Целевая программа "За здоровый образ жизни"
рабочая программа на тему
В работе поднимается важная проблема воспитания здорового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2014-2015_za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 82.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
СП «Детский дом»
ЦЕЛЕВАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
квартиры № 26
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Разработчики:
- Ященко Анна Борисовна – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
- Зарембо Андрей Андреевич – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Куратор:
Горяйнова Валентина Ивановна –
ст. воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2. Нормативно-правовое обеспечение
8. Основные принципы построения воспитательной работы
10. Основные направления деятельности
12. План основной деятельности по реализации воспитательной программы
БЛИЦ-ОПРОС ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ
БЛИЦ-ОПРОС ОТНОШЕНИЕ К НАРКОТИКАМ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи, так как они, несмотря на свой еще далеко юный возраст попадают под пагубное влияние социума, друзей и тем самым, разрушают себя. В последнее время сохраняются такие острые проблемы, как:
- невысокий уровень общей культуры;
- недостаток работы по пропаганде здорового и безопасного образа жизни;
- несбалансированное питание;
- неумение правильно организовать своё время и жизнь, справляться с конфликтами;
- отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствии, количестве заболеваний;
- несвоевременное выявление и запаздывающая профилактика курения, алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Люди должны осознать,
что здоровый образ жизни –
это личный успех каждого.
В.В. Путин
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Необходимость введения программы «За здоровый образ жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. В современном обществе подростки получили гораздо больше соблазнов внутри помещения, чем на улице. Достаточно часто можно встретить тех, кто предпочтет компьютерную игру веселому футбольному матчу на площадке. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других ПАВ.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что российские подростки начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. Это нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России страдает от бесплодия.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы каждый воспитанник жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.
Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др.
Данная программа составлена для воспитанников СП «ДЕТСКИЙ ДОМ»
Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий».
Воспитанникам предоставляется объективная информация, в результате которой происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.
ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Указы Президента
- Указ Президента РФ №1374 от 18.10.2007 г. (ред. от 27.07.2013) «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»
- Указ Президента РФ №690 от 09.06.2010 г. (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483) «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
Федеральные Законы
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (с изменениями от 27.07.2010 г.)
- Федеральный Закон №38-ФЗ от 30.03.1995 г. (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
- Федеральный Закон №157-ФЗ от 17.09.1998 г. (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О предупреждении «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
- Федеральный Закон №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ред. от 23.06.2014) "О санитарно-эпидемиологическом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Федеральный Закон №329-ФЗ от 04.12.2007 г. (ред. от 23.06.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Распоряжения Правительства
Постановления
Приказы и методические рекомендации МЗСР
- Приказ МЗ РФ №232 от 05.08.1997 г. «О создании центра и региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков»
- Приказ МЗ РФ №82 от 10.03.1999 г. (РЕД. ОТ 10.01.2006) «Об организации медицинской помощи гражданам из подразделений особого риска»
- Методические рекомендации «Мониторинг и оценка эффективности мероприятий по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции» (утверждены 20.09.2007 г.)
- Приказ МЗСР №597н от 19.08.2009 г. (ред. от 19.04.2011) «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
- Приказ МЗСР №826 от 14.10.2009 г. (ред. от 01.10.2012, с изм. от 04.09.2014) «О создании рабочей группы по вопросам организации работы центров здоровья в рамках реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
- Ященко Анна Борисовна – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
- Зарембо Андрей Андреевич – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Куратор:
Горяйнова Валентина Ивановна – ст. воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
воспитанники СП «Детский дом» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий» квартиры № 26.
Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников, борьба с вредными привычками, создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из поставленной цели, определили основные задачи и направления совместной деятельности воспитанников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, преподавателей физкультуры, работников медицины, работников правоохранительных органов по реализации программы.
