Вечер памяти сверстникам: "Ах, война, что ж ты сделала подлая..."
методическая разработка на тему

Шандыба Елена Юрьевна

Вечер памяти сверстникам, защищавшим свою Родину и погибшим в годы войны, посвящённый 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akh_voyna.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

                       Вечер памяти сверстникам,

          защищавшим свою Родину и погибшим в годы войны,

 посвящённый 70-ти летию Победы в Великой отечественной войны.

              « Ах,  война,  что  ж  ты  сделала  подлая …»

                                                                      Автор: Шандыба Елена, педагог

                                                                           дополнительного образования.

                                                                           

Оформление:

а) на стенах висят репродукции фотографий военного времени, плакат со словами маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского: « Нельзя научить-ся любить живых, если не умеешь хранить память о павших».

б) компьютер,

в) интерактивная доска.

(Горят свечи, звучит тихая музыка(Стенли Маерс «Каватина».)

Ведущий №1.

Как нереально то, что до войны:

Кудрявый мальчик в чистенькой матроске,

На синем гюйсе — белые полоски.

Рот приоткрыт. Глаза удивлены.

Ещё кричат над берегом стрижи.

И беженцы не тянутся к Заволжью,

И далеко до голода,

И рожью

Набиты трюмы медленной баржи.  (Т. Кузовлёва)

Ведущий №2.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось! (С. Щипачёв)

(Звучит мелодия песни «Вставай страна огромная»: сначала

громко, затем тише для сопровождения рассказа.)

Пионер №1.

« Лёне Голикову - обыкновенному мальчишке из села Лукино Дедовического  рай-она, Новгородской обл. было 12 лет, когда началась война. Всех мужчин забрали в армию, и мальчики такие, как Лёня, всё время проводили в полях, заменяли взрос-лых. С приходом немцев, Лёня убежал в партизанский отряд. В основном Лёнька занимался разведывательной деятельностью, участвовал в подрывах железных до-рог. В одной из таких операций был ранен старший товарищ Лёньки. Он приказал мальчику уходить, но Лёнька сказал: «Уйдём вместе, Степан! В лесу нас не найдут. Ты обопрись на меня, пойдём»... И хотя раненому становилось хуже, он уже терял сознание, выбиваясь из сил, Лёнька доставил его в лагерь. За спасение товарища Лёню Голикова наградили медалью «За боевые заслуги». 13 августа 1942 года Лёня в одиночку уничтожил вражескую машину с фашистским генералом и захватил ог-ромной важности документы. За это пионера Лёню Голикова наградили медалью Героя Советского Союза, но, увы, посмертно. Погиб юный герой смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою с гитлеровцами под селом Острая Лука. На мо-гиле Лёни Голикова в этом селе поставили обелиск, а на берегу реки в его родном селе пионеру-герою воздвигнут памятник.

1 июня 1960 года Лёне Голикову открыт памятник в городе Москве.»

(На экране фото Л. Голикова и памятников.)

Ведущий №1.

Из приказа по немецкой армии. 1942 год.

« Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодо-рожным путям. Особенно нужно остерегаться всюду снующих мальчишек совет-ской организации  пионеров...» (Текст приказа дублируется на экране.)

Пионер №2.

« Марат Казей - мальчишка из села Станьково, Дзержинского р-на, что под Мин-ском в Белоруссии. Отец Марата - бывший балтийский матрос. Это он назвал сына в честь корабля «Марат», на котором служил. С самого первого дня войны Марат Казей собирал по округе патроны, гранаты, оружие и прятал его. Осенью 1941 года Марат не смог пойти в пятый класс - школу фашисты превратили в казарму. Вско-ре немцы арестовали маму, а через несколько месяцев Марат с сестрой узнали, что палачи повесили маму в Минске, на площади Свободы. Тогда Марат ушёл к парти- занам. Занимался он разведкой, участвовал в боях. Однажды, фашисты переодетые в женщин, внезапно напали на партизанский отряд Марата. Плохо бы пришлось партизанам, если бы Марат на своём коне не смог бы прорваться к своим и привес-ти подмогу. Потом с помощью Марата партизаны пустили под откос поезд с се-мьюдесятью танками. Так и воевал юный герой Марат Казей до 11 мая 1944 года. В этот день с партизаном Лариным они попали в засаду. Ларин погиб. Марат, отстре-ливаясь, сразил командира немецкой группы. Но тут кончились патроны. Марат швырнул в немцев гранату, несколько осталось лежать. И вдруг мальчик понял, что его хотят взять живым. Тогда он поднялся во весь рост и закричал: «Берите ме-ня! Ну!» В кулаке Марат зажал последнюю свою гранату. Он подпустил гитлеров-цев совсем близко, когда раздался взрыв! Это взорвалась граната в руке подростка-героя Марата Казея, навсегда оставшегося четырнадцатилетним. Посмертно его на-градили медалью Героя Советского Союза.» (На экране фото М. Казея.)

(Звучит песня «Серёжка с Малой Бронной», на её фоне читается стихотворение.)

Ведущий №2.

Я был и пионером, и солдатом.

Но галстук заменяли мне бинты.

Ревела смерть над нашим медсанбатом

И с визгом обрывалась с высоты.

А я страдал отважно и упрямо,

Срывал повязки в яростном бреду.

Я иногда кричал по-детски: «Мама!»

Так было в сорок первом том году

И как бы с того света возвратившись,

От непосильной раны оживал

И, воздуха свинцового напившись,

Шинель свою я браво надевал. (JI. Кузубов)

Пионер №3.

