Основы самоподготовки.
методическая разработка на тему
В работе "Основы самоподготовки" описана структура и методика проведения самоподготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основы самоподготовки. Структура и методика проведения самоподготовки. | 26.64 КБ |
Карта анализа самоподготовки | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы самоподготовки.
Самоподготовка несет в себе активное воспитательное начало:
- мотивы учения детей, их волю, терпение, аккуратность,
- умение самостоятельно заниматься умственным трудом,
- контролировать себя.
Структура самоподготовки и ее методика
- Организационный момент: проветривание помещения, подготовка детьми рабочего места к занятию (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенной последовательности на рабочем столе), выдача словарей, пособий, которые потребуются для работы.
- Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения.
Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активацию мотивов, продумывание способов работы (учебные действия), точное выполнение отдельных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), сопоставление цели работы и ее результатов, осмысление итогов.
В этот начальный момент самоподготовки очень важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать достаточно устойчивые мотивы их самостоятельной деятельности. Здесь особенно заметно концентрируется воспитательная сущность самоподготовки. Под влиянием педагога дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнить поставленные задачи, пережить волнующее нетерпение в ожидании интересной работы, понять значение каждого своего самостоятельного усилия для воспитания характера, воли. Способность к самореализации поведения, деятельности у детей значительно слабее, но тем и важнее опираться на эту основу сознательного поведения.
Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников сыграет и введение часов. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.
- Самостоятельная работа – основной структурный элемент самоподготовки. Различными примерами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть и не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.
Результативность самостоятельной учебной работы во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителя и от методики подачи его на уроке.
Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки:
- обратное вычисление (математика),
- выполнив упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русского языка);
- перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу, попробуй оценить свои знания.
В ситуации самостоятельной работы лучше избегать прямых, категоричных требований, резкого принуждения.
Вести себя спокойно, не мешать товарищам, соблюдать тишину и порядок – это должно осознаваться детьми не как воля воспитателя, а как обязательное условие их успешной работы. Вот почему правильно организованный момент мотивации деятельности одновременно обеспечивает для детей и аргументацию дисциплины на самоподготовке: «развивать свой ум можно только в тишине», когда ты не отвлекаешься, «никогда не закалится твоя воля, если не хочешь сам подумать над задачей, а подглядываешь в тетрадь к соседу», «если ты уважаешь своего учителя, ты не позволишь себе сдать тетрадь с неряшливо написанным упражнением».
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка, которая углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Негромкая светлая мелодия может стать хорошим стимулятором при решении задач или выполнении упражнения по русскому языку.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше выполнили задание, можно положит на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Познавательная деятельность детей должна обогащаться и деловыми отношениями, общением детей – это очень важно для поддержания мотивов учения социального плана, для того, чтобы контроль, стимулирование деятельности шли от своих же товарищей-консультантов.
- Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач.
Задача самоподготовки – обеспечить прочность знаний, выработать у учащихся самостоятельность, развить навыки учебного труда, сформировать устойчивый интерес и потребность в знаниях за время, установленное Уставом школы, выполнить свое домашнее задание.
Самоподготовка должна проходить в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям.
В кабинетах, где проводится самоподготовка, наглядное оформление должно сосредоточить внимание на содержание работ, помогать запоминанию изучаемого материала.
Объем домашнего задания должен быть строго нормирован, не допускать перегрузки учащихся.
Сформировать навыки учебного труда – это значит:
- Создать рабочую обстановку (приготовить все наглядно – учебные пособия для подготовки, обеспечить порядок и тишину в классе).
- В младших классах целесообразно регламентировать последовательность выполнения домашнего задания, в старших классах право выбора остается за учащимися.
- Педагогу ведущему самоподготовку (по согласованию с учителем) отводить строго определенное время на выполнение устных и письменных заданий. Это дисциплинирует учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, приучает экономно расходовать время.
- Учить и научить учащихся работать самостоятельно. Дети должны четко знать, какое задание и как следует выполнять по каждому предмету (учащиеся пользуются памятками).
На самоподготовке педагог не подменяет учителя и не проводит повторного объяснения. Все это не исключает при необходимости оказать помощь ученику, заботясь о его самостоятельности. Необходимо избавляться от вопросов, вызванных неумением учащихся самостоятельно думать и трудиться и наоборот – поощрять вопросы, способствующие развитию интеллекта учащихся.
В процессе проведения самоподготовки педагог обеспечивает контроль за выполнением домашнего задания, формирует у учащихся навыки самоконтроля. Для этого педагог советует учащимся проверять степень усвоения учебного материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, приучает школьников систематически отвечать на контрольные вопросы к тексту.
