Рабочая программа элективного курса "Литература и кино" 10 класс
элективный курс (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Литература и кино" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса "Литература и кино" | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса "Литература и кино"
10 класс
Составитель: Мочальникова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Невозможно представить себе современную жизнь без кинематографа, который оказывает огромное влияние на умы и души человека, являясь, по сути, одним из главных определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития.
Однако как в школьном учебном плане, так и в школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. В результате личностный опыт общения молодого человека с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов. Обилие посредственной кинопродукции, как отечественной, так и зарубежной, широко представленной в кинопрокате и на телевидении, порой активно навязываемой рекламой, отрицательно сказывается на становлении интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта.
Сообщить школьнику определенный минимум сведений об искусстве кино, помочь научиться понимать язык кино, познакомить его с кинопроцессом, с яркими образцами кинематографа – одна из задач, которая может и должна решаться в школе. И сделать это, используя возможности своего предмета, может учитель литературы.
С другой стороны, как показывает практика, многие ученики сегодня неохотно читают, предпочитая “посмотреть кино” по тому литературному произведению, которое они должны знать к уроку литературы, и именно учитель литературы чаще других сталкивается с тем, что получает, в лучшем случае, пересказ фильма вместо знания текста. А потому именно учитель литературы должен быть заинтересован в том, чтобы школьники представляли себе, что кино – другой вид искусства, отличный от литературы, и нельзя одно подменять другим.
Курс рассчитан на учеников выпускного класса, когда подводится своеобразный итог изучения литературы в школе. Для знакомства с основами киноискусства выбраны фильмы-экранизации литературных произведений, входящих в школьную программу, что позволит еще раз обратиться к литературному материалу, изучавшемуся на разных этапах школьного обучения, повторить и, возможно, переосмыслить его.
Задачи элективного курса “Литература и кино”:
– заинтересовать учащихся миром кино, расширить их кругозор, общую и эстетическую культуру, способствовать развитию критического мышления, становлению устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа;
– познакомить учащихся с основами киноискусства, показать, что кинематограф – самостоятельный синтетический вид искусства; создать условия для формирования у учащихся навыков зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и навыки, критический подход, творческое восприятие;
– повторить с учащимися на заключительном этапе обучения литературные произведения, изучавшиеся ранее, показать особенности их экранизации; способствовать формированию навыка определять замысел, идейную и/или литературную основы, особенности драматургии кинопроизведения, высказывать суждение о его эстетической ценности.
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-го класса, проводится в течение 34 учебных недель, но т. к. просмотр фильма занимает обычно больше одного часа, целесообразно проводить его один раз в неделю по два часа. Предполагается, что за неделю между занятиями школьники должны прочесть художественное произведение, экранизацию которого они будут смотреть и анализировать, и для этого одним из условий выбора литературных произведений был относительно небольшой объем. Второе условие отбора кинематографического материала – новизна предлагаемых фильмов или их нечастый прокат на телевидении, чтобы при просмотре не возникло скуки и не потерялось ощущение свежести восприятия. В этих же целях нужно организовать занятие так, чтобы не нарушалась целостность восприятия фильма, кроме тех случаев, когда на просмотр нужно достаточно много времени.
Содержание программы.
