Методическая разработка "Организация воспитательных мероприятий в ОУ"
методическая разработка на тему

Шакирова Лариса Владимировна

в материале представлены рекомендации по организации итпроведению масовых мероприятий, а также формы мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Методика организации воспитательных мероприятий.

План:

1.Развите творческого потенциала детей ДО.

2.Формы воспитательного мероприятия.

3.Игровые формы, особенность их использования в работе с детьми.

4. Методика организации конкурсных программ. (Приложения).

       1. Развитие образовательно-воспитательного учреждения дополнительного

 образования детей непрерывно связано с деятельностью педагогических

коллективов.

       Учреждения дополнительного образования должны функционировать в инновационном режиме, создавая и апробируя новые образовательные структуры, новые программы, способные обеспечивать развитие детей с различными способностями (обычных, одаренных, детей с замедленным развитием, детей инвалидов). Какие бы ни были идеи, новейшие технологии, благоприятные условия, без хорошо подготовленного педагога высокой эффективности работы добиться невозможно. Педагоги выступают самым ценным ресурсом учреждений дополнительного образования детей, а наш педагогический потенциал - предпосылкой его конкурентоспособности.

    В связи с этим сейчас актуальна проблема развития творческого потенциала детей в процессе учебно-воспитательного действия. Развитие творческого потенциала – это саморегулирующий процесс, системобразующими компонентами которого выступают самопознание, творческое самоопределение, самосовершенствование, творческая реализация ребят и их дальнейшее творческое становление.

2. Воспитательное мероприятие- это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.

Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание и, конечно же, название.

Если составить перечень названий тех мероприятий, которые проводятся в нашем учреждении, то получится довольно длинный список, но при внимательном рассмотрении этого списка можно обнаружить, что при всем разнообразии  названий в основе  большинства мероприятий лежат одни и те же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание – это определенный показатель методической грамотности. Ошибочное отождествление название с формой, а формы с содержанием приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм содержанием с последующим придумыванием (старым формам с новым содержанием) привлекательных названий. Это явление не свойственно исключительно педагогике, такую же ситуацию можно наблюдать в любой области человеческой практики: количество форм всегда меньше, чем количество возможных вариантов содержания

внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возможных названий.

       

Педагог, усвоивший эту, казалось бы, простую истину находится в более выигрышном положении, чем педагог, продолжающий бессмысленный поиск новых форм воспитательной работы. Ведь для успешного проведения мероприятия нужно:

  1. Знать существующие формы.
  2. Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием.
  3. Уметь придумать полученному результату название.  

Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» - это все, что требуется от педагога для проведения воспитательного мероприятия.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма - содержание-название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью. Кстати термин «форма» обозначает нечто устойчивое, установленное, устоявшееся.

Далее предлагаем перечень форм организации творческой деятельности

  1. Фестиваль
  2. Праздник
  3. Утренник
  4. Вечер
  5. Карнавал
  6. Бал
  7. Шоу
  8. Презентация
  9. Дискотека
  10. Посиделки
  11. Гуляние
  12. Ярмарка
  13. Смотр
  14. Концерт
  15. Выставка
  16. Музей
  17. Театр
  18. Сказка
  19. Представление
  20. Литмонтаж
  21. Суд
  22. Ринг
  23. Защита
  24. Турнир
  25. Конкурс
  26. Викторина
  27. Аукцион
  28. Агитбригада
  29. Встреча
  30. Визит
  31. Слет
  32. Собрание
  33. Выборы
  34. Парад
  35. Линейка
  36. Митинг
  37. Демонстрация
  38. Шествие
  39. Диспут

  1. Дискуссия
  2. Диалог
  3. Стол (круглый стол философский, стол заказов)
  4. Конференция
  5. Брифинг
  6. Референдум
  7. Лекторий
  8. Семинар
  9. Доклад
  10. Школа
  11. Урок
  12. Фабрика (Мастерская)
  13. Почта
  14. Магазин
  15. Фирма
  16. Банк
  17. Копилка
  18. Город
  19. Устный журнал
  20. Газета
  21. Рассказ
  22. Репортаж
  23. Теле-радиопередача
  24. Интервью
  25. Календарь
  26. Вестник
  27. Калейдоскоп
  28. Капустник
  29. Панорам
  30. Реклама
  31. Беседа
  32. Клуб
  33. Кружок
  34. Олимпиада
  35. Бой
  36. Сражение
  37. Марафон
  38. Спор

     

  1. Спартакиада
  2. Чемпионат
  3. Старты
  4. Соревнование
  5. Эстафета
  6. Игрища
  7. «Деловая игра»
  8. типа:

«Что? Где? Когда?”

Брейн-ринг

“Морской бой”

“Взломщик”

“Х-0”

“Счастливый случай”

«Поле чудес» и др.

