Круглый стол "Не забывайте о птицах зимой"
методическая разработка на тему

Не забывай о птицах зимой.
Цели;
- экологическое воспитание учащихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний, эрудиции.
Ведущие – 2 человека
 Помощники- - 2 человека.  Помощники следят за ответами, раздает жетоны.
 Оборудование:
- жетоны ;
- плакаты с изображением  различных птиц;
- мультимедийное оборудование.
В игре участвуют учащиеся 7  класса.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_docx.docx67.83 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пристенская ООШ»

Круглый стол

«Не забывай о птицах зимой»

        Учитель биологии МОУ «Пристенская ООШ»

         Валуйского района Белгородской области

        Даньшина Галина Петровна

Не забывай о птицах зимой.

Цели;

  • экологическое воспитание учащихся;
  • расширение кругозора;
  • проверка знаний, эрудиции.

Ведущие – 2 человека

 Помощники- - 2 человека.  Помощники следят за ответами, раздает жетоны.

 Оборудование:

  • жетоны ;
  • плакаты с изображением  различных птиц;
  • мультимедийное оборудование.

В игре участвуют учащиеся 7  класса.

1 вед.

В течение зимы в нашей школе проходила акция «Птичья столовая», направленная на защиту и сохранение численности видов и охрану птиц. В ходе которой вы наблюдали за птицами, делали кормушки, скворечники, рисовали плакаты , писали стихи и заметки в газету и т.д.

      Подводя итог этой  акции, сегодня мы проведем круглый стол под девизом: «НЕ ЗАБЫВАЙ О ПТИЦАХ ЗИМОЙ»

                   

    1 вед. 

Но как бы человек не любил природу, преумножал ее богатства, давление общества на нее постоянно возрастает, что приводит к потере биологического разнообразия видов. Потеря любого вида, в том числе и птиц, крайне нежелательна для биосферы.

Почему ?         – он участвует в круговороте веществ;

  • поддерживает равновесие в природных экосистемах;
  • каждый вид уникален, и не может быть заменен другим.

Ученик:

До появления человека на Земле средняя продолжительность жизни вида у птиц была около 2 млн. лет. Человек ускорил гибель многих видов.

С 1600 г., когда исчезновение видов начали подтверждать документально, на Земле вымерло 94 вида птиц.

2 вед.

Назовите причины сокращения птиц?

  • прямое истребление (охота, отлов);
  • изменение среды обитания (сведение лесов, распашка полей);
  • загрязнение окружающей среды (нефтяное, химическое, радиоактивное и др.) .

Ученик:

Занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающий его существованию. Красная книга – важнейший документ, содержащий описание современного состояния редкого вида, причин его бедственного положения и основные меры по спасению.

2 вед.

Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о беспредельной их любви к Матери Природе, ее почитании. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связанных с миром животных, в том числе птиц.

Конкурс «Разминка»

 Ведущие по очереди задают загадки, а за правильный ответ – участники зарабатывают жетон.

1) Может и разбиться,

 Может и свариться,

 А захочет - в птицу

Может превратиться. (яйцо.)

2) «Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

Белый голубь - символ мира - Пролетит сквозь дым и тьму. В Будапеште и в Каире, В Пакистане и в Алжире Люди рады все ему.

3) Пароход идет по Волге,

 Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою - стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полет.

Эти птицы окружили

 Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну...

 Погоди, когда поймаю,

 Подарю тебе одну. (Чайки.)

4) Как-то вышел я с ружьишком на охоту

 И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги - настоящие ходули! –

В воду темную болотную шагнули.

 А потом, как эти птицы полетели,

 Им во след и вы бы тоже поглядели,

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли.) 

Журавли ведь это были на болоте

 -Вот кого я нынче видел на охоте.

5) Эта птица не простая:

Днем его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

 С наступленьем темноты.

Днем любой его обидит:

 Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

 Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают,

Как зеленые шары. (Филин.)

6) «Он умом богат», -

Это в шутку говорят.

А на самом деле он

Не особенно умен.

Тем лишь только и приметен,

Что окраской разноцветен,

Напускает важный вид,

Что услышит- повторит. (Попугай.)

 

7) Что за домик на березе

 С круглой дырочкой в доске?

 Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга. (Скворец.)

