"Не перевелись еще богатыри на земле русской..."
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Чос Любовь Николаевна

Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.

Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.

Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.

Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, проектор, набор карточек с заданиями.

 

Ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogateri.docx20.24 КБ
Файл bogateri.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Не перевелись еще богатыри на земле русской ….

Чос Л.Н., Мымрикова Е.В.

Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.

Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.

Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.

Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, проектор, набор карточек с заданиями.

Ход урока

Ведущая: Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.

Много раз враги нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.

Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.

Былина от слова "быль", т.е то, что произошло и осталось в памяти народной.

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и, несмотря на временные поражения, славные русичи всегда оказывались победителями.

Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.

Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!

(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).

Викторина

1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.

2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?

3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)

5. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

6. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

7. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)

8. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)

9. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)

11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

12. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

13. "В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети, сам ласковый, обходительный". Чей это портрет? (Добрыня Никитич)

14. С кем сражался Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)

15. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашка)

Количество вопросов можно сократить до 10 и меньше.

– Верный помощник богатыря – его конь. Командам предложены карточки со следующими вопросами:

1. Как богатырь относится к своему коню?

2. Как богатырь седлает коня?

3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?

Ответы: 1. Богатырь, как правило, обращается к коню ласково, подчеркивая его силу. Богатырский конь под стать своему хозяину и по воинской доблести, и по силе. Он помощник ему на боевом поле (приводятся примеры из текстов былин). 2. Седлание коня богатырем – целый обряд (пример из былины “Илья Муромец и Калин – царь”). 3. Попона – покрывало для коня. Иногда яхонты вставляли и в уздечку, так как в темноте они светятся и служат опознавательным знаком во время ночной езды. Свойство яхонтов светиться сильно преувеличено в былинах.

Вопросы зрителям:

– Приблизительно из скольких колец состояла кольчуга? Какие вы знаете синонимы к этому слову? (ответ – колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого и очень много весила – 12 -16 кг, синонимы к слову кольчуга – панцирь, байдана).

– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).

Задание 1

Ведущий: Давайте помечтаем и перенесёмся в древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее  утро.

Из того ли города Мурома, 
Из  того ли села Карачарова 
Выезжал удалой дородный добрый молодец…

– Кто не помнит этот классический зачин? (Все  былины  начинаются с зачина).
– Вот  и в нашем первом задании из ворот выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нём…

Вопрос:  Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу?

(Командам предложены задания на индивидуальных карточках с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи. Ответ нужно  обосновать, объяснить значение данных слов.)

Лук, налуч, колчан, буса.

Рогатина, палица, булава, глуздарь.

Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.

Ответы:

Лук – вид оружия.

Налуч – чехол для лука.

Колчан – сумка для хранения стрел.

Буса – большая долблённая лодка с острым носом.

Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым железным наконечником.

Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом.

Булава – палица булатная (стальная), служила для поражения защищённой шлемом головы воина, состояла из металлической головки в виде шара, укреплённого на коротком древке. Глуздарь – птенец, не умеющий летать. Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий  древности.

Ложня – спальная комната.

Кольчуга – рубашка, сплетённая из железных колец, для предохранения тела от металлического  оружия.

Тегиляй – одежда воина в виде стёганного  ватного кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником.

Учитель: Обратимся к этимологии слова «богатырь». В словаре церковно-славянского  языка говорится, что корень этого слова «ба» – китайского происхождения. От него произошли слова «батор», «батыр» и наше «богатырь». Заглянем в китайско-русский словарь. Древнему « БА» – (сила в нём)  соответствуют современные слова ЮН, ЧУЖАН – сила, мощь, отвага. Слово «богатырь» звучит как ЮНТУ ЧЖУАНТУ, где иероглиф ТУ означает «земля», т.е. по-китайски слово «богатырь» означает «сила, мощь, отвага, идущие от земли, рождающиеся от соединённости, сцепки с землёй».

Ученик (продолжает): Как, из чего рождается в Илье Муромце сила? В былине, в тексте это происходит следующим образом:

«Налил  странник воды в ковшичек.

– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки!

Выпил Илья и почувствовал в себе силу богатырскую. Странники его спрашивают:

– Много ли чуешь в себе силушки?

– Много, странники. Кабы мне соху, всю землю бы вспахал.

– Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлеборобных полей.

Выпил Илья и остаточек.

– А теперь много ли в тебе силушки?

– Столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, схватился бы я за него и всю землю повернул бы!»

Учитель: Сила в Илье Муромце родилась из его смирения. Что есть смирение? Это со-мирение, примирение, т.е. бытие с миром, при мире, с землёй, при земле.

Задание 4.

Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ. В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.

Задание 5.

Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение).

Задание 6.

– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом

Задание 7.

– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?

Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.

Задание 8.

Перед вами изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывали камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет «белый».

Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет.

(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).



Предварительный просмотр:

Не перевелись еще богатыри на земле русской ….

Чос Л.Н., Мымрикова Е.В.

Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.

Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.

Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.

Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, проектор, набор карточек с заданиями.

Ход урока

Ведущая: Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.

Много раз враги нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.

Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.

Былина от слова "быль", т.е то, что произошло и осталось в памяти народной.