Педагогу необходимо проверять у учащихся степень владения приемами самоконтроля, предлагая дидактические материалы, в которых надо найти ошибки, недочеты, выявить типичные недостатки в осуществлении самоконтроля и давать индивидуальные задания по их устранению.
Педагог в процессе самоподготовки не в состоянии проверить все работы учащихся. Наилучшей формой массового контроля является контакт учащихся.
Формы взаимоконтроля
- Можно всю группу поделить на подгруппы из 3-5 человек. Каждый выбирает себе один или два предмета, по которым он контролирует остальных ребят, и может быть ответственным за качество их знаний по этим предметам.
- «Цепочка» - это когда первого учащегося, окончившего задание, проверяет воспитатель, а потом ученик проверяет следующих и т.д.
- Учащиеся проверяют друг друга. Все эти формы взаимоконтроля воспитывают внимание, наблюдательность, способствуют лучшему усвоению материала.
- Отдельные педагоги образуют с хорошо успевающими учениками группу доверия, у этих учащихся домашнее задание на самоконтроле. Эта группа не обязательно стабильная, есть возможность каждому ученику войти в нее, если на протяжении некоторого времени они не получают замечания от педагога.
- Целесообразно давать возможность учащимся во время самоподготовки устраивать произвольные перерывы после завершения определенной работы.
- Рекомендуется после 20 минут самостоятельной работы с детьми провести зарядку, которая займет минимальное время и не нарушит ход мыслей учащихся.
- Учащиеся, ранее других окончившие выполнение того или иного задания, самостоятельно переходят к выполнению следующего задания.
- Ученикам, у которых задание проверено, следует дать возможность заняться любимым делом.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на самоподготовке.
Организация выполнения домашнего задания – важный элемент педагогического процесса. Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний на уроке, между усвоением знаний и домашним заданием должна быть взаимосвязь.
Обратите внимание на следующие моменты:
- планомерная подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока;
- правильная постановка домашнего задания;
- правильная организация самоподготовки учащихся предусматривает плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы;
- разработка системы выполнения домашнего задания на уроке;
- творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку проводят в два приема – после урока, после прогулки).
Создание необходимых условий для занятий по самоподготовке.
- Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных обязанностей учащихся.
- Оказание своевременной помощи в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда.
- Взаимосвязь учителя и ученика, обеспечение обратной связи. Дающей информацию о результатах учебной деятельности ученика на всех этапах.
- Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.
- Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.
- Оказание своевременной индивидуальной помощи.
- Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке.
- Использование средств поощрения детей.
- Предоставление во время самоподготовки кратких перерывов в работе отдельным учащимся или всей группе.
Точное начало самоподготовки – непременное условие качественного выполнения домашнего задания.
Структура самоподготовки.
- Вводная часть.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов.
Для обучающихся 1-4 классов на самоподготовку отводится 60 минут. После 40-минутных занятий следует 10-минутная пауза. Для 5-7 классов отводится 1 час 15 минут, через каждые 40 минут работы – 10-минутная пауза. Для 8-12 классов отводится 1 час 30 минут-2 часа, через 40 минут перерыв 10 минут.
Во время вводной части учащиеся составляют план работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное. Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки педагог подводит краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки. Широко используется самоконтроль и взаимоконтроль с 3-4 класса.
Домашнее задание можно условно разделит на три уровня:
- по составлению копий учебной информации;
- по составлению частичного оригинала учебной информации;
- по составлению новой учебной информации;
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихов наизусть, выразительность чтения, требуют особых условий. Дети обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться. Но определенный порядок должен быть. Нельзя отвлекать внимание учащихся, громко читать и разговаривать. Если учителю нужно подойти к карте или рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у педагога. Если нужно что-то узнать у педагога, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а педагог подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает выполнить задание.
Виды самоконтроля.
- При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки и пути устранения (в начальной школе).
- При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно.
- Взаимные проверки учащимися работ друг друга. Благодаря взаимоконтролю развивается внимание и навыки самоконтроля.
Требования к организации самоподготовки с учащимися
- Организационно-дисциплинарные требования:
- Точное соблюдение начала и конца самоподготовки.
- Сознательное подчинение указаниям педагога.
- Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников, подставок.
- Обеспечение порядка на рабочем месте.
- Экономное и полное расходование времени, отведенное на самоподготовку.
- Соблюдение правил запрета и правил разрешения.
- Гигиенические требования:
- Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
- Закрепление места учащегося в соответствии с его листком здоровья.
- Чистота оконных стекол.
- Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко стоящими деревьями.
- Использование в весеннее время подсвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
- Регулярное проветривание классных комнат.
- Использование школьной мебели в соответствии с ростом ученика.
- Влажная уборка помещения.
- Поддержка нормального температурного режима.
- Поддержка чистоты и порядка в классе
- Соблюдение школьниками личной гигиены.