  1. Состязание
  2. Субботник
  3. Игра-викторина
  4. Десант
  5. Рейд
  6. Атака
  7. Разведка
  8. Штурм
  9. Марш
  10. Операция
  11. Поход
  12. Акция
  13. Час
  14. День
  15. Неделя
  16. Огонек
  17. Костер
  18. Круиз
  19. Экскурсия
  20. Путешествие
  21. Экспедиция
  22. Пробег

108. Поездка

109. Переписка

3.Рассмотрим две наиболее популярные формы организации детского развивающего досуга - игра и конкурсная программа

Одна из наиболее эффективных форм, помогающих в развитии творчества - игра. Через  игру ребенок знакомится с обществом, знакомится с отношениями  людей, профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственная форма деятельности, направлена на развитие не способностей, а способности к творчеству в целом. Наблюдения показывают, что не все дети умеют играть. И наша задача состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит научиться жить в обществе. Привлечь детей к игре, можно целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются педагогическими, так, как предлагают детям разные условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требуют от него новых моделей поведения. В нашем учреждении возможно и уместно создавать игровые ситуации на занятиях.

 Педагогу, использующему игровые ситуации в воспитательном процессе, надо знать направления педагогического руководства игровой деятельностью:

  1. Вовлекать детей в игру, используя новые приемы, побуждающие желание играть.
  2. Помогать решать игровые задачи, действуя по правилам.
  3. Развивать творчество в процессе игры.

Игра позволяет решать самые  разные образовательные и воспитательные задачи:

  • Помогает  детям обрести уверенность в своих силах;
  • Обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, выработку привычки к самосовершенствованию;
  • Включает ребенка в процесс познания и воспитания;
  • Развивает способности ребенка к самоорганизации.

 Приведу примеры использования игровых форм в своей работе.

Особенность любительского детского театра – это широкое использование игры. Среди игровых театрализованных форм лидирующее место занимают:

  1. Театрализованное представление – сценическое эстрадное театрализованное  действие, объединенное единым авторским замыслом.

             В процессе монтажа соединяются различные виды и жанры литературы и искусства             (загадки, игры, песни, изо, фольклор…). Оно может быть посвящено определенным календарным датам, общественным событиям, какой-либо теме.  

Виды таких мероприятий публицистические, эстрадно-юмористические, ярмарки, концерты, соревнования, фестивали…

Основные признаки театрального представления – это яркое действие. Здесь четко просматривается разделение на сцену и зал,

Игровая пьеса – это собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые этюды со зрителями. Один из приемов – диалоги персонажей со

По своему характеру и содержанию викторины подразделяются на 3 основных вида: тематические, литературные, музыкальные.;

Процесс игры включает:

  • Выбор роли.
  • Игровые действия как средства реализации этих ролей.
  • Игровое использование предметов, т.е.
  • Замещение реальных вещей условными.
  • Реальные отношения между играющими.
  • Сюжет (содержание), область действительности, условно воспроизводимые в игре.

Участвуя в игре, ребенок максимально полно реализуется как субъект, у него появляется интерес к творчеству.

Другая популярная форма организации детского досуга - конкурсная программа.

Все конкурсные программы организуются одинаково, разное лишь содержание.

То есть, с точки зрения организации, конкурс молодых вокалистов, конкурс рисунков на асфальте, или конкурс на лучший анекдот ничем не отличаются друг от друга.

В основе любой такой программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Интересно, что этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах всей живой и, даже неживой природе.

Специально организованные педагогом соревнования, в каком- либо виде деятельности и называются конкурсными программами.  Конечно, под это определение попадают и спортивные мероприятия. Но соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организаторскую специфику. Круг конкурсных программ исключительно широк:

1.Конкурс рисунков на асфальте.

2. Конкурс актерского мастерства.

3. Конкурс  авторской песни.

4. Конкурс  фотолюбителей.

5. Конкурс  снежных скульптур.

6. Конкурс  рекламных роликов.

7. Конкурс  праздничных стенгазет

88. Конкурс  юных туристов.

99. Конкурс  плетения.

110. Конкурс юных детективов.

111. Конкурс мастеров бодибилдинга

112. Конкурс выжигания на фанере.

113. Конкурс загадок.

114. Конкурс циркового искусства…

 Конкурсные программы – это соревнования, в каком- либо виде человеческой деятельности, и практически любой вид может лечь в основу конкурса. Поскольку цель такого соревнования – сравнения уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс -  это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

  • Сформировать адекватную самооценку;
  • Развить свои волевые качества;

  • Воспитать свой эстетический вкус;
  • Самоопределиться в мире увлечений и профессий;

Организация таких программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей.  Совсем  не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «поединок», «смотр», «сражение» и т.д. Вот перечень тех вопросов и проблем, которые встанут перед организатором любой  конкурсной программы:

  • Участники.
  • Задания.
  • Критерии
  • Жюри
  • Призы
  • Ведущий
  • Реквизит
  • Техника
  • Помещение
  • Зрители

      При организации любой конкурсной программы все эти организационные вопросы необходимо учесть и решить, но степень важности отдельных пунктов в каждой программе разные.

     Организатор воспитательной работы в любом детском образовательном  учреждении должен заниматься не поиском каких-либо новых форм  мероприятий (все формы давно уже известны), а наполнять эти мероприятии новым содержанием, делая их тем самым интересными, актуальными и мобильными.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"

Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...