Открытое мероприятие (круглый стол) «Российский парламентаризм: уроки, проблемы, перспективы»
план-конспект занятия (10 класс) на тему
На заседании круглого стола была представлена история российского парламентаризма и роль его в современном демократическом обществе. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение в новейшем понимании этого термина как сочетание двух главных функций современного парламента – представительство и законодательство – было создано лишь в 1906 г., получив название Государственной Думы. Дважды Думу разгоняло правительство. Тем не менее, она просуществовала 12 лет, вплоть до падения самодержавия, в лице первой, второй, третьей, четвертой Государственных Дум. Несмотря на все ограничения избирательной системы, дооктябрьская Дума действительно отразила интересы подавляющей части российского общества. Цель: повысить уровень политической культуры и активной жизненной позиции учащихся. В увлекательной форме представлен сценарий мероприятия, участниками которого были депутаты, учителя, ученики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parlantarizm.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 п.г. т. Алексеевка г.о. Кинель.
Методическая разработка научно- практической конференции на тему:
«Российский парламентаризм:
уроки, проблемы, перспективы»
Составила и выполнила учитель обществознания
Кондратьева Надежда Сергеевна.
28 апреля 2011 года.
Цель: повысить уровень политической культуры и активной жизненной позиции у учащихся.
Задачи.
1. вспомнить основные факты из истории создания первого российского
парламента и углубить понимание сущностных процессов в его
деятельности;
2. определиться в своем отношении к приобретенному опыту парламентаризма в начале 20 века
3. Обеспечить развитие у учащихся умения выделять узловые моменты деятельности Государственной Думы как целого;
4. Содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
Основные понятия и термины:
• самодержавная монархия, революция, политическая партия;
консерваторы,
• либералы, революционеры; “правые”, “левые”, “центристы”; парламент, парламентаризм.
• оппозиция, “Манифест 17 октября”, избирательное право.
Оборудование: аудиоматериалы, приложения.
Фазы (стадии, этапы):
1. Вызов: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности.
2. Осмысление содержания: знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление
затруднений и противоречий, корректировка целей.
3. Рефлексия: суммирование и систематизация новой информации, ее оценка,
ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.
Ход занятия.
Организационный момент: Добрый день, уважаемые участники конференции! В новое тысячелетие Россия вошла с обновлённой государственной символикой. Согласно федеральному конституционному закону «О государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 года гимн должен звучать в особо торжественных случаях. Такой торжественный случай наступил. Сегодня мы собрались для того, чтобы торжественно отметить знаменательную дату в истории нашего Отечества – 105 годовщину российского парламентаризма.
2) Прослушивание записи гимна (1 куплет и припев)
Давайте встанем и послушаем запись гимна в сокращённом варианте. Садимся.
3) Вступительное слово организатора.
Александр Иванович Стронин, социолог и писатель, очевидец тех событий писал: «Парламентаризм есть гордая, настойчивая, непреклонная и систематическая борьба с сильной, окрепшей и могущественной властью. Довольно, кажется, произнести эти слова, для того чтобы иметь основание махнуть рукою на всякий парламент в России!»
Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому я приглашаю всех к диалогу. Но прежде всего я хочу представить гостей, участников круглого стола.
Главу администрации п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Чихирёва Владимира Александровича, депутатов Кинельской городской Думы- Туркина Михаила Ивановича, Суровцева Владимира Михайловича, представителя Общественной Молодёжной палаты г. Кинеля- активного участника Общественной Молодёжной палаты г. Кинеля – Якунёва Павла.
Чтобы в полной мере оценить и измерить всю значимость образования российского парламентаризма необходимо рассмотреть этот исторический факт в контексте всего процесса становления и развития российского государства. К сожалению, такой возможностью по времени мы не располагаем, поэтому уделим внимание особо значимым вехам в истории российского парламентаризма.
4) Историческая справка с презентацией «Парламентаризм в России»
1. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различной одежды в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. Восторженно встретили этот историческое событие сами депутаты.
Иван Ильич Петрункевич выступил с речью:
Долг чести, долг нашей совести повелевает, чтобы первая наша мысль, первое наше свободное слово было посвящено тем, кто пожертвовал своей свободой за освобождение дорогой нам всем Родины (гром аплодисментов). Все тюрьмы в стране переполнены (продолжительные аплодисменты), тысячи рук протягиваются к нам с надеждой и мольбою, и я полагаю, что долг нашей совести заставляет нас употребить все усилия, которые дает нам наше положение, чтобы свобода, которую покупает себе Россия, не стоила больше никаких жертв (продолжительные аплодисменты). Мы просим мира и согласия. Я думаю, господа, что если в настоящую минуту мы и не приступим к обсуждению этого вопроса, а коснемся его тогда, когда будем отвечать на тронную речь ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, то сейчас мы не можем удержаться, чтобы не выразить всех накопленных чувств, крика сердца и не сказать, что свободная Россия требует освобождения всех пострадавших... (Продолжительные аплодисменты).
2. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Со своей стороны, вождь большевиков Владимир Ильич Ленин подчёркивал, что революционный пролетариат раз и навсегда сделал невозможным управление Россией без представительных учреждений. Кстати, Ленин, вначале призывающий бойкотировать первую Государственную Думу, впоследствии признавал, что это было политической ошибкой со стороны левых сил. В дальнейшем он уделял большое внимание работе думской фракции социал- демократов и сам лично писал тексты многих выступлений её членам.
3. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу. Предлогом для роспуска Думы первого созыва стало прямое обращение к народу, основным содержанием которого состоял в отказе правительства нарушить право собственности помещиков на землю. 200 депутатов, подписавшие «Выборгское воззвание» и призывающие к гражданскому неповиновению, были осуждены и потеряли право избираться в Думу.
5)Дискуссионный вопрос: «Как вы считаете, выполнила ли Первая Государственная Дума свою историческую задачу?»
6) После принятия в 1993 году новой Конституции РФ вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе. 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент.
Дискуссионный вопрос. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993, называют 5-ой Государственной Думой. Почему?
7) История Самарского парламентаризма также богата событиями.
В марте 1865 года в Самаре начало работать первое в Российской империи губернское земское собрание. 146 лет назад тогдашний самарский губернатор Николай Мансуров, открывая первое в России Учредительное губернское земское собрание, которое приняло первый Устав о земских собраниях, заметил: «По приведению в действие Положения о земских учреждениях Самарская губерния опередила прочие губернии. Я горжусь, что сего числа открываю первое губернское земское собрание». В настоящее время Самарская Губернская Дума большое внимание уделяет молодёжной политике: проводятся совместные совещания, действует Молодёжный парламент в и на сайте СГД открыта школьная страничка «Юным гражданам губернии», а 1 января 2011 года был принят закон о Молодёжи и Молодёжной политике в Самарской области.
8) Дискуссионный вопрос: « Как вы считаете, в настоящее время Молодежное общественное движение стало реальной движущей силой?
9) История Кинельского парламентаризма. (Сообщения учащихся)
Листая страницы отечественной истории, я убеждена в том, что вы непременно согласитесь с утверждением Бориса ВикторовичаЗайцева: «Святыни бывают различные, и различна их иерархия. Но бесспорно среди них место Родины…» Любовь к Родине- это не только показатель высокой гражданственности, стремление к активным действиям, но и желание знать и гордиться историей своего края.
10) Диалог учащихся и представителей власти по вопросам молодёжной политики.
1. Каким образом вы будете содействовать развитию молодёжных общественных совещательных структур?
2. Предусмотрено ли Кинельской городской думой в перспективе строительство Дома молодёжи или Спортивного комплекса в п.г.т. Алексеевка?
3. Какие меры будут приняты по благоустройству п. г. т. Алексеевка?
4. Как часто жители п.г.т. Алексеевка обращаются к вам со своими частными просьбами?
5. В какой степени вам удалось реализовать наказы избирателей?
6. Какие проблемы в реализации социальных программ существует?
7. Каковы перспективы развития российского парламента?
11) В 90-ые годы завершилось формирование системы законодательной власти. Это и есть важнейший результат развития российского парламентаризма в последнее время.
| |
Парламент не должен быть ни "центром всей власти", ни) пустой говорильней.
Во многом наш парламент несовершенен и противоречив. И в этом существенная вина самого парламента, депутатского корпуса, многих депутатов, у которых политика и мораль не всегда совпадают.
Но многие политики, граждане российского государства убеждены в том, что без сильного парламента Россия никогда не станет демократической процветающей страной. Это главный урок последних лет.
«Нельзя утверждать, что в странах с представительным правлением царствует вечная весна. Но их преимущество в том, что снег там ежегодно тает» (Л. Бёрне)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому мероприятию "Круглый стол для детей и родителей"
Работа выполнена в формате презентации. Тема презентации "Интересы детей и их реализация в будущем". Презентация содержит два опросника, позволяющих определить предпочтения ребят в их интересах и выбо...
Сценарий открытого урока "Проблемы и перспективы ТЭК России"
Урок обобщающего повторения в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс» проводится в форме круглого стола. Учащиеся заранее получили опережающие проблемные задания по основным темам круглого...
выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"
"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....
Внеклассное мероприятие «Круглый стол «Образование: история, проблемы, перспективы развития»
Систематизация знания обучающихся по обществознанию в рамках темы "Тенденции развития образования в современном мире". Представленный сценарий ролевой игры позволяет изменять информационное напо...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
Современный урок: проблемы и перспективы
В данной статье говорится о проблемах , возникающих при подготовке и проведении современного урока, требованиях, предъявляемых к современному уроку, а также пути совершенствования современного урока...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Круглый стол «Адаптация выпускников на современном рынке труда»
Cформировать у обучающихся техникума готовность к профессиональному самоопределению, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества и наиболее полно реализовать себя...