Многообразие животных Югры
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна

Разработка мероприятия "Многообразие животных Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_k_filmu.docx833.25 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект внеурочного занятия  " Неизведанная Югра"

        Педагог: Друзина  Г. В.

Класс 5 Б

Тема занятия: "Многообразие  животных Югры".

Цель: создать условия для  формирования  знаний у обучающихся о многообразии животного мира Югры;

для проявление самостоятельной  познавательной  деятельности обучающихся

через работу в группе

Задачи:

Образовательные - способствовать формированию знаний о:

1) животных округа, их внешних характеристиках и повадках, о их  месте в традиционном мировоззрении    коренных народов ;

2) об отношении коренных народов к природе в целом и животным в частности.

Развивающие - способствовать развитию у обучающихся ;

1)  умений  работать в группе  с   предложенным материалом, анализировать, выбирать главное, оформлять  газету, выступать перед аудиторией;

2) познавательных интересов, целеустремлённости, творческое воображения.

Воспитательные- способствовать  экологическому воспитанию обучающихся, привитию нравственных качеств, формирование толерантности и толерантного поведения; прививать любовь к малой Родине.

                         формировать и развивать УУД:

Личностные действия: 

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,  природоохранное   поведение;

  • учебно- познавательный  интерес к новому материалу и новым способам познания;
  • самоанализ и самоконтроль результата,  способность к самооценке

Регулятивные действия: 

определять цель учебной деятельности,

учитывать выделенные педагогом  ориентиры действия;

 планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия:

 уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

межпредметные:

развитие нравственно – эстетического чувства;

повышение интереса к  природе, культуре, экологии,  родного края,

Тип занятия: открытие   и усвоение новых знаний.

Приемы и методы обучения:

Словесные: диалог.

        Наглядные: демонстрация   и обсуждение компьютерной  презентации " Многообразие животных Югры", музыкальной записи " Голоса птиц"

Практические- создание газет в группах,  работа с раздаточным материалом.

метод инсцинирования  сказки

Методика-  коллективно- творческие дело- создание единой газеты о многообразии животных округа.

Виды и формы деятельности педагога и учащихся:

Формы организации познавательной деятельности- работа в группах

Дидактические средства обучения-. рисунки орнаментов, следов животных, загадки народов Югры, пазы с животными. Презентация.

Оборудование:  цветной картон, клей, фломастеры,  ватман .  компьютер , стенд с детскими рисунками и  поделками.

Планируемый результат: смогут узнать какие животные обитают в Югре, их внешние отличительные признаки и  повадки. Отношение коренных жителей к животным....

Научатся распознавать следы животных, работать с орнаментом, информационным текстом, писать газету....

                                                                     

                                                      Ход занятия:

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный- 1 мин

Микроцель:

Организация внимания, настроя учащихся в рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины

Установление уровня готовности учащихся к изучению нового материала

 

- Вуся, вуся , ребята. (приветствие на хантыйском).У всех хорошее настроение?

Мы не виделись целую неделю, и я очень рада, что  вы пришли на мое занятие.

Отвечают на приветствие педагога .Настраиваются на работу, организовывают свое рабочее место.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап мотивации учебной деятельности учащихся  и  актуализации знаний (5 мин)

Микроцель:.

Создать условия ученикам  возникновения внутренней мотивации включения в деятельность («хочу»),

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»),

создать условия для

постановки учебной задачи  и определения темы занятия,

  • для
  • проектирования  пути их реализации,
  • для
  • контроля, коррекции   и оценки  своих

достижения.

При входе  в кабинет каждый из вас получил цветной паз. Сейчас вам ,имеющим пазы одного цвета ,нужно сесть за отдельные  столы.

Соберите пазы в картинку и никому ее до времени не показывайте. Сегодня мы продолжим  разговор о природе нашего округа. А чтобы узнать тему занятия, я предлагаю вам  следующее ; на столе у вас лежат загадки. Найдите среди них ту, которая подходит для вашей картинки. Загадайте ребятам других групп. Пусть отгадают какую  картинку вы собрали.

Я тоже хочу вам загадать загадки о животных округа.

1    Меньше тигра, больше кошки,

   Над ушами кисти - рожки.