Литературный материал | Кинематографический материал | Вопросы для обсуждения | Кол-во час. | ||||
1. |
|
| Литература и кино. Краткая история кино. Кино – синтетический вид искусства. Четыре основных вида кино. Экранизация – жанр игрового кино. Литература – один из источников кинематографа. | 2 | |||
2. | А. С. Пушкин. “Станционный смотритель”. | Х/ф “Станционный смотритель”. | Фильм – результат коллективной работы сценариста, режиссера, оператора, актеров, художника, композитора и других членов съемочной группы. | 2 | |||
3 | А. С. Пушкин. “Пиковая дама”. | Х/ф “Пиковая дама”. | Язык кино. Литературное произведение как материал для экранизации. | 3 | |||
4 | А. С. Пушкин. “Барышня-крестьянка”. | Х/ф “Барышня – крестьянка”. 1995. Реж. А. Сахаров. | Сюжет художественного произведения и сценарий кинофильма. “Вольности” режиссера или право на собственное видение? | 6 | |||
5 | А. С. Пушкин. “Маленькие трагедии”. | Х/ф “Маленькие трагедии”. 1979. Реж. М. Швейцер. | Сценарий кинофильма и литературный источник.Замысел кинодраматурга и его осуществление в форме литературного сценария. Сюжет произведения и его интерпретация в кино. Объединение в сценарии сюжетов нескольких литературных произведений. Художественный фильм – самостоятельный вид искусства. | 6 | |||
6 | М. Ю. Лермонтов. | Телеспектакль. “По страницам журнала Печорина”. 1975. Реж. А. Эфрос. | Театр на экране. Кинофильм и телеспектакль по литературному произведению. Особенности жанра. Понятие конфликта в драматургии. Конфликт внутренний и внешний, средства его выражения. | 6 | |||
7 | И. А. Гончаров. “Обломов”. | Х/ф “Несколько дней из жизни Обломова”. 1980. Реж. Н. Михалков | Режиссерская интерпретация идеи и характеров героев на экране. Актерское воплощение характеров персонажей. Название фильма и литературного источника. Стремление режиссера найти наиболее выразительные композиционные решения – в мизансценах, звуке, монтаже, изобразительной трактовке. | 6 | |||
8 | А. Н. Островский. “Бесприданница”. | Х/ф “Жестокий романс”. 1984г. Реж. Э. Рязанов.
| Литературный источник и его экранизация. Кинематографическая реализация режиссерского сценария. Романная форма фильма, снятого по драматическому произведению. Характеры в пьесе А. Н. Островского и в фильме Э. Рязанова. Музыка в фильме, названном “Жестокий романс”. | 6 | |||
9 | Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”. | Х/ф “Преступление и наказание”. 1969. Реж. Л. Кулиджанов. | Два режиссерских взгляда на одно литературное произведение. | 3 | |||
10 | Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”. | Х/ф “Преступление и наказание”. 2007. Реж. Д. Светозаров. | Зачем нужны повторные экранизации? | 3 | |||
11 | М. Булгаков . “Дни Турбинных”. | Х/ф “Дни Турбинных”. 1976 г. Реж. В. Басов | Композиция и объем фильма.Связь объема с особенностями зрительного восприятия и монтажная организация фильма. Смены ритма действия и система повторов как композиционные средства для воплощения содержания. | 4 | |||
12 | Б. Васильев. “Завтра была война”. | Х/ф “Завтра была война”. Реж Ю. Кара. | Жизненный материал, положенный в основу литературного произведения и фильма. Фабула фильма.Внешняя сторона события и его внутренний смысл. Остродинамическая и ослабленная фабула. | 4 | |||
13 | В. Богомолов. “Иван”. | Х/ф “Иваново детство”. | Символика в фильме.Воплощение идеи разрушения человеческой личности под влиянием войны. | 3 | |||
14 | Мемуарная литература. | Х/ф “Дневник его жены”. 2000г. Реж. А. Учитель. | Один из лучших фильмов современного кинематографа, призер нескольких кинофестивалей в различных номинациях. | 3 | |||
15 | Лирика И. Бродского. Воспоминания поэта и о поэте. | Х/ф “Полторы комнаты”. 2008. Реж. А. Хржановский. | Возможности кинематографа в воспроизведении реальности и выражении идеи. Сочетание в одном фильме игрового, документального (хроникального) и мультипликационного кино. Жанр “сентиментального путешествия” на родину. Символика в фильме. Личность поэта на экране. Лирические стихотворения в фильме. | 3 | |||
16 | П. Санаев. “Похороните меня за плинтусом”. | Х/ф “Похороните меня за плинтусом”. 2010. Реж. С. Снежкин. | Бестселлер на экране.Режиссерская интерпретация сюжета и идеи литературного произведения. | 4 | |||
17 |
|
| Заключение. Проблема художественного восприятия фильма, ее сложность. Условия глубокого эмоционального восприятия литературного произведения и фильма. Эстетическое развитие зрителя, его способность к сотворчеству – необходимое условие взаимопонимания авторов фильма и зрителя. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...