- формирование у подростков понимания и потребности в здоровом образе жизни, стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья;
- воспитание у подростков негативного отношения к вредным привычкам;
- развитие навыков саморегуляции, повышение стрессоустойчивости;
- развитие умения использовать способы стабилизации психоэмоционального состояния, применять навыки межличностного взаимодействия в условиях проблемных жизненных ситуаций;
- формирование личных механизмов принятия решений, личностных качеств - самоуважения, самосознания, уверенности в себе;
- формирование положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.
2014- 2016 учебные года
- систематичность;
- оптимальность, эффективность;
- конкретность;
- информационность, открытость;
- принципы здравого смысла и обратной связи;
- дисциплина и порядок;
- стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, направленные на воспитание у подростка ценностного отношения к своему здоровью. Программа содержит 3 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с подростками.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с Личными делами воспитанников «группы риска».
Диагностическая работа предполагает изучение образа жизни воспитанников, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков со сверстниками, с педагогами лицея, организацию мониторинга воспитанников.
Профилактическая работа с воспитанниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему бесед, дискуссий, диспутов, круглых столов, открытых мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у воспитанников представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
В целях профилактики вовлечение подростков в кружки и секции.
Работа выстраивается в несколько этапов:
1 этап: стартовый (сентябрь 2014 – январь 2015). Измерение исходного состояния показателей. Мониторинг. Подготовка и запуск подпрограмм и приоритетных проектов. В целях профилактики вовлечение подростков в кружки и секции.
2 этап: основной (январь 2015 – декабрь 2015). Реализация подпрограмм и приоритетных проектов. Текущий мониторинг.
3 этап: аналитический (январь 2016 – июнь 2016). Подведение итогов и анализ результатов.
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды Динамика состояния здоровья воспитанников | Диагностика подростка (первоначальные и конечные результаты в сравнительном порядке) Динамика состояния здоровья воспитанников: а) уровня физического развития; б) нервно-психической устойчивости (напряжение, тревожность и др.); в) заболеваемости (данные проф. мед. осмотров, мед. справок)
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с воспитанниками, вхождение к ним в доверие, пробуждение у них интереса к той или иной деятельности, мотивация к ведению ЗОЖ. |
Накопление подростком нравственно - положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений профориентационная работа |
Взаимодействие с психологами, социальными педагогами, медицинскими специалистами | Проведение индивидуальных консультаций по здоровью с привлечением специалистов. |
Самовоспитание | Поддержка подростка в процессе самовоспитания. Самооценка воспитанниками состояния здоровья. |
- Просветительская
- внедрение информации о ЗОЖ в тематику занятий, мероприятий
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, документальных фильмов
- Воспитательные беседы, дискуссии, диспуты, ликбезы, круглые столы
- Профилактические занятия
- Агитационная
- Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы
- Выпуск стенгазет, рисунки на асфальте по направлениям ЗОЖ
- Участие в акциях на формирование ЗОЖ
- Открытые мероприятия
- Встречи с медицинскими работниками, инспекторами ПДН
- Практическая
- Анкетирование, тестирование
- Индивидуальные консультации у специалистов
- Социальные опросы
- Совет профилактики общежития
- Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий (в соответствии с санпинами)
- Грамотное использование технических средств
- Обеспечение воспитанников достаточной физической нагрузкой
- Создание благоприятного психологического климата
- Мероприятия, посвященные здоровью
- Занятия в кружках дополнительного образования
Обеспечение воспитанников достаточной физической нагрузкой:
- Секции, кружки в общежитии
- Секции, кружки в лицее
- Городские секции, кружки
- Физкультурно-массовая
- Спартакиады
- Спортивные праздники
- Соревнования
- Дни здоровья
- Конкурсы
- Турниры
- Выставки
- Оздоровительные лагеря
- Викторины
Перспективные планы на 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
2014 -2016 гг.