   С виду кроток, но не верь:

   Страшен в жизни этот зверь. -                                                                       рысь

2   Всегда в пушистой шубе

в густом лесу живет

В дупле на старом кедре

Орешки все  грызет.                                                                                          -белка

3 Хитрая плутовка,

   Рыжая головка.

   Хвост пушистый, ах краса!

   Как  зовут её--                                                                                                  лиса  

4  Трусоват лесной красавец.

   Догадались? Это...                                                                                         заяц

5  Что за зверь зимой холодной,

   Ходит в чаще злой, голодный?                                                                          волк

6  Эта птица не летает

В Антарктиде обитает

Господин прибрежных льдин.

А зовут его ..                                                                                           пингвин

Молодцы! Все загадки отгадали!

По отгадкам и по картинкам на ваших столах  скажите  какая тема нашего занятия?    

(Да,  тема " Многообразие  животных Югры.")

Что мы будем изучать- мы узнали

Как мы будем изучать?  С помощью чего?( на столах папки, там разнообразный материал. Дети смотрят и отвечают)

  Для чего нам необходимо изучать животных нашего края?- Как в жизни нам могут пригодится эти знания?

Собирают пазы в картинку.

Выбирают из списка загадку о своем животном и загадывают ее другим группам. Отвечают на вопросы  педагога, формулируют тему  и цель занятия.

Личностные УУД: 

формирование мотивации изучения

  родного края, привитие

любви к к малой Родине

кммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. 

Регулятивные УУД:

Определять тему и  цель

учебной деятельности,

 планируют работу

Познавательные УУД:

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

3  Этап открытий и усвоения  новых знаний.( 25 мин)

Микроцель: Концентрация внимания. Обеспечение восприятия и осознания нового материала.

Развитие речи, расширение кругозора. Активизация познавательной мотивации.

Развитие оперативной памяти, произвольного внимания.

Первичное осознание, обобщение и систематизация нового материала.

.Формирование осознанного, субъектного отношения к изучаемому.

Воспитание ответственности, умения радоваться успехам товарищей,

дисциплинированности, товарищества, взаимовыручки.

Оказание дифференцированной помощи, обеспечение контроля и самоконтроля.

Развитие речи, памяти, воображения, умения слушать

Формирование самостоятельности.

 Хочу выяснить, все ли внимательно слушали меня. Какое из животных, прозвучавших в моих загадках в Югре не живет?

А теперь

для того, чтобы расширить наши знания, предлагаю посмотреть  презентацию  о животных округа

- Что нового вы узнали из презентации?

С некоторыми животными вы  познакомились в зооуголке  центра детского творчества. Кто расскажет, какие животные  обитающие в Югре ему запомнились (болотная сова,  беркут,  филин балабан.)(Как они вели себя в клетках. Как попали в зооуголок. Чем питаются.)-

А сейчас, работая в группах, мы более подробно изучим животных тайги, тех, что вы собрали из пазов вначале занятия.Животные выбраны не случайно. Это священные  и особо почитаемые животные для коренных народов Югры  О каждом животном мы напишем газету. Затем  все газеты представим и  объединим в одну.

Каждая группа( всего их 4) получит папки для работы.

В одном файле инструкцию,  в другом план ответа,

2 файл- картинка с изображением животного. Вы ее наклеите в свою лесную газету.

3 файл  со следами животных. Нужно из нескольких следов выбрать следы своего животного и тоже наклеить их в лесную газету

4 файл- с хантыйскими и мансийскими загадками о животных. Их нужно отгадать и загадку о своем животном наклеить в газету.

5 файл с информацией о животных. Нужно по описанию узнать о каком животном идет речь  и только  информацию о вашем животном  наклеить в газету.

Составьте и запишите в газету вопрос о своем животном.

Газете нужно придумать название и красочно ее оформить.

Свои газеты вы представите в конце занятия.  

 Читаем инструкцию Приступаем к работе. У вас 15 минут. Во время работы можно совещаться в группе, можно подходить и смотреть как работают другие группы, советоваться с ними.

  Физминутка.- 3 мин.

- А сейчас мы немножко отдохнем и пофантазируем( развиваем воображение и снимаем физическое напряжение )  Представим, что мы медведи.  Какое мишкино движение мы можем воспроизвести?