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и, несмотря на временные поражения, славные русичи всегда оказывались победителями.

Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.

Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!

(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).

Викторина

1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.

2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?

3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)

5. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

6. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

7. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)

8. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)

9. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)

11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

12. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

13. "В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети, сам ласковый, обходительный". Чей это портрет? (Добрыня Никитич)

14. С кем сражался Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)

15. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашка)

Количество вопросов можно сократить до 10 и меньше.

– Верный помощник богатыря – его конь. Командам предложены карточки со следующими вопросами:

1. Как богатырь относится к своему коню?

2. Как богатырь седлает коня?

3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?

Ответы: 1. Богатырь, как правило, обращается к коню ласково, подчеркивая его силу. Богатырский конь под стать своему хозяину и по воинской доблести, и по силе. Он помощник ему на боевом поле (приводятся примеры из текстов былин). 2. Седлание коня богатырем – целый обряд (пример из былины “Илья Муромец и Калин – царь”). 3. Попона – покрывало для коня. Иногда яхонты вставляли и в уздечку, так как в темноте они светятся и служат опознавательным знаком во время ночной езды. Свойство яхонтов светиться сильно преувеличено в былинах.

Вопросы зрителям:

– Приблизительно из скольких колец состояла кольчуга? Какие вы знаете синонимы к этому слову? (ответ – колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого и очень много весила – 12 -16 кг, синонимы к слову кольчуга – панцирь, байдана).

– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).

Задание 1

Ведущий: Давайте помечтаем и перенесёмся в древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее  утро.

Из того ли города Мурома, 
Из  того ли села Карачарова 
Выезжал удалой дородный добрый молодец…

– Кто не помнит этот классический зачин? (Все  былины  начинаются с зачина).
– Вот  и в нашем первом задании из ворот выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нём…

Вопрос:  Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу?

(Командам предложены задания на индивидуальных карточках с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи. Ответ нужно  обосновать, объяснить значение данных слов.)

Лук, налуч, колчан, буса.

Рогатина, палица, булава, глуздарь.

Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.

Ответы:

Лук – вид оружия.

Налуч – чехол для лука.

Колчан – сумка для хранения стрел.

Буса – большая долблённая лодка с острым носом.

Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым железным наконечником.

Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом.

Булава – палица булатная (стальная), служила для поражения защищённой шлемом головы воина, состояла из металлической головки в виде шара, укреплённого на коротком древке. Глуздарь – птенец, не умеющий летать. Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий  древности.

Ложня – спальная комната.

Кольчуга – рубашка, сплетённая из железных колец, для предохранения тела от металлического  оружия.

Тегиляй – одежда воина в виде стёганного  ватного кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником.

Учитель: Обратимся к этимологии слова «богатырь». В словаре церковно-славянского  языка говорится, что корень этого слова «ба» – китайского происхождения. От него произошли слова «батор», «батыр» и наше «богатырь». Заглянем в китайско-русский словарь. Древнему « БА» – (сила в нём)  соответствуют современные слова ЮН, ЧУЖАН – сила, мощь, отвага. Слово «богатырь» звучит как ЮНТУ ЧЖУАНТУ, где иероглиф ТУ означает «земля», т.е. по-китайски слово «богатырь» означает «сила, мощь, отвага, идущие от земли, рождающиеся от соединённости, сцепки с землёй».

Ученик (продолжает): Как, из чего рождается в Илье Муромце сила? В былине, в тексте это происходит следующим образом:

«Налил  странник воды в ковшичек.

– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки!

Выпил Илья и почувствовал в себе силу богатырскую. Странники его спрашивают:

– Много ли чуешь в себе силушки?

– Много, странники. Кабы мне соху, всю землю бы вспахал.

– Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлеборобных полей.

Выпил Илья и остаточек.

– А теперь много ли в тебе силушки?

– Столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, схватился бы я за него и всю землю повернул бы!»

Учитель: Сила в Илье Муромце родилась из его смирения. Что есть смирение? Это со-мирение, примирение, т.е. бытие с миром, при мире, с землёй, при земле.

Задание 4.

Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ. В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.

Задание 5.

Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение).

Задание 6.

– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом

Задание 7.

– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?

Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.

Задание 8.

Перед вами изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывали камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет «белый».

Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет.

(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ...

сценарий праздника для 2 класса к 23 февраля...

Внеклассное мероприятие по теме : "И встанем богатыри, за землю русскую свою, стеной!"

В мероприятии использованы конкурсы между участниками, викторина со зрителями, поздравление адресованное приглашенным родителям. На  данном внеклассном мероприятии учащимся будет интересно провер...

НОД "Богатыри-защитники земли Русской"

Воспитать в детях мужество, любовь к Родине, желание служить Отечеству, защищать тех, кто в этом нуждается. Поддерживать в детях желаниебыть похожими на русских богатырей....

Классный час «Не перевелись ещё на земле русской мастера...».

- познакомить учащихся с русскими народными промыслами;- ввести учащихся в прекрасный мир талантливых русских умельцев;- открыть истоки народного мастерства;- заинтересовать учащихся техникой исполнен...

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Богатыри - защитники земли русской"

Актуальность: в наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей любви к своей Родине -  одна из важнейших...