Храм)
- Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных городов и стран (Ярмарка)
- Главная башня замка (Донжон)
- Отличительный знак рода (Герб)
- Организация ремесленников одной специальности (Цех)
- Священная книга мусульман (Коран)
- Названия северных германцев (Норманны)
- Хранилища документов (Архивы)
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты «Блиц-тура» и общий итог.
Глашатаи: IV тур! IV тур! IV тур!
Ведущий: IV тур называется «Крылатые выражения», возникшие в средневековье. Каждой команде вручается карточка «Что обозначает крылатое выражение?». Ваша задача – дать объяснение.
Задания командам:
- «Бросить перчатку»
Это выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Для того, чтобы вызвать на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение обозначает вызвать на спор, состязание.
- «Ломать копья»
На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла, ударяя в железные латы. Копья ломались, поэтому выражение обозначало ожесточенную борьбу.
- «Открытое забрало»
Забрало – это передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит намерения были добрые. Сегодня это выражение употребляется, если имеют ввиду честное поведение.
(Представители команд дают ответ, жюри подводит итоги по 5-ти балльной системе)
Глашатаи: V тур! V тур! V тур! Состязания в риторике!
Ведущий: V тур называется «Мастера риторики» и командам предстоит состязаться в искусстве красноречия. Напомню, что риторика входила в полное школьное образование – изучение «семи свободных искусств» наряду с грамматикой (умение читать и писать на латыни), диалектикой (умение рассуждать), арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой. Каждой команде вручается карточка с названием темы из истории средневековья. Ваша задача - за 5 минут составить рассказ по данной теме. Победитель – тот, кто последовательно и грамотно, используя исторические термины, введет нас в атмосферу средневековой жизни.
Задания командам:
- СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК
- СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РЫЦАРЬ
- РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР
Команды готовятся, а болельщики имеют возможность помочь своим командам, ответив на вопросы
Глашатаи: Задания болельщикам! Задания болельщикам!
Ведущий: Главная ценность в средние века – земля, которая к 10 веку оказалась в руках феодалов: «Нет земли без сеньора».
- Что значит феодальная вотчина и феодальные повинности? (хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне; принудительные обязанности: барщина – даровые работы в хозяйстве феодала и оброк – часть продуктов своего хозяйства, которые крестьяне отдавали феодалу)
- Что значит Каролингское Возрождение? (подъем культуры во времена Карла Великого с возрождением античных знаний)
- Этот храм называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Казалось его купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. О каком сооружении средневековья идет речь? (храм Святой Софии в Константинополе: диаметр купола – 31 м., вдоль его основания – венец из 40 окон)
Выслушиваются ответы команд, жюри по 5-ти балльной системе оценивает и подводит итоги.
Ведущий: Жюри подводит итоги, а мы с вами поговорим о средневековой моде (презентация). Итак, в эпоху Средневековья человек все необходимое для своей жизни изготовлял сам: строил жилище, возводил замки, делал оружие и доспехи, изготовлял орудия труда и одежду. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде в истории человечества, о ее культуре. Какова была средневековая мода?
В раннем Средневековье феодал по одежде мало отличался от крестьянина. И ткани, и сама одежда производились в поместье и отличались простотой, без всякой отделки и украшений. Но позднее одежда становится почти униформой, очень точно указывающей, к какому социальному слою принадлежит ее владелец. Носить не ту одежду, которая человеку полагалась по его положению, означало совершать грех гордыни или падения.