Каждая группа предложит по одному движению, характерному для вашего животного.

- А сейчас посмотрим   результаты вашей работы( зачитывают информацию и показывают газету. Задает свой вопрос другим группам. ) Каждой группе 3 мин..

Ребята, понравилась вам газета 1 группы?(поднимите руки кому понравилась. И кто писал газету за свою тоже может поднять руку)

-Желающие  могут высказать свое мнение о газете.

Если есть ошибки, как проведем их коррекцию.

А сейчас подойдите к нашей общей большой газете,  познакомтесь ближе с газетами других групп, прочитайте информацию, которая вас заинтересовала.

Ханты и манси очень бережно относятся к природе, любят ее и  воспевают ее в своих сказках, рассказах,  легендах. Девочки вашего класса уже выступали на классных часах в  5 и 6 классах а так же в пришкольном лагере  с беседой о Югре и  инсцинировали хантыйскую сказку.

А  сегодня  премьера, они для вас покажут хантыйскую сказку, действующими героями которой являются животные                                                                  "ХОЧУ, НЕ ХОЧУ."- 5-7 мин

- Понравилась вам сказка?

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают педагога, осмысливают материал.

Смотрят презентацию.Отвечают на вопросы педагога.

Делятся своими впечатлениями об экскурсии в зооуголок и его обитателях.

Знакомятся с инструкцией, с содержимым папок.

Пошагово выполняют задания, оформляют газету.

Представители каждой группы предлогают движение животного, все остальные выполняют его.

.

Представляют свою газету и рассказывают информацию о своем животном, которую узнали, работая с разнообразным материалом.

Слушают выступление групп.

 Высказывают свое мнение о работе, задают вопросы, отвечают на вопросы.

Самостоятельно проводят коррекцию ошибок.

Ребята знакомятся с газетами других групп, читают заинтересовавшую их информацию.

Группа выступает с инсцинированием сказки, другие смотрят выступление учащихся с хантыйской сказкой " Хочу, не хочу"

Высказывают свое мнение о  постановке сказки.

Личностные УУД: 

Ценить и принимать

следующие

 базовые ценности:

 «желание понимать друг друга», коммуникативные УУД:

участвовать в работе группы, распределять роли,

 договариваться друг с другом, 

слушать и понимать других,

читать про себя информацию

и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать

информацию, выбирать нужную информацию, оформлять ее.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, самоконтроль. 

.

4 закрепление знаний-

Микроцель:

Способствовать воспроизведению учениками основных вопросов занятия, их анализа

Скажите, ребята, цель, которую мы поставили с вами вначале урока достигнута?

Что нового о животных Югры вы узнали на занятии? Есть ли желание дома самостоятельно  поработать с различными источниками информации для углубления знаний по теме ?

.Отвечают на вопросы педагога, задают свои вопросы- диалог.

Делают выводы.

Регулятивные УУД:

Оценка  работы  на занятии.

Коммуникативные:

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

5 Рефлексия

(3 мин. )

Микроцель:

Способствовать формированию у учащихся

Умения объективно оценивать свою работу, работу группы и всего коллектива.

5  Итог занятия.

-

.

 Вы  выполнили  работу. Устали?

. Молодцы! Оцените свою работу в группе, работу всей своей группы и работу всех по созданию единой газеты .

Благодарю всех за работу, вы молодцы.

Д. з.  Всем, кому интересна эта тема, предлагаю дома подготовить презентацию о животных Югры, занесенных в " Красную книгу Югры"

или нарисовать рисунки о животных или сделать подборку хантыйских сказок о животных

А теперь попрощаемся друг с другом до следующей недели и с нашими гостями-

Паям вела , ребята

.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Регулятивные УУД:

, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

1 Организационный момент- 1 мин.

Вуся, вуся , ребята. У всех хорошее настроение?

Мы не виделись целую неделю, и я очень рада, что  вы пришли на мое занятие.

2. Этап мотивации учебной деятельности учащихся  и  актуализации знаний (5 мин)

При входе  в кабинет каждый из вас получил цветной паз. Сейчас вам ,имеющим пазы одного цвета ,нужно сесть за отдельные  столы.

