"Помним..."
методическая разработка (7 класс) на тему

Рожкова Ольга Валерьевна

Классный час, посвященный памяти узников концлагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomnim.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Помним…»

классный час, посвященный Международному дню памяти

узников концлагерей.

Цель: Познакомить  с фактами Великой Отечественной войны.

           Развивать чувство патриотизма, гордости за свой народ.

           Воспитывать любовь к Родине, к людям, одержавшим победу над

           фашизмом.

Оборудование: видеоролик «Концлагеря».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Вступительная беседа.

Слайд «Памяти узников концлагерей посвящается».

Слайд.

«Всему меняться суждено

  В природе, в жизни, в человеке

  Но что-то быть должно одно,

  Что не меняется вовеки».

     Что остается вечно в человеке, что не меняется? Человеческая память. Казалось, прошло шестьдесят с лишним лет с той победной поры, но каждый из нас с замиранием сердца слушает слова Ю.Б.Левитана о начале войны.

Слайд со звуком (сообщение Ю.Б.Левитана о начале войны).

    «Россия должна быть ликвидирована» - объявил Гитлер на совещании в своей ставке. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах Немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

     Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, «лагеря смерти», «фабрики смерти». Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других «неполноценных» народов. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого фашисты устраивали страшные и зверские пытки и издевательства над людьми.

     Вот далеко не полный список лагерей и тех зверств, которые совершались за их колючей проволокой…

Слайды.

Дахау – лагерь на окраине г.Дахау. Узниками были 250 тысяч человек, замучены или убиты 70 тысяч человек. На воротах лагеря смерти Дахау – надпись из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Бухенвальд – лагерь близ Веймара. Здесь было уничтожено 56 тысяч заключенных. На воротах надпись – «Каждому своё».

Заксенхаузен – лагерь недалеко от Потстада. В лагере уничтожено свыше 100 тысяч человек.

Майданек – лагерь близ Люблина (Польша). В 1941-1944 гг. в нем было истреблено около 1,5 миллиона человек. Немцы называли его «Фернихтунслагер», то есть лагерь уничтожения».

Равенсбюрк – женский лагерь фашистской Германии. Через него прошло 132 тысячи женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы. Средняя продолжительность жизни в лагере составляла 9 месяцев. Название лагеря переводится на русский язык как «вороний мост». Там, за кирпичной стеной высотой в четыре с половиной метра с проволокой под напряжением шесть тысяч вольт, делали свое грязное дело «медицинские светила» третьего рейха: прививали рак, газовую гангрену, рубили ноги.

     По словам свидетеля, после того, как женщина производила свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, их них выкачивали всю кровь, для переливания солдатам на фронте. Был еще один эсесовец Зепп Гейтрейдер, который считался специалистом по убиванию младенцев. Он хватал детей за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор.

     Никто не мог убежать из лагеря, чтобы рассказать, что же творилось за этими стенами.

Треблинка – «лагеря смерти» около станции Треблинка (Варшава). За годы войны там погибло 800 тысяч человек.

Освенцим – лагерь на территории Польши, на реке Сола. В нем было истреблено свыше 4 миллионов человек.

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено свыше 100 тысяч человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.

   

Слайд «Узники концлагерей».

     За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек.

    Обычно из привозивших партий от 1000 до 15000 человек в лагерь попадало не более 250 человек. Остальных тут же отправляли в газовую камеру. Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Зачастую ночью слышались страшные крики, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых людей бросали в топки крематорных печей.

     Также в концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела. Известны случаи, когда фашисты, работавшие в лагере, сами душили женщин и детей; мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по «движущимся мишеням».

     Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключенных инфицировали тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились. За больными велись наблюдения, кто первый – дети или женщины – умрут, как долго их организм может сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую, т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.    

Слайд «Узники на каменоломнях».

     Труд в концлагере можно охарактеризовать как средство физического уничтожения заключенных. Зачастую военнопленные работали на каменоломнях. В секретных документах от 4 декабря 1941 года говорится: «Немецкие квалифицированные рабочие должны работать в военной промышленности; они не должны копать землю и разбивать камни, для этого существует русский».