8) В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)

9) Не за морем птица эта –

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист)

Подведение итогов конкурса.

Ученик (стих)

Куропатки на ночлег

 в голубой нырнули снег.

И до самого рассвета

В этом сказочном лесу

Куропаткам снилось лето

С голубикой на лугу.


  1. Викторина

 Поразмыслим не спеша, один вопрос -три ответа. Найди правильный!

Поочередно ведущие задают  вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд.

Вопросы:

1  Для чего дятел «барабанит»?

-клюв чистит;

-кому-то что-то сообщает;

-музыкой увлекается.

 (Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».}

2  Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не
повреждается?

-дятел имеет крохотный мозг;

-голова на амортизаторах;

-череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.)

  1.  Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

-освобождается от паразитов;

-разыскивает пищу.

 (И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

  1. Сколько перьев у птиц?

-не пересчитать;

-более тысячи;

-более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

  1. Какие птицы самые быстрокрылые?

-соколы и ястребы

-ласточки и стрижи;

-        утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)

  1. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

-журавль откладывает всего одно яйцо;

-сильный птенец убивает слабого;

   -птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

 (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

6  Какая птица является чемпионом по нырянию?

-утка;

-гагара;

-пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Антарктиды - ныряет до 200 метров.)

  1.  А кто из птиц лучший танцор?

-павлин;

-гусь;

-журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Живые синонимы».

 Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...

1 Могучий, как... (орел).

2 Вольный, как... (птица).

3 Мудрый, как... (ворон).

4 Вороватый, как... (сорока).

5 Важный или спокойный, как... (гусь).

6 Важный или надутый, как... (индюк).

7 Верность... (лебединая).

8 Любовь и нежность... (голубиная).

9 Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

     10 Длинноногий, как... (журавль).

11 Большеглазый, как... (филин).

12 Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

13 Взгляд хищный, каку... (ястреба).

14 Взгляд зоркий, как у... (сокола).

15 Нос с горбинкой, или... (орлиный).

16 Нос приплюснутый, или... (утиный).

17 Шея красивая, или... (лебединая).

18 Выступать величаво, как «пава», или... (павлин).

19 плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

20 Болтать или трещать, как... (сорока).

21 Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей,
птичка).

  1.  ворковать, как... (голубь).

  1. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
  2. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).
    Подведение итогов конкурса.

Ученик (стих)

Шелестит в уборе сосен

Желтоватый королек,

Пыль сосновую разносит

Он, как легкий огонек.

                          Конкурс «Веришь - не веришь»

1  Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)

  1. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное
    приспособление - щиток из перьев, которое называется
    седло?
     (Нет.)

  1. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)  

4.Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это
королек?
 (Нет.)

  1. Верители вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)

  1. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)

За каждый правильный ответ участники  получают жетоны. Подведение итогов конкурса.

              Конкурс «Узнай по портрету»

1-й вед. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

Подведение итогов игры. Пока участники и помощники  подсчитывают жетоны, звучит песня «Аист на крыше» (музыка Д. Тухманова, слова А. Поперечного). Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты и  призы ).

Вед. 2  Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.

Ученик (стих)

Просьба.

                           Раненая птица в руки не давалась,

                            Раненая птица птицей оставалась.

         Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

                          На траве кровавой вздрагивала птица.

      Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

                         Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

                        Ведь небо без птиц - не небо,

                          А море без рыб - не море,

                        А земля без зверей - не земля.

                         Люди-исполины, люди-великаны,

                        Есть у вас винтовки, сети и капканы.

 Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

 И должно быть сердце. Сердце человечье!

                        Люди - человеки, страны и народы,

                       Мы теперь навеки должники природы!

                       Надо с этим долгом как-то расплатиться,

      Пусть расправит крылья раненая птица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Конкурс проектов «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Цели: Развивать у детей чувства симпатии ко всему живому. Создать оптимальные условия для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребёнка через организацию совместно...

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Воспитание бережного отношения к природе. Развитие познавательного интереса, экологических знаний о птицах в зимний период....

Сценарий итогового мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Итоговое мероприятие по акции "Поможем зимующим птицам"...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Круглый стол "Покормите птиц зимой"

Воспитательное мероприятие проводится в рамках акции "Покормите птиц зимой"....