Соберите пазы в картинку и никому ее до времени не показывайте. Сегодня мы продолжим  разговор о природе нашего округа. А чтобы узнать тему занятия, я предлагаю вам  следующее ; на столе у вас лежат загадки. Найдите среди них ту, которая подходит для вашей картинки. Загадайте ребятам других групп. Пусть отгадают какую  картинку вы собрали.

Я тоже хочу вам загадать загадки о животных округа.

1    Меньше тигра, больше кошки,

   Над ушами кисти - рожки.

   С виду кроток, но не верь:

   Страшен в жизни этот зверь. -                                                                       рысь

2   Всегда в пушистой шубе

в густом лесу живет

В дупле на старом кедре

Орешки все  грызет.                                                                                          -белка

3 Хитрая плутовка,

   Рыжая головка.

   Хвост пушистый, ах краса!

   Как  зовут её--                                                                                                  лиса  

4  Трусоват лесной красавец.

   Догадались? Это...                                                                                         заяц

5  Что за зверь зимой холодной,

   Ходит в чаще злой, голодный?                                                                          волк

6  Эта птица не летает

В Антарктиде обитает

Господин прибрежных льдин.

А зовут его ..                                                                                           пингвин

Молодцы! Все загадки отгадали!

По отгадкам и по картинкам на ваших столах  скажите  какая тема нашего занятия?    

(Да,  тема " Многообразие  животных Югры.")

Что мы будем изучать- мы узнали

Как мы будем изучать?  С помощью чего?( на столах папки, там разнообразный материал. Дети смотрят и отвечают)

  Для чего нам необходимо изучать животных нашего края?- Как в жизни нам могут пригодится эти знания?

3  Этап открытий и усвоения  новых знаний.( 25 мин)

Хочу выяснить, все ли внимательно слушали меня. Какое из животных, прозвучавших в моих загадках в Югре не живет?

А теперь, для того, чтобы расширить наши знания, предлагаю посмотреть  презентацию  о животных округа( презентацию)-.

- Что нового вы узнали из презентации?

С некоторыми животными вы  познакомились в зооуголке  центра детского творчества. Кто расскажет, какие животные  обитающие в Югре ему запомнились (болотная сова,  беркут,  филин балабан.)(Как они вели себя в клетках. Как попали в зооуголок. Чем питаются.)-

А сейчас, работая в группах, мы более подробно изучим животных тайги, тех, что вы собрали из пазов вначале занятия.Животные выбраны не случайно. Это священные  и особо почитаемые животные для коренных народов Югры  О каждом животном мы напишем газету. Затем  все газеты представим и  объединим в одну.

Каждая группа( всего их 4) получит папки для работы.

В одном файле инструкцию,  в другом план ответа,

2 файл- картинка с изображением животного. Вы ее наклеите в свою лесную газету.

3 файл  со следами животных. Нужно из нескольких следов выбрать следы своего животного и тоже наклеить их в лесную газету

4 файл- с хантыйскими и мансийскими загадками о животных. Их нужно отгадать и загадку о своем животном наклеить в газету.

5 файл с информацией о животных. Нужно по описанию узнать о каком животном идет речь  и только  информацию о вашем животном  наклеить в газету.

Составьте и запишите в газету вопрос о своем животном.

Газете нужно придумать название и красочно ее оформить.

Свои газеты вы представите в конце занятия.  

 Читаем инструкцию Приступаем к работе. У вас 10 минут. Во время работы можно совещаться в группе, можно подходить и смотреть как работают другие группы, советоваться с ними.

  Физминутка.- 3 мин.

- А сейчас мы немножко отдохнем и пофантазируем( развиваем воображение и снимаем физическое напряжение )  Представим, что мы медведи.  Какое мишкино движение мы можем воспроизвести?

Каждая группа предложит по одному движению, характерному для вашего животного.

мишка с боку на бок переваливается-поднимаем одно плечо и другое

бобр грызет дерево с одной стороны и с другой-наклоны головы

соболь крадется за добачей- вытягиваем одну руку,потом другую

оленьногой разгребает снег в поисках ягеля

 

- А сейчас посмотрим   результаты вашей работы( зачитывают информацию и показывают газету. Задает свой вопрос другим группам. ) Каждой группе 3 мин..