Ученик.

     Свидетельства очевидца:

     «Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось – поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? Карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камере никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза… В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки протипанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».

Слайд «Карл и Ильза Кох».    

     Конвейером смерти в концлагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был назначен комендантом лагеря с 1939 года. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей.

     Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.

Слайд «Дети в концлагерях».

      В фашистских лагерях содержались и  миллионы детей. Их фашисты  уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

     Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях. Как правило, прибывших в эшелонах детей немцы сразу же направляли в газовые камеры и там истребляли. Только небольшую часть здоровых подростков оставляли для лагерных работ.

     Детей заставляли работать по 15-20 человек – на лямках перевозить груженые повозки с разным грузом, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где их складывали и оттуда увозили в крематорий. Работали с четырех часов утра до вечера. Когда дети выбивались от усталости, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

     В начале 1943 года заключенных стали татуировать, выбивая на руке пятизначный порядковый номер. Детям ставили номера на ногах – так как ребенок очень мал и номер, состоящий из пяти цифр, не поместился бы на маленькой руке.

     Детей в возрасте от 8 до 16 лет немцы наравне со взрослыми изнуряли на тяжелых физических работах. Непосильный труд, истязания и побои быстро доводили каждого ребенка до полного истощения, и тогда его убивали.

     Больше всего детей погибло в Саласпилсе. Им делали впрыскивание какой-то жидкости, давали отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек.  На детей немцы не считали тратить боеприпасы, они уничтожали их ударом тупым предметом по голове.

     В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

     

Ученик.

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

- Чулочки тоже снять  мне, дядя?

Не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется,  он в землю врос:

Глаза как у моей  Неминьи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь,  спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат,  солдат, что если б дочка

Твоя  вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя,   снять?

Ученик.    

     Из воспоминаний советских воинов.

     Много ужасного пришлось повидать. Только фашисты могли так надругаться над человеком. Война есть война, и гибель воинов неизбежна, но видеть истерзанных стариков, женщин, детей – страшное зрелище. Сколько погибло от рук фашистов детей, подсчитать невозможно. И невозможно забыть маленькие изуродованные тела… Видеть трупы детей разных возрастов среди расстрелянных стариков и женщин, причем маленькие дети не были расстреляны – они были прижаты к груди матерей и задохнулись уже в могиле.

     

Саласпилс

На гранитную плиту

Положи свою конфету,

Он как ты ребенком был,

Как и ты он жизнь любил,

Саласпилс его убил.

Не несут сюда цветов,

Здесь не слышен звон набатный…

Заметая страшный след,

Кружат фантики конфет…

Слайд с песней «Бухенвальдский набат».

     11 апреля узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсесовцев и солдат охраны ценой жизни тысяч заключенных, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат. Гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных. Десятки тысяч ни в чем не повинных людей из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки.

     Прослушайте песню Л.Соболева и В.Мурадели «Бухенвальдский набат». Эта песня посвящена узникам концлагерей, которые прошли сквозь ужасы фашистских застенков.

Слайд «Шокирующие картины».

     Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для проводников и железнодорожников.

Женские волосы жуткой горою

В лагере высились передо мною.

Светлые, темные и огневые,

Черные с примесью пепла, седые

Детские, словно ленок золотистый.

Люди! Запомните все, что фашисты

Золотом тем набивали матрасы.

Это вовек не должно забываться.

Где-то скрываются, живы доселе

Звери, что спали на этой постели.

Как на волнах, на слезах отдыхала

Совесть их ночью. Будила едва ли…

 

Слайд с памятной датой.

    С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей… Светлый праздник сегодня и такой «кроваво-красный» в далеком 1945 году. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены, из них 5 миллионов – граждане Советского Союза.

                 Не забыть.
         
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!


Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, в преисподней, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день пожирала людей.

В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!


И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько  брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!

Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!

За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла!

                                  Галина Плахова -Королёва

3.Просмотр видеоролика «Концлагеря».

4.Минута молчания.

5.Заключительное слово.    

     В этот день мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...