« Ленинградская девочка Зина Портнова летом 1941 года приехала на каникулы к бабушке в с. Зуи под г. Полоцком. Здесь её и застала война, а родители и малень-кая сестрёнка остались в блокадном Ленинграде. В этот год Зина должна была пе-рейти в 8-ой класс, но судьба распорядилась иначе. Зина сама пришла к подполь-щикам, где вместе с ними занималась разведывательной деятельностью, распро-страняла листовки. Когда Зина набралась опыта подпольной работы, ей поручили

очень опасное задание. Зину устроили на работу в офицерскую столовую. Ей нуж-но было подсыпать отраву в приготовляемую для офицеров пищу. Но девочке это никак не удавалось. И вот однажды она всё-таки смогла подсыпать яд. Спустя 2 дня хоронили более 100 офицеров. После этого Зину сразу отправили в партизан-ский отряд, где она научилась метко стрелять и продолжила бороться с фашиста-ми. Однажды Зина попала в засаду, и всё бы ничего, но предатель выдал девочку. Её пытали, требовали рассказать о партизанах, потом хорошим отношением и едой пытались обмануть её бдительность. Но на очередном допросе Зине удалось

завладеть пистолетом, поразить трёх фашистов. Девочка пыталась убежать, но её догнали, так как у неё закончились патроны.

Зину Портнову расстреляли фашисты 13 января 1944 года под г.Полоцком.

Посмертно Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.»

(На экране фото З. Портновой.)

(Звучит песня «Ах, война, что ж ты подлая сделала...» На её фоне звучат слова, на экране слайды времён войны.)

Ведущий №2.

Да, это было суровое время. Но это было и героическое время. 1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война. На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети.  Около 20 ООО пионеров, участников обороны Мо-сквы, награждены медалями «За оборону Москвы».

15 249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили медали « За оборону Ленинграда». (Цифры дублируются на экране.)

Но дети помогали взрослым не только на фронте, но и в тылу.

Мальчик. (Одет празднично.)

Сорок трудный год.

Омский госпиталь...

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!..

До чего же артисты маленькие...»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

С балалайками,

с мандалинами

и большими пачками книг...

Что в программе? -

В программе-

чтение,

пара песен

военных правильных...

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением...

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело...

И другой-

до бровей забинтован, —

капитан,

таранивший мессера

три недели назад

над Ростовом...

Мы вошли.

Мы стоим в молчании...

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет начало концерта.

А за ним, не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём, о священной

так, как мы её понимаем...

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам такая война...

Мы поём...

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём укор:

«Погодите...

Постойте, хлопчики...

Погодите...

Умер майор...»

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо будто в бреду...

Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.  (Р.Рождественский)

Мальчик. (Одет в изношенную одежду.)

Война меня кормила из помойки,

пороешься и что-нибудь найдёшь.

Как маленькая мышка-землеройка,

как некогда пронырливый Гаврош.

Зелёненький сухарик,

корка сыра,

консервных банок тёплый аромат.

В штанах колени,

вставленные в дыры, как некие сокровища горят. (М. Горбовский)

Ведущий №1.

Война - это безмерные страдания и лишения. Война никого не выделяет: все равны перед этой машиной убийства. Война - это огромное число невинных жертв. И мы обязаны помнить о них. Минутой молчания выразим своё почте-ние павшим.

     Память. (Выходит девушка в просторном ниспадающем белом одеянии).

              (На экране изображения известных памятников России.)

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Неверно!

Они кричат,

Пока ещё стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат, когда покой,

Когда

Приходят в город ветры полевые,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.

Великая!

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

 До глобуса уменьшена

Жилая вся.

И ходит по Земле

Босая Память - маленькая женщина.

Она идёт,

Переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идёт,

Покинув свой уют,

Ни  о с е б е - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

И помни ты,

Живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой.

Что мы до той поры

Непобедимы,

Покамест память павшего с тобой!

(Звучит песня « Ах, война, что ж ты подлая сделала...»)

Литература

1. «Идёт война народная...» (стихи о вов), М., «Детская литература

» , 2002г.

2. «О подвигах, о доблести, о славе...», М., «Детская литература»

1981г.

3. «Свет победы» (стихи), М., «Воениздат.». 1985г.

4. « Звёзды городов-героев» (репертуарный сборник), М.,

«Воениздат» , 1978г.

5. Г. Н. Князев, И. С.Проценко « Доблесть бессмертна»; М., «Издательство

политической литературы», 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД к 9 мая "Ах, война, что ты сделала, подлая..."

КТД для 5-11 классов( с презентацией)...

Внеклассное мероприятие "Ах, война, что ты сделала, подлая!"

Внеклассное мероприятие посвященно Дню памяти воинам интернационалистам. В предверии этого праздника провели вместе с 8 классом открытое внеклассное мероприятие....

Сценарий вечера памяти "Женщины на войне"

Страницы эти посвящены ЖЕНЩИНЕ НА ВОЙНЕ...

"Ах война, что ж ты сделала, подлая..."

Внеурочное мероприятие, посвященное дню Победы. Знакомство с судьбами детей в 1941-1945 г.....

Театрализованное представление. "Ах война, что ж ты сделала подлая...".

Суровые годы Великой Отечественной войны. Женщины на передовой. Фронтовым сёстрам посвящается......

Учебное пособие "Рабочая тетрадь по литературе "Лирическое стихотворение Б.Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»"

Авторское Учебное пособие "Рабочая тетрадь" .План разбора лирического стихотворения «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» Булата Окуджавы...