Ребята, понравилась вам газета 1 группы?(поднимите руки кому понравилась. И кто писал газету за свою тоже может поднять руку)

-Желающие  могут высказать свое мнение о газете.

Если есть ошибки, как проведем их коррекцию.

Ханты и манси очень бережно относятся к природе, любят ее и  воспевают ее в своих сказках, рассказах,  легендах. Девочки вашего класса уже выступали на классных часах в  5 и 6 классах а так же в пришкольном лагере  с беседой о Югре и  инсцинировали хантыйскую сказку.

А  сегодня  премьера, они для вас покажут хантыйскую сказку, действующими героями которой являются животные                                                                  "ХОЧУ, НЕ ХОЧУ."- 5-7 мин

- Понравилась вам сказка?

4 закрепление знаний-

Скажите, ребята, цель, которую мы поставили с вами вначале урока достигнута?

Что нового о животных Югры вы узнали на занятии? Есть ли желание дома самостоятельно  поработать с различными источниками информации для углубления знаний по теме ?

5 Рефлексия3 мин. 

 Вы  выполнили  работу. Устали?

. Молодцы! Оцените свою работу в группе, работу всей своей группы и работу всех по созданию единой газеты .

5  Итог занятия.

Познакомились мы с многообразием животных?. Достигли поставленной цели?  Понравилось вам занятие?  Как ваше настроение*

Благодарю всех за работу, вы молодцы.

Д. з.  Всем, кому интересна эта тема, предлагаю дома подготовить презентацию о животных Югры, занесенных в " Красную книгу Югры"

или нарисовать рисунки о животных или сделать подборку хантыйских сказок о животных

А теперь попрощаемся друг с другом до следующей недели и с нашими гостями-

Паям вела , ребята.

Приложение №1

Инструктивная карточка для работы в группе.

Шаг 1: Работаем с пазами картинки.

В файле №1 пазы картинки. Их необходимо быстро и правильно  сложить , для того, чтобы  определить название животного. Приклеить в газету.

Шаг 2: Работаем с картинкой.

В файле №2 из нескольких картинок выбрать картинку с изображением вашего животного и наклеить в газету

Шаг 3: Работаем с текстом описания животного (узнать по описанию).

В  файле №4  среди нескольких листов нужно выбрать один,  с описанием вашего животного. Этот лист приклеить в газету.

Шаг 4: Работаем со следами животных.

В файле №3 из нескольких изображений нужно выбрать одно,  со следом вашего животного .  Приклеить его  в газету.

Шаг 5: Разгадываем  загадки ханты и манси о животных.

В  файле №5  загадки  о разных животных. Нужно их разгадать и загадку о вашем животном приклеить в газету.

Шаг  6: Работаем с национальным орнаментом.

Среди нескольких листов нужно найти  один, где  изображен  орнамент с вашим животным . Приклеить его в газету.

Шаг 7: Придумываем название газеты.

Придумать и записать на ватмане  название вашей газеты

Шаг 8: Творческое задание по оформлению газеты.

Дополнить  газету по теме  на ваше усмотрение.

Шаг 9:  Защита  работы( газеты).

Представить вашу газету всем присутствующим. Рассказать о вашем животном. Задать свой вопрос о животном

Шаг 10 : Рефлексия.

Приложение № 2

                                                              ХОЧУ, НЕ ХОЧУ.

                                         (Хантыйская сказка)

Действующие лица- Автор Заяц Зайчиха Зайчонок Лиса Медведь  Волк( без слов)

Автор: Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Идут заяц и зайчихой, а им навстречу медведь.

Заяц с зайчихой: Здравствуй, Мишенька

Медведь: Здравствуйте ,Заяц с зайчихой. Почему печальные? Али горе у вас какое?

Заяц с зайчихой: Горе, Мишенька, ах, какое горе. У всех детки есть, а у нас нет. Некому песенку спеть, некого приласкать.

 Медведь: Ничего, ничего, Заяц с Зайчихой, у вас будет сын.

Автор: И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок . Назвали его Снежинка.Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, берестяную люльку качает, песни  ему  поёт.Сынок быстро растёт .Одно плохо, очень  капризный, не играет, не ест, всё время плачет и кричит: —

Зайчонок: - Хочу, не хочу! АААААААА

— Хочу, не хочу!      УУУУУУУУУУУУУУУУУУ

Зайчиха: сынок, вот тебе игрушка.

