математический турнир
статья на тему

Курмакаева Роза Иматьевна

Данное внеклассное мероприятие раасчитано на обучающихся, интересующихся математикой

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Тот, кто не знает математики,

не может узнать никакой другой

науки и даже не может обнаружить

своего невежества, а потому не ищет

от него лекарства.

                                       Роджер Бэкон

Цели: 

  • Развитие интереса к изучению предмета математика.
  • Отработка навыков слухового восприятия.
  • Воспитание коллективизма, чувства долга и ответственности каждого за всех.

Оборудование: ножницы, бумага А4, цветная бумага, клей,  ручки,

Подготовительная работа: 

  1. Каждая команда должна  придумать название команды, девиз, приветствия соперникам и жюри.
  2. Учащиеся знакомятся самостоятельно с историей математики, биографией и интересными фактами ученых математиков.
  3. Каждая команда готовит вопрос для команды соперника
  4. Члены жюри выбираются из  приглашенных  (3 человека).
  5. Представители групп 4б-6б делятся на команды жеребьевкой

План мероприятия:

  1. Оргмомент (1–2 мин.)
    2. Тур «Приветствие».
    3. Тур «Разминка».
    4. Тур «Викторина».
    5. Турнир «Практика»
    6. Тур «Экскурсия в историю».
    7. Тур «Ты – мне, я – тебе»
    8. Тур «Задачкино»

9.Турнир «Подсказка».
10. Подведение итогов.

Ход мероприятия

I. Оргмомент

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые участники турнира и гости. Сегодня будет проведен математический турнир между двумя командами. Наши команды будут демонстрировать свои знания математики и ее истории, быстроту ума, внимательность, умение слушать и слышать.

II. Тур «Приветствие»

III. Тур « Разминка»

Итак, умеете ли вы считать? Внимательно послушайте следующее стихотворение и  ответьте на мои вопросы.

1. Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.

2. Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объём.

1. Трое физиков, построившись в ряд,
Измеряют энергию, скорость, заряд.

2. Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.

1. Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь,

2. Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

Итак, вопрос: сколько физических величин перечислено в данном стихотворении? А сколько всего физиков было в этом стихотворении?

(физических величин 15, физиков-23).

IV Викторина.
Вопросы для I команды:

  1. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на два десятка? (40 десятков) 
  2. Сумма, каких трех чисел равна их произведению? (1,2,3) 
  3. Какую часть часа составляет 20 мин?     (1/3) 
  4. Чему равна сумма углов квадрата?         (3600) 
  5. Число, обращающее уравнение в верное равенство? (корень уравнения) 
  6. Прибор для измерения углов. (транспортир) 
  7. Периметр квадрата равен 20 см. какова его площадь? (25см2) 
  8. В классе 33 ученика. 24 из них выписывают журнал «Юный техник», а 14 – «Квант». Сколько учащихся выписывают оба журнала? (5) 
  9. Наука, изучающая свойство фигур на плоскости (планиметрия) 

Вопросы для II команды:

  1. Во сколько раз 1 час больше 15 мин? (в 4 раза) 
  2. Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба? (60, 120) 
  3. Чему равен угол в квадрате? (900) 
  4. Наука, изучающая свойства фигур в пространстве. (стереометрия) 
  5. Как называется знак корня? (радикал)
  6. Площадь квадрата равна 36 см. Каков его периметр? (24 см.) 
  7. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда) 
  8. 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесу 12 куриц за 12 дней? (48 яиц) 
  9. Разделите 100 на половину. (50) 

V. Турнир «Практика»

Из геометрических фигур составить картинку

VI. Турнир исторический

  1. Назовите имя древнегреческого математика, нашедшего приближенное значение для числа  π, равное 22/7.    (Архимед)
  2. Назовите автора четырехзначных таблиц.   (Брадис)
  3. В какой стране Древнего мира широко использовали в строительной практике треугольник со сторонами 3,4 и 5?
  4. От имени, какого среднеазиатского математика произошло слово «алгоритм»?  (Аль-Хорезми).
  5. Для чего нужно решето Эратосфена?
  6. О каких числах идет речь в высказывании: «Сумма двух имуществ есть имущество. Сумма двух долгов есть долг»?
  7. Назовите знаменитого французского математика, который ввел в алгебру буквенные коэффициенты? (Виет).
  8. Назовите создателя первого русского учебника по математике. (Магницкий)
  9. Кто из русских писателей окончил физико-математический факультет университета? а)Лермонтов б) Грибоедов в) Гоголь.

VII Тур «Ты - мне, я – тебе»

Команды задают поочередно вопросы друг-другу.

VIII. Тур «Задачкино»

Ведущий. Задание общее для каждой команды. Я читаю текст задачи, вы слушаете внимательно, и записываете ответ на листке бумаги, после короткого совещания. Всего 3 задачи.

Задача 1.

Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать? (Поставить часы одновременно, когда 3 минуты пройдет, опустить яйцо.)

Задача 2.

60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов, если в книге 240 страниц?  (Ответ: 2 см)  

Задача 3. Трое рыбаков поймали 75 окуней. Стали варить уху. Когда один дал 8 окуней, другой 12, а третий 7, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней поймал первый рыбак?

IХ. Тур «Подсказка»

Ведущий. В каждом вопросе речь идет о каком-либо объекте, имеющем отношение к математике. Команды по очереди называют свои версии, но после каждой подсказки   количество баллов, которые можно получить, уменьшается на два. За ответ с первой попытки команда может получить 10 баллов.

1. Речь идет о единице измерения длины:

  1. Первоначально определяли как длину трех ячменных зернышек.
  2. Означает первую фалангу большого пальца рук.
  3. Одна из основных английских  мер длины.
  4. Равна 25, 4 мм.
  5. Имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины.

Ответ: дюйм.

2. Этого нет у окружности:

  1. Это есть у правильного n-угольника.
  2. Может использоваться для нахождения площади.
  3. Их не может быть меньше двух.
  4. Может являться осью симметрии.
  5. У параллелограмма они пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. 

Ответ: диагональ.

3. Это приспособление для счета:

  1. Не нужны батарейки.
  2. Просты в обращении.
  3. Всегда перед глазами.
  4. Без этого трудно первокласснику.
  5. Пять братьев в одном чулане живут.

Ответ: пальцы.

4. Это функция:

  1. Область определения  и область значения – все действительные числа.
  2. График пересекает хотя бы одну из осей координат.
  3. Для построения графика достаточно двух точек.
  4. Графиком является прямая.
  5. Функция задается формулой у =  + b.

Ответ: линейная.

X. Подведение итогов. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический турнир

Цель турнира очевидна: показать, что в математика вовсе не такая «сухая» наука, как думают некоторые, и что ею интересовались не только математики, но и люди других профессий. Тем, кто любит мате...

Математический турнир

Очень интересное внеклассное мероприятие, которое позволяет раскрыться даже детям,.  считающим, что они далеки отт математики. Интересен блок с листом Мёбиуса. Эти опыти всегда нравятся детям люб...

Математический турнир

Интегрированное занятие в форме рыцарского турнира. В качестве сюжетной линии использована история жизни и быта средневековых рыцарей....

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Презентация Математический турнир

Данная презентация может быть использована самостоятельно и как пособие к конспекту, опубликованному на мини - сайте....

Внеклассное мероприятие"математический турнир" 5 класс.

Внеклассное мероприятие. Игра. Интересные  задачи,загадки,подвижная игра,стихи....

"Турнир смекалистых" математический турнир для 5-6 классов

турнир для любителей математике, можно проводить на неделе математики, внеклассное мероприятие по математике...