классный час "Семья и семейные ценности"
классный час (10 класс) на тему
Классный час ( воспитательный) о семейных ценностях для старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_semya_i_semeynye_tsennosti.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема классного часа: «Cемья и семейные ценности».
Эпиграф « Семья - это дом,
Где тепло и уют,
Где любят тебя,
И, конечно же, ждут.
Семья это те,
Без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,
Родней и дороже.
Цель: сформировать у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения занятия участники смогут
- Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;
- Сформулировать критерии оценивания устного выступления, принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;
- Отстаивать собственное мнение;
- Задуматься, осознать, занять позицию.
Оформление класса: рисунки учащихся о своей семье.
Звучит музыка «Родительский дом».
Вступительное слово учителя.
Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое – семья. Однако учёные-социологи, утверждают, что, на самом деле, почти никто из современных людей не знает, что такое на самом деле семья. И именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи. Какие у Вас ассоциации со словом «семья»?
Ответы учащихся.
Учитель:
А давайте на понятие «семья» посмотрим совсем по другому. Продолжите мои необычные предложения. Для этого разобьемся на пары. Каждой паре свой вариант задания:
- семья – это цвет. Какой?
- семья – музыка. Какая?
- семья – это постройка. Какая?
- семья – это фильм. Какой?
- семья – это геометрическая фигура. Какая?
- семья – это настроение. Какое?
Обсуждение ассоциаций.
Учитель:
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет Вы женитесь и создадите собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Каждая группа учащихся получила за несколько дней до классного часа задание. Давайте посмотрим ваши творческие отчёты.
Группа 1:
Наше задание – выяснить с различных источников информации, что такое семья. Вот, что мы получили:
- словарь Ожегова С.И. « Семья – это группа, живущих вместе близких родственников»
- Интернет, википедия « Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Группа 2:
Наше задание – выяснить типы семей. Семья бывает:
1) В зависимости от форм брака:
- моногамная – состоящая из двух партнёров
- полигамная – один из супругов имеет несколько партнёров
2) В зависимости от пола супругов:
- однополая семья
- разнополая семья
3) В зависимости от количества детей
- бездетная
- однодетная
- малодетная
- многодетная
4) - полная – есть оба родителя
- неполная – семья только из одного родителя и детей.
Группа 3:
Наше задание – выяснить функции семьи:
- репродуктивная – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения
- хозяйственно-экономическая – питание семьи, приобретение имущества, одежды, обуви, еды, благоустройство жилища, устройство быта и уюта
- регенеративная – наследование статуса, фамилии, имущества
- духовного общения – развитие личностей семьи
- психотерапевтическая – удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке.
Группа 4:
Наше задание – выяснить названия всех родственников в семье. И сейчас мы с вами поиграем. Мы называем члена семьи – вы отгадываете, кто это:
- свекровь ( мать мужа)
- свекор ( отец мужа)
- тёща ( мать мужа)
- тесть ( отец мужа)
- зять ( муж дочери)
- сноха (жена сына)
- золовка ( сестра мужа или жена брата)
- деверь ( брат мужа)
- шурин ( брат жены)
- свояченица ( сестра жены)
- мачеха ( неродная мать)
- отчим ( неродной отец).
Учитель:
Все группы справились со своими заданиями. А теперь давайте вспомним, какие пословицы или поговорки вы знаете о семье. Для того, чтобы вам легче было вспоминать, я включу вам песню.
Звучит песня «Погода в доме»
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хозяюшка в дому, что оладушка в меду.
Дом вести, не бородой трясти.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Учитель:
Вам уже по 15-16 лет, и может быть скоро, у вас будет своя собственная семья. А интересно ли вам, готовы ли вы к ней. Давайте проведём небольшой тест. За каждый положительный ответ о своих обязанностях в семье – один балл.
- забота о детях
- проверка домашнего задания
- посещение родительских собраний
- решение проблем, с которыми к вам обращаются дети
- организация детских торжеств в детсаду и школе
- организация семейных торжеств
- выполнение тяжёлой физической работы
- чтение специальной литературы по воспитанию детей
- покупка продуктов
10) уборка квартиры
11) стирка белья
12) ремонт квартиры
13) мелкий ремонт ( мебель, электроприборы)
14) поддерживание контактов с соседями
15) планирование семейного бюджета
16) оплата коммунальных услуг
17) покупка одежды, мебели
18) уход за домашними животными.
Обработка данных:
- 5 и менее баллов – вы хотите получить не вторую половинку, а
домработницу
- 6-14 – у вас нет причин для тревоги, но всё же подумайте, не много ли
обязанностей вы перекладываете на плечи супруга ( супруги)
- 15 и более –вы готовы к семейной жизни.
Учитель:
Я подготовила для вас буклеты с заповедями:
- Свято храни честь своей семьи
- Люби свою семью и делай её лучше
- Будь внимательным и чутким к членам семьи
- Дари родителям радость
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость своей семье
- Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Напоследок, чтобы дать вам пищу для размышлений, я хотела бы вам рассказать притчу.
Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За завтраком жена подумала: « Вот уже 50 лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу , что бы этот деликатес достался мне». Она намазала верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой маслом, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне такую радость. Вот уже 50 лет я не ел мягкий кусок хлеба, который больше всего любил. Я всегда думал, что она должна оставаться тебе, потому что ты так её любишь».
Любви и счастья Вам в семейной жизни!
Конспект
открытого классного часа
«Семья и семейные ценности»
Методика: Тренинг. Развивающие игры. Диагностика (выявление лидера, уровня сплоченности классного коллектива, развитие толерантности)
Тема: Межличностные взаимоотношения в классе.
Цель: Научение диалогическому общению.