Зайчонок:— Не хочу!

Заяц:— Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Зайчонок(немного листочков поест и опять кричать начинает:)— Не хочу!

Зайчиха: На, сынок, бересту, это вкусненько

Зайчонок : и берестуНе хочу!

Заяц: ( совсем обессилевшим голосом)— Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, поиграй с лесными зверями, поищи еду, какая  тебе понравится.

Автор: Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

— Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса (его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.)

Снежинка (увидел лисий хвост — плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал,    посмотрел    на    их    хвосты и говорит:))

— Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился — хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

— Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Заяц с зайчихой : что ты, сынок, наш хвостик маленький, но очень красивый.

Зайчонок (он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:))

— Не хочу, не хочу!

Лиса (подошла к нему и говорит):

— Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Автор: Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила,

Лиса: Побегай, новым хвостом похвастайся.

Зайчонок: (то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился — хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:)) Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Все дальше и дальше убегает зайчонок.  Вдруг из-за куста серый волк.  Хвать его за хвост.

Зайчонок:  Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?(лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, насилу вырвался и бегом к маме с папой побежал.)

Зайчиха:—хоть и маленький хвост, зато свой. Большой хвост, он для других. Дорожи тем, что имеешь.

Приложение №3

1 111122   1 Узнай   животное по описанию.

Не смотря на то, что это животное пользуется среди коренных жителей нашего округа особым почитанием, на него охотятся. Это довольно крупное животное. Длина его туловища доходит до 2  метров, вес до 350 кг.. Это лесной, таежный зверь, со своими привычками. В Сибирской тайге главный его корм- кедровые орехи. После зимней спячки собирает упавшие шишки, грабит норы бурундуков. Любит смородину, малину и другие ягоды. Но если удается завалить ему какого- то зверя, заваливает его ветками, чтобы съесть в голодное время.

Бегает он очень быстро- с резвостью хорошего скакуна. Хорошо плавает. Может проплыть до 6 км. Еще он  забирается на деревья.

Хотя  он, как правило,  сам не нападает на человека , все же необходимо в тайге соблюдать ряд предосторожностей.

 Из всех животных это пользуется  наибольшим почитанием у коренных народов Сибири.  Это животное занимает значительное место в их мифологических представлениях, обрядах, изобразительном искусстве.  

 Некоторые угорские народы считают, что они произошли от  этого зверя.

В 2010 г.  был организован  проект "  7 чудес финно - угорского мира"

и в номинации " Праздники" первое место занял праздник народа ханты в честь этого животного.( Мы смотрели видеофильм о этом празднике)- это медведьманси  и ханты – священное животное, это медведь

э                      2  Узнайте животное по описанию.

   Это животное достигает  в длину 1,7- 2 м., весит до 150 кг..  Шерсть у него очень густая .  Каждый волос внутри полый и заполнен воздухом, благодаря чему животное спокойно переносит очень сильные морозы. Поэтому так необходим мех этого животного  для изготовления коренным народам одежды и обуви, для покрытия чума.

   Эти животные выносливые.. На нем перевозят различные грузы и людей.  Ханты и манси всегда с большим уважением относятся к этому животному. Некоторые народы считают его своим прародителем.  Орнаментом" рога" украшали домашнюю утварь, одежду, вещи.

  Поразительна гибкость ног этого животного. Он свободно может почесать копытом за ухом.

    Питаются листьями, травами, ягодами, но предпочитают  лишайник- ягель. Предпочитают места, хорошо продуваемые ветром, где меньше комаров и мошек. Живут стадом. В поисках корма  во время перекочевок, они идут по определенным тропам. Чтоб сберечь этих животных, нужно не прокладывать дорог, нефтепроводов рядом с их тропами.

   По поведению этих животный коренные жители предсказывают погоду. Если животные идут  в лес- к холоду, если чихают- к слякотной и ветреной погоде, если больше лежит- к теплой погоде.

   В 2010 г.  был организован проект "7  чудес финно- угорского мира"  в номинации " Природа"  в семерку вошел   и он , как  основа жизни всех северных народов. Без него просто невозможна жизнь на севере.-                    это северный олень

3 Узнай животное по описанию.

