"Основные признаки и многообразие животных" (5 класс)
методическая разработка (биология, 5 класс) на тему
Урок «Основные признаки и многообразие животных» - первый в теме «Животные – братья наши меньшие» (по учебнику «Природа. Неживая и живая» Авторы: В.М.Пакулова, Н.В. Иванова). Урок комбинированного типа, включает в себя: письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам – для систематизации и актуализации знаний; изучение нового материала с демонстрацией слайд-шоу и электронной презентации; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра, как средство психологической реабилитации; для развития творческих способностей учащихся организуется художественная мастерская; для повторения и закрепления знаний использована презентация-опрос. Выполнение домашнего задания предполагает использование Интернет-ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_priznaki_i_mnogoobrazie_zhivotnyh.rar | 14.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению урока
«Основные признаки и многообразие животных».
Урок является частью темы «Животные – братья наши меньшие». Эта тема заканчивает курс биологии 5 класса, поэтому у детей уже выработаны навыки работы с компьютером, с интерактивной доской; накоплен определенный багаж знаний. Соответственно большой объем материала не вызывает затруднений при запоминании.
Урок комбинированного типа, включает все основные этапы: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов и домашнее задание. Из-за большого объема рассчитан на 2 урока по 40 минут. Желательно провести спаренные уроки, не переключая их внимание на другие предметы.
Урок лучше проводить в кабинете информационных технологий, где есть вся необходимая техника: компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
Необходимо заранее позаботиться о дополнительном оборудовании для урока: карточки для проверки знаний, карточки и конверты для дидактической игры, карандаши, листы ватмана.
На первом этапе организации урока проводится фронтальная письменная проверочная работа по карточкам, которые рассчитаны на два варианта. В них задания различного типа: установите соответствие, обозначьте части на рисунке, приведите примеры. Такого рода задания рассчитаны на детей разного типа мышления, типа памяти (Приложение).
После напряженного труда детям нужно дать передохнуть и переключить внимание на иной вид деятельности. С этой целью демонстрируется слайд-шоу, которое поднимает им настроение и нацеливает на изучение следующего материала (Приложение).
Чтобы мобилизовать знания учащихся снова, и в то же время, поддерживая их интерес, демонстрируется презентация-опрос. Она содержит задания, адресованные ученикам, при выполнении которых ребенок непосредственно работает с интерактивной доской. Такая форма работы вызывает живой интерес у всех учащихся (Приложение).
При объяснении нового материала используется еще одна презентация. Она содержит информацию различного рода: и фотографии, и рисунки, и схемы, и игровые задания, и текстовый материал. Все эти материалы отражают ключевые моменты новой темы, появляются в нужные моменты объяснения, активизируют познавательную деятельность и заставляют учащихся пройти через все этапы мышления (Приложение).
В начале изучения материала задается проблемный вопрос, на который дети находят ответы в результате беседы и демонстрации слайдов.
При определении экологических групп животных, организуется дидактическая игра, цель которой уточнить и систематизировать знания учащихся. Необходимо работать в парах, так как это новый материал, кроме того, ребенок учится работать в коллективе, приобретает коммуникативные навыки. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для детей игра – средство психологической реабилитации.
Не забыты и творческие способности ребят, для их реализации организуется «художественная мастерская». Здесь могут проявить себя те, кому сложно дается теоретический материал, а вот практическая сторона их больше заинтересует. Творческие работы могут выполняться традиционным способом на бумаге, а для «продвинутых» детей есть компьютерные программы рисования Paint, TuxPaint. По итогам выполнения творческих заданий необходимо подвести итоги, лучшие работы можно оформить в виде выставки в кабинете биологии.
Для закрепления знаний продумана еще одна презентация-опрос в игровой форме (Приложение). А домашнее задание будет продолжением работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Осьминоги" к уроку природоведения в 5 классе "Многообразие животных"
На уроке по теме "Многообразие животных" дети выступают со своими сообщениями. Раньше готовили устные выступления с применением фотографий и рисунков. С появлением в кабинете интерактивной доски учу р...
Разработка урока по природоведению в 5 классе по теме "Многообразие животных"
Данный конспект урока можно использовать только вместе с соответствующей презентацией, которую можно также найти на этом сайте....
Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека
Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....
Презентация "Основные признаки животных"
В презентации раскрываются основные признаки животных. Материал можно использовать на уроках биологии 5,6,7 классов....
урок биологии на тему "Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни"
для коррекционно-образовательных школ...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Отчет по весенней экскурсии: "Многообразие животного мира и приспособленность животных к различным средам обитания"
Учебный коллективный проект создан группой учащихся 7 класса по результатам проведенной в живой природе на берегу реки Москвы весенней экскурсии в районе Капотни....