С XI века, по мере развития городов, появляются цехи портных: они шьют рубахи, камзолы, плащи из льняных и шерстяных тканей. Шелк доступен только богатым – его покупают у византийских купцов. Простонародье носит темно-серую или коричневую одежду. Дворяне предпочитают яркие цвета: синий, зеленый, пурпурный. Каждому цвету придавалось определенное значение: желтый считался цветом измены, белый – душевной чистоты, голубой – верности. Одежду целиком красного цвета с этого времени носят палачи…
Мода того времени нарочито подчеркивала, что представители благородного сословия ведут праздный образ жизни. Непомерно длинные рукава мужской и женской одежды говорили о том, что их обладателям не приходиться трудиться; «дьявольские» хвосты – шлейфы, достигающие 6 метров в длину и длинные носы у обуви – о том, что им нет нужды торопиться. Вслед за знатью разбогатевшие бюргеры тоже удлинили свою обувь, и к середине 14 века носы у обуви стали достигать 50-70 сантиметров в длину. В них забивали паклю, а для быстрого передвижения нос туфли подвязывали к ноге в области колена. Щеголи еще прикрепляли к нему колокольчики или погремушки…
Обязательным дополнением к костюму знати становятся перчатки – символ власти и могущества. В Европе первыми, еще в 13 веке, перчатки начали носить венецианцы. Делали их из кружев. Те же венецианцы придумали делать перчатки с незаметными для глаза ампулами яда (может быть, отсюда пошел обычай снимать перчатку при рукопожатии). Рыцарь вручал перчатку, обращаясь с просьбой или поручением к другу, и бросал перчатку к ногам врага, вызывая его на поединок. Дама дарила перчатку своему избраннику, который прикреплял ее к головному убору или знамени во время турниров и военных походов. Жители средневекового города, получившие перчатку от своего правителя, могли открывать у себя рынок и свободно вести торговлю. В Средние века знатный мужчина носит обычно на руке только одну перчатку – левую, правую держит в руке. Обе перчатки надевались во время охоты. Входя в церковь и во время танцев перчатки было принято снимать… Сейчас я с почтением вручаю перчатку судьям и… совершенно верно, прошу их огласить результаты игры.
Жюри озвучивают количество баллов у команд и объявляют команду-победителя
Ведущий: Вот и закончилось наше «Путешествие в Средневековье». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителя
(Под аплодисменты проходит награждение команд.)
Конкурс при наличии времени «Отгадай шарады»
- Первый слог – кусок земли, второй – мычание коровы, третий – предлог, целое – свободный средневековый город. (Ком-му-на)
- Первое – бог солнца в Египте, второе – короткое торжественное музыкальное приветствие, третье – начальная буква алфавита, целое – здание городского совета в средневековом городе. (Ра-туш-а)
- Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо, третье – предлог, целое – одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на)
Подведение итогов
Конкурсы | Баллы | Команды/помощь болельщиков | |||||
1 команда | 2 команда | 3 команда | |||||
1 конкурс | |||||||
2 конкурс | |||||||
3 конкурс | |||||||
4 конкурс | |||||||
5 конкурс | |||||||
Итог: |
Подведение итогов
Конкурсы | Баллы | Команды/помощь болельщиков | |||||
1 команда | 2 команда | 3 команда | |||||
1 конкурс | |||||||
2 конкурс | |||||||
3 конкурс | |||||||
4 конкурс | |||||||
5 конкурс | |||||||
Итог: |
Подведение итогов
Конкурсы | Баллы | Команды/помощь болельщиков | |||||
1 команда | 2 команда | 3 команда | |||||
1 конкурс | |||||||
2 конкурс | |||||||
3 конкурс | |||||||
4 конкурс | |||||||
5 конкурс | |||||||
Итог: |
Подведение итогов
Конкурсы | Баллы | Команды/помощь болельщиков | |||||
1 команда | 2 команда | 3 команда | |||||
1 конкурс | |||||||
2 конкурс | |||||||
3 конкурс | |||||||
4 конкурс | |||||||
5 конкурс | |||||||
Итог: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Раннее Средневековье" . 6 класс
Представляю вариант контрольной работы в 6 классе по 1 разделу "Раннее Средневековье". Содержит тестовые задания, задания по датам и понятиям....
Средневековый город
Презентация по истории Средних веков для 6 класса...
Средневековый город
Презентация по истории Средних веков для 6 класса...
своя игра "Живое Средневековье"
презентация для повторения в 6 классе...
Визуальные источники в современных учебниках по средневековой истории
В статье исследуется проблема корректного использования визуальных источников в учебниках истории....
Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.
Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...
УРОК ПО КУРСУ «Россия и мир» в 10 классе по теме: «Средневековая цивилизация Европы. Перевицкий край от древности к средневековью» ( Урок-проект с элементами соревнования)
Урок с использованием краеведческого материала...