Это полуводное млекопитающее. Самый крупный грызун  ХМАО и в мире в целом.. Его туловище имеет обтекаемую форму, задняя часть расширена. Голова с маленькими ушками округлая, с притупленной передней частью морды. У  этих животных есть перепончатые задние лапы и широкий плоский хвост, благодаря которым они прекрасно плавают. Если вдруг он замечает хищника, то чтобы оповестить других  животных о надвигающейся опасности, он громко шлепает плоским хвостом по воде.  

    Врагами являются медведи, росомахи, волки, рысь, выдра и даже бродячие собаки. Больше всего  эти животные страдают от охоты на них человека  из-за теплого и прочного меха. Численность их заметно уменьшилась. Находится  под  угрозой исчезновения. Но  в  результате охранных мероприятий (например, организаций заповедников, таких как «Малая Сосьва») общее количество этих животных постепенно увеличивается.

    Основной тип жилищ – норы. Плотины сооружаются очень редко.Их запруды помогают животным и птицам, давая корм и улучшая экологию.

   Основным  кормом из древесных пород служат береза и осина, из кустарников – ивы, из  травянистых растений - прибрежные осоки, калужница болотная.

  Это животное наряду с медведем, оленем является священным животным у ханты и манси и некоторые народы считают его своим прародителем. Отношение к нему очень уважительное и бережное............................................ это бобр

                             4    Узнай животное по описанию.

      Это один  из важных зверей Тюменского севера . Мех этого животного отличается особой  пышностью и красотой. Не случайно по поверьям  ханты , это животное создал сам Лесной дух Вонт-  лунг.  Любимые места обитания зверька - темнохвойная тайга. Здесь он находит свою основную пищу- лесных полевок, бурундуков, белок и других грызунов.  Ест  он и ягоды и кедровые орехи. Не откажется от рыбы.Активен днем и ночью. Зимой он быстро прячется от человека.

   Не большой зверек- меньше домашней кошки. Раньше его было очень много в тайге.. Сегодня на отдельных участках тайги  истреблен человеком совсем.  Часто встречается  в бассейне  реки Юган. Здесь создан Юганский заповедник.

   Пушнина, особенно его шкурка, издавна служили предметом торговли племен, населявших Югру, с монголами, персами, славянами. После присоединения Сибири  к Русскому государству, местные народы платили налог  русскому царю его шкурками.

  Этот зверек из-за своей исключительной  ценности  был изображен на сибирском гербе и на  монетах. -........................................................это соболь

второй набор информации

        Отношение народов ханты и манси к природе.

    Ханты и манси верят, что люди и животные- братья. А некоторых животных они считают прародителями, то есть,  от них произошли разные народы.  Возникает запрет убивать и употреблять в пищу это животное.  

      Медведь. Его считали Нижним Богом, хранителем очага, оберегом для всех членов рода. В прошлом каждая хантыйская семья имела медвежий череп или голову, для поклонения. Лесным человеком его называли не случайно. Он был младшим сыном бога Торума, но за непослушание его спустили с небес на землю. По наказу бога–отца медведь вмешивается в людские судьбы, наказывая виновных и освобождая от наказания безвинных.

    Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника.

сыном Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи.

себя правильно по отношению к нему... Разгневанного духа нужно умилостивить, восстановить прежние добрОтношение народов ханты и манси к природе.

     Ни одно животное не пользуется  таким почетом, как олень. Объясняется это особой ролью оленей в жизни коренных народов. Лось и олень  - символом надежности и благополучия, достатка и силы. 
     Олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими верховному богу.  

    Существует традиционный, ежегодный праздник оленевода, который отмечается весной.На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. 
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками. На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

    Культура охотников и рыболовов нашла свое отражение и в фенологическом календаре.

Так май у ханты называется месяц рождения оленят, а Ноябрь -  «месяц потери рогов оленями».

обличье предстаёт вся природа, дающая жизнь человеку, а потому призванная его судить. Опасно было не тольконОтношение народов ханты и манси к природе.

щенсКультура манси и ханты  очень интересна и неповторима. Согласно народным традициям, у этих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования ханты и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого зверя, шуметь в лесу. Особое место в традиции ханты занимают  бобры . Они  почитаются ,  как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы.