№ п/п | Содержание основной деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с воспитанниками «группы риска»
| в течение учебного года | ст. воспитатель воспитатели |
2. | «Формула здоровья»
| в течение учебного года | ст. воспитатель воспитатели |
3. 4 | Пропаганде здорового образа жизни
| сентябрь-октябрь май-июнь в течение учебного года еженедельно сентябрь-июнь (по плану спортивно-массовой работы) в течение учебного года | ст. воспитатель, воспитатели, руководители секций, преподаватели физкультуры |
44. | Режим дня и гигиенические нормы Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
| еженедельно ежедневно ежемесячно еженедельно | воспитатели, бытовой сектор |
5. | Профилактика заболеваний
| ежемесячно в течение года сентябрь декабрь в течение года март в течение года в течение года | воспитатели, специалисты |
66. | Желание ЕСТЬ!
| сентябрь в течение года октябрь февраль | воспитатели |
77. | Это должен знать каждый
«Чума XXI века» - книжная выставка
| ежемесячно сентябрь декабрь апрель июнь | воспитатели, специалисты |
8. | Влияние конфликтов на здоровье воспитанников
| октябрь в течение года | воспитатели, психологи |
9. | «Этот непростой этикет»
| в течение года май в течение года | воспитатель |
10. | Профилактика алкоголизма, курения, наркомании (с приглашением специалистов) Проведение тематических мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни
| сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль апрель в течение года | ст. воспитатель, воспитатели |
Данный проект целевой воспитательной программы «За здоровый образ жизни» рассчитан на реализацию в течение 2 лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
- Укрепление физического, нравственного и психического здоровья воспитанников.
- Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Получение теоретических знаний о последствиях табакокурения, алкоголя, ПАВ.
- Сформировать у большинства воспитанников негативного отношения к употреблению табакокурения, алкоголя, наркотиков.
- Более высокая занятость воспитанников спортом, занятиями в кружках.
- Сокращение количества детей «группы риска».
- Приобретение педагогического опыта в реализации данного направления работы воспитателей по профилактике употребления табакокурения, алкоголя, ПАВ и пропаганде ЗОЖ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БЛИЦ-ОПРОС
ОТНОШЕНИЕ К ТАБАКУ
- Табак – это наркотик?
Да Нет
- Курите ли Вы?
Да Нет
- Во сколько лет Вы впервые закурили ____________________
- Причина курения?
- Подражание взрослым
- Ради интереса
- Другое
- Сталкивались ли вы с рекламой табака?
Да Нет
- Встречали ли антирекламу табака?
- Хотели ли вы бросить курить?
Да Нет
- Удалось бросить
Да Нет
БЛИЦ-ОПРОС
ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ
- Алкоголь пробовали?
Да Нет
- Во сколько лет первый раз попробовали? _____________________
- Цель употребления?
- предложили родители
- с друзьями за компанию
- интерес
- другое _______________________________________________
- Ваше отношение к употреблению алкоголя?
- позитивное
- нейтральное
- негативное
- Сталкивались ли Вы с рекламой алкоголя?
Да Нет
- Встречали ли антирекламу алкоголя?
Да Нет
- Способен ли человек самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости?
Да Нет
- К кому за помощью должен обратиться человек, страдающий алкогольной зависимостью?
- к родителям или близким
- в органы внутренних дел
- в органы здравоохранения
- к психологу или наркологу
БЛИЦ-ОПРОС
ОТНОШЕНИЕ К НАРКОТИКАМ
- Как вы относитесь к употреблению наркотиков, ПАВ в немедицинских целях?
- позитивное
- нейтральное
- негативное
- Известны ли Вам места распространения наркотических средств?
Да Нет
- Сталкивались ли Вы с рекламой наркотиков, ПАВ?
Да Нет
- Встречали ли Вы антирекламу наркотических средств?
Да Нет
- По Вашему мнению способен ли человек самостоятельно избавиться от наркотической зависимости?
Да Нет
- К кому должен обратиться за помощью человек, страдающий наркотической зависимостью?
- к родителям или близким
- в органы внутренних дел
- в органы здравоохранения
- к психологу или наркологу
- Есть ли в Вашем окружении лица, употребляющие наркотики?
Да Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Целевая программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больши...
Целевая воспитательная программа "За здоровый образ жизни"
Разработали:Копейкина И.И., Ященко А.Б....
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....