- Сохранение у детей правильной позы во время работы.
- Проведение физкультминуток.
- Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
- Устранение шумовых раздражителей.
- Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неограниченный отдых.
- Контроль за состоянием средств коррекции зрения.
- Дидактические требования
- Занятия проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
- Задания ученики выполняют самостоятельно.
- Проверка производится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
- Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.
- Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов воспитателей и учителей.
- Воспитательные требования
- Отказ от применения каких-либо мер наказания.
- Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
- Содействие прилежному отношению к самостоятельной работе.
- Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы.
- Поощрение настойчивости, упорства учеников при работе над домашним заданием.
- Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
- Осуждение бездеятельности и упрямства детей.
- Привлечение детей к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Ученик должен усвоить, что нельзя на самоподготовке:
- Опаздывать на самоподготовку.
- Тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе.
- Нарушать тишину.
- Отвлекать товарищей от работы.
- Обращаться с какими-либо просьбами без надобности.
- Заниматься посторонними делами.
- Использовать методы работы, вызывающие шум.
- Вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс.
- Беседовать с воспитателем в полный голос.
- Громко давать консультацию.
- Применять нечестные методы работы – списывать.
- Недобросовестно выполнять задание.
- Считать работу законченной без проверки, взаимопроверки и по возможности проверки воспитателя.
Ученику разрешается:
- По своему усмотрению планировать и осуществлять работу.
- Пользоваться разнообразными пособиями.
- С позволения педагога до начала самоподготовки сменить рабочее место.
- Выйти на время из класса.
- Самостоятельно выбрать методы выполнения задания.
- При необходимости обращаться шепотом за консультацией.
- Оказывать помощь товарищам.
- Делать паузы для кратковременного отдыха.
- Обращать к воспитателю, подняв руку.
- Проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено.
- Отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя.
- Конспектировать источники, писать домашние сочинения.
- После выполнения всех уроков готовить выступления для кружка, мероприятия, разучивать стихи для конкурса.
Предварительный просмотр:
Карта анализа самоподготовки
Дата________________ Класс____________________
Воспитатель ____________________________________
Цель посещения____________________________________________
Время самоподготовки: по расписанию в 15.00 -15.40, 16.00-16.40, 17.00-17.40, не по расписанию __________
Организация самоподготовки: | Отметка о выполнении |
Точное соблюдение начала и конца самоподготовки, имеют определенную продолжительность. Санитарно-гигиенические условия: -Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников, подставок под учебники, дневников -обеспечение порядка на рабочем месте. -Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. -Закрепление места учащегося в соответствии с его листком здоровья. -затемнения окон шторами, цветами, чистота стекол -Использование в весеннее время подсвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей. -Регулярное проветривание классных комнат. -Использование школьной мебели в соответствии с ростом ученика. -Поддержка нормального температурного режима. -Поддержка чистоты и порядка в классе -Соблюдение школьниками личной гигиены. -Сохранение у детей правильной позы во время работы. -Проведение физкультминуток. -Наличие шумовых раздражителей. -Предоставление во время самоподготовки кратких перерывов в работе отдельным учащимся или всей группе. | |
Организационный момент Вводная часть - 5-12 минут (составление плана работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное) | |
Объем домашнего задания | |
Постановка цели, указания к работе | |
Задания ученики выполняют самостоятельно. | |
Оказание своевременной помощи в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда | |
Взаимосвязь учителя и ученика, обеспечение обратной связи | |
Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда. | |
Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы. | |
Оказание своевременной индивидуальной помощи. | |
Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке | |
Контроль за выполнением домашнего задания самоконтроль (фронтальная проверка, индивидуальный самоконтроль) | |
Взаимоконтроль | |
Проверка воспитателем | |
Выполнение устных заданий | |
Соблюдение правил запрета и правил разрешения. | |
Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания. | |
Поощрение настойчивости, упорства учеников при работе над домашним заданием. | |
Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы. | |
Привлечение детей к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков. | |
Общий вывод о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. | |
Экономное и полное расходование времени, отведенное на самоподготовку |
Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"
Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...
Коррекционная школа VIII вида. Самоподготовка 7 класс.
Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в классе. Целями и задачами самоподготовки являются: - образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выраб...
Коррекционная школа VIII вида. Самоподготовка 8 класс.
Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в классе. Целями и задачами самоподготовки являются: - образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выраб...
пособие для самоподготовки к ЕГЭ по обществознанию
курс лекций...
Самоподготовка
Цель: Формирование общеучебных умений и навыков как основы для успешного выполнения домашнего задания.Задичи: 1. Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определенных временных рамк...
«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»
Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...
Открытая самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»
Самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»Цель:закрепить навыки самообразовательной работы положительного отношения к учебному труду.Задачи:- формировать информационну...