Целевая группа: обучающиеся 8 класса
Длительность: 80 минут
Срок: 3.09.2012
Классным руководителем заранее подготовлен класс (цветы, разноцветные шары, торт. В плане- отметить день рождение летних именинников (как традиция у данного класса с 5 класса), отпраздновать 1 сентября )
Ход занятия.
Приветствие детей.
- Разминка «Нарисуй настроение» (диагностика готовности к открытому занятию)
Кл.рук. Ребята, почему сегодня у всех нас такое приподнятое, веселое настроение?
(8-миклассники: рады встрече друг-другу, соскучились, надоело сидеть дома, тут все такое родное…….)
Кл.рук. спасибо, столько приятных слов было сказано. А к какому слову можем «прикрепить» все эти приятные слова?
(8-миклассники: конечно же, мы все сейчас говорим о школе )
Кл.рук. Школа- для всех нас (и ученикам , и учителям- это второй родной дом, место, где нас ждут, место, где нас понимают, нам помогают. …(помогают дети, все слова записываются на доске). Нас поддерживают, где мы можем не только получать образование, мы все тут живем, учимся жить. И как дома, в школе классы- это семьи. Семьи, которые состоят из большего количества членов семьи (например, наш 10 и 5 классы- по 15 человек в каждом классе, или как вы, немногодетная семья- из 4 человек). Что же такое семья? (ребята дают ответы на листочках, эти же листочки можно будет показать их родителям на родительском собрании).
Кл.рук. семья-………………………………………(ключевые слова мы должны найти, выписать на доске(получились: взаимопонимание, дружба, поддержка, традиции, помощь, умение выслушать друг друга, подчиняться сложившимся правилам в семье, уважать-почитать взрослых….)). Молодцы, а давайте и мы сами себе докажем, что мы, наш 8 класс-это дружная, крепкая семья.
А для этого поиграем.
Итак, «Семья и семейные ценности»
- Диагностическая игра «Кораблекрушение».
Инструкция: Детям (в группе) раздается листочки, на которых написано, что можно взять с собой. Но можно выбрать только 3 предмета из: доллар, шоколад, пластиковая бутылка, сетка от комаров, спички, радиоприемник, бочка нефти, карта, резиновые сапоги, ватный матрас, резиновая лодка, спасательный круг, тюк шерсти, сеть для ловли рыб, суточный паек.
Вопросы для обсуждения. Как вам работалось в группе? Что мешало?
Составление правил общения. (не грубить ,не кричать, быть культурным, принимать точку зрения другого, спокойно доказать свое мнение)
Наблюдение. Кто вел работу, как вели себя дети в диалоге, кто был лидером, кто брал на себя ответственность…..
3. «Дружная переправа».
Инструкция: Все дети встают в ряд около стенки. Задача детей перейти класс до другой стенки, но совершенно разными способами. Если дети пошли не вместе или выбрали одинаковый ход, то всю команду вернуть назад. И так до тех пор, пока не перейдут до другой стенки. Дети должны прийти к тому, что прежде чем начать переход, им нужно дружно договориться.
Наблюдение. На доске написать ключевое слово «Дружба», но это слово должны сами дети сказать-найти по предыдущей игре.
- «Рисуем картину». Цель: нужно понять, что любит делать класс.
Инструкция: Задать вопрос любому ученику «Что любит делать класс на переменке». И нарисовать один предмет. Другие по очереди дорисовывают по одному предмету. Заканчивают один общий рисунок. Последний ученик рассказывает о картинке. А тот, кто первый начал рисовать, делает выводы, пришел ли класс к единому мнению.
- «Делаем подарочек». Во время предыдущего задания, чтобы другие не сидели просто так, рисуют на маленьком листочке маленькие подарочки. Попробовать узнать мечту своего одноклассника. И, стоя в кругу, дарить друг другу эти подарочки. Второе ключевое слово «Взаимопонимание». А главное, при дарении нужно подарить не просто так, а какими-то определенными жестами. Какие жесты могут быть (обнять, подмигнуть, большой палей показать, похлопать по плечу, погладить по голове, кивок головы, поцелуй…)
- «Это я». Инструкция: на листочке написать-описать себя. Кто он, какой он, что он любит, чем он занимается, мой любимый предмет, мой нелюбимый предмет, мой друг, кем я стану… Ведущий собирает листочки, и вслух зачитывает, а ученики должны узнать, про кого идет речь.
- «Качели». Стоя в кругу, дети раскачивают друг друга в разные стороны.(уверенно ли чувствовал себя на руках одноклассников.. Доверяет ли он своим одноклассникам….)
- «Поговорим». Инструкция: Каждый должен закончить фразу. Рефлексия.
- Мне нравится в классе то, что….
- я хочу, чтобы в моем классе…..
- Не нравится, когда одноклассники…
- Я пожелаю своему классу
- мой класс-это …….. (ответ должен быть- самая настоящая семья)
- а мои одноклассники-это….(ответ должен быть-мои близкие люди)
Обсуждение каждого шага. Пояснение некоторых итогов наблюдения. Что нового узнали о самих себя и о других одноклассниках и расстроены ли они новым….
Кл. рук. А раз мы семья, и наши определения в начале урока совпали с итогами работы, то как у каждой семьи, по традиции- чаепитие с тортом, поздравления именинников.
«Всего час с классом- а сколько приятного!!!
Классный час- 1 сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Семья. Семейные ценности".
Целью этого классного часа является формирование у детей представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое о...
Классный час" Семья.Семейные ценности".
Разработка классного часа....
Классный час: Семья. Семейные ценности.
Классный час: Семья. Семейные ценности.Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, ...
Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: · подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...
Классный час: "Семья. Семейные ценности"
МЕтодическая разработка классного часа...
классный час "Семья, семейные ценности"
классный час...
Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"
классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...