 Отношение народов ханты и манси к природе.

. Лебедь. Если ты услышишь лебединую песню, ты счастливый челов(песХанты и манси считают, что от доброго отношения к природе зависят их здоровье и благополучие. Животные и растения почитались особо. Некоторые считаются священными.  Эти народы верят, что люди и животные- братья. А некоторых животных они считают прародителями, то есть,  от них произошли разные народы.  Возникает запрет убивать и употреблять в пищу это животное.  

Вся деятельность человека ограничивается, не допускается насилия над природой. Отсутствует жадность, обман, все согласовывается с совестью, с верой, все рассчитывается на вечность.

жеВо всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».(соболь)ик народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя и прощаются с ним.

19 слайдПриложение № 4

«медвежий праздник»

http://1.bp.blogspot.com/-NkqBHoR2dmE/UTsQTIsCw5I/AAAAAAAADsM/YxaU1FCRszc/s200/008.jpg- медведь

Хантыйские...- оленьи рога

http://4.bp.blogspot.com/-1JSdgJ69wkw/USDDQPwhZuI/AAAAAAAADo8/HYCFRx0xxrY/s1600/016.jpg- бобр

Хантыйские...- соболь

Приложение № 5

Загадки народов ханты и манси.

1Вдремучемлесусидитмужиксденежнымстолом.- медведь

2 "Старыечумынановыечумовища" - рога оленя отрастают

3 Врекесидит мужиквбуройшубесвеслом- бобр

4Онмаленький ,амногиеегобоятся.- собольконтуры

Приложение № 6 следы

http://vijivanie.ru/wp-content/uploads/2012/03/peredlapa.jpg- медведь

http://zovtv.ru/wp-content/uploads/2010/09/0los-track.jpg- лось, олень

http://images.vector-images.com/clipart/xlc/237/beaver_tracks_ag.jpg- бобр

http://www.kronoki.ru/ufiles/fieldguides/tracks/w_html_4d4c2325.gif- соболь

Приложение № 7

                       Лесная газета

Приложение № 8- контуры

http://images.vector-images.com/clipart/xl/155/bear5.jpg- медвед

http://baikalpress.ru/images/editions/pt/2007/n35/35-03-01.jpg- соболь

Как нарисовать бобра поэтапно бобр

http://images.vector-images.com/clp/187502/clp115179.jpg

- олень

Приложение №9

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQLbPQpu7Q5uZb7Q5aeDMfqXsbPq8COWtFnuN-VkFuK4KlU7Anyhttp://daypic.ru/wp-content/uploads/2010/12/736.jpgСоболь сидит на ветке дерева

http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/9c/15/de/DETAIL_PICTURE__75666327.jpg

1  Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,

 А выстроят плотину – хоть пиши картину. -

2  Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала

3 Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.

4 Хищный небольшой зверек от людей живет поодаль. На куницу он похож, называется он ….

5  По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой!

5  Чуток, строен и высок,

 Гордо голову несёт,

  От рогов густая тень.

  Вот красивый зверь-

6  Кто на ёлке, на суку 
Счёт ведёт: "ку-ку, ку-ку"?

7  Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.

8  Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой

9 Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Загадка многообразия животного мира"

Организация учебной работы учащихся 7 класса над решением проблемы многообразия млекопитающих в ходе проектной деятельности....

"Основные признаки и многообразие животных" (5 класс)

Урок «Основные признаки и многообразие животных» - первый в теме «Животные – братья наши меньшие» (по учебнику «Природа. Неживая и живая» Авторы: В.М.Пакулова, Н.В. Иванова). Урок комбинированного тип...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Самоанализ открытого мероприятия " Многообразие животных Югры"

Самоанализ окрытого мероприятия " Многообразие животных Югры"...

Отчет по весенней экскурсии: "Многообразие животного мира и приспособленность животных к различным средам обитания"

Учебный коллективный проект создан группой учащихся 7 класса по результатам проведенной в живой природе на берегу реки Москвы весенней экскурсии в районе Капотни....

Внеклассное мероприятие "Удивительные животные Югры"

Раработка внеклассного мероприятия по биологии животных ХМАО-Югры в фоорме Брен-ринга...